ФЕОДАЛЬНОЕ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЕ




ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Им. В. Н. КАРАЗИНА

Экономическая история

Тема: ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КИЕВСКОЙ РУСИ

 

Выполнил: Пригара С. Г.

Харьков 2007

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Введение................................................................................................................1

2. Феодальное землевладение..................................................................................3

2.1 Административно-территориальные владения............................................3

2.2 Частная собственность....................................................................................4

2.3 Община............................................................................................................5

2.4 Церковь.............................................................................................................5

2.5 Колонизация.....................................................................................................6

2.6 Наследование..................................................................................................6

3. Города

3.1 Протогорода.....................................................................................................7

3.2 Торгово-ремесленные поселения...................................................................7

3.3 Погосты.............................................................................................................8

3.4 Древнерусские города.....................................................................................8

4. Денежное обращение и финансы.........................................................................10

5. Земледелие.............................................................................................................12

6. Ремесла...................................................................................................................15

7. Внутренняя торговля.............................................................................................16

8. Внешняя торговля

8.1 Балтийско-черноморский торговый путь....................................................17

8.2 Волго-балтийский торговый путь.................................................................18

8.3 Великий Новгород..........................................................................................19

8.4 Торговля с Западом.........................................................................................20

9. Промыслы

9.1 Бортничество....................................................................................................21

1.1 Охота.................................................................................................................22

1.2 Рыболовство и морские промыслы................................................................23

2. Налоги.....................................................................................................................24


ВВЕДЕНИЕ

В VIII-IX вв. у восточных славян, наряду с распадом родоплеменных отношений, шёл процесс создания племенных объединений, у каждого из которых было своё «княжение». Эти союзы, представлявшие собой территориальные этнополитические общности, раз­ме­щались следующим образом: в верховьях Днепра, Волги и Западной Двины обитали кри­вичи, продвигавшиеся на север и северо-восток. Часть кривичей, заселивших берега реки Полоты, назывались полочанами. У реки Волхов и озера Ильмень жили словене; в Поле­сье, между Припятью и Березиной – дреговичи; между Сожем и Ипутью – радимичи. По рекам Десне, Сейму, Суле тянулись земли северян; в верховьях Оки, расселяясь всё дальше вниз по течению, жили вятичи; по берегам Среднего Днепра обитали поляне. По рекам Уж и Тетерев лежали земли древлян; на Волыни жили дулебы (волыняне), по скло­нам Карпатских гор – хорваты, уличи (угличи) – часть в районе Карпат, другая отделив­шаяся часть в Лесной Руси (Великороссии); тиверцы – по Днестру.

Понятие племени относится к временам общинной демократии существовавшей у древних славян на этапе разложения первобытнообщинного строя. Территориальные объединения состояли из не­скольких племён, а те, в свою очередь – из групп поселений. Каждое из|с| этих образований было отдельной этнической группой с определенной территорией, свойственными ей элементами материальной культуры. Для нее характерна трехкомпонентная система власти: предводитель-князь, наделенный военными, судебны­ми и другими функциями, племенная знать и народное собрание (вече). Центрами союзов племен и их земель считаются древнейшие племенные города: Киев, Новгород, Смоленск, Полоцк, Изборск (у псковских кривичей), Искоростене (у древлян), Турове (у дреговичей), Перемышле (у хорватов), Пересечено (у уличей), Волыни (у волынян) и др.

В первой половине I тысячелетия н.э. значительная часть лесной зоны Восточной Ев­ропы была заселена восточнобалтскими, угро-финскими и другими пле­менами. Редкое разбросанное население, небольшие родовые поселки, укрепленные в об­ластях Верхнего Поднепровья, Поволжья, Подвинья; и, чаще, вообще не укрепленные се­вернее; комплексное лесное хозяйство со скотоводством на первом месте подсечно-огне­вым земледелием – на втором; с большой ролью охоты, рыболовства, лесных промыслов,– вот характерные черты его быта. В III-VIII вв. происходило переселение славян с запада в восточном и северном направлении.

В первой половине IX в. ряд племенных союзов (поляне, северяне, вя­ти­чи) платили дань хазарскому каганату. С севера, из Скандинавии, на земли восточных сла­вян в VIII-IX вв. проникают норманны (варяги). Скандинавский элемент (так же, как и греческий, тюркский, кавказский, угро-финский и балтский) сыграл роль в формировании традиций, материальной и духовной культуры древнерусской народности. В историче­ских докумен­тах того времени сохранилось немного имен вождей союзов племен (князей), поскольку славяне и анты в это время не имели своей письменности; среди них – Межимир, Добрита, Пирогост, Хвилибуд, Бож, Гостомысл, Мал.

Образование древнерусского государства произошло в 882 г., князь Олег объединил Новгородские, Киевские и Смоленские земли, провозгласил себя Великим Киевским Князем, объединив тем самым Се­верную и Южную Русь.

Границы древнерусского государства не были неизменны и проходили через: побе­режье Финского залива, Волхов, Северную Двину в южном ее течении, верховья Волги, Дона, Северского Донца,– Ворсклу, Днепр в среднем течени, Южный Буг, Карпаты, Сан, Неман. Население – в различные периоды могло колебаться от 2 до 5 млн. человек. Киев­ская Русь была одним из самых крупных государственных образований современной Ев­ропы, современной Европы – ее площадь составляла свыше 700 тыс. кв. км. Центрами областей – земель были стольные города: Киев, Чернигов, Суздаль, Новгород и др. Плот­ность населения – была невелика и неравномерна, сообщение между отдельными района­ми – часто затруднено или зависело от сезонных факторов.

Древней формой, сохранявшейся со времен самоуправления союзов племен, было вече, которое существовало во всех крупных городах Руси, но имело неодинаковое значение. Нередко в городах вече вмешивалось в военные дела, решало политические вопро­сы. За ним признавали право на утверждение, избрание и даже отказ в княжении, счита­лись в вопросах о войне и мире, оно участвовало в решении хозяйственных и финансовых вопро­сов городского самоуправления. В Киеве вече обычно соби­ралось на торговище возле Туровой божницы или на горе, на нем присутствовали представители местной знати, церкви, городские старосты; а иногда – князь и иноземные послы. Наибольшее значение вече имело на северо-западе – в Новгороде (после 1136 г.: «введоша» князя себе), Пскове и Полоцке. В Древней Ру­си вече не имело определенной компетенции, формы пред­ста­ви­тельства и порядка созыва.

Рядом с государством возникает и развивается церковная организация, созданная гре­ческими священнослужителями и княжеской властью по образцу Византии. Духовенство делилось на «черное» (монашеское) и «белое» (приходское). Организационными центрами – стали епархии, приходы и монастыри. В дальней­шем ей были переданы значительные по объему сферы юрисдикции (семейное и брачное право, охрана жизни и чести женщин, отчасти наследственное право), которые раньше принадлежали ведению общины; она выступала против рабства. Система наказаний в новом церковном праве при по­добных делах была заимствована из княже­ского права – судебные штрафы: типа вира, продажа и возмещение ущерба в гривнах. Кроме того, церковь занималась сельским хо­зяйством, промыслами, ремеслами, покрови­тельствовала торговле, вмешивалась в поли­тику а также участ­вовала в обороне.

Киевская Русь представляла собой военно-политическое объединение с элементами государственной общности по этнографическим, экономическим, родственным (Рюри­ковичи и пр.) и другим признакам. Внешнее окружение – было очень разнообразным: православная рабовладельческая Византия, имевшая тысячелетнюю историю письменной культуры; Скандинавия, известная своими воинами-мореплавателями; католические сла­вян­ские Польша и Чехия; мусульмане-тюрки волжские булгары; разноэтническая Хаза­рия, включавшая пограничную Салтово-Маяцкую культуру; языческие племена и народности Севера и Юга, находившиеся на разных стадиях родового строя.

ФЕОДАЛЬНОЕ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЕ

Наступление феодализма обусловлено возникновением разделения труда между дву­мя жизненно важными функциями древнего общества – земледелием и безопасностью (обороной) и характеризуется выделением многочисленных социально-значимых непро­изводительных профессиональных групп населения таких как князья, бояре, священно­служители, воины, купцы и др. Драгоценная утварь и призведения художественного ре­месла, поступавшие по трансконтинеталь­ным путям из Византии и Европы оседали в сокровищницах знати и мо­настырей или превращались в личную собственность, а в да­ль­нейшем служили атрибутами светской и духовной власти феодалов.

Феодальное землевладение в Древней Руси осуществля­лось следующими способами:

1. налогообложения свободных собственников-производителей (полюдье, дань, об­рок и др.);

2. исполнения земледельцами-производителями различных повинностей;

3. непосредственной эксплуатацией зависимого труда (с признаками рабовладения);

4. использованием наемного труда;

5. правом владельца на перераспределение, куплю-продажу, наследование, разреше­ние межевых споров, отчуждение и т.п.

Сочетание и соотношение приведенных выше факторов могло значительно изменять­ся для земель (так называли территории и поселения, объединенные по признакам гео­графии и принадлежности племенным союзам), волостей и различных хозяйств – индивидуальных, сельских общин, городских, вотчинных, мо­на­стырских и др. – в зави­симости от местных условий, отношений и со временем. На­иболь­шее значение в киевс­кий период – в этом сходятся многие исследователи,– как в общем объеме сельскохозяйс­твенного производства, так и в отношении численности свя­занного с ним населения имело налоголожение свободных общинников – земельная ре­нта.

Отношения феодального землевладения, сложившиеся в киевский период, законода­тельно отраженные в Русской Правде, оказались черезвычайно консервативными, но­сили наследственный классово-сословный характер, но не охватывали всего земледельче­ского населения – летописи говорят о существании черносошного крестьянства (люди); а в по­сле­ду­ю­щие века – приняли форму государственного крепостного права, пережитки кото­рого сохранились до XX в.

Через несколько веков после киевского периода в степных низовьях Днепра и Дона воз­никла и распространилась другая форма землевладения – свободное воору­женное зем­леделие (казачество), сыгравшее видимую роль в освоении и развитии Юга.

АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ВЛАДЕНИЯ

Становление государства восточных славян происходило в IX-X вв. путем окняжения районов и племенных территорий, утверждения владетельных прав князей, которое могло про­исходить лишь в относи­тельно мирной и лояльной среде. Так возникали во­лости (позднее домен и административное деление), представлявшие собой территории и поселения свя­занные с город­ским центром, княжеской резиденцией или частным усадьбой (огнищем), а также с погостами.

Окняжение (IX-X вв.)– утверждение права землевладения и установления дани не всегда происходило мирным путем и предшествовало полюдью – организации сбора и транспортировки дани, хотя первона­чально могло с ним совпадать.

Центром административно-территориального владения князя (княжества, земли), где находилась его дружина, резиденция, администрация и казна – был стольный город. В Киеве, Новгороде, Смоленске, Полоцке, в Ростово-Суздаль­ской земле князья имели городские теремные дворы и загородные резиденции, среди которых известны: Вышгород («Ольгин град»), новгородских князей – на Городище и в селе Ракома (Ярослав), Смядынь под Смоленском, ростов-суздальских – Владимир, Боголюбово – Андрея и др.

Отношения с населением окняженных территорий строились путем:

1. непосредственного руководства князем территориальных военных формирований и действий (дружина, городские ополчения, войны и др.);

2. прямого налогообложения различных видов деятельности (дань, полюдье, торговые пошлины, судебные штрафы и издержки);

3. получения доходов от частных владений (промыслы и вотчинное ремесло);

4. торговли.

Грамоты тех лет дают сведения о княжеской дружине и последующем возникновении гражданской княжеской администрации, в которую к XII в. вхо­дили: посадник, даньщик, черноборец, подъ­ездной, писчий, тиун, мытник, вирник, емец и др.

Возникновение постоянной прослойки профессиональных воинов в восточнославянском обществе по данным современных источников датируется VI-VII вв. Дружина князя существовала за счет его доходов и делились на старшую, состояв­шую из «княжих мужей» (позднее – боярская дума), и младшую – постоянно находившийся при князе вооруженный от­ряд. Старшие дружинники принимали участие военных, админисративных, политиче­ских, торговых, финансовых и других делах князя. Младшие дружинники находились при князе, прожи­вая в гридницах, а в невоенное время кроме ратной службы выполняли ис­полнительные обязанности, участвовали в охоте, сборе даней и др.

С конца XI ст. взаимоотношения внутри княжеской династии, приобретают черты вассалитета|, однако, на протяжении всего домонгольського| времени, они имеют характер и родственных отношений|родственных|, что является характерной чертой древнерусского феодализма.

В Галицко-Волынской земле был случай, когда княжеский стол занял боярин: в 1210 г. «Володислав (боярин) въеха в Галич, вокняжися и сидя на столе».

 

ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

Еще в X веке упоминаются княжеские села, в XII веке встречаются описание частных владений с феодально зависимым населением. Такими были: Оьгины – Ольжичи, Бере­стове – Владимира, Ракома – Ярослава, Бельчицы под Полоцком и др. У князя мог­ло быть не­сколько таких во­лостей, расположенных на значительном удалении друг от друга, ко­торые могли наследоваться, передаваться другим владельцам, жертвоваться церкви.

В ходе окняжения и в дальнейшем князья передавали свое право на получение дани с отдельных территорий и поселений своим дружинникам в качестве платы за службу в виде частного владения или временного права на получение части доходов.Этот процесс начинается на Руси в конце IX в. с юж­ных земель, позд­нее – распространяется к северу и северо-вос­току.

В XI в. на Ру­си возникают отчины (перешедший от отца, поздне – отечество, отчизна) – укреплен­ные усадьбы, к которым тяготел ряд сельских общин с зависимым населением, и – феодальная прослойка – бо­ярство, которое фор­ми­ровалось из старшей дру­жины и общинной знати. Доходы дружи­ников включали – кормление, административно-управленческие, вотчинные и жалование. Процесс формирования боярского|шафер| землевладения происходили неравномерно в разных|различных| частях Древнерусского государства – если первые индивидуальные боярские|шафер| владения на юге Руси появляются в X – XI ст., то на северо-восточных землях феодальная вотчина возникает с середины – второй половины XII в. Крупные землевладельцы имели вооруженные отряды и городские усадьбы.

В княжеских и боярских вотчинах использовались наиболее бесправные и зависимые формы труда – че­ля­ди и холопов, однако, в целом, частных земель­ных владе­ний феодалов было относительно немного, основную часть на­селения составляли сво­бод­ные об­щин­ники.

Положение смердов, составлявших основную массу общинников-земледельцев, могло значительно отличаться в за­ви­симости от ме­стных условий и вида собственности: от зажи­точного или даже богатого с использованием на­емного и другого труда, до – бедного и бесправного. В случае смерти зем­ледельца (смерда или холопа) – при отсутствии на­след­ников – его имущество при­над­лежало собст­вен­нику, которым могли быть: князь, боярин, монастырь и др.

Русская Правда не делает строгого различия между княжеским и боярским частным зем­левладе­нием, а в дальнейшем термин отчина (вотчина) обозначал не только укреплен­ное хозяйство, но и любое наследственное боярское или княжеское землевладение.

С конца XII в. на смену дружинной организации приходит двор на­чина­ется про­цесс образования дворянства. В дальнейшем круп­ные землевладельцы име­ли свои вооруженные отряды. Частные земле­владельцы имели бóльшее значение в Новгроде – к ним относились бояре и разбогатевшие купцы, которые составляли совет, избиравший посадника и тысяцкого.

ОБЩИНА

В киевский период регулярно обрабатываемые поля, приусадебные участки и др. находились в частной собствен­ности. В Р.П. имеются указания на бортовые, ролейные, дворовые межи и межевые знаки (знамения), что позволяет говорить о дальнейшем развитии феодального хо­зяй­ства, при этом не оговари­вается чья это межа: производителя, об­щины или феодала; она различает пахотные земли, бортные и охотничьи угодья, рыбные ловища.

Вервь – веревка, которая использовалась при выделении наделов и определении межей – это поселение земледельцев, состоящее из нескольких индивидуальных хозяйств (дымов), совместно использующих определенный участок земли; так называли не всякую сельскую общину – также использовали названия: весь, селище, село и др; она могла включать и несколько деревень. Возникновение верви в условиях Руси, где не было недостатка свободной земли, было связано с определенным этапом развития, – когда производители стали выбирать лучшие земли, селиться и совместно их использовать.

В Древней Руси сельская родовая или территориальная община имела самоуправление (старосты и др.), платила круговой порукой некоторые виды налогов и исполняла повинности; в пе­рио­д раннего феода­лизма характерные отношения еще не охватили всего населе­ния она длительное время сохраняла дохри­сти­анские родо­пле­мен­ные традиции.

ЦЕРКОВЬ

После принятия христианства (988 г.) в Киеве была создана митрополичья кафедра. Позднее в Белгороде, Чернигове, Василеве, Переяславле, Юрьеве возникают отдельные епископии. Возникновение церковно-монастырского землевладения может быть отнесено ко второй половине XI в. в южной Руси, и не ранее второй четверти XII в. – в Новгороде и на северо-востоке. Пер­воначальными источниками недвижимости были дары, пожертвования или завещания. В дальнейшем церковь имела земельные владения с феодально зависимым населением и до­ходы с церковных судов по особым видам преступлений. Подве­домственны церков­ному суду были: развод, умыкание, чародейство, волхвование, ведов­ст­во, ссоры между родными, ограбление мертвецов, языческие обряды, убийство вне­брачных детей и др. Митрополит Киевский, владыка Новгородский и епископы русских епархий имели собст­венные вооруженные отряды. В системе феодального землевладения X-XIII вв. церковь занимает свое место поздно, когда другие институты – княжеский и боярский уже суще­ствовали.

В отличии от князей и бояр, наделы монастырей не делились между наследниками, как это было после смерти светских землевладельцев.

КОЛОНИЗАЦИЯ

Другой, параллельный путь возникновения феодального землевладения – это колони­зация незаселенных или неосвоенных территорий. В киевский период она успешно про­дол­жалась на территории Руси, севере и северо-востоке: поселения новгородцев и суз­дальцев появились на побережье Белого моря и в Предуралье. Отношения местными пле­менами такими, как: Чудь, Норома, Ямь, Чудь Заволочская, Пермь, Печора, Югра были сравни­тельно мирными. Вой­ны, которые иногда возникали не приводили к массовыми расправами или истреб­лению мест­ного на­селения. Материальная культура ряда северных памятников этого периода содержит сочетание славянских и финских элементов. Вслед за колонизацией из Новгородской и Владимир-Суздаль­ской земель на Двине и Выге появились поселения земледельцев, боярские вотчины и монастыри. Са­мой отдаленной колонией Новгорода была Вятская земля.

Правильная колонизация южных степей остановилась в X в. где-то по линии Воин (Желни) – Лтава – Донец; и рече Володимеръ: «Се не добро, еже малъ городъ около Киева. И нача ставити городы по Десне, и по Востри, и по Трубежеви, и по Суле, и по Стугне. И поча нарубати муже лучшие от словенъ, и от кривич, и от чюди, и от вятичь. и от сихъ насели грады; бе бо рать от печенегъ»; и вовсе была прекращена половцами в XII в.; славянские поселения Се­верного При­черноморья пришли в упадок – Тмутаракань последний раз упоминается в летописи в 1094 г.

НАСЛЕДОВАНИЕ

Киевская Русь не имела наследственного права землевладения (княжеского и бояр­ского). Попытки Великого Князя – а позднее и других князей – сажать на столы своих сы­новей, братьев и др. нередко приводили к конфликтам с другими Рюриковичами, про­тиводействию местной знати и городского вече. После Ярослава устанавливается право всех сыновей князя на наследство в Русской земле, однако, на протяжении двух столетий шла борьба двух принципов наследства: по очереди всех братьев, а потом по очереди сы­новей старшего брата; либо только по лини старших сыновей, от отца – старшему сыну.

На съездах в Любече (1097 г.), Витичеве (1100 г.) и Долобоке, созванных благодаря усилиям Владимира Мономаха, князья целовали крест, что больше не будут участвовать в междоусобицах и обязыва­лись совместно бороться против нарушителей согласия, но в Любече сказали твердо: «каж­дый да держит отчину свою». В (1111 г.) объединенное вы­ступление князей под руководством Владимира привело к успеху в Задонских степях на реке Сал, после чего Русь более 20 лет не знала нашествий кочевников.

Последним Великим Князем Киевской Руси был Мстислав (1125-1132 гг.) сын Моно­маха. В 1169 г. сын Ю.Долгорукого князь А.Боголюбский, возглавил коалицию против Киева, ослаблен­ного внутренними и внешними конфликтами, захватил его и отдал своему брату, а затем и сам пал от рук «кучкового семени» – по­сле чего Ки­евская Русь окончательно распалась на полтора десятка независимых земель; в таком виде она сущес­т­во­вала вплоть до второй черверти XIII в.

В 1221 г., в Киеве по инициативе Галицкого князя Мстислава состоялся новый и по­следний съезд феодалов – предшественник Калки (Кальмиус) и мон­голо-татар­ского на­ше­ствия.

ГОРОДА

Территория Древней Руси принадлежит к тем районам Европы, где отсутствовала преемственность более ранних форм урбанизации восходящая к античным временам, где появление городов было обусловлено развитием социально-экономических отношений в среде славянских племен при значительной специфике внешнего окружения и местных условий – наряду со старинными земледельческими районами Среднего Поднепровья она включало труднодоступные неосвоенные и незаселенные земли или такие, где цивилиза­ция делала лишь первые шаги.

Возникновение городских поселений и их дифференциация, связанное с социаль­ными процессами демографии и миграции, было обусловлено появлением общественных разделений труда между сельским хозяйством, ремеслом, торговлей и обороной. Для большинства древнерусских городов была характерна высокая степень аграризации, на­ряду с развитием ремесел и торговли.

Древнерусские источники пользуются разнообразной терминологией, связанной с различными видами поселений. Встречаются упоминания стольных городов, городищ, слобод, городков и др. Термином город (градити, жердь) называлось любое огражден­ное, укрепленное поселение не зависимо от того, был ли это город в современном смысле – административный, военный, ремесленный и торговый центр либо небольшая крепость с военным гарнизоном или старое поселение дофеодальной поры.

3.1 ПРОТОГОРОДА

В результате археологических исследований на юго-западе Руси были изучены дофе­одальные гнездовые протогородские поселения VIII-X в. (племенные грады), находившиеся на стадии трансформации общины в город. В состав таких протогородов входили: общинный центр, состоявший из городища-убежище, ремесленных поселений с могильниками и окружаю­щих земледельческих поселений (Рудь, Алчедар, Екимауцы, Царевка).

В них обнаружены различные виды ремесленного производства: кузнечное, ювелир­ное, оружейное, меднолитейное, косторезное, кожевенно-сапожное с наборами соответ­ствующих инструментов. Сельское хозяйство представлено различными орудиями: па­шенными (лемех, плужный нож, чересло), для уборки урожая (серпы), обмолота урожая (жернова, зернотерки), а также зерновыми ямами, десятками килограммов культурных растений – пшеницы, проса, ржи, гороха, ячменя, льна; торговля – привозной посудой, денежной гривной, среднеазиатскими серебряными дирхемами, весовыми гирь­ками. Военный характер поселений подтверждается находками оружия: множества стрел, тя­желых копий – рожнов, легких метательных копий – сулиц, железных и свинцовых кис­теней, боевых топоров, деталей доспехов. Найдены также предметы сна­ряжения коней и всадников а также те, которые могли принадлежать только более позд­ней феодальной знати, являясь частью княжеского и боярского костюма (серебряная дро­товая гривна, украшенная сканья, серебряные серьги, подвески-лунницы, зерненые бляш­ки от ожерелья, бусы, покрытые тончайшей зернью).

Процесс градообразования в Дне­стровско-Прутском междуречье земли тиверцев, был прерван, причиной чему могли быть военные действия.

3.2 ТОРГОВО-РЕМЕСЛЕННЫЕ ПОСЕЛЕНИЯ

На Руси были ранние ремесленные поселения представлены Пастырским городищем, Зимновским, позднее городищами Ревно, Хотомель и др. Это были обосоленные единичные поселения, связанные с местными округами.

Торгово-ремесленные поселения, которым принадлежит важное место среди древнерусских протогоро­дов IX-X вв., возникают на важных торговых путях в местах расселе­ния славянских племен или вблизи городских центров. Среди них: Гнёздово, Шестовице, Тимереве, а также Рюриково Городище под Новгородом и в меньшей мере – Сарское городище под Ростовоми. Это были первоначальные поселения и производства вне зем­ле­дель­ческой структуры, уровень торговли – и некоторых ремесел – в которых, был выше, чем в кру­пных городах; они известны на важных торговых путях. Во время правления Ольги рядом с центрами типа Гнёздова и Тимерева, расцвет которых приходится как раз на середину X в., возникают и с ними сходные.

Население торгово-ремесленных поселений, так или иначе было связано с транзитной торговлей, которая в значительной мере пре­до­преде­ляла развитие: к началу XI вв. часть из них утрачивает свое значение, приходит в упадок или исчезает, а рядом – разви­ваются территориальные городские центры; _______________________________________________________________________________________________________________________________другие – сохранили свое региональное зна­чение и существуют на карте нашего времени. Города такого типа извес­тны не во всех районах районах Древней Руси; состав их населения был полиэтничным и включал скандинавские элементы, славянскими, финнскими и балтскими – они сыграли заметную роль в становлении раннефеодального государства и объединении Руси X-на­чала XI в.

Некотрые из них служили местами дислокации дружин и играли роль опорных пунктов власти, что позволяет определить великокняжеский домен в первые десятилетия существования древнерусского государства в составе Киева, Чернигова, Смоленска, Новгорода и Ростова. В торгово-ремесленных поселениях обнаружены памятники древнерусской дружин­ной культуры: за­хоро­нения знатных воинов (каролингские мечи и панцири, атрибуты специфического обряда тризны, весы с гирьками для взвешивания серебра) и воинов-куп­цов, клады ара­бских монет. В Гнёздове обнаружены захоронения мастеров с молотками, напильникам, резцами, долотами – кузнечным и деревообрабатывающим инструментом, связанным с судостроением.

Торгово-ремесленные поселения образуют отчетливую раннегородскую сеть, проходившую по речным путям и переволокам, связанную со столичным Киевом, Новгородом, с балтийским побережьем через Ладогу, и с Волжской Булгарией. Преобладание дружинного населения, связанного со сбором дани, в таких го­родахставило их жизнедеятельность в зависимость от успехов или неудач военных кампаний, и – личностей князей.

3.3 ПОГОСТЫ

При княгине Ольге возникает новый тип поселений (погосты), первоначально пред­назначенных для временных стоянок (становищ) княжеской дружины, служивших для организации установления, сбора, учета и транспортировки дани. Погосты известны не во всех районах Киевской Руси, в отличии от торгово-военных поселений, они первоначально не имели сколь-нибудь значительного населения и гарнизона – дружины или воины-купцы строили их, а затем использова­ли периодически; однако, и в XII-XIII вв. они известны на се­веро-востоке Новгород­ской земли в окняжаемых районах, где местное население было неславянским; кроме того,– и в ряде других районов упоминаются, как центры сельских общин.

К ним относятся укрепленные городки, расположенные вдоль р. Луги и далее в верхо­вья р. Плюссы,– Которской, Петровский, Дремяцкий, Передольский, Косицкий погосты Х-ХI вв., к котрым примыкали неукрепленные посады. Как показали раскопки, жители поселков были связаны с ремеслами, ближней и дальней торговлей. Археологами иссле­дован также погост, упомянутый в 1137 г. – Векшенга (при впадении одноимённой реки в Сухону, в 89 км к востоку от Вологды). Это мысовое городище треугольной формы, у ко­торого 2 стороны образованы оврагами, а с третьей стороны, соединяющей мыс с плато, прорыт ров. На самом городище имеется незначительный культурный слой.

Погосты могли в дальнейшем могли развиваться, как самостоятельные по­селения, использоваться феодалами, промышленниками, купцами и местным населением; либо – приходить в упа­док вследствии миграционных и демографических процессов близлежащих территорий.

После Ольги, начиная со Святослава, князья и воеводы уже не только строили новые города, но и населяли их, определяя тем самым – военное, административное и хозяйственное значение.

3.4 ДРЕВНЕРУССКИЕ ГОРОДА

В процессе становления Древнерусского государства наибольшую перспективу имели поселения, исполнявшие функции торгово-ремесленных и административных центров а также – центров местной племенной округи.

Древнейшие городища появляются в VIII-IX вв. в Среднем Поднепровье, Поднестро­вье, Побужье. Летописи называют их в IX-X вв. более двух десятков. Таковыми в частности были: Белгород, Белоозеро, Василев, Вышгород, Вручий, Изборск, Искоростень, Киев, Ладога, Любеч, Менск, Муром, Новгород, Пересечен, Пере­мышль, Переяславль, Полоцк, Псков, Родня, Ростов, Смоленск, Туров, Червень, Черни­гов. Все древнейшие русские города имели славянские названия. Типичным для города – административного центра административной округи – было сочетание: крепости, дворов феодалов, ремесленного посада, торговли, административного управления, церквей.

Рост численности населения сопровождался быстрым ростом городов: в начале XI века на Руси насчитывалось 20-25 поселений городского типа, в середине XII века их было уже около 70, а к 1230-м годам – более 150. Увеличивалось не только число горо­дов, но и их размеры. Численность населения наиболее крупных – исчислялась десятками тысяч. К последним можно отнести Киев, Новгород, оба Владимира, Галич, Полоцк, Смоленск а также Ростов, Суздаль, Рязань, Витебск, Переяславль Русский. В период рас­цвета в Киеве было свыше 50000 жителей, в Новгороде меньше – около 30 тысяч. Насе­ление остальных городов редко превышала 1000 человек.

Земледельческое население Киевской Руси было сосредоточено на сравнительно небольшой территории с удобными для сельского хозяйства землями. Относительно плотно были заселены долины рек: Днепра, Волги, Западной Двины, Оки, Москвы-реки и бассейна озера Селигер а также район так называемого Суздальского ополья. В рассматриваемый период на северо-западе и северо-востоке Руси по данным археологических исследований преобладали малодворные поселения, состоящие из 3-6 дворов, их было около 70%, и только 30% имело 7-12 дворов и более. Более крупные городские поселения – были центрами сельских районов, к которым тяготел ряд более мелких. Жители после­дних свозило на них подати – извоз, съезжалось на ярмарки и т.д. По данным раскопок в центральных районах Смоленской области в IX-X веках известно 30 селищ, в XI-XII веках их число возросло втрое, до 89.

Связь между возникновением городов и развитием земледелия в XI-XIII вв. можно проследить по карте этого времени, где они расположены в виде отдельных групп, чаще всего сосредоточенных в районах: Киевской, Переяславской, Чернигово-Се­верской, Галицко-Волынской, Полоцко-Смоленской, Рязанской земель.

Некоторые древние города первоначально формировались в виде группы поселений, вблизи которых в дальнейшем строилось ограж­денное укрепление; другие – какое-то время ограничивались огражденной территорией старых поселе­ний, вокруг которой в дальнейшем развива­лись районы предместий – посады, которые впоследствии укреплялись и дифференцировались. Предполагается, что Киев и Новгород, Чернигов и Новгород Северский возникли возникли в результате развития и интеграции близлежащих поселений. Были случаи полиэтнических древних поселений (Ладога, Псков).

Ремесленное, промышленное, торго­вое и служилое население проживало в посадах, где размещались их дома, склады, масте­рские и т.п. Непременным условием города был торг или торговище, имело церковь, то­рговые помещения и др. Купцы в те времена были одновременно и воинами, в городах существовало ополчение – городские «сотни» и «тысячи», возглавлявл его «тысяцкий» – предводитель городского ополчения, ведавший в мирное время делами городского управления.

Древнерусские города и их крепости первоначально обносились земляными валами и рвами, позднее стали строить деревянные стены и укрепления. Стены их укреплялись башнями – вежами, а внутрь города вели ворота. В Киеве и Влади­мире по 4 ворот. На возведение и поддержание городских укреплений затрачивались значительные средства – для этого существовала специальная пошлина.

При обозначении городских районов в Киевской Руси использовались слова ули­ца и конец: первое означало проход между строениями, а другое – квартал; по отношению к ним всречаются упоминания о местном самоуправлении. Названия улиц и концов были разнообразны: Варяжская, Конюхова, Волосова – в Новгороде, Копырев конец в Киеве.

Местоположение территории, на которой возник и вырос Киев, основанный в V в. н.э. в одном из центров расселения восточнославянских племен, на водоразделе лесостепи и леса, способствовало, как свидетельствуют данные археологии, концентра­ции здесь задолго до его возникновения, значительного земледельческого населения, раз­витию экономики и торговли. Большое значение, также, имела удаленность от границ «дикого поля» откуда угрожали кочевники.

Киев IX-XI вв. был торговым городом с ремесленным производством, городом князей и их дружин. Люди – городская знать, связанная с княжеским двором, боярами или церковью – составляют значительную и влиятельную прослойку. Подобное можно было на­блюдать и в других древнерусских городах, приток населения в которых про



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: