ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ РУССКОЙ НАРОДНОЙ МУЗЫКИ НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ФОН ЧЕЛОВЕКА




К.В. Першина

 

Музыка является одним из видов человеческой деятельности и духовной культуры. Проблема взаимодействия психики человека с компонентами музыкальной культуры, как одного из фактора внешней среды, оказывающего влияние на фенотип человека (физиологические, психологические и поведенческие особенности индивида), то есть его настроение, поступки и решения, интересовала исследователей давно. Фенотип не наследуется, это продукт сложного взаимодействия генотипа и среды.

В ходе исследований в генетической области было установлено, что ДНК человека способна взаимодействовать со своеобразными командами, обладающими мелодичными, вибрационными свойствами. Психолог Сандра Трехаб из университета в Торонто, проводя многочисленные исследования, через психологию маленьких детей в возрасте от 6 до 9 месяцев доказала, что музыка имеет биологические корни, и способность к ее продуцированию развилась под воздействием естественного отбора. Она давала детям слушать благозвучные и диссонансные музыкальные произведения. В первом случае дети улыбались, а диссонансная музыка им не нравилась. Кроме того, в ходе исследований женщины по просьбе Сандры Трехаб пели своим детям колыбельные песни, которые почти во всех странах имеют общие черты, например, медленный темп. Психолог обнаружила, что музыка уменьшает уровень гормона стресса у детей.[1]

Музыка является средством воздействия на когнитивные и соматические функции организма. Проведено немало исследований, доказывающих, что звуковые волны подают импульсы в центральную нервную систему и влияют на мышечный тонус, нейроэндокринную, дыхательную и сердечно-сосудистую системы, кровообращение, тонус головного мозга, уровень гормонов в крови, играющих крайне важную роль во всех эмоционально-поведенческих реакциях. Кроме того, реакции слуховой адаптации, образующиеся под воздействием музыки, вызывают определенные ассоциации, переживания, которые прямо влияют на настроение человека, образ его мыслей, социальные привычки. Динамика эмоций всегда ведет к определенным гормональным и биохимическим изменениям даже в пренатальный период развития.[2]

Нейробиолог Барри Битман из Пенсильвании не так давно провел исследования на людях, которые должны были в течении часа одновременно бить конкретный ритм в ручные барабаны, после чего у всех респондентов (10 человек) взяли кровь на исследование. Оказалось, что в их крови уровень иммунных клеток, которые обнаруживают и уничтожают зараженные вирусом и даже раковые клетки, повысился. Б.Битман считает, что групповой барабанный ритм подает мозгу сигнал об уменьшении выработки кортизола, производимого надпочечниками. Падение уровня этого гормона стресса ведет к усилению иммунитета и может помочь справиться с инфекцией.[3]

Как сказал Л.С. Выготский: «Все то, что совершает искусство, оно совершает в нашем теле и через наше тело».[4]

Еще Аристотель считал, что музыка может помочь человеку освободиться от тяжелых психологических переживаний через достижение нравственного очищения, сопереживание, сострадание. Он утверждал, что музыка – это сила, способная формировать характер человека, с ее помощью он может развить в себе правильные, добрые чувства. При этом Аристотель указывал, что разные музыкальные лады по-разному влияют на эмоциональный фон человека.

Эмоциональная, духовная, умственная и физическая гармония наступает, если подобрана подходящая мелодия. Тогда улучшается настроение, в организме происходят положительные биохимические и гормональные изменения, увеличивается уровень дофамина – гормона и нейромедиатора, вызывающего чувство удовольствия; активизируется получающее информацию от дофаминовых нейронов прилежащего ядро головного мозга, в котором происходит анализ эмоциональной и сенсорной информации и формирование поведенческой реакции-ответа на мотивирующие раздражители. Все это содействует эффективной деятельности, в том числе обучению.

Психологи М.В. Архипова и Н.В. Шутова использовали музыкальные, в основном классические, произведения, как психологическое средство улучшения работы учащихся. Они пришли к выводу, что положительные эмоции, вызываемые музыкой, повышают мотивацию, активизируют познавательный процесс, улучшают деятельность как преподавателей, так и обучающихся.[5]

В последние десятилетия проведено немало исследований в области воздействия музыки на человека по таким направлениям, как: воздействие отдельных музыкальных инструментов на индивидуумы; воздействие классических произведений гениальных композиторов, влияние отдельных музыкальных произведений. Однако остаются недостаточно исследованными особенности воздействие русской народной музыки и песни на психоэмоциональный фон российского человека и возможность их комплексного применения в качестве метода музыкально-вокальной терапии в целях профилактики и лечения негативных психологических состояний людей и как следствие, их физиологического состояния.

Считается, что у людей благодаря генной памяти с рождения имеются установки на музыкальные ритмы своей нации. Если это так, то традиционная народные мотивы могут помочь в настройке человека на нужную частоту, подобно настройке музыкального инструмента. Национальная музыкальная культура должна иметь особое значение в разрешении психологических проблем людей, поскольку она является частью их души. Русский человек пел всегда. Песенное народное творчество предавало ему духовные силы, помогало преодолеть все тяготы и невзгоды, выстоять во множестве исторический перипетий, сопровождало оно его и в радостные моменты жизни. Однако необходимо учитывать, что жизнь меняется, меняется характер и стиль музыкальных произведений, у людей появляются новые музыкальные предпочтения, поэтому остается неясным вопрос оказания влияния народной музыки на современного человека.

Предполагая, что традиционная русская музыка и русские народные песни, благодаря свойственным им ритмам и мелодиям, оказывают благотворное влияние на психоэмоциональную сферу современного российского человека, мною было проведено исследование, направленное на выявление компонентов и вектора влияния данного музыкального жанра. Для проведения исследования было выбрано 16 человек русской национальности в возрасте от 12 до 66 лет, из них 9 лиц женского пола и 7 лиц мужского пола.

В ходе исследования применялись следующие методы: опрос, анкетирование, самооценка, наблюдение. Для сбора эмпирического материала использовались такие психодиагностические методики, как: опросник САН, предназначенный для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения респондентов; дифференцированная шкала эмоций К.Е. Изарда для определения состояний, переживаемых респондентами в конкретный момент времени; шкала ситуативной тревожности Спилбергера-Ханина для определения уровня тревожности исследуемых.

Для воздействия на эмоциональное состояние использовались три музыкальные композиции, относящиеся к традиционным русской народной музыке и песням:

- лирическая музыкальная композиция «Во поле береза стояла» в сольном исполнении под аккомпанемент традиционно русского музыкального инструмента – балалайки, длительностью 2 минуты 2 секунды, характеризующаяся плавной мелодией с неоднократным нарастанием и снижением громкости звука;

- русская народная песня «Светит месяц» в протяжном исполнении двух вокалисток под балалайку, длительностью 1 минута 52 секунды, более ритмичная по отношении к первому выбору;

- казачья русская народная песня «Черный ворон» с патриотическим уклоном в исполнении хора Турецкого в сопровождении оркестра, длительностью 4 минуты 20 секунд, характеризующаяся протяжностью, сменой сольного исполнения хоровым, с переплетением голосов хора в разных октавах, резким, мажорным нарастанием уровня громкости звука в середине песни и его спада к концу исполнения.

Опрос респондентов показал, что все они целенаправленно русские народные песни не слушают, относятся к данному жанру нейтрально.

По результатам обработки первичных результатов опросника САН было выявлено, что после прослушивания первой музыкальной композиции «Во поле береза стояла» 13 респондентов (81,25 %) отметили улучшение самочувствия, почувствовали себя более активными. Эмоциональный подъем, энтузиазм ощутили 14 респондентов (87,5 %). Самочувствие и активность осталось на том же уровне у 1 респондента (6,25 %).

После прослушивания песни «Светит месяц» положительная динамика по улучшению самочувствия и настроения по сравнению с первоначальным состоянием была отмечена у 14 респондентов (87,5 %), по повышению физической и умственной активности - у 13 человек (81,25 %). По сравнению с состоянием после прослушивания первой композиции: у 10 человек (62,5 %) самочувствие продолжало улучшаться, у 4 респондентов (25 %) осталось на том же уровне; уровень активности продолжал расти у 10 респондентов (62,5 %), у 2 (12,5 %) остался прежним; эмоциональное состояние улучшилось у 11 респондентов (68,75 %), у 4 (25 %) осталось на том же уровне.

После прослушивания музыкальной композиции «Черный ворон» по сравнению с первоначальным состоянием: более бодрыми, сильными, выносливыми себя почувствовали 12 респондентов (75 %), у 1 респондента (6,25 %) самочувствие осталось на прежнем уровне; более активными и деятельными ощутили себя 12 респондентов (75 %), уровень активности сохранился у 1 респондента (6,25 %); эмоциональный подъем был отмечен у 11 респондентов (68,75 %), эмоциональный спад зафиксирован у 5 человек (31,25 %). По сравнению с состоянием после прослушивания второго музыкального произведения: самочувствие улучшилось лишь у 4 респондентов (25 %), только 2 человека (12,5 %) ощутили улучшение настроения, но при этом уровень активности вырос у 6 человек (37,5 %), которые отмечали возникшее у них чувство собственного могущества, силы, возможности все преодолеть.

Стоит отметить, что у одного респондента, который после прослушивания первой и второй музыкальных композиций, в отличие от большинства исследуемых, показал снижение уровней по критериям «самочувствие», «активность», «настроение», после прослушивания песни «Черный ворон», наоборот, зафиксированы значительное улучшение самочувствия, эмоциональный подъем, физическая и умственная активность.

Средние результаты тестирования (в баллах) по опроснику САН приведены на рис.1.

Обработка результатов исследования по шкале эмоций К.Е. Изарда выявила рост положительных эмоций у 10 респондентов (62,5 %) после прослушивания первой композиции по сравнению с их первоначальным состоянием, у 12 человек (75 %) после прослушивания второй композиции и 9 человек (56,25 %) после прослушивания третьей песни. Несмотря на то, что по сравнению с состоянием респондентов после прослушивания песни «Светит месяц», коэффициент положительных эмоций после прослушивания музыкальной композиции «Черный ворон» у 7 из них снизился, общий заключительный показатель данного вида эмоций оказался выше из-за более сильных положительных эмоций, испытанных девятью участниками исследования. Результаты приведены на рис. 2.

По результатам обработки данных, полученных при тестировании респондентов по шкале ситуативной тревожности Спилбергера-Ханина, была выявлена следующая закономерность: снижение общего уровня тревожности после прослушивания первых двух композиций (33,5 балла и 29,25 балла против 40,5 баллов) и рост коэффициента общей тревожности после прослушивания песни «Черный ворон» (33,87 балла), что обусловлено, скорее всего, характером данной песни. Однако этот коэффициент оказался ниже уровня общей первоначальной тревожности респондентов (рис.3).

Таким образом, гипотеза о положительном влиянии русской народной музыки и песни на психоэмоциональной состояние российского человека подтвердилась. В результате музыкального воздействия у большинства респондентов было выявлено улучшение общего самочувствия, настроения, уменьшение уровня тревожности и напряженности, стремление к активным действиям. Поэтому исследуемый музыкальный жанр можно использовать как средство профилактики психоэмоциональных расстройств и их лечения совместно с другими средствами. Конечно, чтобы изменить, например, тревожность как черту личности, одноразового воздействия музыкального произведения недостаточно. Для получения стойкого эффекта необходимо регулярное прослушивание русской народной музыки. Однако надо учесть, что в русской народной музыке, как и в любом другом музыкальном жанре, есть разноплановые произведения и выбор их должен производиться с учетом индивидуальных особенностей каждого человека.


[1] Кальманович Д. Генетическая загадка музыки [Электронный ресурс]: Медицина и здоровье – Электрон. журн. - Режим доступа: https://mirznanii.com/a/145381-1/geneticheskaya-zagadka-muzyki, свободный.

[2] Сидоренко В.Н., Гомон Е.С, Акулич Н.С. Влияние сеансов релаксирующей музыкальной терапии на основные гемодинамические показатели у беременных женщин с различным уровнем исходного артериального давления // Новости хирургии. - 1998. - № 2. - С.123-124

[3] Кальманович Д. Указ. Соч.

[4] Выготский Л.С. «Психология искусства». 3-е изд. - М.: Искусство, 1986. - 573 с.

[5] Архипова М.В., Шутова Н.В. Психологические возможности использования музыкального искусства в процессе изучения иностранного языка школьниками // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2013. - №1(17).- С. 68-71



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: