Контрольные вопросы:
- Перечислите основные составляющие процесса управления маркетингом.
- Какие существуют подходы к выявлению новых рынков?
- Какую информацию несет в себе показатель эластичности?
- Какова взаимосвязь между размерами дохода и показателем ценовой эластичности спроса?
- Какие факторы влияют на эластичность спроса?
- Какой фактор определяет степень эластичности предложения?
- Что входит в понятие система маркетинговой информации?
- Какие методы исследования в системе маркетинговой информации вам известны?
- В чем заключается отличие между группой закрытых и открытых вопросов?
- Какие основные принципы составления анкеты вам известны?
- Каков алгоритм процесса оценки ответов?
- Что включает в себя понятие маркетинговая среда?
- Каков алгоритм методики расчета исходной цены?
- Перечислите основные задачи процесса ценообразования.
- Какие основные факторы влияют на выбор метода ценообразования?
- Какие варианты расчета цен на медицинские услуги вам известны?
- Какие случаи установления цен со скидками и зачетами вам известны?
Тестовые вопросы:
Маркетинг в здравоохранении.
1. Выберите правильное определение понятия "маркетинг":
а ) Вид человеческой деятельности, направленный на сбыт продукции
б ) Система организации и управления хозяйственной деятельностью, ориентирующаяся на требования рынка, максимально возможное удовлетворение потребностей и запросов потребителей
в ) Совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности и роста прибыли
г ) Вид человеческой деятельности, направленный на управление ресурсами организации
2. Выберите определение понятия "маркетинг" по Ф. Котлеру:
а ) Вид человеческой деятельности направленный на определение скрытых потребностей
б ) Вид человеческой деятельности направленный на активное продвижение товаров и услуг к потребителю
в ) Вид человеческой деятельности направленный на удовлетворение Дапотребностей путем обмена
г ) Вид человеческой деятельности направленный на получение максимальной прибыли
3. Основу маркетинга составляют:
а ) Размер минимальной заработной платы
б ) Потребности человека Да
в ) Нормативно-правовые акты
г ) Число безработных
4. Основу маркетинга составляют:
а ) Качество жизни
б ) Заболеваемость населения
в ) Половозрастная структура населения
г ) Нужды человека Да
5. Основу маркетинга составляют:
а ) Налоги на деятельность и имущество организаций
б ) Товары и услуги Да
в ) Правовой и экономический рычаги управления
г ) Равный доступ к ресурсам
6. Основу маркетинга составляют::
а ) Реклама
б ) Деньги
в ) Кадры
г ) Обмен товарами и услугами Да
7. Основу маркетинга составляют:
а ) Отношения с поставщиком
б ) Сокращение издержек производства
в ) Сделки (коммерческий обмен) Да
г ) Исполнение обязательств перед потребителем
8. К основным функциям маркетинга относится:
а ) Кадровая политика
б ) Формирование корпоративной культуры
в ) Глубокие научно - практические исследования рынка и экономической Даконъюнктуры
г ) Мотивация персонала
9. К основным функциям маркетинга относится:
а ) Разработка системы взысканий за нарушения трудового распорядка
б ) Поиск оптовых покупателей
в ) Централизация власти
г ) Сегментация рынка Да
10. К основным функциям маркетинга относится:
а ) Информирование персонала о прибылях
б ) Гибкое реагирование производства и сбыта на требование активного и потенциального спроса
в ) Делопроизводство
г ) Заключение трудовых договоров с испытательным сроком
11. К основным функциям маркетинга относится:
а ) Инновационная деятельность Да
б ) Развитие корпоративной культуры в организации
в ) Анкетирование персонала для определения профессиональной пригодности
г ) Разработка механизмов участия персонала в доходах организации
12. К основным функциям маркетинга относится:
а ) Децентрализация власти
б ) Подчинение частных интересов общим
в ) Достижение единства в принятии решений
г ) Планирование
13. Одним из видов сегментации является:
а ) Микросегментация Да
б ) Перспективная сегментация
в ) Длительная сегментация
г ) Доходная сегментация
14. Одним из видов сегментации является:
а ) Макросегментация Да
б ) Кратковременная сегментация
в ) Убыточная сегментация
г ) Плановая сегментация
15. Выберите основной критерий сегментации товаров и услуг здравоохранения:
а ) Медицинский Да
б ) Страховой
в ) Платный
г ) Правовой
16. Выберите основной критерий сегментации товаров и услуг здравоохранения:
а ) Временной
б ) Качественный
в ) Формальный
г ) Демографический Да
17. Выберите основной критерий сегментации товаров и услуг здравоохранения:
а ) Экономический Да
б ) Ресурсный
в ) Количественный
г ) Налоговый
18. Выберите основной критерий сегментации товаров и услуг здравоохранения:
а ) Личностный
б ) Социальный и культурный Да
в ) Относительный
г ) Статистический
19. Одной из концепций управления маркетингом является:
а ) Концепция совершенствования производства Да
б ) Концепция проведения ценовых аналогий
в ) Концепция мотивации к деятельности
г ) Концепция самоорганизации системы
20. Одной из концепций управления маркетингом является:
а ) Концепция убыточных лидеров
б ) Концепция совершенствования товара Да
в ) Концепция стратегического планирования
г ) Концепция "снятия сливок"
21. Одной из концепций управления маркетингом является:
а ) Концепция выжидания
б ) Концепция оценивания эффективности
в ) Концепция интенсификации коммерческих усилий Да
г ) Концепция коммерциализации производства
22. Одной из концепций управления маркетингом является:
а ) Концепция разделения очередей
б ) Рыночная концепция Да
в ) Концепция оценки рисков
г ) Концепция стимулирования скрытого спроса
23. Услуга это:
а ) Расчетная единица финансового взаимодействия между субъектами здравоохранения
б ) Любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой, и которые, в основном, осязаемые и приводят к завладению чем - либо
в ) Любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить Да
другой, и которые, в основном, неосязаемые и не приводят к завладению чем - либо
г ) Расчетная единица финансового взаимодействия между участниками рынка
24. Несколько сегментов отобранных для маркетинговых исследований называются:
а ) Рыночное окно
б ) Целевой рынок Да
в ) Рыночная ниша
г ) Окончательная сегментация
25. Выберите одну из маркетинговых характеристик медицинской услуги
а ) Неосязаемость Да
б ) Отделимость от своего источника
в ) Сохраняемость
г ) Постоянство качества
26. По определению цена это:
а ) Степень значимости товара
б ) Степень редкости товара
в ) Денежное выражение стоимости товара /услуги/ Да
г ) Размер издержек на производство товара
27. Отметьте основные методы образования цен
а ) По накладным расходам
б ) По налогам
в ) По качеству
г ) По аналогии с ценами конкурентов Да
28. Выберите наиболее точное определение рекламы
а ) Двигатель прогресса
б ) Информаця о потребительских свойствах товара и видах услуг с целью Да
создания спроса на них
в ) Средство реализации агрессивной сбытовой политики
г ) Информация основная цель, которой снижение спроса товаров конкурента
29. Для информативной рекламы характерны функции:
а ) Информирования потенциальных инвесторов о размерах прибыли
б ) Формирования образа фирмы Да
в ) Формирования предпочтения к данному виду услуг
г ) Поддержания осведомленности клиентов, о товаре, на высшем уровне
30. Увещевательная реклама ставит перед собой следующие задачи
а ) Поощрение к переключению на потребление именно этой услуги Да
б ) Описание оказываемых услуг
в ) Формирования образа фирмы
г ) Удержание товара в памяти потребителей в период межсезонья
31. К специфическим для маркетинговой деятельности функциям
относится
а ) Подбор персонала
б ) Мотивация персонала к повышению производительности труда
в ) Анализ производственно сбытовых возможностей предприятия Да
г ) Разработка стратегии развития предприятия
32. К специфическим для маркетинговой деятельности функциям
относится
а ) Осуществление товарной политики Да
б ) Контроль дисциплины на предприятии
в ) Разработка механизмов участия работников в прибылях предприятия
г ) Контроль за соблюдением техники безопасности на рабочих местах
33. К специфическим для маркетинговой деятельности функциям
относится
а ) Разработка механизмов справедливого распределения доходов среди работников
б ) Обеспечение единства руководства
в ) Осуществление ценовой политики Да
г ) Осуществление кадровой политики
34. К специфическим для маркетинговой деятельности функциям относится
а ) Контроль за присутствием работника на рабочем месте
б ) Осуществление сбытовой политики Да
в ) Осуществление политики распределения доходов между сотрудниками
г ) Разработка механизмов единения персонала
35. Специалиста по маркетингу в большей мере интересует:
а ) Нужда
б ) Потребность
в ) Запрос Да
г ) Предложение
36. К основным задачам ценообразования относится
а ) Максимизация прибыли Да
б ) Минимизация прибыли
в ) Реструктуризация долговых обязательств
г ) Повышение ликвидности имущества
37. К основным задачам ценообразования относится
а ) Завоевание лидирующих позиций по показателям доли рынка Да
б ) Завоевание лидирующих позиций по производительности труда
в ) Сокращение претензий поставщиков сырья
г ) Усиление корпоративной культуры
38. При оптовых закупках, как правило, предусматривается
а ) Доплаты за оптовые закупки
б ) Скидки с определенного объема закупок Да
в ) Цена ниже себестоимости
г ) Снижение подоходного налога
39. Коэффициент эластичности спроса отражает
а ) Отношение процента изменения цены к проценту изменения спроса
б ) Отношение процента изменения спроса к проценту изменения цены Да
в ) Отношение абсолютного изменения цены к абсолютному изменению спроса
г ) Отношение абсолютного изменения спроса к абсолютному изменению цены
40. Спрос считается эластичным, если коэффициент эластичности спроса
а ) > 1 Да
б ) <1
в ) =1
г ) >0
41. Спрос считается неэластичным если коэффициент
эластичности спроса
а ) <0
б ) >1
в ) <1 Да
г ) >0
42. Если коэффициент эластичности равен 1 то
а ) Спрос является эластичным
б ) Спрос является неэластичным
в ) Спрос характеризуется единичной эластичностью Да
г ) Спрос характеризуется разовой эластичностью
43. В случае снижения цены, при единичной эластичности спроса:
а ) Выручка не изменится Да
б ) Выручка возрастет
в ) Выручка снизится
г ) Выручки не будет
44. Если отношение процента изменения спрашиваемой продукции к проценту изменения цены превышает 1, то:
а ) Спрос является эластичным Да
б ) Спрос является неэластичным
в ) Спросу соответствует единичная эластичность
г ) Спрос отсутствует
45. Увеличение цены при единичной эластичности спроса приведет к тому что
а ) Выручка не изменится Да
б ) Выручка возрастет
в ) Выручка снизится
г ) Выручки не будет
46. Если спрос неэластичен, то при снижении цены:
а ) Выручка не изменится
б ) Выручка возрастет
в ) Выручка снизится Да
г ) Выручки не будет
47. Если спрос эластичен, то при снижении цены:
а ) Выручка не изменится
б ) Выручка возрастет Да
в ) Выручка снизится
г ) Выручки не будет
48. Эластичность спроса на услугу зависит от:
а ) Наличия близкого ее заменителя Да
б ) Отсутствия мотивации к увеличению объема продаж у продавцов
в ) Отсутствия мотивации к увеличению объема продаж у руководителя
организации
г ) Наличия сезонных скидок
49. Эластичность спроса на услугу зависит от
а ) Качества услуги
б ) Удельного веса затрат на приобретение данной услуги в бюджете Да
потребителя
в ) Надбавок на розничную продажу
г ) Конкуренции между потребителями
50. Эластичность спроса на услугу зависит от:
а ) Фактора времени Да
б ) Фактора безработицы
в ) Фактора инфляции
г ) Фактора экономического роста
51. Выберите наиболее точное определение понятия "объем предложения"
а ) Количество мед. услуг, которые оказаны за определенный период времени населению
б ) Количество мед. услуг, которое должен оказать врач по медицинскому
стандарту за определенный период времени пациенту
в ) Количество мед. услуг, запланированное исходя из мощности медицинского учреждения
г ) Количество мед. услуг, которое медицинские работники желают и могут Да
оказать в определенный период времени населению
52. Выберите наиболее точное определение понятия "объем спроса"
а ) Количество медицинских услуг, которое должны и могут приобрести
пациенты за некоторый период времени
б ) Количество медицинских услуг, которое желают и могут приобрести Дапациенты за некоторый период времени
в ) Количество медицинских услуг, которое желают и должны приобрести пациенты за некоторый период времени
г ) Количество медицинских услуг, которое должны приобрести пациенты по медицинской страховке
53. Выберите фактор, непосредственно влияющий на спрос товаров и услуг здравоохранения:
а ) Размер социального налога
б ) Половозрастная структура населения Да
в ) Эластичность спроса
г ) Размер заработной платы врача
54. Выберите фактор, непосредственно влияющий на спрос товаров и услуг здравоохранения:
а ) Функция врачебной должности
б ) Средняя длительность лечения
в ) Заболеваемость среди населения Да
г ) Размер налога на прибыль
55. Выберите фактор, непосредственно влияющий на предложение услуг здравоохранения:
а ) Средний возраст медицинских работников
б ) Количество врачей Да
в ) Средний возраст возникновения заболеваний
г ) Качество жизни пациентов зависящее от здоровья
56. Выберите фактор, непосредственно влияющий на предложение услуг здравоохранения:
а ) Географические особенности региона
б ) Климатические особенности региона
в ) Рыночная стоимость ресурсов необходимых для осуществления Да
медицинской деятельности
г ) Средние доходы на одного члена семьи среди лиц прикрепленных к поликлинике
57. Какова, как правило, будет первая реакция предложения на увеличения спроса:
а ) Снижение цены ниже равновесной
б ) Снижение цены до уровня равновесной
в ) Повышение цены Да
г ) Цена не изменится
58. Какова, как правило, будет вторая реакция предложения на увеличения спроса:
а ) Увеличение цены до равновесной
б ) Увеличение цены выше равновесной
в ) Увеличение объемов предложения Да
г ) Снижение объемов производства
59. Выберите фактор, непосредственно влияющий на объемы предложения медицинских услуг:
а ) распространенность вредных привычек среди населения
б ) стоимость медицинского оборудования Да
в ) число страховых компаний работающих в системе обязательного
медицинского страхования
г ) общего размера валового национального продукта
60. Выберите фактор, непосредственно влияющий на предложение услуг здравоохранения
а ) число браков и разводов
б ) нужды человека
в ) потребности человека
г) запросы человека
6. Самостоятельная работа:
Решить задачу:
Рассчитать эластичность спроса на медицинские услуги и ожидаемый размер выручки, исходя из соотношения цен и объемов, представленных в таблице. Обоснуйте наиболее выгодную цену.
Количество спрашиваемой в течении недели продукции (ед.) | Цена за услугу (руб) | Общая выручка (расходы покупателей) (руб.) | Оценка по показателю общей выручки | Коэффициент эластичности, Ed (округленно) |
7. Список тем по УИРС:
Подготовьте анкету для изучения степени удовлетворенности пациентов медицинскими услугами.
8. Список литературы по теме занятия:
Обязательные для подготовки к занятию литературные источники:
1. Экономика здравоохранения/ Денисов И.Н.-М.,2004 г.-45 экз.
Приложение 1. К данной методической разработке.