Теория конкурентных преимуществ




Теория абсолютных преимуществ Адам Смитт

Если какая-либо чужая страна может снабдить нас каким-нибудь товаром по более дешевой цене, чем мы в состоянии изготовить его, гораздо лучше покупать его у нее на некоторую часть продукта нашего собственного промышленного труда, прилагаемого в той области, в которой мы обладаем некоторым преимуществом»

Теория сравнительных преимуществ Давид. Рикардо

Давид Рикардо развил теорию абсолютных преимуществ Адама Смита и показал, что торговля выгодна каждой из двух стран, даже если ни одна из них не обладает абсолютным преимуществом в производстве конкретных товаров.

Из этого следует, что специализация на производстве товара, имеющего максимальные сравнительные преимущества, выгодна, даже если нет абсолютных преимуществ.

Теория соотношения факторов производства Хекшера— Олина

При выполнении вышеприведенных допущений, теория Хекшера — Олина гласит, что страны экспортируют товары с избыточными и дешевыми факторами производства для данной страны и импортируют товары с дефицитными и дорогими факторами.

Теория жизненного цикла продукта

Цикл жизни продукта охватывает четыре этапа — внедрение, рост, зрелость и упадок.

На этапе роста спрос на продукт растет, его производство расширяется и постепенно распространяется на другие развитые страны. Продукт становится более стандартизованным, увеличивается конкуренция между производителями и расширяется его экспорт.

На этапе зрелости преобладает крупносерийное производство, в конкурентной борьбе доминирующим становится ценовой фактор, и но мере расширения рынков и распространения технологий страна нововведения уже не обладает конкурентными преимуществами. Начинается перемещение производства в развивающиеся страны, где дешевая рабочая сила может быть эффективно использована в стандартизованных производственных процессах.

По мере того как жизненный цикл продукта переходит в этап упадка, спрос, особенно в развитых странах, сокращается, производство и рынки сбыта концентрируются преимущественно в развивающихся странах, а страна нововведения становится чистым импортером.

 

Теория эффекта масштаба

Суть этого хорошо известного из микроэкономической теории эффекта заключается в том, что при определенной технологии и организации производства долговременные средние издержки сокращаются по мерс увеличения объема выпускаемой продукции, т.е. возникает экономия, обусловленная массовым производством.

Теория конкурентных преимуществ

 

9) Международное разделение труда — специализация отдельных стран на производстве определенных видов продукции.

Можно выделить три основные группы факторов, влияющих на международное разделение труда:

1) социально-географические факторы – проявляются в различии государств по их территориальному расположению, численности, структуре населения, историческому опыту, традициям и менталитету народа;

2) природно-климатические факторы – обусловлены различиями в климатических условиях государств, обеспеченностью природными ресурсами, такими как полезные ископаемые, реки, озера, моря, пахотные земли, лес, разнообразие животного мира и др.;

3) технико-экономические факторы – связаны с тем, что страны имеют различный уровень экономического и научно-технического развития, это обусловливает разную степень целесообразности производства того или иного вида продукции для разных государств, наличие собственных технологий и ноу-хау, научных открытий, новых технологий, машин и оборудования. Этими достижениями можно воспользоваться только путем обмена ценной информацией между государствами и содружествами, что приводит в результате к взаимодействию и формированию единой экономической системы мира.

10) Международная специализация производства (МСП) — это специализация стран на производстве определенных товаров и услуг сверх внутренних потребностей для последующей их реализации на мировых рынках.

Факторы развития

11) Международная кооперация производства представляет собой производственные связи между различными предприятиями, расположенными в разных странах, возникающими при изготовлении определенного продукта.

Основные признаки международной кооперации производства:

предварительное согласование сторонами в договорном порядке условий совместной деятельности и ее координация;

наличие в качестве непосредственных субъектов производственного кооперирования фирм разных стран;

закрепление в договорном порядке в качестве главных объектов кооперирования готовых изделий, компонентов, других частичных продуктов и соответствующей технологии;

распределение между партнерами заданий в рамках согласованной программы, закрепление за ними производственной специализации, исходя из основных целей кооперационных соглашений;

долгосрочность, стабильность и регулярность экономических отношений между


Классификация международной кооперации производства в соответствии с его основными признаками выглядит следующим образом.

• По видам — экономическая кооперация, промышленное сотрудничество, научно-техническая кооперация в области проектирования и строительства промышленных объектов, кооперация в сфере сбыта и т.д.

Кстати, по мере своего развития, международная кооперация производства приобретает комплексный характер и перерастает в международное промышленное сотрудничество, которое шире, чем кооперация производства. Оно включает многообразные формы деятельности в области производства, прикладной науки, техники, торговли, технического обслуживания и в других сферах. Комплексность — важнейшая черта международного промышленного сотрудничества.

• По стадиям — предпроизводственная, производственная и коммерческая кооперация
• По используемым методам — выполнение совместных программ, договорная специализация, подрядное кооперирование.

• По структуре связей — международная кооперация производства может быть внутри- и межфирменной, внутри- и межотраслевой, горизонтальной, вертикальной и смешанной.

• По территориальному охвату — между двумя и более странами, в рамках региона, межрегиональной и всемирной.

• По числу субъектов (сторон) — двух- и многосторонней.

• По числу объектов — одно- и многопредметной.

 

12) Международное разделение труда означает сосредоточение производства тех или иных продуктов (товаров и услуг) в отдельных странах с целью последующего обмена этими продуктами.

Международное разделение такого фактора производства, как земля, подразумевает, что страны в различной степени наделены физическими ресурса­ми, которые им предоставила природа: территорией, водой, лесами, природными ресурсами и полезными ископаемыми. Сюда же относятся географическое положение стран, их погодно-климатические условия. Очевидно, что Вьетнам производит в числе прочего рис, а ЮАР — бриллианты не в последнюю очередь потому, что во Вьетнаме природно-климатические условия благоприятствуют выращиванию риса, а недра ЮАР богаты алмазными жилами, из которых можно добывать алмазы и, огранивая их, получать бриллианты.

13) Республика Беларусь активно участвует в международном разделении труда. Например, наша страна удерживает 1/3 мирового рынка тяжеловозов, 15% - минеральных удобрений, 6% - мирового производства тракторов.

Минский тракторный завод (МТЗ) расширяет созданные сборочные производства в России и Украине на условиях, что вся произведенная продукция будет реализовываться внутри этих стран.

С целью вхождения ПО «Белавто-МАЗ» (ПО – производственное объединение, МАЗ – Минский автомобильный завод) в зону Евросоюза в Литве организовано сборочное производство автомобилей.

14) Открытая экономика – это экономика, обладающая устойчивыми экономическими связями с субъектами мирового хозяйства и собственной специализацией на мирового рынке. Открытой экономике не свойственна монополизация во внешней торговле – она требует использования разнообразных видов совместного предпринимательства и подразумевает, что внутренний рынок останется доступным для притока иностранного капитала и трудовых ресурсов.

Для оценки степени открытости экономики используются критерии открытости экономики: количественные и институциональные.

Количественные (функциональные) критерии отражают степень влияния внешнеэкономических связей на основные макроэкономические параметры национальной экономики. Отметим основные из них:

1. Внешнеторговая квота (Qxm) – отношение суммарного объема экспорта и импорта к объему ВВП является основным показателем. Иногда ее называют показателем открытости. Она может выражаться как коэффициент, так и в процентах:

2. Объем ВВП, который реализуется на внешних рынках, то есть экспортная квота (Qx):

3. Величина экспорта, которая приходится на одного жителя страны.

4. Доля иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций в национальную экономику.

5. Величина инвестиций, которая приходится на одного жителя страны.

Институциональные критерии открытости экономики характеризуют условия взаимодействия национальных экономических субъектов и сектора заграницы. К ним относятся:

1. Средняя ставка таможенного тарифа на импорт.

2. Режим конвертируемости национальной валиты: по текущим операциям, капитальным операциям, полная конвертируемость; другие валютные ограничения на использование, ввоз и вывоз валюты из страны.

3. Сложность процедур создания совместных и иностранных предприятий на территории страны.

Степень открытости экономики, т.е. вовлеченности в мирохозяйственные отношения, определяется с помощью показателей, среди которых следующие: экспортная квота, импортная квота, внешнеторговая квота, объем экспорта на душу населения, удельный вес в мировом экспорте, коэффициент эластичности экспорта по отношению к ВВП, показывающий, насколько увеличится экспорт при увеличении ВВП государств

15) Преимущества открытой экономики:

-рациональному распределению ресурсов в зависимости от степени её эффективности;

-распространению мирового опыта через систему МЭО;

— росту конкуренции между отечественными производителями, стимулируемому конкуренцией на мировом рынке.

 

Недостатки открытой экономики:

• угроза экономической безопасности страны;

• опасность массового разорения внутренних производителей, чья продукция недостаточно конкурентоспособна;

16) Согласно принятым ООН, ВТО, ОЭСР определениям международная торговля – это оплаченный товарооборот между странами, который представляет собой трансграничный обмен товарами и услугами, совокупность внешней торговли всех стран мира. редметом международной торговли выступают материальные вещи /готовая продукция, машины и оборудование, сырьевые товары и.т.д./, услуги, интеллектуальная собственность /авторские и патентные права, и.т.д/.

 

СТРУКТУРА?????????????

17) Основные тенденции современного этапа развития междун. торговли:

- ускоренный рост междун. торговли после 2-ой мировой войны

- рост экспортных, импортных и внешнеторговых квот

- преобладание развитых стран в экспорте и импорте товаров

- увеличение удельного веса в развивающихся странах м/н. торговли

- рост удельного веса продукции обрабатывающей промышленности

18) Мировой рынок технологий представляет собой систему экономических отношений в сфере обмена научно-техническими знаниями, которые могут быть представлены как в овеществлённом, так и не в овеществлённом виде.

Субъектами мирового рынка технологий выступают государственные структуры, научно-исследовательские институты и образовательные учреждения, промышленные компании и мелкие инновационные фирмы, а также физические лица – учёные и специалисты.

Основными агентами на международном рынке технологий выступают ТНК, т.к. крупные затраты на НИОКР могут себе позволить лишь крупнейшие компании, тем более что и внедрение современных, обычно технически сложных нововведений требует больших капиталовложений. ТНК, как основной агент обмена технологиями, владеет более 4/5 патентов на новую технологию. В то же время не менее 1/3 мирового технологического обмена приходится на внутрифирменный трансферт технологии ТНК, который используется ими для проникновения на новые рынки или для учреждения собственных дочерних фирм.

Объектами мирового рынка технологий являются результаты интеллектуальной деятельности в овеществлённой (различные агрегаты, оборудование, инструменты, технологические линии и др.) и неовеществлённой (информация, различного рода техническая документация, знания, производственный опыт) формах.

19) Патент (patent) — свидетельство, выдаваемое компетентным правительственным органом изобретателю и удостоверяющее его монопольное право на использование этого изобретения. Патент дает владельцу право собственности на изобретение, которое обычно подкрепляется регистрацией товарного знака и промышленного образца. Практически все товары, выпускаемые на рынок, являются запатентованными. Срок действия патента обычно ограничивается 15-20 годами, и он действует только на территории той страны, где он выдан.

Лицензия (license) — разрешение, выдаваемое владельцем технологии (лицензиаром), защищенной или не защищенной патентом, заинтересованной стороне (лицензиату) на использование этой технологии в течение определенного времени и за определенную плату.

Копирайт (право воспроизведения) (copyright) — эксклюзивное право автора литературного, аудио- или видеопроизведения на показ и воспроизведение своей работы.

Товарная марка (trademark) — символ определенной организации, который используется для индивидуализации производителя товара и который не может быть использован другими организациями без официального разрешения владельца. Это обычно, графическое изображение, сочетание букв, имя основателя или владельца корпорации. В своей стране товарный знак может использоваться, если его принадлежность никем не оспорена в течение установленного законодательством срока. В случае экспорта товара товарная марка обычно регистрируется в странах экспорта.

20)Внешнеторговая политика – это система мероприятий, с помощью которых осуществляется торговля между регионами, странами на разных рынках товаров и услуг.

Политика свободной торговли - это политика минимального вмешательства государства во внешнюю торговлю

Протекционизм - это государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции с использованием системы ограничений импорта.

Выделяют несколько форм протекционизма:

селективный - направлен против отдельных стран или отдельных видов товаров;

отраслевой - направлен на защиту отдельных отраслей, чаще всего сельского хозяйства;

коллективный - проводится объединениями стран в отношении стран, которые не входят в эти объединения;

21)

Преимущества свободной торговли:

способствует повышению качества выпускаемой продукции вследствие роста международной конкуренции;

оптимизирует процесс распределения производственных ресурсов;

способствует международной концентрации производства и массовому выпуску товаров.

 

Социально-политические преимущества протекционизма:

поддержание государственной безопасности страны;

защита более высокого уровня жизни и заработной платы в стране (защита богатых стран от наплыва дешевой рабочей силы и наплыва товаров, произведенных дешевой рабочей силой);

достижение определенных политических целей в отношениях с другими государствами.

Критика протекционизма:

в долгосрочном периоде протекционизм подрывает основы национального производства, поскольку ослабляет конкурентное давление со стороны мирового рынка:

снижает благосостояние потребителей, поскольку из-за введения протекционистских мер происходит рост цен на товары;

усиливает международное соперничество государств и создает угрозу стабильности и безопасности мирового хозяйства.

22) Государственное регулирование международной торговли может быть следующим:
Односторонним, когда инструменты государственного регулирования используются правительством страны в одностороннем порядке без согласования или консультаций с ее торговыми партнерами. Обычно односторонние меры применяются в ответ на аналогичные шаги других стран и приводят к возникновению политических напряжений между торговыми партнерами (обложение отдельных товаров пошлинами, введение квот на импорт и т.д.).

Двусторонним, когда меры торговой политики согласовываются между странами, являющимися торговыми партнерами. Например, по взаимной договоренности одной из сторон могут вводиться конвенционные пошлины, не ущемляющие интересы другой, страны могут согласовывать технические требования к маркировке, упаковке, договариваться о взаимном признании сертификатов качества и пр.
Многосторонним, когда торговая политика согласовывается и регулируется многосторонними соглашениями. Примерами многосторонней политики являются соглашения в рамках ВТО, в сфере торговли стран — членов Европейского союза (ЕС).

 

23)
Тарифные методы предполагают использование таможенных тарифов.

Таможенный тариф представляет собой систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются ввозимые в страну или вывозимые из страны товары.

Различают два типа таможенных тарифов: простой и сложный.

Простой тариф предусматривает для каждого товара одну ставку таможенных пошлин, которая применяется вне зависимости от страны происхождения товара.

Сложный тариф предполагает определение по каждому товару двух и более ставок таможенных пошлин. Он часто используется во внешнеторговой политике государств, так как позволяет оказывать давление на одни страны, облагая их товары более высокими пошлинами, и предоставлять льготы другим государствам, развивая с ними более тесное экономическое сотрудничество.

24) К нетарифным относят:

Квотирование (quotation) внешнеторговых поставок означает ограничениеэкспортных и/или импортных поставок количеством товаров (количественные квоты) или их суммарной стоимостью (стоимостные квоты) на установленный период времени.

Выделяются квоты:

· Общая квота (global quota) определяется для государственных нужд;

· Естественная квота (natural quota) - связана с ограниченностью пропускных способностей нефтепроводов, терминалов в портах и т.д.;

· Исключительная квота (exclusive quota) - вводится в особых случаях, связанных с обеспечением национальной безопасности государства, защитой внутреннего рынка, выполнением международных обязательств.

· Тарифная квота (tariff quota) представляет собой разрешение на ввоз в страну определенного количества товара беспошлинно или по пониженным ставкам;товары, ввозимые сверх данного лимита, облагаются таможенными пошлинами по обычным ставкам.

· Экспортная квота (export quota) ограничивает количество продукции, разрешенной для вывоза.

· Импортные квоты (import quota) ограничивает количество продукции, разрешенной для ввоза.

Лицензирование (licensing) представляет собой ограничение в виде получения права или разрешения (лицензии) от уполномоченных на то государственных органов на совершение конкретных экспортных и/или импортных операций. В самой лицензии может устанавливаться порядок ввоза или вывоза товаров.

Под экспортной субсидией (export subsidy) понимается оказание правительством или государственным органом страны финансовой помощи предприятиям и отраслям экономики на ее территории для поддержки отечественных экспортеров и косвенной дискриминации зарубежных импортеров.

Крайней формой государственного ограничения внешней торговли являются экономические санкции, например торговое эмбарго (tradeembargo) - запрещение государством ввоза в какую-либо страну или вывоза из какой-либо страны товаров.

25) -------------------------------

26) Миграция рабочей силы - это перемещение трудоспособного населения из одних государств в другие сроком более чем на год, вызванное причинами экономического и иного характера.

Можно выделить два основных вида международной миграции рабочей силы:

- международная переселенческая миграция;

- международная трудовая миграция.

Международная трудовая миграция - это перемещение трудоспособного населения между государствами под влиянием сугубо экономических причин, то есть в поисках заработка. В отличие от переселенческой миграции, она предполагает сохранение постоянной связи мигранта со своей родиной.

По территориальному признаку миграцию делят на:

- внутреннюю – т.е. перемещение в пределах страны, например, между её регионами, из села в город;

- внешнюю – перемещение за пределы страны. В данном случае различают:

- иммиграцию - (от латинского immigrans – вселяющийся), въезд трудоспособного населения в данную страну из-за ее пределов.

- эмиграции – (от латинского emigro – выселять), выезд граждан из своей страны в другую на постоянное жительство или на более или менее длительный срок.

- «Утечка мозгов» – международная миграция высококвалифицированных кадров.

По правовому статусу миграцию классифицируют на: регистрируемую (легальную) и нерегистрируемую (нелегальную).

27)

28) К числу положительных последствий трудовой миграции для страны-импортера трудовых ресурсов относятся следующие аспекты:

1. Смягчение проблемы занятости благодаря ликвидации дефицита рабочей силы.

2)Накопление стартового капитала для создания малых и средних предприятий после возвращения мигранта домой, что содействует формированию в стране-доноре среднего класса

3) Повышение квалификации трудовых мигрантов, работающих за границей, приобретение ими новых производственных и организационных навыков, приводящее к повышению эффективности и производительности труда в дальнейшем.

Основными отрицательными последствиями трудовой миграции для страны-донора являются:

Ухудшение демографической ситуации в стане-доноре

Снижение производственного потенциала страны и ухудшение качества кадрового обеспечения промышленности, строительства, транспорта и других отраслей экономики вследствие оттока высококвалифицированных специалистов и уменьшения численности экономически активного населения

29) Международное движение капитала— это инвестирование и последующее функционирование капитала за рубежом.

Формы

Портфельными инвестициями называются вложения в иностранные ценные бумаги и причем такие, которые не дают иностранному инвестору возможность участвовать в управленческом контроле над объектом вложения. Эта форма представлена облигациями, векселями и другими долговыми ценными бумагами, а также одиночными акциями (паями) или их небольшими пакетами.

К прямым инвестициям статистика относит те, которые позволяют инвестору участвовать в управленческом контроле над объектом вложения (как правило, для этого требуется не менее 10% акционерного капитала или паев).

Иногда в отдельную форму международного движения капитала выделяют государственные резервные активы и прежде всего официальные золотовалютные резервы (см. 35.3), так как они состоят главным образом из запасов иностранной валюты. Часть ее вложена в депозиты в иностранной валюте, но основная часть, как правило, инвестирована в надежные иностранные ценные бумаги (преимущественно государственные облигации США и других ведущих развитых стран).

Причины для вывоза капитала:

появление возможности освоения новых рынков;

стабильная политическая обстановка и в целом благоприятный инвестиционный климат в стране принимающей капитал;

более низкие экологические стандарты в принимающей стране;

30) Инвестиции любое имущество, включая денежные средства, ценные бумаги, оборудование и результаты интеллектуальной деятельности, а также имущественные права, вкладываемые в объекты инвестиционной деятельности с целью получения прибыли или достижения иного значимого результата.

Под инвестиционной политикой понимается комплекс целенаправленных мероприятий, проводимых государством по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью оживления инвестиционной деятельности, подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных проблем.

31)

32) Международный кредит представляет собой движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений, которое выражается в предоставлении ссуд одним государством другому на принципах банковского кредитования

по субъектам кредитных отношений: государственный, частный и кредит международных финансовых организаций;

по валюте займа: кредиты, предоставляемые в валюте страны-должника; в валюте страны-кредитора; в валюте третьей страны; в международной счетной единице (СДР);

по обеспеченности: обеспеченный (залог товаров, ценных бумаг, коммерческих документов, недвижимости); бланковый (без специального обеспечения, возможно письменное обязательство должника);

по срокам: сверхсрочные кредиты (на срок до трех месяцев); краткосрочные (до одного года); среднесрочные (от одного года до пяти лет); долгосрочные (свыше пяти лет);

33) Международная экономи́ческая интегра́ция — процесс международного объединения экономики стран и государств в один, общий рынок

Самая простая форма экономической интеграции – зона свободной торговли, в рамках которой отменяются торговые ограничения между странами-участницами и прежде всего таможенные пошлины. Другая форма – таможенный союз – предполагает наряду с функционированием зоны свободной торговли установление единого внешнеторгового тарифа и проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран.

Более сложной формой является общий рынок, обеспечивающий его участникам наряду со свободной взаимной торговлей и единым внешним тарифом свободу передвижения капиталов и рабочей силы, а также согласование экономической политики.

Но наиболее сложной формой межгосударственной экономической интеграции является экономический и в то же время валютный союз, совмещающий все вышеуказанные формы с проведением общей экономической и валютно-финансовой политики.

Экономическая интеграция обеспечивает ряд благоприятных условий для взаимодействующих сторон:

1) интеграционное сотрудничество дает хозяйствующим субъектам (товаропроизводителям) более широкий доступ к разного рода ресурсам (финансовым, материальным, трудовым), к новейшим технологиям в масштабах всего региона, а также позволяет производить продукцию в расчете на емкий рынок всей интеграционной группировки;

34) НАФТА

Содружество Независимых Государств (СНГ)§

В состав СНГ входят 11 стран: Азербайджан,

Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина.

Доля стран СНГ в мировом ВВП составляет менее 5%. При создании СНГ государства - учредители этой организации ставили следующие задачи:

- провести процедуру ликвидации СССР, раздела союзного наследства, обретения каждым участником полного суверенитета и международного признания с наименьшими издержками,

- создать на базе бывших союзных республик общее экономическое, научно-техническое, информационное и гуманитарное пространство, учитывая тот факт, что все члены СНГ длительное время составляли единый народнохозяйственный комплекс в рамках единого государства.

Евразийское Экономическое Сообщество (ЕврАзЭС)§

Договор об учреждении ЕврАзЭС был заключен в октябре 2000 г. Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Россией и Таджикистаном. 25 января 2006 г. на саммите ЕврАзЭС в Санкт- Петербурге в Сообщество был принят Узбекистан.

Основная цель ЕврАзЭС - создание единого экономического пространства на территории шести указанных государств.

Высшим органом ЕврАзЭС является Межгосударственный совет, который собирается не реже одного раза в год на уровне глав государств и не реже двух раз в год - на уровне глав правительств.

Союз Беларуси и России§

Является наиболее продвинутой формой интеграции стран СНГ. Договор о создании союза был подписан в декабре 1999 г

Целями Союзного государства являются:

- формирование единого экономического пространства,

-осуществление единой социальной политики,

- проведение согласованной оборонной и внешней политики.

35) Региональные торговые соглашения — это соглашения, заключаемые двумя или более странами с целью создания зоны свободной торговли (ЗСТ), таможенного союза или более глубоких интеграционных объединений.

ЗСТ — тип торгового союза, в целях которого определенной группой стран (две и более таможенных территории) достигнуто соглашение об устранении пошлин и иных ограничений в торговле для практически всей торговли между территориями стран, входящих в такой союз. Отсутствие единого внешнего тарифа в отличие от Таможенного союза.

Идеей соглашений о ЗСТ является повышение эффективности, справедливости, открытости торговли и устранение дискриминации между государствами-участниками.

Положительный эффект от создания ЗСТ:

• Взаимное устранение тарифов

• Постепенное устранение нетарифных барьеров (квоты, технические барьеры и иные)

• Содействие экономической интеграции

• Расширение возможностей для граждан и участников рынка

36) Европейский совет. Учрежден в 1977 году. В его состав входят главы государств и правительств ЕС и председатель Европейской комиссии. Заседания Европейского совета созываются не реже двух раз в год и проходят на территории страны, председательствующей в совете ЕС.

1 этап (1948-1966) зона свободной торговли. В поисках повышения эффективности национального производства 6 стран Западной Европы (ФРГ, Франция, Бельгия, Италия, Нидерланды и Люксембург) решили объединиться

2 этап (1968-1986) таможенный союз. Вошел в историю ЕЭС в основном как застойный период. Замедлились интеграционные процессы. ЕС стало уступать по темпам роста экономике США и Японии. Однако было завершено создание Таможенного союза и отменены все таможенные тарифы, взимавшиеся ранее между государствами-членами

3 этап (1987-1992) 7 февраля 1992 г. был подписан Договор о Европейском союзе. Он включает три принципиально новых качественных момента: введение с 1993 г. единого гражданства ЕЭС. формирование экономического и валютного союза (ЭВС), сердцевиной которого призвана стать единая валюта (евро)

4 этап (сер. 90х – нач. ХХ1 в). Поступив с янв. 2002 г. в наличный оборот, ЕВРО стало единственным законным средством платежа в странах-членах ЕС.

5этап) Современный этап развития ЕС. На сегодня Европейский Союз представляет собой сформировавшуюся региональную структуру, в которой есть как органы управления, так и органы, выполняющие надзорные функции.

Высшим политическим органом Европейского союза является Европейский Совет, который представляет собой совещание глав государств. Совет фактически определяет задачи Союза и его отношения с государствами-членами.

Высший исполнительный орган Европейского Союза представлен Европейской Комиссией, претворяющее в жизнь решения СЕС. Комиссия играет главную роль в обеспечении повседневной деятельности ЕС.

Европейский парламент (ЕП) с резиденцией в Страсбурге; Главные функции: принятие бюджета ЕС, контроль за деятельностью КЕС и право поручать ей разработку конкретных предложений по развитию интеграции, право принимать совместно с СЕС решения по отдельным вопросам законодательства ЕС.

Судебным органом ЕС высшей инстанции является Суд Европейских Сообществ. Суд регулирует разногласия между государствами-членами, между государствами-членами и самим Европейским Союзом, между институтами ЕС, дает заключения по международным соглашениям.

37)Экономическая политика

Целью экономической политики Европейского союза является стабильная и благополучная еврозона. Единая валюта улучшает конкурентоспособность предприятий и поддерживает экономику стран в более стабильном состоянии. Европейский центральный банк регулирует рынок процентных ставок и способен удерживать рост цен и курсы валют. Европейский союз выплачивает государствам-членам различные субсидии, в том числе на проекты развития. Цель субсидирования заключается в том, чтобы улучшить региональное благосостояние и поделиться богатством с более бедными территориями Европы.

38) НАФТА

НАФТА (NAFTA, North American Free Trade Agreement) - Североамериканская ассоциация свободной торговли, объединяющая США, Канаду и Мексику. Соглашение о ее создании было подписано в декабре 1992 г., а вступило в силу 1 января 1994 г. Основными целями Соглашения являются:

- снятие барьеров в торговле и содействие свободному движению товаров и услуг между подписавшими Соглашение странами,

- установление справедливых условий конкуренции в рамках зоны свободной торговли,

- существенное увеличение возможностей для инвестирования в странах - членах НАФТА,

-обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности в каждой из стран НАФТА,

- выполнение данного Соглашения и применение его для урегулирования торговых споров,

- возможность в перспективе расширения рамок данного Соглашения за счет подключения к нему новых стран-участниц.

Сегодня на долю Ассоциации приходится около 20% всего объема мировой торговли. В ней создаются условия не только для свободного передвижения товаров и услуг, но также капиталов и рабочей силы. Предпринимаются меры по защите североамериканского рынка от экспансии азиатских и европейских компаний, занимающихся реэкспортом своих товаров в США через Мексику.

39) МЕРКОСУР

МЕРКОСУР представляет собой Южноамериканский общий рынок. Торговый пакт о его создании был подписан в 1991 г. Аргентиной, Бразилией, Парагваем и Уругваем. С 5 июля 2006 г. к МЕРКОСУР присоединилась Венесуэла, хотя процесс полной интеграции Венесуэлы в сообщество занял около 4-х лет, ибо до 2010 г. она должна была установить единые с МЕРКОСУР тарифы на внешнюю торговлю.

В настоящее время МЕРКОСУР - это крупнейший интегрированный рынок Латинской Америки, где сосредоточено более 45% населения (около 250 млн чел.), 50 % совокупного ВВП (свыше 1 трлн дол. США), 40 % прямых зарубежных инвестиций, более 60 % совокупного объема товарооборота (свыше 300 млрд дол.) и 33 % объема внешней торговли континента. В пределах группировки обеспечена свободная миграция капиталов и рабочей силы, действуют общие таможенные тарифы на импорт из третьих стран, координируется политика в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, в валютно-финансовой сфере.

40) АТЭС§

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) - это межправительственная организация, объединяющая 21 государство региона. АТЭС (англ. аббревиатура-АРЕС) была создана в 1989 г. по предложению Австралии с целью развития экономического сотрудничества в бассейне Тихого Океана. Первоначально в нее входило 12 стран: Австралия, Бруней, Канада, Индонезия, Япония, Малайзия, Новая Зеландия, Филиппины, Сингапур, Южная Корея, Таиланд и США. В последующие годы к ним присоединились Китай, Гонконг, Тайвань, Мексика, Чили, Папуа-Новая Гвин



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: