по специальности «Фармация»




ОТВЕТЫК СИТУАЦИОННЫМ ЗАДАЧАМ

Для первичной аккредитации выпускников, завершающих в 2018 году подготовку по образовательной программе высшего фармацевтического образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом

по специальности «Фармация»

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 1 [K002136]

1. Морфин – анальгезирующее наркотическое средство – относится к Списку II Перечня наркотических средств (НС), психотропных веществ (ПВ) и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации (РФ).

2. Морфин выписывается на рецептурном бланке форма №107/у - НП

«Специальный рецептурный бланк на наркотическое средство или психотропное вещество», на котором выписываются наркотические средства или психотропные вещества, внесѐнные в Список II Перечня НС, ПВ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, за исключением лекарственных препаратов в виде трансдермальных терапевтических систем.

Указанная форма рецептурного бланка утверждена приказом Министерства здравоохранения РФ от 1 августа 2012 года № 54н «Об утверждении формы бланков рецептов, содержащих назначение НС или ПВ, порядка их изготовления, распределения, регистрации, учѐта и хранения, а также правил оформления».

3. В Приложении № 1 к Порядку назначения и выписывания ЛП, утверждѐнном приказом МЗ РФ от 20.12.2012 г. № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания ЛП, а также форм рецептурных бланков на ЛП, порядка оформления указанных бланков, их учѐта и хранения», а также приказа Минздрава России от 01.08.2012 г. № 54н (ред. от 21.04.2016 г.) «Об утверждении формы бланков рецептов, содержащих назначение наркотических средств или психотропных веществ, порядка их изготовления, распределения, регистрации, учѐта и хранения, а также правил оформления» (Зарегистрировано в Минюсте России 15.08.2012 г. № 25190) указаны предельно допустимые количества отдельных наркотических и психотропных ЛП для выписывания на один рецепт. Для Морфина это количество составляет 20 ампул. Однако в приказе МЗ РФ от 20. 12. 2012 г. № 1175н имеется информация о том, что количество выписываемых НС при оказании паллиативной медицинской помощи может быть увеличено не более чем в 2 раза, то есть 40 ампул. В этих случаях на рецептах производится надпись: «По специальному назначению», отдельно скреплѐнная подписью медицинского работника и печатью медицинской организации «Для рецептов».

Кроме этого отсутствует дополнительный реквизит – подпись руководителя (заместителя руководителя) медицинской организации с указанием его Ф.И.О.

Эти требования не были соблюдены. В данном случае лекарство может быть отпущено только после внесения недостающей информации. Оформленный в соответствии с требованиями Правил выписывания рецептов действителен в течение 15 дней.


4. Морфин относится к средствам, подлежащим предметно-количественному учѐту (ПКУ), в связи с чем рецепт остаѐтся в аптеке.

Пациенту в обязательном порядке вместо рецепта выдаѐтся сигнатура, форма которой предусмотрена приложением № 5 к Порядку отпуска ЛС, утверждѐнному приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2005 года № 785.

В сигнатуре указывается:

 

- название органа управления здравоохранением или фармацевтической деятельностью субъекта Российской Федерации;

- наименование аптечной организации;

 

- номер рецепта;

 

- Ф.И.О. и возраст больного;

 

- адрес или номер амбулаторной карты;

 

- Ф.И.О. врача и телефон медицинской организации;

 

- воспроизводится пропись на латинском языке;

 

- подпись отпустившего ЛП и дата.

 

Имеется также указание о том, что для повторения отпуска ЛС требуется новый рецепт врача.

Кроме письменной информации в виде сигнатуры, провизор обязан предупредить о том, что при применении Морфина следует руководствоваться рекомендациями медицинского работника и инструкцией по медицинскому применению препарата и строго соблюдать режим дозирования, так как для Морфина установлены высшая разовая и суточная дозы, а также имеются побочные эффекты.

5. Условия хранения Морфина: в соответствии с инструкцией по хранению (в недоступном для детей и в защищѐнном от света месте при температуре не выше +20°C).

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 2 [K002137]

1. Сотрудник верно сделал расчѐты действующих и вспомогательных веществ поскольку:

Папаверина гидрохлорида 0,1×10=1,0

 

Кофеина 0,3×10 = 3,0

 

% твѐрдых веществ более 5% (13,3%) – 0,4 (общая масса твѐрдых веществ) – 3,0 Х - 100,0

Х= 13,3%, следовательно учитываем обратные заместительные коэффициенты для данных веществ


Бутирола 27,24

 

Папаверин гидрохлорид замещает 1/Еж = 0,63×1,0 = 0,63

Кофеин 1/Еж = 0,71×3,0 = 2,14

 

Расчѐт количества Бутирола:

 

3,0×10 - (0,63 + 2,14) = 27,24.

 

2. Изготовление суппозиториев на гидрофобных основах состоит из следующих стадий:

- подготовка лекарственных веществ и основы заключается в измельчении компонентов или самой основы, а затем сплавлении компонентов или расплавлении самой основы; предварительное измельчение основы облегчает еѐ дозирование и ускоряет расплавление;

- изготовление суппозиторной массы: компоненты основы расплавляют в выпарительной чашке с учѐтом их температуры плавления – вначале более тугоплавкие, затем с более низкой температурой плавления. Не следует основы длительно нагревать, что может привести к явлениям полиморфизма и изменению температуры плавления. Температура нагревания не должна превышать 45-50°С.

Лекарственные вещества в гидрофобные основы вводят в зависимости от их физико-химических свойств, согласно общепринятым технологическим правилам.

Приготовленная для выливания суппозиторная масса должна быть полуохлаждѐнной во избежание образования пустот и для обеспечения однородности, то есть охлаждают массу до температуры, близкой к температуре еѐ застывания.

Дозирование массы и формирование суппозиториев.

 

При использовании метода выливания эта операция осуществляется одновременно. Приготовленную массу заливают в разъѐмные суппозиторные формы, выполненные из металла, или пластмассовые. Во избежание прилипания массы к стенкам формы гнезда формы предварительно должны быть смазаны мыльным спиртом – гидрофильная смазка, а также охлаждены.

После разлива в формы их помещают в холодильник для быстрого застывания суппозиториев, чтобы предупредить осаждение взвешенной фазы на конце свечи. После застывания разъединяют разъѐмные части формы и освобождают суппозитории. Подсушивают на воздухе несколько минут.

Упаковка и оформление к отпуску осуществляется согласно требованиям нормативной документации.

3. При приготовлении суппозиториев на гидрофобных основах необходимо провести расчѐт количества основы. При известном объѐме гнезда формы учитывают


прямой Еж заместительный коэффициент, который показывает количество лекарственного вещества, занимающего тот же объѐм, что и 1 г жировой основы с плотностью 0,95. Обратный заместительный коэффициент используется при расчѐтах в случае содержания твѐрдых веществ 5 и более %.

На практике удобно пользоваться обратным заместительным коэффициентом 1/Еж, который равен количеству жировой основы, занимающий объѐм равный объѐму 1 г лекарственные вещества.

4. Оценка качества суппозиториев проводится по следующим показателям:

 

- наличие и правильность оформления документации,

 

- правильность оформления лекарственной формы к отпуску,

 

- одинаковая форма суппозиториев, однородность массы – определяют визуально на продольном срезе по отсутствию вкраплений,

- среднюю массу определяют взвешиванием 20 суппозиториев с точностью до 0,01 г, отклонение в массе суппозиториев не должно превышать 5%.

5. Данная пропись выписывается на рецептурном бланке формы № 107-1/у.

 

Рецепт, выписанный на рецептурном бланке формы № 107-1/у, действителен в течение 60 дней со дня выписывания.

Рецепт отдается вместе с ЛП с отметкой на рецепте, что лекарственный препарат отпущен, датой отпуска и подписью фармработника.

При выписывании медицинским работником рецептов на готовые лекарственные препараты и лекарственные препараты индивидуального изготовления пациентам с хроническими заболеваниями на рецептурных бланках формы № 107-1/у разрешается устанавливать срок действия рецепта в пределах до одного года и превышать рекомендуемое количество лекарственного препарата для выписывания на один рецепт, установленное приказом МЗ РФ от 20.12.2012 г. № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учѐта и хранения».

При выписывании рецептов сроком до одного года медицинский работник делает пометку «Пациенту с хроническим заболеванием», указывает срок действия рецепта и периодичность отпуска лекарственных препаратов из аптечной организации или индивидуальным предпринимателем, имеющим лицензию на фармацевтическую деятельность (еженедельно, ежемесячно и иные периоды), заверяет это указание своей подписью и личной печатью, а также печатью медицинской организации «Для рецептов».

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 3 [K002138]

1. Гриппоподобное состояние.


2. При наличии тревожных симптомов необходимо обратиться к врачу. Тревожные симптомы: жѐлтые и жѐлто-зелѐные выделения из носа, головная боль, нарушение зрения. При отсутствии тревожных симптомов порекомендовать противовирусное, симптоматическое лечение и обязательно обратиться к врачу для выявления точного диагноза. Порекомендовать постельный режим, проветривание помещений, обильное питьѐ.

 

3. Порекомендовать приобрести препараты для облегчения состояния пациента – безрецептурные препараты (иммуномодулирующие и симптоматические) и после посещения врача и уточнения диагноза приобрести рецептурные препараты.

4. Салфетки и солевые растворы для промывания носа: Долфин, Аквалор, Аффрин морская вода и Аква Марис и т.д. Сосудосуживающие (деконгестанты) препараты. Раствор Протаргола. Лекарственные растительные препараты (цветки липы, трава фиалки и т.д.).

 

5. Таблетки, порошки (саше), назальные лекарственные формы (капли, спреи, аэрозоли), капсулы, растворы, лекарственные растительные препараты (настои и отвары).

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 4 [K002139]

1. Недобросовестная конкуренция – нарушение общепринятых правил и норм конкуренции. Сутью недобросовестной конкуренции является нарушение законов и неписанных правил.

Недобросовестная конкуренция является нарушением статьи 34, п.2 Конституции РФ («Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию») и статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135- ФЗ «О защите конкуренции».

2. Ложные сведения о лечебных свойствах БАД к пище.

 

3. Распространение ложных, неточных или искажѐнных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации; введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа, места изготовления, потребительских свойств, качества товара, некорректное сравнение хозяйствующими субъектами производимых или реализуемых им товаров с товарами- конкурентами, продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности, получение, использование, разглашение научно- технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия еѐ владельца, тайный сговор на торгах и создание тайных картелей, ложная информация в рекламе.

4. Рекламу на препараты рецептурного отпуска разрешается размещать только в специализированных изданиях и среди специалистов (врачей и фармацевтических работников). Ограничений на размещение рекламы препаратов безрецептурного отпуска нет.

 

5. «Не является лекарством».


В данной рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах, при кино- и видеообслуживании – не менее чем пять секунд, и такому предупреждению должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами – не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 5 [K002140]

1. В случае обнаружения отклонений в количестве и качестве аптека обязана обеспечить сохранность непринятых грузов и предотвратить смешение их с однородными, принадлежащими аптеке. Для продолжения приѐмки необходимо вызвать представителя поставщика.

При выявлении несоответствия поставленного груза по количеству или качеству в адрес поставщика в течение 24 часов направляется уведомление, которое должно содержать следующую информацию:

- наименование груза, дату и номер счѐта-фактуры или номер транспортного документа;

- время, на которое назначена приѐмка по количеству или качеству и комплектности;

- при отклонении в количестве – количество недостающего товара;

 

- при отклонении по качеству и комплектности – основные обнаруженные недостатки товара.

2. Сроки приѐмки товаров, способы урегулирования претензий регулируются контрактом или договором о поставке. Не считаются обязательными основные документы в этой сфере – инструкция по приѐмке товара по количеству П-6 и инструкция по приѐмке товара по качеству П-7 Госарбитража СССР.

3. Уведомление о вызове представителя должно быть направлено или передано (по телефону, телеграфу и т.п.) не позднее 24 часов. При этом вызов представителя одногороднего поставщика является обязательным, а иногороднего – если это предусмотрено в договоре.

Представитель одногороднего поставщика обязан явиться не позднее чем на следующий день после получения вызова, если в нѐм не указан иной срок явки.

Представитель иногороднего поставщика обязан явиться не позднее чем в трѐхдневный срок после получения вызова, не считая времени, необходимого для проезда, если иной срок не предусмотрен в договоре.

Если представитель поставщика не явился по вызову получателя, а также в случаях, когда его вызов не является обязательным, в приѐмке товаров по количеству и составлении акта о недостаче может участвовать представитель общественности предприятия-получателя, также действующий на основании разового, выданного на


приѐмку конкретной партии товара удостоверения.

 

Результаты приѐмки товаров оформляются двусторонним «Актом об установленном расхождении по количеству и качеству при приѐмке товарно- материальных ценностей» в 3 экземплярах. Составление акта в одностороннем порядке допускается только с согласия поставщика. Составленные по всем правилам акты с приложенными товаросопроводительными и другими документами, свидетельствующими о причинах возникновения недостачи, являются основанием для направления претензионного письма поставщику товаров или транспортной организации, их доставившей.

Сроки направления претензии получателем товаров, а также порядок и сроки рассмотрения и ответа на неѐ поставщиком устанавливаются договором.

4. Товар обязательно должен быть зарегистрирован в качестве медицинского изделия, что должно подтверждаться копией регистрационного удостоверения. Качество МИ подтверждается сведениями о декларации соответствия в сопроводительных документах.

5. Для наилучшего сохранения резиновых изделий в помещениях хранения необходимо создать:

- защиту от света, особенно прямых солнечных лучей, высокой (более 20°C) и низкой (ниже 0°C) температуры воздуха, текучего воздуха (сквозняков, механической вентиляции), механических повреждений (сдавливания, сгибания, скручивания, вытягивания и т.п.);

- относительную влажность не менее 65% для предупреждения высыхания, деформации и потери их эластичности;

- изоляцию от воздействия агрессивных веществ (йод, хлороформ, хлористый аммоний, лизол, формалин, кислоты, органические растворители, смазочных масел и щелочей, хлорамин Б, нафталин);

- условия хранения вдали от нагревательных приборов (не менее 1 м).

 

Резиновые изделия размещают в хранилищах по наименованиям и срокам годности. На каждой партии резиновых изделий прикрепляют ярлык с указанием наименования, срока годности.

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 6 [K002141]

1. Да, до обращения к врачу (не более 3 дней) можно рекомендовать анальгетик. Предполагаем побочное действие блокатора кальциевых каналов. Рекомендуем обратиться к врачу с целью подбора другого антигипертензивного препарата.

2. Ацетаминофен и Ибупрофен, анальгетик-антипиретик и НПВС.

 

3. Механизм боли является ключевым при выборе анальгетической терапии. В случае острой боли целью терапии является еѐ купирование.


Основные усилия здесь направлены на лечение основного заболевания и устранение причины болевого синдрома. Для достижения этой цели используется однократное введение анальгетика короткого действия.

При хроническом болевом синдроме подразумевает другие терапевтические подходы. Целью является не только купирование боли, но и профилактика болевых приступов. В фармакотерапии нейропатической боли следует использовать антиконвульсанты, антидепрессанты, опиоиды и местные анестетики.

4. Обусловлен торможением синтеза простагландинов – медиаторов воспаления, относится в неселективным НПВП, блокирует ЦОГ 1 и ЦОГ2. Приѐм внутрь после еды.

5. Не является.

 

Гастропатии, индуцированные НПВП, следует считать не местным, а системным побочным эффектом НПВП, связанным прежде всего с подавлением синтеза простагландинов и уже затем с прямым повреждающим эффектом на слизистую оболочку ЖКТ (желудочно-кишечного тракта).

В аптечной практике применяют два способа получения суппозиториев: выкатывания и выливания.

При методе выкатывания идѐт ручное формирование суппозитория, включающее отвешивание компонентов, то есть лекарственных веществ и основы. Метод выкатывания позволяет использовать масло какао в качестве основы. Метод достаточно трудоѐмкий, включает в себя приготовление суппозиторной массы, формирование шарика, затем стержня, дозирование, выкатывание суппозитория. Метод не гигиеничен, лекарственные вещества вводятся в основном по типу суспензии, что не всегда оправдано с точки зрения биофармации.

Метод выливания более производителен и гигиеничен, позволяет вводить лекарственные вещества в виде раствора и суспензии, использовать широкий ассортимент основ (кроме масла какао), позволяет готовить суппозитории на гидрофильных и гидрофобных основах. Расплавленная основа с лекарственным веществом разливается по формам нужного объѐма, далее формы охлаждаются и суппозитории извлекаются. При расчѐтах необходимо учитывать коэффициенты замещения ЛВ, так как ЛВ занимают определенный объѐм и количество основы необходимо уменьшить на определенную величину.

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 7 [K002142]

1. Отдельно на разных бланках: Эсциталопрам на бланке № 107-1/у (антидепрессант, не подлежит ПКУ), Алпразолам на бланке формы № 148-1/у-88 (Список III, психотропное вещество согласно ПП РФ № 681 № 1998).

2. В соответствии с ПП РФ 644 от 2006:

 

Юридические лица, а также их подразделения, осуществляющие виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ,


обязаны вести журналы регистрации.

 

Регистрация операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, ведѐтся по каждому наименованию наркотического средства и психотропного вещества на отдельном развѐрнутом листе журнала регистрации или в отдельном журнале регистрации.

При осуществлении видов деятельности, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, любые операции, в результате которых изменяются количество и состояние наркотических средств и психотропных веществ, подлежат занесению в журнал регистрации.

Журналы регистрации должны быть сброшюрованы, пронумерованы и скреплены подписью руководителя юридического лица и печатью юридического лица.

Руководитель юридического лица назначает лиц, ответственных за ведение и хранение журналов регистрации, в том числе в подразделениях.

Записи в журналах регистрации производятся лицом, ответственным за их ведение и хранение, шариковой ручкой (чернилами) в хронологическом порядке непосредственно после каждой операции по каждому наименованию наркотического средства или психотропного вещества на основании документов, подтверждающих совершение этой операции.

Документы или их копии, подтверждающие совершение операции с наркотическим средством или психотропным веществом, заверенные в установленном порядке, подшиваются в отдельную папку, которая хранится вместе с соответствующим журналом регистрации.

Нумерация записей в журналах регистрации по каждому наименованию наркотического средства или психотропного вещества осуществляется в пределах календарного года в порядке возрастания номеров. Нумерация записей в новых журналах регистрации начинается с номера, следующего за последним номером в заполненных журналах.

Не использованные в текущем календарном году страницы журналов регистрации прочеркиваются и не используются в следующем календарном году.

Запись в журналах регистрации каждой проведѐнной операции заверяется подписью лица, ответственного за их ведение и хранение, с указанием фамилии и инициалов.

Исправления в журналах регистрации заверяются подписью лица, ответственного за их ведение и хранение. Подчистки и незаверенные исправления в журналах регистрации не допускаются.

Юридические лица ежемесячно проводят в установленном порядке инвентаризацию наркотических средств и психотропных веществ путѐм сопоставления их фактического наличия с данными учѐта (книжными остатками).


Журнал регистрации хранится в металлическом шкафу (сейфе) в технически укреплѐнном помещении. Ключи от металлического шкафа (сейфа) и технически укрепленного помещения находятся у лица, ответственного за ведение и хранение журнала регистрации. Заполненные журналы хранятся в архиве 5 лет.

3. При выписывании медицинским работником рецептов на готовые лекарственные препараты на рецептурных бланках формы № 107-1/у разрешается устанавливать срок действия рецепта в пределах до одного года; медицинский работник делает пометку

«Пациенту с хроническим заболеванием», указывает срок действия рецепта и периодичность отпуска лекарственных препаратов из аптечной организации (еженедельно, ежемесячно или иные периоды), заверяет это указание своей подписью и личной печатью, а также печатью медицинской организации «Для рецептов».

4. Организации розничной торговли, находящиеся на общей системе налогообложения (ОСН), должны формировать отпускную цену на ЖНВЛП, суммируя цену приобретения без НДС, надбавку, не превышающую верхний предел региона и исчисленную из фактической отпускной цены производителя без НДС, и налог на добавленную стоимость, рассчитанный после сложения первых двух переменных.

Аптеки, находящиеся на упрощѐнной системе налогообложения (УСН) или являющиеся плательщиками ЕНВД, должны формировать отпускную цену, сложив цену приобретения у поставщика и надбавку, не превышающую верхний предел региона и исчисленную из фактической отпускной цены производителя без НДС.

5. При отпуске лекарственных средств по рецепту врача работник аптечного учреждения (организации) делает отметку на рецепте об отпуске препарата (наименование или номер аптечного учреждения (организации), наименование и дозировка лекарственного средства, отпущенное количество, подпись отпустившего и дата отпуска).

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 8 [K002143]

1. Проверить наличие товарной накладной поставщика, оценить правильность еѐ оформления (наименование, единица измерения, количество, цена, стоимость), в том числе проверить приложение к товарной накладной с указанием сведений о декларации соответствия, в том числе еѐ регистрационный номер, срок еѐ действия (равняется сроку годности ЛП), наименование лица, принявшего декларацию, и орган, еѐ зарегистрировавший. Эти документы должны быть заверены подписью и печатью поставщика или продавца с указанием его места нахождения (адреса) и телефона. Дополнительно должен прилагаться протокол испытаний аккредитованной лаборатории.

Приѐм товара. Измерить объѐм.

Провести реакцию подлинности с раствором йода и гидроксида натрия, образование йодоформа (жѐлтый осадок с характерным запахом).

Измерить концентрацию спирта при температуре 20°С с помощью ареометра.


2. Спирт этиловый подлежит предметно-количественному учѐту (ПКУ).

 

После проведения приѐмочного контроля необходимо сделать запись в «Журнале учѐта операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения» о поступлении с указанием даты, № накладной, количества.

3. Для хранения огнеопасных и взрывоопасных лекарственных средств в аптечных организациях выделяются изолированные помещения, оборудуемые средствами автоматической пожарной защиты и сигнализацией.

Спирт этиловый хранят в закрываемом металлическом шкафу, который опечатывается или пломбируется в конце рабочего дня (приказ МЗ СР РФ от 23.08.2010 г.

№ 706н).

 

Условия хранения: в сухом, защищѐнном от света месте при температуре не выше 25°С, в хорошо укупоренной таре, вдали от источников огня.

Количество огнеопасных фармацевтических субстанций, допустимое для хранения в помещениях для хранения огнеопасных фармацевтических субстанций и взрывоопасных лекарственных средств, расположенных в зданиях другого назначения, не должно превышать 100 кг в нерасфасованном виде.

4. Полы складских помещений и разгрузочных площадок должны иметь твѐрдое, ровное покрытие. Запрещается применять доски и железные листы для выравнивания полов. Полы должны обеспечивать удобное и безопасное передвижение людей, грузов и транспортных средств, обладать достаточной прочностью и выдерживать нагрузки от хранимых материалов, обеспечивать простоту и лѐгкость уборки складского помещения.

Складские помещения для хранения огнеопасных и взрывоопасных лекарственных средств должны быть оборудованы несгораемыми и устойчивыми стеллажами и поддонами, рассчитанными на соответствующую нагрузку. Стеллажи устанавливаются на расстоянии 0,25 м от пола и стен, ширина стеллажей не должна превышать 1 м и иметь, в случае хранения фармацевтических субстанций, отбортовки не менее 0,25 м.

Продольные проходы между стеллажами должны быть не менее 1,35 м.

 

5. Спирт этиловый хранят в закрываемом металлическом шкафу, который опечатывается или пломбируется в конце рабочего дня (приказ МЗ и СР РФ от 23.08.2010 г. № 706н).

Условия хранения: в сухом, защищѐнном от света месте при температуре не выше 25°С, в хорошо укупоренной таре, вдали от источников огня.

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 9 [K002144]

1. Обезболивание и предотвращение разрушения сустава.

 

2. Обезболивающие с НПВП. Хондропротекторы.


Анестетики. Согревающие.

3. Да, для исключения рисков ульцерогенного действия. Если принимает – то местные ЛП необходимо рекомендовать из другой фармакологической группы (например, анестетики или препараты с капсаицином).

4. Мази, гели, кремы, пластыри.

 

5. Выбор мазевой основы зависит от объекта и характера заболевания, а также от физико-химических свойств назначаемых лекарственных средств. К мазевой основе предъявляется ряд важных требований.

Она должна:

 

1. обладать мажущей способностью, то есть иметь необходимые структурно- механические (консистентные) свойства;

2. хорошо воспринимать назначенные лекарственные вещества, то есть обладать абсорбирующими способностями;

3. быть индифферентной в фармакологическом отношении или, что лучше, обладать сама по себе лечебными свойствами, усиливающими действие лекарственных веществ (мазевые основы не должны оказывать раздражающего и сенсибилизирующего действия; весьма существенна способность основ к сохранению первоначального значения рН кожи и слизистой оболочки);

4. соответствовать своему основному лечебному назначению:

 

- основы защитных мазей, применяемых с профилактической целью, должны быстро засыхать и плотно прилегать к поверхности кожи, удерживаясь на поверхности кожи в течение всего рабочего времени;

- основы для поверхностно действующих мазей не должны обладать способностью всасывания; действие этих мазей ограничивается эпидермисом или поверхностью слизистой оболочки;

- основы для мазей резорбтивного действия должны, наоборот, глубоко проникать в кожу, достигать кровяного русла и лимфы и способствовать всасыванию лекарственных веществ.

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 10 [K002146]

1. В соответствии с изменениями, внесѐнными в п. 7 ст. 4 Федерального закона РФ от 12.04.2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», к иммунобиологическим лекарственным препаратам (далее – ИЛП) относятся вакцины, анатоксины, токсины, сыворотки, иммуноглобулины и аллергены, то есть вакцина Гриппол, иммуноглобулин против клещевого энцефалита относится к ИЛП.

2. При разгрузке ИЛП ответственное должностное лицо фиксирует в «Журнале


учѐта поступления и расхода ИЛП» дату поступления, наименование препарата, его количество, серию, срок годности, фирму-производителя, условия транспортировки, показания термоиндикатора. При обнаружении фактов нарушения «холодовой цепи» получатель имеет право отказаться от приѐма партии препаратов.

3. Приѐмочный контроль проводится в максимально сжатые сроки (5-10 минут). Хранение ИЛП осуществляется в холодильниках, оборудованных термометрами,

при температуре (в пределах от 2 до 8°C), препараты хранятся в промышленной упаковке и располагаются таким образом, чтобы в каждой упаковке был обеспечен доступ охлаждѐнного воздуха.

Термометры размещают на верхней и нижней полках холодильника. Хранение в холодильнике иных предметов или лекарственных препаратов не допускается. Не допускается хранение ИЛП на дверной панели холодильника.

Контроль за температурным режимом хранения осуществляется 2 раза в день.

 

Отпуск ИЛП возможен при условии доставки препарата до места непосредственного использования с соблюдением «холодовой цепи» в термоконтейнере или термосе.

4. Информация в инструкции и на вторичной упаковке лекарственного препарата.

 

5. В морозильной камере холодильника хранится необходимый запас хладоэлементов.

При аварийном или плановом (на мойку) отключении холодильника вакцины хранятся в термоконтейнерах с хладоэлементами.

Факты аварийного или планового отключения холодильника фиксируются в журнале регистрации температурного режима холодильника.

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 11 [K002147]

1. Немедикаментозные подходы: ограничение потребления острой, жирной, жареной, кислой пищи; употребление достаточного количества воды.

Медикаментозная коррекция: антациды и Н2-блокаторы гистаминовых рецепторов, ингибиторы протонной помпы.

2. Уменьшение боли и изжоги за счѐт нейтрализации избыточного количества кислоты желудочного сока. Эффективность антацидного средства определяется кислотонейтрализующей способностью, а также наличием адсорбирующих, обволакивающих, цитопротективных и вяжущих свойств.

Наиболее распространено деление на препараты: всасывающиеся и невсасывающиеся.

Частый побочный эффект – нарушение функции кишечника: препараты кальция и алюминия вызывают запоры, препараты магния оказывают послабляющее действие.


3. Препараты отпускаются без рецепта.

 

Препараты следует хранить в недоступном для детей месте при температуре не выше 25°С.

4. Таблетки жевательные, гели, суспензии, саше.

 

5. Изготовление суспензий из гидрофильных веществ не требует введения стабилизаторов, так как на поверхности частиц, имеющих сродство к дисперсионной среде, образуется сольватный слой, обеспечивающий устойчивость системы. Для получения тонкоизмельчѐнного лекарственного вещества при его диспергировании рекомендуется добавлять жидкую фазу в половинном количестве от массы измельчаемого вещества (правило Дерягина).

Изготовление с использованием приѐма взмучивания (метод дробного фракционирования частиц): при смешивании твѐрдого вещества с жидкостью мелкие частицы находятся во взвешенном состоянии, а крупные оседают. Взвесь наиболее измельчѐнных частиц сливают, а осадок повторно измельчают и взмучивают с новой порцией жидкости, операции повторяют, пока весь осадок не превратится в тонкую взвесь.

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 12 [K002148]

1. Портрет целевого клиента. Конкурентное окружение. Ближайшие МО. Минимальный ассортимент.

Необходимость введения в ассортимент ЛП, подлежащих ПКУ. Группы товаров, предполагаемо интересующие целевых клиентов.

Рейтинги национальные, региональные для формирования ассортиментной матрицы.

2. Конечно: в спальном районе – целевые клиенты будут отличаться от клиентов в центральных районах города. Так же необходимо учитывать внешнее окружение аптеки (МО, торговые центры). В настоящее время предварительный интернет-заказ снизил значение местоположения.

3. Аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, обязаны обеспечивать утверждѐнный Правительством Российской Федерации и формируемый в установленном им порядке минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи.

Так же аптека самостоятельно принимает решение о целесообразности работы с лекарственными препаратами, подлежащими предметно-количественному учѐту.


4. Аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, наряду с лекарственными препаратами имеют право приобретать и продавать медицинские изделия, дезинфицирующие средства, предметы и средства личной гигиены, посуду для медицинских целей, предметы и средства, предназначенные для ухода за больными, новорожденными и детьми, не достигшими возраста трѐх лет, очковую оптику и средства ухода за ней, минеральные воды, продукты лечебного, детского и диетического питания, биологически активные добавки, парфюмерные и косметические средства, медицинские и санитарно-просветительные печатные издания, предназначенные для пропаганды здорового образа жизни.

5. Теоретически – да, практически – нет. Критерии выбора поставщика:

Ассортимент предлагаемой продукции. Цена продукции.

Качество поставляемой продукции.

 

Организация товародвижения (как часто, как быстро). Деловая этика (обходительность, дружелюбное отношение).

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 13 [K002149]

1. Калия перманганат относится к прекурсорам. Калия перманганат подлежит ПКУ. После проведения приѐмочного контроля необходимо сделать запись в «Журнале регистрации операций, прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ» о поступлении, с указанием даты, № накладной, количества.

2. Учѐт при обращении до 10 кг в месяц, осуществляется по «упрощѐнным» требованиям (запись в журнале регистрации операций о суммарном количестве отпущенных, реализо<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: