Введение
Основным назначением архитектуры всегда являлось создание необходимой для существования человека жизненной среды, характер и комфортабельность которой определялись уровнем развития общества, его культурой, достижениями науки и техники. Эта жизненная среда, называемая архитектурой, воплощается в зданиях, имеющих внутреннее пространство, комплексах зданий и сооружений, организующих наружное пространство улицы и города.
В современном понимании архитектура - это искусство проектировать и строить здания, сооружения и их комплексы. Она организует все жизненные процессы. Сила архитектурных образов постоянно влияет на человека, ведь вся его жизнь проходит в их окружении. Вместе с тем, создание производственной архитектуры требует значительных затрат общественного труда и времени. Поэтому в круг требований, предъявляемых к архитектуре наряду с функциональной целесообразностью, удобством и красотой входят требования технической целесообразности и экономичности. Кроме рациональной планировки помещений, соответствующим тем или иным функциональным процессам удобство всех зданий обеспечивается правильным распределением лестниц, размещением оборудования и инженерных устройств (санитарные приборы, отопление, вентиляция).
Сокращение затрат в архитектуре и строительстве осуществляется рациональными объемно - планировочными решениями зданий, правильным выбором строительных и отделочных материалов, облегчением конструкции, усовершенствованием методов строительства. Главным экономическим резервом в градостроительстве является повышение эффективности использования земли.
Характерной особенностью развития нашего общества является последовательное проведение линии на воспитание и подготовку сознательных, высокообразованных людей, способных как к физическому, так и умственному труду, активной деятельности в отраслях народного хозяйства, различных областях общественной и государственной жизни, сфере науки и культуры.
Практически эта линия осуществляется, прежде всего, в рамках системы непрерывного образования, представляющей собой процесс постоянного формирования и развития осознанной потребности и способности человека к общественно-полезному труду, росту его культурно-образовательного и интеллектуального потенциала.
Важнейшими компонентами непрерывного образования его среднего звена являются школы, в которых решаются задачи формирования гармоничной, разносторонне развитой личности и обеспечивается творческое развитие каждого учащегося.
Выполнение этой задачи будет ocуществляться в развитой системе учреждения (комплексной), включающей как массовые виды зданий общеобразовательных школ, так и специализированные, охватывающие все области воспитания, обучения, трудовой подготовки, физического и эстетического развития.
В соответствии с этими задачами должна интенсивно развиваться сфера воспитания, общего и до профессионального образования, включая дошкольное и внешкольное воспитание, общеобразовательную, базовую подготовку, цель которой - формирование у подрастающего поколения физических и духовных основ, общеобразовательных знаний и общетрудовых умений, морально-нравственных и эстетических качеств, индивидуальных способностей, навыков творческой самодеятельности, реально обеспечивающих осознанную, сочетающую общественные потребности с личными интереса-
ми, социально-профессиональную ориентацию и выбор будущей профессии. В данную подготовку входят также учреждения трудового обучения школьников и внешкольные учреждения, призванные обеспечивать творческое развитие личности во внеучебное время в социально-открытой среде в соответствии со склонностями и индивидуальными способностями учащегося.
Социальное и научно–техническое развитие общества, постоянное совершенствование всех форм жизнедеятельности людей стимулируют развитие сферы общественного обслуживания. Многообразие видов и форм системы обслуживания, способствующее комфортному осуществлению населением всех многоплановых функций, во многом определяет уровень цивилизации общества. Появляется необходимость в новых типах общественных и жилых зданий, отвечающих требованиям сегодняшнего дня.
По назначению различают общественные здания повседневного, периодического и эпизодического пользования. Общественные здания повседневного пользования обслуживают в основном население микрорайона или жилого квартала и являются объектами массового строительства: детские дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, магазины, медицинские учреждения. Объекты периодического и эпизодического пользования обслуживают жителей всего города или планировочного района: крупные универмаги, театры, концертные залы.
Градостроительная организация общественного обслуживания обусловлена необходимостью создания максимальных удобств и минимальных временных затрат на посещение учреждений и предприятий обслуживания. Это предполагает размещение общественных зданий и комплексов в городской застройке. Один из принципов – размещение общественных объектов в соответствии с иерархией элементов планировочной структуры города – в общественных центрах города.
В результате оправданного размещения общественных объектов сообразно конкретной градостроительной ситуации возможно создание гибкой и эффективной системы общественного обслуживания населения в городе.
Пространственное решение любого из видов общественных зданий, его планировочная структура, состав помещений определяются требованиям протекающего в этом здании функционально–технологического процесса.
Исходные данные для проектирования
Общая площадь участка, отведенного под строительство, составляет 3,5 га.