VI краевая олимпиада по истории изобразительного искусства
Ф.И. участника олимпиады___Сироткина Софья_______________________
Вопросы I
1. Искусство_-это общая категория искусствознания и практик, выражающих действительность_через художественные образы_________________________________________________;
2. Виды ИЗО: Живопись, графика, Декоративно-прикладное искусство, архитектура, скульптура,______________________________;
3. Виды живописи: станковая, монументальная, декорационная(театрально-декорационная), иконопись, миниатюрная_________________________;
4. Живопись - это вид изобразительного искусства, предполагающий изображение объектов мира, зрительных образов и т.д. краской на какой-либо поверхности __________________________
5. Жанр- общность художественных произведений, выявляемая по определённому признаку, тематике, направлению, сложившаяся с ходом истории _______________________________________________________;
6. Виды жанров: натюрморт, пейзаж, портрет, бытовой, батальный, исторический, анималистический, мифологический, сказочно-былинный __________________________________;
7. Архитектура- это искусство проектирования и воссоздания построек, необходимых для жизни и деятельности________________________________________________________;
8. Виды архитектуры: ландшафтная(садово-парковая и малых форм), градостроительнство, объёмных сооружений(общественная, жилая, промышленная)___________________________;
9. Графика- вид изобразительного искусства, средствами исполнения которого являются штрих, линия, точка_________________________________;
10. Виды графики: книжная, прикладная, газетно-журнальная, плакатная, печатная графика ___________________________________.
Вопросы II
Расположение русских поселений в глубокой древности_вблизи водоёмов, почтовых путей, пахотных демель, избы строились близко друг к другу, деревни тоже были расположены близко друг к другу.
2. Неблагополучные места для строительства дома_тёмные, влажные, необжитые, места, где хоронили людей, была баня или дорога._________________________;
3. Самое надежное скрепление бревен при строительстве дома_является “в обло”_______________________________________________________________;
4. Почетное место в доме, с него начиналось любое важное дело, совершались ежедневные моления -_красный угол со столом и божницей, направленный на юго-восток________________________________;
5. Места в доме предназначенные для сна: на полатях и под ними(дети и холостая молодёжь), лавки, печь(чаще там спали старые люди), клети, сени(замужние пары в тёплое время спали там)_______________________________.
Кроссворд III
Вопросы:
По горизонтали: 1. Украшение под крышей в виде резных досок.
2. Доска, закрывающая наружные торцы подкровельных слег.
3. Жилое помещение, название которого происходит от глагола «истопить».
По вертикали: 1. Бревно с желобом венчающее крышу.
. Декоративное обрамление дверного или оконного проема.
3. Основа деревянной постройки.
п | о | д | з | о | р | ||||||||
х | |||||||||||||
л | |||||||||||||
у | н | ||||||||||||
п | р | и | ч | е | л | и | н | а | |||||
е | л | ||||||||||||
н | и | с | |||||||||||
ь | ч | р | |||||||||||
н | у | ||||||||||||
и | з | б | а | ||||||||||
к |
Подпишите место и название достопримечательности IV
1. Архитектурный ансамбль кижского погоста(Кижи) | 2. Музей-заповедник Шушенское(Шушенское) |
3. Архитектурно-этнографический музей “Тальцы”(Иркутск) | 4. Усадьба купца Л.Д. Желябо. Флигель. Дом с жар-птицами(Томск) |
5. Деревянные мельницы(Суздаль) | 6. Музей деревянного зодчества “Витославлицы”(Великий Новгород) |
7. Территория музея деревянного зодчества(Кострома) | 8. Церковь Преображения(Вознесения) на территории музея деревянного зодчества(Василёво) |
9. Территория архитектурно-этнографического музея-заповедник Щёлковский хутор(Нижний Новгород) | 10. Дом-музей ТРубецких(Иркутск) |
Дополнительные комментарии: история русского зодчества идёт из глубины веков. Деревянная архитектура на Руси имела отличные приёмы конструкции, что они не нуждались в изменениях до кирпично-каменного строительства. Всегда выделялась конструктивная суть, но и огромное внимание уделялось деталям, в них вкладывался большой смысл. Это можно увидеть на примере оконных наличников. К примеру, изображение солнца являлось символом оберега от злых духов. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
V. Напишите краткий анализ художественного произведения по одной из картин Аполлинария Михайловича Васнецова.
А.М. Васнецов “Богатыри”
Окончена в 1898 г, работа продолжалась около 20 лет. Материалы: холст, масло. Размеры: 295,5 * 446 см.
На картине изображены три богатыря - Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович. Воины, всматриваясь вдаль, ограждают народ от беды, хмурое небо и ветер, колышащий траву, не способны им помешать. Цветовая гамма будто говорит нам о том, как неспокойна природа и будто показывает.
Персонаж Ильи Муромца - ключевая фигура, он является реальным историческим лицом, этот богатырь спокоен, уверен в себе, губы плотно сжаты, что говорит о сосредоточенности, тяжёлая палица и могучий конь его помогают понять, насколько силён воин. Даже отенки, использованные Васнецовым указывают на его характер. Добрыня Никитич вдумчив, сосредоточен. Его положение показывает нам, что враг близок, ведь меч и щит наготове, а конь вот уже готов сорваться с места. Для написания его фигуры автор использует более лёгкие, не такие плотные цвета. Алёша Попович показан значительно моложе своих соратников. Сильный, сообразительный, он является воплощением смелости и отваги.
Произведение максимально точно отражает и каждой деталью своей рассказывает о той эпохе, пейзажи по своей красоте, качественности занимают далеко не последнее место, а герои внушают умиротворение и спокойствие своей мощью и величием.
VI. Творческое задание 1. На основе традиций русского деревянного зодчества и характерных особенностей русского деревянного оконного наличника, а также используя символику украшений, придумать и нарисовать авторский эскиз оконного наличника.