• знакомить родителей с работой МДОУ по формированию у детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности;
• повышать уровень знаний родителей по формированию у детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности;
• воспитывать у родителей ответственность за сохранение здоровья, за безопасность детей, их эмоциональное благополучие;
• создать особую форму общения между родителями и воспитателями: «Доверительно деловой контакт»
Критерии эффективности проекта:
- Создание необходимых условий для организации совместной деятельности с родителями по охране и безопасности жизни детей.
- Формирование у детей самостоятельности и ответственности в чрезвычайных ситуациях.
- Налаживание связи семьи с сотрудниками детского сада и социумом.
- Автоматизация у детей навыков безопасного поведения в любой ситуации.
- Пробудить у родителей интерес к проблемам детского сада.
- Дети, родители будут не только сами соблюдать правила безопасного поведения, но так же привлекать к тому других людей.
Прогнозируемый результат реализации проекта:
Дети:
- осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
- проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности в соблюдении правил поведения;
- умение предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее;
- знание правил безопасного поведения на улицах города.
- умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности;
- умение выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях;
- умение организовать деятельность в соответствии с правилами безопасного для себя и окружающих поведения в «типичных» ситуациях;
- способность действовать в экстремальных ситуациях в соответствии с усвоенными правилами на дороге;
- представления о возможных негативных последствиях для других людей своими неосторожными действиями.
Родители:
- осознанная причастность к воспитанию личности безопасного типа.
Педагоги:
- сформированная ориентация на реализацию компетентностного подхода к развитию ценностей здорового и безопасного образа жизни. Предложенный проект – попытка показать на практике систему деятельности родителей и воспитателей ДОУ по обучению дошкольников основным правилам безопасности. Сформировать у детей необходимые представления, умения и навыки безопасного поведения в различных ситуациях.
Этапы реализации проекта:
Первый этап: Подготовительный.
Цель: определить основные направления работы.
Задачи: разработать концептуальные подходы к вопросам, которые формируют навыки обеспечения жизнедеятельности ребенка в детском саду.
Второй этап: Организационный.
Цель: составить программу проекта взаимодействия семьи, детского сада и служб, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности человека.
Задачи: оценить возможности субъектов профилактики; подготовить материально-техническую базу. Создать необходимые условия для профилактики основ безопасности жизнедеятельности детей.
Третий этап. Основной.
Цель: провести мероприятия проекта по профилактике основ безопасности, подбор инновационных методов работы по организации профилактикиоснов безопасности жизнедеятельности детей.
Четвертый этап. Аналитический.
Цель: систематизировать методический материал и сопоставить промежуточные результаты с задачами проекта.
Задачи: количественная и качественная обработка промежуточных итогов работы.
Пятый этап. Заключительный.
Цель: обобщение полученного опыта; осмысление его в виде модели психолого-педагогического взаимодействия семьи, детского сада и городских служб, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности человека.
Система и последовательность работы по основам безопасности жизнедеятельности дошкольников представлена тематическими блоками:
Ø Мир вокруг
Ø Пожарная безопасность
Ø Безопасная дорога
Блок «Мир вокруг»:
· Дается объяснение тому, что именно может быть опасным в общении с другими людьми; что не всегда приятная внешность совпадает с добрыми намерениями и какое поведение следует выбрать в сложной ситуации.
· Если ребенок потерялся, ориентирование на местности.
· Мы говорим о загрязнении окружающей среды, о бережном отношении к живой природе; о ядовитых растениях; о контактах с животными
· Острые и тяжелые предметы, балкон, открытое окно и другие бытовые опасности. А также, умение пользоваться телефоном в экстремальных ситуациях. Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей (предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей нужно научиться правильно, обращаться (иголка, ножницы, нож); предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, режуще-колющие инструменты).
· Изучение строения организма, закрепление навыков личной гигиены, о роли лекарств и витаминов, отношение к больному человеку, а также детские страхи, конфликты между детьми и т.д.
Блок «Пожарная безопасность»:
· Представление о пожаре, об опасности огня, о порядке действия во время пожара А также, умение пользоваться телефоном в экстремальных ситуациях. Пожароопасные предметы опасности. Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей (предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, розетки, включенные электроприборы);
Блок «Безопасная дорога»:
· Правила дорожного движения, правила поведения в транспорте.
Рабочий план реализации проекта
Содержание работы | Срок исполнения | Ответственный |
Организационная работа | ||
Помощь воспитателям в составлении планов работы по ОБЖ | Сентябрь | ст. воспитатель |
Оформление уголков безопасности дорожного движения и противопожарной безопасности в группах для родителей и детей | Сентябрь | Воспитатели |
Памятки и буклеты для родителей | В течение года | Воспитатели |
Консультация для педагогов «Формирование у дошкольников сознательного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих» | Декабрь | ст. воспитатель |
Методическая работа | ||
Оформление выставки новых наглядно-дидактических и методических материалов в методическом кабинете | Октябрь | ст. воспитатель |
Пополнение методического кабинета и групп методической, детской литературой и наглядными пособиями | В течение года | Заведующий, ст. воспитатель, воспитатели |
Контроль организации работы с детьми по теме «Безопасность»: - ПДД, - противопожарная безопасность, - личная безопасность, - безопасность на природе | Октябрь, май | Заведующий, ст. воспитатель |
Подбор и систематизация игр по всем группам по теме «Безопасность» (ПДД, противопожарная безопасность, личная безопасность, безопасность на природе) | В течение года | ст. воспитатель, воспитатели |
Работа с детьми | ||
Участие в городском конкурсе детского творчества по пожарной безопасности «Юные таланты за безопасность» | Июнь-июль | ст. воспитатель, воспитатели |
Участие в городском конкурсе детского рисунка «Помни правила движения, как таблицу умножения!»,посвящённого профилактике нарушений правил дорожного движения, в рамках Всероссийской акции «Внимание, дети!» | Сентябрь | ст. воспитатель, воспитатели |
Конкурс детских творческих работ на тему «Безопасность»: - ПДД, - противопожарная безопасность, - личная безопасность, - безопасность на природе | В течение года | ст. воспитатель, воспитатели |
Участие в конкурсе детских творческих работ «Осторожно, огонь!» | Март | ст. воспитатель, воспитатели |
Участие в городском конкурсе детских агитационных бригад на тему безопасности дорожного движения | Апрель | ст. воспитатель, воспитатели |
Целевые прогулки: Младшая и средняя группы; Старшая и подготовительная группы | 1 раз в 2 месяца 1 раз в месяц | Воспитатели |
Игры (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные) | ежемесячно | Воспитатели |
Тематические вечера или досуги | 1 раз в квартал | Муз. рук, инстр-р по физ-ре, воспитатели |
Занятия в группах: - ОБЖ - ознакомление с окружающим - развитие речи - изобразительная деятельность - конструирование | По сетке занятий | Воспитатели |
Чтение художественной литературы | В течение года | Воспитатели |
Чтение и заучивание стихотворений по тематике | В течение года | Воспитатели |
Загадывание детям загадок на тему «Безопасность» | В течение года | Воспитатели |
Просмотр видеофильмов, м/ф | В течение года | Воспитатели |
Проведение учений по противопожарной безопасности | 1раз в квартал | ст. воспитатель, воспитатели |
Взаимодействие с родителями | ||
Оформление родительских уголков | Сентябрь | ст. воспитатель, воспитатели |
Общее родительское собрание «Дорожная азбука» (с приглашением представителя ГИБДД и просмотром видеофильма) | Октябрь | Заведующий, ст. воспитатель |
Участие в городском семейном конкурсе поделок «Безопасные дороги-детям» | Ноябрь | ст. воспитатель, воспитатели |
Участие в спортивном конкурсе «Пристегни, а то потеряешь!» | Февраль | ст. воспитатель, воспитатели |
Участие родителей в подготовке и проведении мероприятий по теме: «Безопасность» в МДОУ | 1 раз в квартал | Заведующий |
Межведомственные связи | ||
Участие представителя ГИБДД и ТУСЗН в проведении общего родительского собрания | Октябрь | Заведующий |
Участие инспектора ГИБДД, ПЧ-11 в проведение мероприятий | 1 раз в квартал | Заведующий |
Привлечение школьников – выпускников детского сада к изготовлению атрибутов для игр и проведению занятий по тематике | В течение года | ст. воспитатель |