Гуманизм как культурный принцип Итальянского возрождения.




Образ человека в итальянской ренессанской живописи.

На данный момент практически все эксперты утверждают, что Возрождение не являлась завершающей стадией Средневековья или началом Нового времени, а представляло собой качественно отличавшийся от той и другой переходный тип.

Началу итальянскому Возрождению послужило обращение к древним сокровищам античной культуры в науке, литературе, искусстве и философии. Итальянцы заново открывали для себя античность, классическую «золотую латынь», изучали рукописи античных авторов, обращались к античной архитектуре и скульптуре. Но это было не просто возвращение к античности: само понимание сути человека, природы, окружающего мира уже стало иным в самой своей оценке. Мировоззрение, самосознание человека эпохи Возрождения стали другими: если в эпоху античности человек учился у природы, то в период Возрождения он выделяется из природы; человек —творец и мира, и самого себя, он наделен Богом свободной волей.

Именно в эпоху ренессанса(кватроченто-xv век), с признанием ценности внутреннего мира отдельного человека, рождается европейский реалистический портрет.Характерной чертой ренессансного итальянского портрета является почти полное отсутствие внутренних противоречий.Что это значит? Обратимся к цитате советского и российского искусствоведа, специализировавшиегося на искусстве итальянского Ренессанса, Виктора Николаевича Гращенкова (17 апреля 1925 — 27 мая 2005),который наилучшим образом описал это новое веение,сказав,что: «человек, каким он был в ту эпоху, и человек, каким он должен быть согласно идеалу своего времени, выступают в нерасторжимом единстве целостного портретного образа. (…) Индивидуальное и типическое, реальное и идеальное, гармонически взаимопроникая друг в друга, определяют главное и непреходящее своеобразие ренессансного портрета». В этой эпохе,человек обычно изображён спокойным, мужественным и мудрым, способным преодолеть все превратности фортуны, к концу века образ приобретает черты духовной исключительности и созерцательности.Появление идейно- эстетических принципов ренессансного портрета тесно связано с зарождением и развитием гуманистической философии,ведь именно в квадроченто зародилось первый термин о гуманизме(Ренессансный гуманизм),который введен самими ренессансными гуманистами,перетолковавшие Цицирона,который подчеркивал,что понятие «человечность» важнейший результат искусства.Другие важные черты-это сплав средневековой культуры с гуманистическим обращением к античному искусству.

Прежде чем портрет стал станковым,он долгое время был составной частью религиозной композицией. В придворной среде он принимает форму самостоятельной станковой картины достаточно быстро, служа средством прославления государя и близких к нему.

Также,стоит отметить,что ренессанский портрет долгое время не мог отделиться от вспомогательных жанров,так как граждане невоспринимали тех,кто хотел каким-либо образом выделиться. И только в 15 веке,с приходом династии Медичи,тенденция была преодолена.

 

 

Северное возрождение.

Типологический портрет.

Эпоха ренессанса стала отправной точкой для развитияобществаи духовного пробуждения.Выделяются два пути: гуманистическая идеологие и религиозное обновление.По второму путипошли художники северных стран Европы.

Северное возрождение зародилось в Германии и Голандии.Центрами стали Нюрнберг,Амстердам,Аугсбург,Галле.

Общие черты северноего возрождения:

· гуманистические идеи

· концентрация на личности человека,его внутреннего мира

· отказ от феодального мировозрения.

Цель северного возрождения:

· Возрождение основ религии ранних христиан.В этом главное отличие от эпохи возрождения-в основе сильная,героическая личность.

· Центральная идея:роль первенства имеет христианская любовь к ближнему.

· Это искусство имеет меньше связи с античностью.

· В основе идеологии: Бог есть,но он воплощен вприроду,во все,что нас окружает,поэтому пейзаж стал отдельным жанром.

Как отличить Северную картину?

· В произведениях заметно влияние больше готическогостиля,меньше-античного.

· Не удиляется внимание анатомическим подробностям человека.

· Отсутствует связь с античностью или она минимальна.

· Детализация письма.

· Сильное влияние на реформацию и зарождение протестантизма.

 

Донаторский портрет

Является наиболее традиционным типом северного возрождения.Новаторская трактовка этого портрета,в котороми молящиеся и святые разделены не дистанцией,а с пространственными и психологическими нюансами.Они изображенны в одном миру,небесный мир становится осязаемым.

Донаторы стали неотъемлимой частью изображения.Они представлялись коленопреклоненными и молящимися, обычно строго в профиль; мужчины — по правую руку от Мадонны или святого, а женщины — по левую; часто в сопровождении своих тезоименных святых покровителей. Порой продолжает сохраняться средневековая иерархическая диспропорция между людьми и небожителями.

Пример:

«Троица» Мазаччо -испонина в виде фрески,в котором есть перспектива и четкое изображение лиц донаторов.

Следующая ступень в развитии этого типа,является

«Алтаре Монтефельтро» Пьеро делла Франческа

Изображен герцог,потерявший своюжену при родах,но получившийдолгожданного наследника.Изображен коленноприклонным в одиночестве.

 

 

Гуманизм как культурный принцип Итальянского возрождения.

Вопросы:

1.Гуманизм-это?

Прогрессивное движение эпохи Возрождения, направленное к освобождению человеческой личности от идейного застоя феодализма и католицизма.

2.Когда возник?

В 14-15 веке.Активно развивалсяв эпоху возрождения.

3.Особенные черты?

Возвращение интереса к потребностям человека,его внешними внутреним развитием.

Формируется культ индивидуальности.Инструментом воспитания человека становится литература.

Признается исключительная роль поезии,которая играла важную роль.Внейописывались наилучшие черты человека,его способностии индивидуальность.Изменение филосовской деятельности.Гуманисты отрицали философию средневековых мыслителе,абольше опиролись на речь,мсыли и идеи самого человека,проявление его характераирезультат действия.

Нарушение сословных принцыпов,говоря об универсальности выдвенутыми ими человеческих ценностей.

Противоречивые отношения с властью.Гуманисты всегда искали подержки укоролей,пап и т.д... но они не могли избавиться отпреследования церкви,поэтому некоторымприходилась покидатьсвою странуили переходить в другой лагерь.

4.Почему церковь не признает гуманизм?

Потому что гуманизм,ставит на первую очередь человека,его ум,способности и деятельность,которая приносит ему доход и наслождение.Она предпологает отказ от Бога и служение церкви.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: