Нет проверок – нет проблем




РАВНЕНИЕ НА УЛОНЕНИЕ

Грядущий призыв в Карелии рискует оказаться вне закона, а предыдущие призывные кампании, возможно, проходили с серьезными нарушениями. Главным виновником этого, как ни странно, может быть сам военный комиссариат республики Карелия. Почему так получается, и кто закрывает глаза на нарушения закона?

Вместо предисловия…

После военной реформы, в Карелии действует единственный военный комиссариат республики Карелия. Бывшие городские военкоматы теперь стали его структурными подразделениями - муниципальными отделами. Одной из главных функций военкомата, хорошо знакомой всем мужчинам, является проведение работ по военно-врачебной экспертизе (далее ВВЭ), которые чаще называют медицинским освидетельствованием. Оно необходимо для определения состояния здоровья, по итогам которой дается заключение о категории годности гражданина к военной службе. Несмотря на то, что любое медицинское освидетельствование проводится в стенах военкомата, имеется разделение относительно того, кто его проводит. В прямые полномочия военного комиссариата входит только медицинское освидетельствование военнослужащих, военнослужащих в запасе и некоторых иных категорий граждан. Для этих целей созданы постоянно действующие военно-врачебные комиссии (далее ВВК): в каждом из муниципальных отделов - нештатная ВВК, а на сборном пункте военного комиссариата – штатная ВВК. Медицинское освидетельствование призывников, которые еще не получили статус военнослужащих, проводится в тех же муниципальных отделах, но, как говорят в военкомате, юридически его проводит уже не военный комиссариат, а государственная и муниципальная система здравоохранения. Для этого, по требованию военного комиссара или начальника отдела, на время призыва привлекаются врачи поликлиник, больниц, госпиталей, которые всесторонне изучают здоровье призывников и дают заключение о категории их годности к военной службе. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», впрочем, готов поспорить с подобным разделением, ведь в нем четко прописано, что проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру призывников, также осуществляется военными комиссариатами.

Лицензия – мать порядка

Итак, военный комиссариат проводит работы по военно-врачебной экспертизе в отношении военнослужащих и военнослужащих в запасе, а эта деятельность подпадает под лицензионное законодательство - Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Положение о лицензировании медицинской деятельности. Согласно им, для того, чтобы заниматься медицинской деятельностью, юридическое лицо – соискатель обязано иметь соответствующую лицензию. Обязательность в наличии лицензии закреплена дополнительно и в самом Положении о военных комиссариатах. Лицензионным законодательством установлены жесткие требования, которым нужно соответствовать, чтобы иметь возможность получить медицинскую лицензию. Среди таких требований и соответствие зданий установленным нормам безопасности, наличие внутреннего контроля качества и безопасности медицинских работ, соблюдение порядков проведения медицинских работ, наличие необходимого стажа работы и квалификации у медицинского персонала. Те соискатели, которые планируют осуществлять медицинскую деятельность сразу по нескольким адресам, должны соответствовать лицензионным требованиям по каждому из этих адресов. Эти сведения вносятся в лицензирующий орган, где тщательно рассматриваются и проверяются. И только после выездной проверки, когда у лицензирующего органа не окажется ни тени сомнения в соответствии соискателя законным требованиям, ему выдается заветная лицензия. В приложениях к ней указываются все адреса, по которым соискатель намерен выполнять медицинские работы. Если, конечно, он заявлял об этих адресах. Причина столь требовательного отношения к соискателям кроется не в излишней любви к бюрократии, а в том, что медицинская деятельность представляет потенциальную опасность для жизни и здоровья человека. Ужесточение требований – главный способ обезопаситься от всевозможных угроз, сопряженных с медицинской деятельностью. Органом, который осуществляет лицензионный надзор за медицинской деятельности военного комиссариата, является республиканское Управление Росздравнадзора. Однако в отношении соблюдения лицензионных требований к военному комиссариату республики возникает ряд вопросов.

Скелеты в шкафу

Информация о медицинской лицензии любого лицензиата находится в открытом доступе на официальном портале Росздравнадзора. Согласно сведениям из реестра лицензий, военный комиссариат республики имеет медицинскую лицензию № ФС-10-01-000272 от 23 марта 2011 года, которая позволяет проводить работы по ВВЭ. На первый взгляд, все правдоподобно и поводов для тревоги нет. Но внимательно изучив лицензию, нетрудно заметить, что единственное место, по которому разрешено осуществлять медицинскую деятельность, расположено по адресу г.Петрозаводск, Комсомольский проспект, дом 1. Но почему в лицензии указан лишь один адрес и не перечислены адреса всех муниципальных отделов военкомата, по которым также работают постоянно действующие нештатные ВВК? А таких адресов, согласно Единому государственному реестру юридических лиц, насчитывается около пятнадцати, по количеству муниципальных отделов. Все они входят в структуру военного комиссариата республики и на них законом возложена обязанность по проведению работ по ВВЭ военнослужащих и военнослужащих в запасе. Как бы там ни было, в действующей лицензии их нет, и о причинах отсутствия можно только гадать. Не исключено, что в военном комиссариате просто уклонились от включения всех адресов, воспользовавшись для вида только одним. Ведь для того, чтобы получить заветную лицензию его оказалось вполне достаточно. Впрочем, не меньший сюрприз ждет нас, если проверить, что же в действительности находится по указанному в лицензии адресу. Как выяснилось, дом 1 на Комсомольском проспекте не имеет отношения к военному комиссариату! Медицинские работы там действительно проводятся, правда не по ВВЭ, а по косметологии! И проводит их вовсе не военный комиссариат перед отправкой в войска, а салон красоты «Арс». Но как учреждения, расположенных в двух разных домах, могут иметь один общий адрес? Объект по этому адресу оказался даже не военным, а обычным жилым домом. Как рассказали местные жители, его нередко путают со сборным пунктом, который расположен через дорогу. В нем-то и работает штатная ВВК. На картах города сборный пункт значится по адресу ул. Лизы Чайкиной, дом 17. Вопросы в обращениях о несоответствии адреса штатной постоянно действующей ВВК и о безлицензионной деятельности постоянно действующих нештатных ВВК, военный комиссариат республики предпочитает игнорировать, не давая на них ответа.

Палка о двух концах

Отдельная история связана с медицинским освидетельствованием призывников. Как утверждают в самом военном комиссариате, ни военкомат, ни его муниципальные отделы не имеют к нему никакого отношения, поскольку его проводят врачи государственной и муниципальных систем здравоохранения. Обязанность по предоставлению квалифицированного медицинского персонала, подчеркнули в ведомстве, возложена на Минздрав Карелии. А если это правда, то, по лицензионному законодательству, все медицинские учреждения, врачи которых проводят медицинское освидетельствование призывников, вдобавок к разрешенным видам медицинских работ в своей лицензии, обязаны указывать и работы по ВВЭ. Но так ли обстоит дело на практике? На самом деле, во всей Карелии, нам известно только об одной поликлинике, которая отвечает этому требованию – это Городская поликлиника №2 в г.Петрозаводске. Лицензии остальных поликлиник не позволяют им проводить работы по ВВЭ при призыве. Но и это еще не все. Ведь даже в теории лицензировав работы по ВВЭ во всех поликлиниках, их врачи не получат права автоматически проводить медицинские освидетельствования в стенах отделов военкомата до тех пор пока тот сам не лицензирует адреса своих отделов. Связано это с тем, что действующий закон справедливо разрешает проведение медицинской деятельности исключительно по лицензированным адресам, ведь непроверенные условия могут представлять угрозу для жизни и здоровья. Но любой призывник может подтвердить, что медицинское освидетельствование проводится именно в муниципальных отделах военкомата, ведь именно туда вызывают повестками.

С точки зрения закона

Резонно напрашивается вопрос, а имеет ли тогда юридическую силу медицинское освидетельствование, проводимое в стенах военного комиссариата? Результаты аналогичной независимой ВВЭ, например, имеют силу только тогда, когда получены в медицинских учреждениях, в которых лицензированы работы по ВВЭ. В противном случае, они просто служат напоминанием о впустую потраченном времени и немалых деньгах. Ответить на каверзный вопрос может, наверное, только суд. Но его, как нам кажется, в такой плоскости пока никто не ставил. Но если суд придет к выводу, что юридической силы результаты такого медосвидетельствования не имеют, то военкомат рискует оказаться полностью беспомощным и по горло может быть завален жалобами и исками. Ведь тогда абсолютно любой гражданин сможет в судебном порядке обжаловать свою годность к военной службе и само решение о призыве. А те, кто уже отслужили, смогут через суд требовать материальную компенсацию. Пока же подобной судебной практики нет. Поэтому, на сегодняшний день это не более, чем наши домыслы.

Нарушения, о которых мы писали выше, ставят под сомнение не только безопасность условий и квалификацию врачей в области ВВЭ, но и получаемое в результате заключение о годности к военной службе. Такие сомнения, как мы выяснили, не беспочвенны. Согласно письмам прокуратур, военный комиссариат уже многократно получал прокурорские представления за нарушение установленного порядка проведения ВВЭ. В частности, предметом разбирательств было и то, что гражданам утверждали категорию годности, и уже задним числом отправляли в поликлиники для сдачи необходимых анализов. По закону и по здравому смыслу, эти анализы должны проводиться еще до самого медицинского освидетельствования, а их результаты должны служить для него отправной точкой. Ведь даже плохо сведущим в медицине понятно, что от одних только результатов анализов может поменяться не то, чтобы категория годности к военной службе, а человек может быть отправлен на дополнительное обследование в больницу. Но дальше прокурорских представлений дело не сдвинулось. Впрочем, не менее серьезные вопросы возникли и к самим контролирующим органам.

Нет проверок – нет проблем

Казалось бы, нарушения столь очевидны, что их заметит даже ребенок, не говоря о квалифицированных сотрудниках лицензирующих органов и прокуратур. Ведь именно под их строгим надзором работают военный комиссариат республики и лечебные учреждения. Но оказывается, не все так просто. Как рассказали нам сами военнообязанные, они уже больше года неоднократно обращались в надзорные органы, но кроме бесполезной траты времени это ничему не способствовало. Были написаны заявления в лицензирующие органы - Управление Росздравнадзора и Минздрав Карелии с просьбами проверить соблюдение лицензионного законодательства при проведении медицинской деятельности военным комиссариатом республики и городскими поликлиниками. Ни по одному из них проверка так и не проводилась. Причем, что интересно, в качестве причины отказа Управление Росздравнадзора назвало отсутствие полномочий по проведению проверки, хотя лицензионный контроль военного комиссариата относится к прямым полномочиям данного учреждения. Также в Управлении отметили, что при призыве на военную службу освидетельствование осуществляется «на базе» учреждений здравоохранения. Спрашивается, чему верить – повесткам военкомата, в которых указаны уж точно не адреса поликлиник, или ответу Управления Росздравнадзора, который пытается убедить, что медицинское освидетельствование проводят «на базе» поликлиник? Да и как следует понимать само понятие «на базе»? Ведь в законе об этом не сказано ни слова. Другой лицензирующий орган - Минздрав Карелии, в ответ на заявление, лаконично сообщил, что деятельность врачей-специалистов поликлиник не подлежит лицензированию. Но ведь карельский Минздрав прекрасно знает, что процедура лицензирования в принципе не может распространяться на врачей, поскольку распространяется на деятельность юридических лиц - поликлиник, в которых эти врачи работают. Железная логика Минздрава Карелии, которая работает в остальных случаях, рушится как карточный домик, когда дело заходит о медицинской деятельности поликлиник в отношении призывников. Таким образом, и просьба осуществить лицензионный контроль поликлиник не была услышана. Такая же реакция последовала со стороны прокуратур. Так, прокуратура республики сначала сделала вывод о том, что лицензионное законодательство и закон «Об основах охраны здоровья граждан» не может применяться при призыве на военную службу, а затем сообщила о том, что в заявлениях нет информации о конкретных фактах нарушений Российского законодательства. Медицинские работы по фиктивному адресу и работы в отделах, которых нет в лицензии, по мнению республиканской прокуратуры, не являются конкретными фактами нарушений! Тут, как говорится, какие-либо комментарии излишни… Вместо того, чтобы проверить информацию о нарушениях, или проявить хоть какой-то интерес к проблеме, прокуратура республики, как мы узнали, приняла прямо противоположное решение. Как стало известно из письма Минздрава России, 30 сентября 2013 года она исключила военный комиссариат республики из плана конрольно-надзорных мероприятий Управления Росздравнадзора на 2014 год, окончательно поставив крест на этой проблеме. Прокурорскую проверку со второго раза провела только военная прокуратура Петрозаводского гарнизона, но и она пришла к странным и противоречивым выводам. Во-первых, по ее мнению, муниципальные отделы, хоть и являются структурными подразделениями военного комиссариата, но при этом не имеют отношения к юридическому лицу. Но как тогда быть с тем, что все отделы пользуются печатями юридического лица - военного комиссариата республики? С трудом верится, что делается это самовольно. Во-вторых, в военной прокуратуре убеждены, что медицинское освидетельствование нельзя относить к работам по ВВЭ, что автоматически означает, что лицензию получить невозможно, ведь лицензированию подлежат работы по ВВЭ, но не по медицинскому освидетельствованию. Но почему тогда городская поликлиника №2 г. Петрозаводска, врачи которой проводят медосидетельствование призывников, лицензировала работы по военно-врачебной экспертизе. Неужели это было не обязательно? Думается, обязательно. Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан» четко сказано, что любые медицинские работы, в ходе которых происходит изучение состояния здоровья в целях определения годности к военной службе, относятся к военно-врачебной экспертизе, а следовательно подлежат лицензированию. Закрыв глаза на сообщения о медицинской деятельности военкомата по фиктивному адресу и безлицензионной работе нештатных ВВК, военная прокуратура не увидела оснований для прокурорского реагирования.

Печальные перспективы

На сегодняшний день военный комиссариат республики продолжает проводить медицинское освидетельствование военнослужащих и военнослужащих в запасе, в его стенах проводится освидетельствование призывников. Причем уже больше года он продолжает открещиваться от военнообязанных граждан, которые просят подтвердить лицензией безопасность тех мест, куда их вызывают повестками на медосвидетельствование. Позиция надзорных органов – наблюдать со стороны за этим, не вмешиваясь в сам процесс. А если изредка и вмешиваться, то по незначительным поводам, в результате чего нарушителю грозит предупреждение, или, максимум, представление. Ведь, как у нас водится, зачем действовать, пока все живы да здоровы? За это время ни со стороны военного комиссариата, ни стороны медицинских учреждений не было замечено никаких действий в связи с данной проблемой, не был лицензирован ни один отдел. Какие же права в такой ситуации имеют сами граждане? Ведь подвергаться медицинскому вмешательству в нелицензированных условиях – значит рисковать своей жизнью и здоровьем, а это, согласитесь, не каждому по душе. А при попытке отказа или неявки по повестке их почти наверняка ждет административное или уголовное преследование, и, как минимум, статус «уклонистов» от исполнения конституционного долга. Похоже, что реалии сегодняшнего дня просто не предусматривают одновременной возможности с честью отдать долг Родине и быть спокойным в безопасности этого для своего здоровья. Военный комиссариат республики, который привык решать, кто «уклонист», а кто нет, в сложившихся условиях и сам недвусмысленно напоминает «уклониста». Ведь чем, если не уклонением, объяснить тот факт, что уже три года его лицензия содержит ложные и далеко не полные сведения о местах ведения медицинской деятельности? Сходная ситуация и в системе государственных и муниципальных медицинских учреждений Карелии в связи с призывом. Если сказанное правда, то под удар поставлены жизни и здоровье тысяч военнообязанных граждан, которые исполняют свой конституционный долг. Самое грустное в этой истории, что ни военкомат, ни контролирующие органы этого не понимают. Или делают вид, что не понимают…

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: