Методический комментарий
к зачету по курсу «Теория и методология истории»:
Января, 12-00. ауд. 24.
1. «Предполагаемое начало человеческой истории» и «Всеобщая история во всемирно-гражданском плане» И. Канта и «В чем состоит изучение мировой истории и какова цель этого изучения» И.Ф. Шиллера: метод построения теории исторического процесса.
Комментарий: в основе ответа лежат оригинальные тексты двух мыслителей. В основе ответа: Румянцева М.Ф. Теория истории. Учебное пособие. М., 2002. Гл.2. Дополнительно можно дать характеристику способов построения в России: Хвостов В.М. Теория исторического процесса. М., 1914.
2. «Философия истории» Гегеля: методология и теория истории.
Комментарий: в основе – оригинальный текст Гегеля, раздел «Введения» к книге. Контекст ответа: статья Кисель М.А. Гегель и методологические проблемы историографии // Вопросы философии, 1987, №1.
3. Диалогизм как принцип и условие развития гуманитарного знания.
Комментарий: в основе – идеи Бахтина в книге «Проблемы поэтики Достоевского», проблематика «Другого», «иного», «инакого». Контекст: Румянцева М.Ф. Теория истории. Учебное пособие. М., 2002. Раздел II. Гл.3; Библер В.С. Михаил Михайлович Бахтин, или поэтика культуры. М., 1991. Очерк третий.
4. Зарождение теории исторического процесса. Историография рационализма: Болингброк, Мабли, Вико, Вольтера, Гердера.
Комментарий: в основе - Румянцева М.Ф. Теория истории. Учебное пособие. М., 2002. Раздел II. Гл.1; Барг М.А., Авдеева К.Д. От Макиавелли до Юма: становление историзма. М., 1998. Гл. III, IV.; о Гердере – книга А.В. Гулыги.
5. Использование общелогических и общенаучных методов в историческом исследовании.
Комментарий: в основе – электронные книги И.Д. Ковальченко и Сидорцова: соответствующие разделы.
6. Историзм XIX в.: интеллектуальные основания и метод исторического исследования.
Комментарий: в основе - Савельева И.М., Полетаев А.В. Теория исторического знания: Учеб. пособие. М., 2008. Гл. 8. (книга выложена в интеренете); Смоленский Н.И. Теория и методология истории. М., 2007. Гл. 9.; Копосов Н.Е. Как думают историки. М., 2001. С.220-268. (книга выложена в Интернете)
7. Исторический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса.
Комментарий: в основе – работы Плеханова о монистическом взгляде на историю и ее материалистическое понимание. Идеи Семенова («социор») и Васильева в: Панарин А.С. Философия истории.
8. Исторический метод в условиях “лингвистического поворота”.
Комментарий: в основе – статья Кукарцевой М. А. «Начало лингвистического поворота в историописании» (выложена в Интернете); Копосов Н.Е. Как думают историки. М., 2001. С.284-294. (книга выложена в Интернете); статья Г.И. Зверевой «Реальность и исторический нарратив: проблемы саморефлексии новой интеллектуальной истории». (выложена).
9. Картезианский метод в рационалистической историографии XVIII в. и современное гуманитарное знание.
Комментарий: декартово «Рассуждение о методе…» и ваше творческое осмысление современной историографической ситуации.
10. Объект, субъект и их взаимодействие в рамках неокантианской методологической парадигмы. Методы наук о природе и методы наук о культуре.
Комментарий: в основе – книга Риккерта (см. материалы семинаров); здесь нужно посмотреть также уч. пособие: Медушевская О.М., Румянцева М.Ф. Методология истории. М., 1997. Гл.3.; о неокантианстве в целом – см. Философский словарь.
11. Объект, субъект и их взаимодействие в рамках феноменологической парадигмы исторического знания.
Комментарий: в основе – книга О.М. Медушевской «Теория и методология когнитивной науки»- раздел «Введение», Гл.1, 4. См. также: Лукьянов Д.В. [рец.] на данную книгу // Новая и новейшая история. 2011. №2.; Медушевский А.Н. Когнитивно-информационная теория как новая философская парадигма гуманитарного познания // Вопросы философию 2009. №10. С.70-92.; Каравашкин А.В., Юрганов А.Л. Опыт исторической феноменологии.М., 2003. раздел «Введение».
12. Основные характеристики современной эпистемологической ситуации.
Комментарий: в основе – книга Аллана Мегилла «Историческая эпистемология» («Предисловие переводчика», «Введение») - книга выложена; Кукарцева М.А. Трансформация эпистем: познание истории в ускользающем мире. Вместо введения // Способы постижения прошлого: Методология и теория исторической науки. М., 2011.С.3-49.
13. Постмодерн и кризис исторического метанарратива: причины и последствия для современной историографической ситуации.
Комментарий: в основе - книга Аллана Мегилла «Историческая эпистемология», Гл. II.; идеи Лиотара «Состояние постмодерна»; Румянцева М.Ф. Теория истории. Учебное пособие. М., 2002. Раздел II. Гл.3.; Анкерсмит Ф.Р. Историография и постмодернизм // Современные методы преподавания новейшей истории. М., 1996. С. 142-163.
14. Проблема научного сообщества и его методологической парадигмы. “Структура научных революций” Т. Куна.
Комментарий: в основе идеи Т. Куна к книге «Структура научных революций»; статья – Торстендаль Р. Профессия историка в СССР и постсоветской России. К вопросу о существовании одного или нескольких исторических сообществ // Теоретические проблемы исторических исследований. М., 2002. С.68-90. (на англ. яз.). Перевод данной статьи представленный в письменном виде считается также вариантом ответа на данный вопрос.
15. Проблема поиска истины в современной историографии.
Комментарий: Савельева И.М., Полетаев А.В. Теория исторического знания: Учеб. пособие. М., 2008. Раздел III. Гл.7.; посмотреть в философском словаре теории истины; книга Тоша.
16. Проблемы интерпретации и герменевтики и их влияние на методологию исторического изучения.
Комментарий: идеи Рикёра в книге «Конфликт интерпретаций», книга Копосова «Как думают…» Гл.5.
17. Произведение профессионального историка и его методологические параметры. Структура произведения и научное сообщество.
Комментарий: на основе книги Сидорцова, на примере своей курсовой работы.
18. Современные Микро- и макроистория: соотношение и взаимодействие метода.
Комментарий: сборник статей «Историк в поиске» (М., 1999.) - анализ дискуссии (статьи Бойцова, Гуревича, Румянцевой).
19. Специальные исторические методы.
Комментарий: книги Ковальченко и Сидорцова.
Список источников и литературы к курсу
Основная литература