Творческо - исследовательский проект
«Удивительный мир бумаги»
Автор проекта:
Воспитатель Бельтепетерова Людмила Александровна
То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю!
(китайское изречение)
Творческо - исследовательский проект
«Удивительный мир бумаги»
Автор проекта:
Воспитатель Бельтепетерова Людмила Александровна
Тип проекта: творческо- исследовательский, личностно- ориентированный.
Длительность проекта: среднесрочный, ноябрь – декабрь
Возрастная группа: старший дошкольный возраст (дети 6 лет), подготовительная
к школе группа.
Направление развития. Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое», «Речевое развитие».
Субъекты проекта и их деятельность
Обучающиеся подготовительной к школе группе: участие в поисково- исследовательской, экспериментальной, продуктивной деятельности.
Воспитатель, учитель - логопед: анализ литературы по теме проекта, разработка конспекта ООД по ознакомлению с видами бумаги, ее свойствами, назначением, историей и т.д.; проведение исследовательской деятельности с детьми, проектирование и организация образовательной деятельности. (Познание, речевое развитие, продуктивная деятельность).
Родители (законные представители): совместное изготовление поделок из бумаги, непосредственное участие в мастер- классах, выставках, создание единой образовательной среды в рамках реализации проекта.
Дата и место проведения:
ноябрь - декабрь
подготовительная к школе группа (26 человек).
Актуальность проекта
Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Новые впечатления, новые знания являются мощным стимулом для развития ребенка. Эта потребность лежит в основе возникновения и развития поисковой деятельности. Ребенок стремится к активной жизни, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию.
Бумага - доступный для ребенка и универсальный материал для детского творчества, креативного и речевого развития, экспериментальной деятельности. Дети активно работают с бумагой, но, несмотря на это, у них недостаточно знаний о разнообразии бумаги, ее свойствах.
Бумага занимает первостепенное место в жизни людей. Ее изобретение - одно из величайших достижений человечества. И как бы стремительно не развивалось общество, современные технологии, бумага останется востребованной. Это касается развития детей, их творчества, но и самым прочным элементом международных соглашений по- прежнему остается бумага.
По мнению О.В.Дыбиной, познавательная активность детей реализуется в деятельности. Именно поисковая деятельность способна мобилизовать силы дошкольников в познании реальности, самостоятельном раскрытии ее связей, отношений, закономерностей, в преобразовании опыта. Поэтому, учитывая интерес детей к данной теме, актуальность поднятой тематики выбрали работу над проектом «Удивительный мир бумаги ». Считаем, что работа по данной теме будет доступна, интересна, познавательна, увлекательна и общественно-значима для наших детей, для нашего общества в целом.
У детей есть желание творить и необходимость пользоваться предметами, изготовленными из бумаги.Работа с бумагой способствует развитию воображения, креативности, речевому развитию дошкольников. Важно вовлечь родителей в совместную деятельность с детьми, активному участию в обогащении предметно-развивающей среды, воспитанию жизненно активной позиции у детей и родителей.
Также важным моментом является пропаганда бережного отношения к природным ресурсам, привлечение внимания детей, родителей к неразумному использованию бумаги и возможных вариантов уменьшения бумажных отходов и рациональному ее использованию. Обратить внимание обучающихся на значение и разнообразие бумаги в нашей жизни, на необходимость бережного использования бумаги, на связь охраны леса с нашей повседневной жизнью. К сожалению, люди не задумываются над тем где, как, из чего изготовлена бумага, сколько ее тратится порой неразумно. Поэтому мы решили показать детям, что можно использовать бумагу повторно, рисуя на ней с другой стороны и для изготовления поделок.
Актуально вовлечение детей данной группы в активный поиск, создание ситуации успеха и полного погружения в тему. Важно дать ребенку возможность понять его значимость в общем деле, ощущение уверенности в себе, создать условия для всестороннего развития каждого ребенка посредствам работы над проектом.
Цели проекта
· Формирование и расширение у детей представлений о бумаге, ее свойствах.
· Совершенствование познавательных действий детей, возможности реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, постичь свойства, структуру, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций различных форм, величин. Развитие образного представления о возможностях предметов, умения конструировать и моделировать, находить неожиданные варианты их использования.
· Привлечение внимания детей и родителей к проблеме ресурсосбережения.
· Формирование экологической культуры дошкольников в процессе получения и применения бумаги из вторичного сырья.
Задачи проекта
· Формировать предпосылки к самостоятельной экспериментальной деятельности через расширение знаний и представлений о бумаге, ее свойствах, возможности переработки и вторичного использования.
- Развивать познавательные способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой; умение анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между материалами и другими признаками.
· Вовлекать родителей в совместную с детьми проектную деятельность.
· Показать детям возможности сохранения экосистемы посредством использования вторичного сырья.
· Развивать коммуникативные навыки детей в ходе работы и совместной деятельности.
- Развивать творческое мышление и креативность воображения у детей.
· Изучить и применить возможные варианты уменьшения бумажных отходов и рационального использования бумаги.
· Организовать выставку поделок.
· Разработать экологический знак.
· Защита проекта.
Ресурсное обеспечение проекта
1. Материально-техническое (компьютер, фотоаппарат, экран, канцелярские принадлежности, посуда для экспериментов, вода, виды бумаги).
2. Наглядный материал:
а) схемы (оригами, квилинга, объёмной аппликации);
б) игры;
в) чудо – дерево;
г) билеты, письма, конверты, открытки, плакат, веер, листовка, салфетка, деньги, книга, журнал, альбом, обои, фантик, упаковка, документ.
Этапы реализации:
1 этап - подготовительный.
Подбор художественной литературы: стихотворений, загадок, пословиц, сказок; речевых игр, исторических справок, иллюстраций; сбор коллекции разных видов бумаги, создание презентаций.
2 этап – познавательно - исследовательский
Определение объекта изучения; рассказ об истории возникновения бумаги и бумажного производства; рассматривание различных видов бумаги и организация выставки «Волшебная бумага»; рассматривание поделок из бумаги (оригами, бумагопластика, аппликация); рассматривание разных видов бумаги; эксперименты с бумагой; игры с бумажными игрушками; проведение мастер- классов с педагогами и родителями.
3 этап - заключительный
Обобщение результатов работы в виде оформления выставки работ из бумаги, создание экологического знака, изготовление платья для куклы из бросового материала(листов бумаги, использованных с одной стороны), итогового занятия экологической направленности, защита проекта, организация фотовыставки, трансляция опыта работы путем размещения материала на сайте учреждения и публикации в интернет - сообществе.
Ожидаемый результат
1. Систематизация знаний детей о бумаге, ее свойствах и назначении.
2. Сформированные проектно-исследовательские умения и навыки: выявить проблему, самостоятельно искать нужное решение, выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать, самостоятельно анализировать полученные результаты.
3. Развитие сенсорно - аналитической деятельности детей.
4. Повышение уровня экологической культуры.
5. Обогащение предметно - пространственной среды группы.
6. Сближение родителей и детей в ходе совместной деятельности.
7. Улучшение показателей познавательного и речевого развития.
8. Формирование предпосылок учебной деятельности: развитие произвольности психических процессов, навыков коммуникативного общения.
Предполагаемый продукт проекта: выставка творческих работ детей,презентация к занятиям, презентация – отчет, мастер- классы для педагогов и родителей, итоговое занятие, систематизированный литературный и иллюстрированный материал по теме, защита проекта, трансляция опыта через публикации и размещение материала на сайте учреждения.
Долгосрочные планы
1. Создание мини – музея «Эта удивительная бумага».
2. Организация заочной экскурсии на производство.
3. Сбор макулатуры.
Список литературы
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, Мозаика- синтез, 2014
- Н.Е Веракса, О. Р. Галимов «Познавательно- исследовательская деятельность дошкольников, Мозаика-синтез, 2012
- В.В. Гербова «Занятия по развитию речи», Мозаика- синтез.- М, 2011
- О.В. Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром», Мозаика- синтез, М,2011
- И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», «Цветной мир», М., 2017
- Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории. Составители: М.П. Костюченко, Н.Р. Камалова, Волгоград, Издательство «Учитель», 2012
- Куликовская И.Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст/ И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир.- М.: Педагогическое общество России, 2003