Два аргумента в пользу субботы




Памятник творения

1. Быт.2:1-3 – почему суббота названа памятником творения? Что это означает? Что отличает субботу от остальных дней творения? О чем вам говорит тот факт, что седьмой день творческой недели - первый полноценный день жизни Адама и Евы - был днем покоя?

Суббота - это памятник Творения, она прославляет нашего Бога как великого Создателя. Освященная Господом, она стала заключительным аккордом всей недели Творения. В седьмой день Бог не только покоился, но также сделал отдых неотъемлемой частью жизни на земле. Суббота служила свидетельством того, что мы были созданы для взаимодействия с Богом и друг с другом. Господь желал провести этот день в общении с Адамом и Евой. Все человечество призывается в этот день насладиться общением со своим Творцом.

 

Достаточно манны

1. В период египетского рабства сменилось несколько поколений израильтян. Гнет и жестокое обращение привели их к социальной деградации, поэтому Господь, желая открыть Своему народу лучший образ жизни, дал им законы для лучшего устройства их нового общества. Исх.16:3-5,11-21 – чему, прежде всего, хотел Господь научить Свой народ? Какое значение имеет установленная мера для каждого человека?

а) Божья забота проявлялась во многих удивительных чудесах, одним из которых стала особая пища - манна. Каждое утро она покрывала землю вокруг израильского стана. Важный урок, как для израильтян, так и для нас, заключается в том, что Бог даровал нам все необходимое для полноценной жизни. Если мы возьмем себе только то, в чем нуждаемся, и будем готовы разделить свой избыток с другими, то наш Господь обо всем позаботится и восполнит наши нужды. Собирая только дневную норму пищи, израильский народ должен был научиться полагаться на Бога и верить, что Он усмотрит пропитание на следующий день. Угнетенный израильский народ, находясь в рабстве, привык сосредотачиваться на собственном выживании. Теперь же Господь хотел показать им жизнь на основе доверия, щедрости и великодушия.

б) История о манне иллюстрирует Божий принцип продовольственного обеспечения Своего народа, позволяющий избежать потерь. Этот принцип должен определять то, как мы удовлетворяем и другие наши нужды. Сначала израильскому народу было непросто доверять этому принципу. Но все попытки собрать больше, чем требовалось семье, заканчивались провалом, и еда становилась негодной к употреблению. Извлеченный из этого урок раскрывает библейское указание, которое находит свое отражение в других контекстах Священного Писания.

2. Какой принцип прослеживается в Лев.19:9,10 и Мк.6:34-44; 2 Кор.8:10-15? Что это говорит нам о Боге?

Во 2 Кор.8:10-15 Павел ссылается на историю с манной как на пример того, какой должна быть жертвенность христиан: «Ныне ваш избыток в восполнение их недостатка; а после их избыток в восполнение вашего недостатка, чтобы была равномерность» (стих 14).

3. Исх.16:22-30 – какое еще важное установление дал Господь относительно манны? Какие принципы прослеживаются в повелении запастись манной на субботу? Как сбор двойной порции манны в пятницу и факт ее сохранности в субботу учат нас доверять Богу и правильно готовиться к субботе?

Чудо с манной предусматривало ежедневное обеспечение манной (с воскресенья по пятницу), а также предоставление двойной меры в пятницу, и только в этот день люди должны были собрать дополнительное количество манны в рамках приготовления к субботе. Особый продовольственный запас на субботу также учил доверять Господу все свои нужды. Эта дополнительная мера манны, явленная по Божьей милости, позволяла им во всей полноте насладиться благословениями субботнего дня. Этот ритм жизни, закрепившийся на протяжении сорока лет странствия по пустыне и свидетельствующий о Божьей бескорыстной заботе о Своем народе, должен был стать частью культуры израильского общества.

4. Приходилось ли вам, столкнувшись с жизненным испытанием в вопросе субботы, проявить доверие Богу? Переживали ли вы опыт, подобный получению «манны небесной», когда Бог позаботился о вас в ответ на ваше доверие к Нему? Какой урок вы извлекли из него для себя?

5. Благодаря каким приготовлениям в пятницу мы можем в более полной мере насладиться тем, что Бог предлагает нам в субботу?

 

Два аргумента в пользу субботы

1. Иез.20:11,12 – что сделал Господь на этапе становления израильской нации?

2. Исх.20:8-11 и Втор.5:12-15 – с чем связал Господь соблюдение субботы?

Заповедь о субботе, входящая в Божий замысел относительно Его народа, была дана на этапе становления израильской нации. Она должна была сыграть ключевую роль в жизни евреев. Бог обращает наше внимание на различные аспекты субботы.

а) Израильтянам, вышедшим из земли, где преобладало великое множество ложных богов, необходимо было напомнить об истинном Боге как о Творце. Эту важную задачу выполняла суббота. Предоставление дополнительной порции манны в пятницу служило ярким примером Божьей творческой силы. Роль Бога-Творца наиболее ясно раскрыта в четвертой заповеди в 20-й главе книги Исход.

б) А в книге Второзаконие (глава 5) четвертая заповедь открывает нам Бога-Спасителя, даровавшего израильтянам свободу и избавление. Втор.5:15 отмечает искупление из рабства как причину для соблюдения субботы. Таким образом, Бог установил субботу как памятник Своей творческой и искупительной деятельности. Эту историю Израильтяне должны были регулярно пересказывать своим потомкам. Каждую субботу они особым образом могли вспоминать пережитые события. По мере того как росло их понимание Бога и дарованного Им спасения, суббота также стала еженедельным символом и праздником их духовного спасения. Эти два мотива к соблюдению субботы были связаны с восстановлением взаимоотношений между Богом и Его народом: «Дал им также субботы Мои, чтобы они были знамением между Мною и ими, чтобы знали, что Я - Господь, освящающий их» (Иез.20:12). Основываясь на этих взаимоотношениях, они должны были создать новый тип общества, которое бы проявляло милость к отверженным и служило благословением для всего мира.

3. Какие повеления относительно субботы Господь дал людям? Что означает каждый из этих аспектов?

Исх.20:8 – помни день субботний, чтобы святить его; Втор.5:12 – наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его; Иез.20:20 – святите субботы Мои; Исх.31:13,14 - субботы Мои соблюдайте; Лев.23:32 - от вечера до вечера празднуйте субботу вашу; Исх.31:16 - и пусть хранят сыны Израилевы субботу, празднуя субботу в роды свои, как завет вечный.

а) Память - важный элемент во взаимоотношениях, которые Бог желает восстановить со Своим народом. В основе этих взаимоотношений лежит истина о том, что Бог - наш Творец и Искупитель. Обе эти роли упоминаются в каждой из двух версий четвертой заповеди и поэтому тесно связаны с субботой и ее соблюдением; б) Как Ис.58:13,14 объясняет, что значит святить субботу? (Бог повелевает нам отдыхать в субботу от ежедневного труда и прекратить преследовать собственные корыстные интересы в эти священные часы); в) Лев.23:1-3 – какое указание относительно способа празднования субботы можно найти в этих текстах? г) Иез.20:12 - что означает суббота как знамение между Богом и человеком? д) др.

4. Втор.5:15 - как соблюдение субботы оказывает на нас благотворное влияние, делая нас более добрыми, заботливыми и сострадательными людьми?

Соблюдая субботу как памятник нашего Творения и искупления, мы сможем продолжать укреплять наши взаимоотношения не только с Господом, но и с окружающими нас людьми. Бог милостив к нам, поэтому и мы должны быть милостивы к другим.

 

День равенства

1. Втор.5:14 – к кому обращено повеление о субботнем дне? Что означает факт, что здесь говорится о рабах, пришельцах и даже животных?

Из всех десяти заповедей именно четвертая заповедь содержит самые подробные указания к исполнению. Если некоторые заповеди записаны всего двумя словами, то четвертая заповедь детально объясняет, кто, как и почему должен помнить день субботний.

Заповедь о субботе примечательна повышенным вниманием к другим людям. Сигве К. Тонстэд утверждает, что эта заповедь не имеет аналогов во всех остальных мировых культурах, ибо «выстраивает приоритеты снизу вверх, а не сверху вниз, прежде всего уделяя внимание самым слабым и уязвимым членам общества. Те, кто больше всех нуждается в отдыхе – раб, чужеземец и вьючное животное, выделены особо, в покое седьмого дня все обездоленные, включая бессловесных животных, находят благо » (The Lost Meaning of the Seventh Day, рр. 126, 127).

Заповедь сосредоточивает наше внимание на том, что суббота - это день, которым могут наслаждаться все слои общества. В свете субботы мы все равны. Если вы работодатель, то не имеете права заставлять ваших работников трудиться в субботу, потому что Бог и для них определил день отдыха. Если вы работник или даже раб, суббота напоминает о том, что вы также созданы и искуплены Богом, Который приглашает вас провести этот день особым образом. Даже те, кто не относится к народу, соблюдающему субботу: «пришелец, который в жилищах твоих» (Исх.20:10), - все должны ощутить благословение субботнего дня.

2. Как Божье повеление о соблюдении субботы укрепляет принцип равенства?

Четвертая заповедь призывает народ Божий разделить благословение субботнего покоя со всеми людьми, включая рабов и пришельцев. Божье предписание о субботнем покое распространяется и на домашних животных. Всеобщее благословение субботнего покоя для всех людей и домашних животных должно влиять на наше мышление, наше отношение к другим людям и определять нашу личную деятельность в остальные шесть дней недели. Эта идея должна была изменить менталитет израильтян, чьи воспоминания о собственном опыте рабства и отвержения были еще свежи. Теперь, когда они будут жить на новой земле, Бог не хотел, чтобы они переняли привычки своих бывших угнетателей. Дав израильтянам подробные законы для всего общества, Бог также установил для них (и для всех нас) особое еженедельное напоминание о том, что перед Богом мы все равны.

3. Как вы можете делиться благословениями субботнего дня со своим окружением? Как другие люди, находясь в вашем обществе, могут ощутить благословения от вашего соблюдения субботы?

Мы должны понимать ключевую роль субботы в мире и в жизни Божьего народа: она была призвана стать символом Божьей благодати и заботы. Иисус сказал, что седьмой день - суббота - был создан для всего человечества. Если правильно «помнить день субботний», это будет производить в нас изменения ежедневно и сделает нас благословением для других.

 

День исцеления

1. Лк.13:10-17; Мф.12:1,2,10-12 – какие заблуждения относительно заповеди о субботе возникли в среде Израильского народа? Как Иисус объяснил людям суть их заблуждений? Как Он относился к исцелению в субботу?

Первоначальный замысел субботы и ее соблюдения был широким и всеобъемлющим, однако к тому времени, как Иисус пришел на землю, для многих религиозных лидеров суббота стала чем-то совершенно иным. Вместо того чтобы быть днем свободы и равенства, суббота стала днем человеческих правил и ограничений. Было установлено столько человеческих предписаний относительно субботы, что она, скорее, стала «неудобоносимым бременем» (Лк.11:46), чем днем отрады.

Ряд значительных исцелений Иисус совершил именно в субботу. Евангелисты записали эти чудеса как свидетельство того, что суббота по Божьему замыслу была призвана стать временем исцеления (Мф.12:9-15; Мк.1:21-28; Лк.4:38-39; 13:10-17; 14:1-6; Ин.5:1-18; 9:1-41). Совершая эти чудеса, Спаситель желает перевоспитать умы людей и демонстрирует Своему народу истинное соблюдение субботы.

Именно суббота задает тон для служения в остальные дни, которое Христос совершал Сам и призывает совершать нас. Абрахам Джошуа Хешель однажды сказал: «Суббота играет роль вдохновляющего начала, и другие дни получают от него заряд энергию) (Суббота: ее значение для современною человека, с. 22). Целительный субботний мир наполняет новую неделю, проникая в наш образ жизни.

«Иисус объявил им: оказание помощи страдающим не противоречит заповеди о субботе. Эта помощь согласуется и со служением ангелов Божьих, которые непрерывно движутся между небом и землей, чтобы помогать страдающему человечеству... У человека также есть определенные обязанности в этот день: за больными нужно ухаживать, нуждающимся - оказывать помощь. Будет виновен тот, кто не облегчит страдания ближнего в субботу. Святой день Божьего покоя был дан для человека, и дела милосердия вполне отвечают его предназначению. Господь не желает, чтобы Его творение страдало от боли, которую можно облегчить в субботу, как и в любой другой день » (Э. Уайт. Желание веков, с. 206, 207).

Поскольку у нас есть четкое указание отложить нашу повседневную работу и мы освобождены от напряжения трудовой недели, в субботу мы можем позаботиться о других людях. Это один из способов истинного и активного соблюдения субботы: «Согласно четвертой заповеди, субботний день был посвящен покою и богопоклонению. Любые мирские занятия воспрещались, но дела милосердия и благотворительности в этот день вполне соответствовали Божьему замыслу... облегчать страдания несчастных, утешать скорбящих, помогать нуждающимся – таков труд любви, который прославляет Божий святой день» (Э. Уайт. Служение благотворительности).

2. 2 Кор.2:15 - как целительное благоухание субботы влияет на наше ежедневное отношение к окружающим людям? Что вы делаете в субботу во благо другим? Как совершаемые в субботу «дела милосердия» согласуются с учением Христа о том, что суббота была создана для человека (Мк.2:27)? Как вам удалось сохранить святость субботы в стремлении облегчить страдания других?

«Ведь мы для Бога — воистину Христово благоухание, распространяемое и среди спасаемых, и среди погибающих» (2 Кор.2:15 ИПБ)

 

Суббота покоя для земли

1. Лев.25:1-7 - что примечательно в данных указаниях? На что еще распространялся принцип, лежавший в основе соблюдения субботы? В чем заключалась мудрость этих указаний?

Суббота довольно прочно укоренилась в жизни израильского народа (Лев.23:3). Однако принцип, лежавший в основе соблюдения субботы, распространялся не только на один день в неделю. Он также предусматривал особый покой каждый седьмой год, а его кульминацией был юбилейный год, отмечавшийся раз в пятьдесят лет.

Субботний год. Субботний покой был предусмотрен не только для владельцев. Даже земле, находящейся под контролем израильского народа, было предписано отдыхать каждые семь лет. Субботний год позволял землям сельскохозяйственного назначения находиться под паром в течение года (в этот год никто ничего не сеял, позволяя земле восстановить свои ресурсы). Эта мудрая и эффективная земледельческая практика широко известна и применяется по сей день в сельском хозяйстве.

Седьмой год имел особое значение и для рабов (Исх.21:1-11). Если кто-то из израильтян был вынужден продаться в рабство, его должны были освободить в седьмой год. Точно так же непогашенную задолженность следовало полностью списать в конце седьмого года (Втор.15:1-11).

Как и в случае с манной, которую Бог посылал израильскому народу в пустыне, отказ от посева в течение сезона также был актом доверия Богу. Собранного в шестой год урожая было достаточно, чтобы покрыть необходимые нужды в субботний год. Точно так же освобождение рабов и списание долгов были не только актом милосердия, но и проявлением веры в могущество Бога, способного восполнить все наши нужды. В определенном смысле люди должны были понять, что им не нужно притеснять других, для того чтобы обеспечить себя.

В субботнем году вновь прослеживается модель еженедельной субботы, поскольку она «определяет приоритеты снизу вверх, а не сверху вниз, прежде всего уделяя внимание самым слабым и самым уязвимым членам общества. Те, кто больше всего нуждается в отдыхе - раб, чужеземец и вьючное животное, выделены особо» (Сигве К. Тонстэд. Потерянный смысл седьмою дня, с. 126).

Юбилейный год вместе с субботним годом обеспечивает заботу о земле и о тех, кто находится в неблагоприятном положении.

2. Какое значение имеют вышеизложенные принципы для нас сегодня? Каким образом вы могли бы воплотить эти принципы в свою жизнь и работу?

Принципы субботнего дня должны были находиться в тесной взаимосвязи с жизнью израильского общества в целом. Точно так же современное соблюдение субботы должно оказывать преобразующее влияние на нашу жизнь в остальные дни недели. В практическом смысле соблюдение субботы это один из способов исполнить повеление Иисуса Христа искать прежде Царства Божьего. «Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом... и это все приложится вам» (Мф.6:32-33).

3. Какое влияние соблюдение субботы должно оказывать на нас в остальные шесть дней недели? Должна ли быть разница между нашим поведением в субботний день и на неделе?

 

Уроки, выводы

1. Для самоанализа. Понимаете ли вы в полной мере Божий замысел относительно субботы?

Суббота очень важна в нашей жизни. Нам нужно беречь субботнее время, развивая с его помощью наши отношения с Богом, семьями, церковью и нашим сообществом.

2. Какие изменения произошли в вашей жизни благодаря соблюдению субботнего дня? Есть ли другие сферы вашей жизни, на которые принципы, лежащие в основе соблюдения субботы, должны оказывать большее влияние?

3. Каким образом вы можете делиться благословениями и преимуществами субботы в своей общине?

 

Вывод. Бог даровал субботу как памятник нашего Творения и искупления, но этот день также имеет дополнительную практическую ценность. Он учит нас доверять Богу, зная, что Он восполнит все наши нужды. Субботний день также учит нас равенству, а его соблюдение способно преобразовать наши отношения с другими людьми. Своим примером Иисус показал, какой должна быть суббота. Исцеляя больных в этот день, Он недвусмысленно показал: суббота - это возможность послужить тем, кто нуждается в нашей помощи.

 

Светлана, svettor@yandex.ru

 

 

 

 

 

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: