Поздняк Елена Васильевна




Оснащение.

1. Игрушка — обезьянка.

2. Сухой аквариум (в ёмкостях: крупа, семечки, кедровые орешки,
вишневые косточки, сушеная черемуха и т.д.).

3. Картинки животных (на панно в верхних четырех углах групповой
комнаты).

4. Вязанные коврики с нашитыми пуговицами с внешней стороны.

5. Вертушка с прищепками, на которых висят картинки животных.

6. Квадратики для звукового анализа слов.

7. Световая указка.


Ход занятия.

Организационный момент.

Логопед: Где можно увидеть всех животных: диких и домашних,

хищных и травоядных, крупных и мелких? Дети: В зоопарке.

Сообщение темы.

Логопед: Сейчас мы с вами и отправимся на экскурсию в зоопарк.

Практическое употребление предлогов.

Логопед: Сегодня в зоопарке начался переполох: обезьянка вырвалась из клетки и исчезла. Чтобы ее найти нужно пройти тот же путь, что и обезьянка. Если вы правильно укажите ее путь, то мы ее отыщем и вернем в зоопарк, (моделирование направления движения обезьянки)


Гимнастика для глаз.

Логопед (в руках игрушка обезьянка): Вот и вернули мы обезьянку обратно в зоопарк. А теперь прочитайте ее имя. (дети с помощью световой указки глазами соединяют буквы, чтобы получилось имя САШКА)

Работа с картинками (на панно):

Логопед: А теперь мы будем путешествовать по зоопарку вместе с Сашкой. Назовите, каких вы видите:

домашних животных;

диких животных тайги;

животных жарких стран;

животных холодных стран.

Логопед: Какие животные лишние в 1, 2, 3, 4 секторе? Логопед: Что на шее у лошади? Дети: Грива.

Логопед: Как называются детеныши у тюленя? Дети: Белёк. Логопед: Что на ногах у лося?


Дети: Копыта.

Логопед: А у тигра?

Дети: Когти.

Логопед: По чему ходит носорог?

Дети: По земле.

Логопед: Как называется нос у слона?

Дети: Хобот.

Логопед: У кого больше ног: у жирафа или медведя?

Дети: Одинаковое количество, по четыре ноги.

Логопед: Как называется детеныш овцы?

Дети: Ягненок.

Дифференциация звуков {С}, (Ш).

Логопед: Дети, посмотрите, как наша обезьянка Сашка гримасничает. Что бы это значило, (язык у обезьянки вверх-вниз, вверх-вниз)

Дети: Да это же она произносит два звука из своего имени {С} и {Ш}.

Логопед: Сравните эти звуки.

Артикуляция и характеристика звуков.

Дети: {С} - губы «Улыбочка», язык внизу. Согласный, глухой,

твердый.

{Ш} - губы «Рупор», язык вверху. Согласный, глухой, твердый.

Фонематическое восприятие.

Логопед: Дети, раз, два, три - повернись, в обезьянку превратись! Если услышите в словах звук {С} - прыжки, {Ш} - приседания.


сад квас каша

шум матрас весна

сумка мешки шахтер

шина шляпа студент

душ санки шуба

Дидактическое упражнение «Самый внимательный (картинки животных на вертушке, среди которых: лось, ишак, свинъя.слон, лошадь, лиса). Логопед: Возьмите картинку того животного, в названии которого есть

звуки {С} или {Ш}. (дети находят нужные картинки

животных) Логопед: Выполните звуковой анализ этих слов, (дети выкладывают

схемы слов из синих, зеленых и красных квадратиков)

Динамическая пауза.

Массаж биологически активных зон. (дети садятся на коврики по-турецки)

Логопед: Где обедал воробей? Дети: В зоопарке у зверей.

Пообедал я сперва

За решеткою у льва.

(Провести ладонями по шее от затылочной части к основанию

горла)

Подкрепился у лисицы,

У моржа попил водицы.

(Указательным и средним пальцами провести по крыльям носа)

Ел морковку у слона,

С журавлем поел пшена.

(Всеми пальцами провести по лбу от середины к вискам)


Погостил у носорога,

Отрубей поел немного.

(Движения от средней линии лба вниз через височные впадины по

щекам к середине подбородка)

Побывал я на пиру

У хвостатых кенгуру.

(Движения от середины верхней губы до ушных раковин)

Был на праздничном обеде

У мохнатого медведя.

(Движения от спинки носа к ушной раковине)

А зубастый крокодил

Чуть меня не проглотил.

(Раздвинуть указательный и средний пальцы, поставить их перед

и за ухом и энергично растереть кожу около ушей)

Буквы «С» и «Ш». Дети изображают буквы «С», «Ш», используя

мышечное движение.

Логопед: Из скольки элементов состоят буквы «С», «Ш»?

- Подойдите к аквариумам и найдите, что в них находится,
(в аквариумах буквы)

- Составьте слова из этих букв, (дети выкладывают слова:
Сашка, новые, санки, катит)

- Сколько слогов в вашем слове?

- Почему?

- Назовите ударный гласный.

- Составьте предложение из этих слов.

- Сколько слов в предложении?

Письмо в тетради.

Логопед: Дети, вы любите кататься на санках зимой?


Дети: Да.

Логопед: Тогда вместо имени Сашка, нашей обезьянки, напишите свое

имя. (дети пишут в тетради предложение: «Имя» катит новые

санки.)

Итог занятия.

 

 

Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы по теме: "Весенняя звуковая полянка"

Поздняк Елена Васильевна

учитель-логопед, ДОУ "Золотой ключик" ЖКХ АК "Алроса", г. Ленск, Республика Саха (Якутия), 678144, Республика Саха (Якутия), г.Ленск, ул.Первомайская, д.11а, кв.41

“Весенняя звуковая полянка”

 

Цели:

Закреплять знания детей по лексической теме “Весна”.

Развивать мышцы артикуляционного аппарата и мышцы мелкой моторики.

Закреплять знания о произношении звуков: Р, Л, Ш, Ж, С, З.

Упражнять в чётком произношении слогов, слов со звуками: Р, Л, Ш, Ж, С, З.

Развивать фонематический слух.

Развивать лексико-грамматический строй речи: упражнять в словообразовании.

Развивать высшие психические функции: внимание, мышление, память.

Учить произвольно изменять силу голоса: говорить тихо, громко, говорить выразительно.

 

Ход занятия

 

Организационный момент

Здравствуйте, дети! Меня зовут Елена Васильевна, а как зовут вас, я вижу по карточкам у вас на груди. Я – логопед из другого детского сада, занимаюсь с такими же детьми, как вы. Мне сказали, что вы очень дружные, много знаете о трудных звуках, и я попросила разрешения провести с вами занятие.

А сейчас: Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть!

Минута релаксации (Звучит запись “Звуки весны”)

Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне и друг-другу.

Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения.

(Дети делают вдох и выдох три раза)

Закрепление лексической темы “Весна”

Солнце ярче светит,

Дует тёплый ветер.

Вот и кончилась зима,

К нам опять пришла… ВЕСНА!

(На доске изображение весёлого лучистого солнышка, вокруг него картинки-приметы весны и несколько картинок других времён года)

- Весеннее яркое солнце радостно светит нам. А вокруг него приметы различных времён года. Оставьте вокруг солнышка и назовите только весенние приметы.

Я ещё раз назову их, а вы по взмаху моей руки повторяйте за мной последний звук или словечко: Упражнение фонетической ритмики

Звонко капают капели: кап (логопед) … КАП (дети)!

Птицы весело поют: чирик…ЧИРИК!

Тает снег: ах…АХ!

Бегут ручьи: блл…БЛЛ

Мать – и – мачехи цветок качает жёлтой головой: ффф…ФФФ!

Его гладит лучик солнца золотой: ааа…ААА!

- А теперь, взявшись за руки, отправимся на весеннюю полянку.

(Ковёр овальной формы)

На этой полянке солнышко рассыпало своих солнечных зайчиков.

(Если день солнечный на жёлтые пятнышки на ковре направить зеркальцем)

 

Ребята, эти “солнечные зайчики” уже поиграли, порезвились на полянке, и хотят вернуться к солнышку. Мы им поможем.

Первый “солнечный зайчик” (на нём изображение ручейка)

(Один из детей берёт “солнечного зайчика”, затем дети присаживаются прямо на ковёр, а логопед на “пенёчек”)

- Что нарисовано на этом “солнечном зайчике”?

- Какой 1-й звук в слове “ручеёк”?

- Какой это трудный звук! Что вы знаете о звуке Р? (Если дети затрудняются, предлагать вопросы: он гласный или согласный… твёрдый или мягкий…звонкий или глухой…)

-Чтобы этот трудный звук хорошо получался – надо подготовиться. Солнечный зайчик предлагает детям выполнить самомассаж и артикуляционную гимнастику.

“Не циркач и не артист, сам себе я массажист

Ручки растираем (потирание ладоней) и разогреваем (хлопки)

И лицо теплом мы умываем (разогретыми ладонями проводить по лицу сверху вниз)

Грабельками сгребаем все плохие мысли (граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам)

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро (растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз)

Тянем вниз за мочки (оттягивание вниз за мочки ушей)

А потом уходим пальцами на щёчки (пальцы перебегают на щёки)

Щёчки разминаем (указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки круговыми движениями)

А потом от носа мы к губам стекам (спиралевидные движения средних пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта по носогубным складкам)

И губами вправо-влево двигать начинаем (указательные пальцы укладываются на губы параллельно друг другу и двигаются навстречу друг другу)

Тянем подбородок и его щипаем (разминание подбородка с оттягиванием его вниз: пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам)

А потом по шейке ручками стекаем (поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к ключицам; середина шеи проходит между большим и остальными пальцами)

 

Артикуляционная гимнастика “Сказка о язычке”

 

(Детям раздаются зеркала)

Жил-был Язычок в домике-ротике. Зимой Язычок очень подолгу лежал в своей постельке, покажите, как он это делал (“Постелька”).

А весенним, солнечным деньком Язычок просыпается, моет круглое окошко-губы (“Кружок”).

После этого Язычок выглядывает из окошка и прячется, уж очень ярко светит весеннее солнышко! (“Змейка”).

Язычок надевает солнечные очки, смело смотрит вверх на солнышко, вниз - на землю (“Качели”).

Мимо скачет лошадка, и язычок цокает вместе с ней (“Лошадка”).

После этого Язычок играет с любимой игрушкой-клоуном, показывает, как дует весенний ветерок (дыхательное упражнение “Весёлые клоуны”)

 

- А теперь попробуем “порычать” (Дети “рычат” по взмаху руки логопеда):

РРР!- ракета рвётся ввысь!

РРР!- рычит сердито рысь!

РРР! – раскатистый и громкий

РРР! - рокочущий и звонкий! Р-Р-Р!

(Солнечный зайчик “возвращается” на один из лучиков солнышка)

Второй “солнечный зайчик” (на нём лужицы)

(Один из детей приносит “солнечного зайчика”)

- Что нарисовано на этом солнечном зайчике?

- Какой 1 звук в слове “лужицы”? Как правильно произносить звук Л?

(Если дети затрудняются: губы тянуться вперёд или улыбаются?…зубки открыты или закрыты?…язычок вверху, или внизу?)

Тонкий кончик язычка

Вверх, в зубы упирается.

По бокам от языка

Воздух пробирается.

И получится певучий,

Плавный, ласковый и звучный: ЛЛЛ…

Перевернув солнечного зайчика, дети узнают задание:

сказать на один слог больше: ЛА, ЛО-ЛО, ЛУ-ЛУ-ЛУ

сказать на один слог меньше: ЛЭ-ЛЭ, ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ, ЛА-ЛА-ЛА-ЛА

 

(Второй солнечный зайчик “возвращается” на лучик солнышка)

Третий “солнечный зайчик” (на нём шмель)

(Следующий ребёнок приносит следующего “солнечного зайчика”)

- Какой первый звук в слове “шмель”?

- В каких ещё словах встречается этот звук?

- Этот солнечный зайчик тоже знает такие слова, но он их пока спрятал, отгадаете загадки и увидите их:Не галстук он не воротник,

А шею обнимать привык,

Но не всегда, а лишь тогда,

Когда бывают холода. (ШАРФ) Его держу за поводок,

Хотя он вовсе не щенок.

А он сорвался с поводка,

И улетел под облака. (ШАРИК)

Пьёт бензин как молоко,

Может ездить далеко.

Возит грузы и людей,

Ты знаком, конечно, с ней. (МАШИНА) Мягкие лапки,

А в лапках царапки. (КОШКА)

Если ты его подточишь,

Нарисуешь всё, что хочешь.

Солнце, море, горы, пляж,

Что же это? (КАРАНДАШ) Кто-то утром спозаранку

Потянувшись, вот крепыш!

Взял свою большую ложку,

Ну, конечно, наш …(МАЛЫШ)

Далее с детьми проводится игра на развитие фонематическое слуха “Светофор” - определение места звука в слове (Дети выбирают красный, жёлтый, или зелёный кружок, чтобы показать место звука Ш в своём слове)

(Третий “солнечный зайчик “возвращается” на лучик солнышка)

Четвёртый “солнечный зайчик” (на нём сосулька)

- Какой 1-ый звук в слове “сосулька”?

- А как правильно произносить этот звук?

Язык горочкой пошире

Вниз, в зубы упирается.

По середине языка

Воздух пробирается.

Струйку воздуха пусти.

Улыбнись и посвисти: ССС!

- А почему весной так много сосулек? (Солнышко лучистое ярко светит и пригревает.)

Детям даётся задание на развитие мышц мелкой моторики: сделать своё солнышко лучистым, надев на него разноцветные лучики-скрепки:

- Возьмите 10 скрепок-лучиков и сделаете своё СССолнышко таким же лучиСССтым как у меня. (Задание выполняется за столами)

- Мы сделали солнышко каким? ЛУЧИСТЫМ. А ещё оно КАКОЕ? (яркое, весёлое, весеннее, тёплое, ласковое, красивое)

- Подружите своё слово – признак со словом СОЛНЫШКО, в слове солнышко выделите голосом звук С (яркое СССолнышко, весёлое СССолнышко…).

- А я знаю про солнышко игру.

Игра-упражнение “Солнышко

(На развитие общей моторики, проводится под музыку)

Маленькое солнышко

Я держу в ладошках (дети показывают руками маленькое солнышко)

А большое солнце

Вижу из окошка (показывают руками большое солнце)

Маленькое солнышко я беру руками (показывают руками маленькое солнышко)

А большое солнце

Высоко над облаками (поднимают руки над головой и смотрят вверх)

Маленькое солнышко

Мне в ладошки светит (показывает руками маленькое солнышко)

А большое солнце

Светит всей планете! (поднимают руки над головой и разводят в стороны)

 

Пятый “солнечный зайчик” (на нём журавль)

- Какой звук первый в названии “журавль”?

- Журавль это какая птица: перелётная или зимующая?

- Каких ещё перелётных птиц вы знаете?

- А сейчас вспомним слова, которые получились от слова “журавль”:

Когда этих птиц много, это …(ЖУРАВЛИ)

Как журавля назвать ласково? (ЖУРАВУШКА)

Как называется птенец журавля? (ЖУРАВЛЁНОК)

У журавля, чей клюв? (ЖУРАВЛИНЫЙ)

А чьи перья? (ЖУРАВЛИНЫЕ)

Какую песню поёт журавль? (ЖУРАВЛИНУЮ)

(Пятый солнечный зайчик возвращается к солнышку)

- И вот остался на полянке последний “солнечный зайчик” и на нём …Зайчик

Шестой “солнечный зайчик” (на нём зайчик - Повторяйчик)

- Этого зайчика зовут Повторяйчик. Значит, что он любит делать?

(Повторять)

- Зайчик просит вас повторит чистоговорку со своими любимыми звуками.

А вы догадались, как у него любимый звук? (Зззайчик – звук З).

А какой у звука З парный мягкий звук? (Зь-зь-зь…)

Будьте внимательны: повторять нужно громко, если появится изображение БАРАБАНА, и - тихо, если увидите ЮЛУ.

ЗА-ЗА-ЗА – закрывай глаза. (юла)

ЗО-ЗО-ЗО – видел золотой узор? (юла)

ЗУ-ЗУ-З - зуб болит внизу! (барабан)

ЗЮ-ЗЮ-ЗЮ - ели мы изюм. (юла)

ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ- не показывай язык! (барабан)

ЗЯ-ЗЯ-ЗЯ – нам болеть нельзя! (барабан)

(Последний солнечный зайчик “возвращается” к солнышку)

- Вот все солнечные зайчики собрались вокруг солнышка, и картинки на них опять напомнили нам, что наступила…ВЕСНА.

Итог

Когда в детский сад ребята пришли,

То многие звуки сказать не могли,

Свистеть и шипеть ещё не умели,

Рычать и трещать они не хотели.

Но вот логопеды на помощь пришли

И трудные звуки сказать помогли.

Дети: Теперь говорим мы красиво,

Больше за это спасибо!

 

- Вы такие молодцы, теперь вы умеете говорить все трудные звуки!

 

И на память о нашем занятии я хочу подарить вам воздушные шары, на которых картинки – символы этих звуков: Р - тигр, Л- самолёт, Ш - змея, Ж - жук, С - насос, З – комар и их буквы.

 

© Издательский дом "Первое сентября"



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: