СТРУКТУРА И ИНФРАСТРУКТУРА РЫНКА.




Рынок, как экономическая категория выражает отношения, объективно складывающиеся между людьми по поводу свободного выбора устанавливаемых экономических связей в рамках действующих законов. То есть рынок, в широком смысле слова, это место купли - продажи (место распределения благ и услуг, и их обмена). Исходя из предложенных выше определений видно, что рынок - это широкое экономическое понятие. В схеме рыночных отношений, рассматриваемой современными экономистами, как правило, выделяют 4 группы контрагентов рынка, между которыми реализуются основные виды хозяйственных связей и экономических отношений. К этим группам относятся:

Предприятия. В данном случае это будет совокупность услуго - производящих медицинских учреждений, а также врачей, ведущих частную медицинскую практику.

Вторую группу контрагентов рынка составляет финансово – кредитные учреждения, прежде всего банковские предприятия и организации. В условиях рыночных отношений постепенно возрастает роль банковского кредита как источника финансирования деятельности услуго - производящих учреждений. С другой стороны, и сами эти учреждения стремятся к установлению стабильных связей с банками, становятся вкладчиками, помещая туда свободную часть своей прибыли, получая впоследствие от банка заемные денежные средства и проценты по вкладам. Разница между объемом активных (размещение кредитов и получение процентов) и пассивных (формирование банковых ресурсов и выплата процентов вкладчикам) составляет банковскую прибыль. В определенных случаях может наблюдаться тенденция к сокращению услуго - производящих и финансово - кредитных звеньев. Появляются специализированные банки, учредителями которых выступают услуго - производящие предприятия. Такие банки, преимущественно, имеют дело как раз с лечебно-профилактическими мед. учреждениями. Если при рассмотрении хозяйственных связей, относящихся к первой группе наблюдается встречное движение потоков материальные ресурсы - деньги, то во втором случае ситуация меняется. Здесь имеет место не только встречное движение средств.

Другая разновидность финансовых партнеров, услуго-производящих предприятий - это различные ассоциации и объединения, создаваемые, в силу возникающей в процессе целесообразности, самими медицинскими учреждениями. Их денежные средства аккумулируются путем отчислений, осуществляемых участниками объединений и представляются взаймы в их же среде, причем, как правило, на льготных условиях.

Крупный узел рыночных отношений образует государство. Государство в современных экономических концепциях рассматривается как один из активных и полноправных участников рынка. При этом следует отметить, что наибольшую активность государство проявляет в тех сферах экономики, где рыночные отношения недостаточно развиты или их действие не приносит должного общественного результата. Как раз такой сферой выступает здравоохранение. Государство заинтересовано в привлечении мед. учреждений, предприятий к выполнению разработанных соответствующими правительственными органами программ в области охраны здоровья, в целом его отдельных социальных групп. Государство должно заинтересовывать лечебно-профилактические учреждения в выполнении программ, предоставляя им налоговые льготы, финансовую поддержку из бюджетных средств.

Четвертая группа контрагентов рыночных отношений - это граждане. Это группа весьма неоднородна как по своему составу, так и по функциям, более подробно она будет рассмотрена в теме «Маркетинг в здравоохранении».

Структура рынка.

Рынок в целом, как и любой из элементов рыночной экономики функционирует, базируясь на трех основных принципах: взаимовыгодность, воздмездность, эквивалентность. В чем смысл этих принципов? Сущность заключается в том, что каждому участнику рыночных отношений должно быть интересно, выгодно устанавливать хозяйственных контакты с партнерами. Выполненные работы, оказанные услуги должны быть оплачены.

Структуру рынка можно представить следующим образом:

1. По степени зрелости рыночных отношений выделяют развитой и не развитой рынок. Развитыми считаются такие рыночные отношения, которые складываются при условии полной реализации всех факторов, отражающих содержание рынка. В этом случае, рынок функционирует как самоконтролирующая система, охватывающая большую часть хозяйственных связей в экономике, имеет четко выраженную направленность и не нуждается для своего дальнейшего развития в дополнительных импульсах (извне). Неразвитый рынок является полной противоположностью развитому.

2. По отношению к закону выделяется легальный и нелегальный рынок. Для здравоохранения деятельность, в котором постоянно регламентируется специальным законодательством, данное положение имеет особую значимость. Определенные виды медицинской деятельности законодательно разрешено осуществлять в тех или иных правовых формах, а некоторые виды, соответственно - нет. Однако, у некоторой части населения такие потребности возникают, поэтому формируется нелегальный рынок.

3. По степени свободы различных рыночных отношений выделяют конкурентный и монопольный рынок, более точная классификация представлена ниже. Принципиально возможно четыре рыночных ситуации:

- чистая монополия, характеризующаяся легким доступом на рынок, большим числом участников конкуренции производящей недифференцированный продукт, между которыми формируется сугубо ценовая конкуренция, при том, что каждый отдельный участник фактически не влияет на цену услуги или товара. Пример платные консультативные услуги участкового врача терапевта;

- монополистическая конкуренция предполагает несколько меньшее число участников, выход на рынок также не содержит значительных препятствий, предлагаемый продукт и услуги дифференцированы, что предполагает использование в конкурентной борьбе не только ценовой стратегии, но и элементов рекламы, возможности влияния на рыночную цену у отдельного участника ограниченны очень узкими рамками. Пример - стоматологические поликлиники г. Красноярска.

- олигополия формируется тогда, когда на рыночном поле присутствует всего несколько участников с дифференцированным или не дифференцированым продуктом (в первом случае конкуренция предполагает активную сбытовую политику), при создании рыночной ниши нет непреодолимых препятствий, скрытый сговор между конкурентами дает возможность влиять на уровень цен. Пример - врачи специалисты узкого профиля в секторе частной практики;

- монополия это рынок одного продавца производящего уникальный товар без близких заменителей, блокирующего возможных конкурентов, диктующего цену, рекламные мероприятия используются в основном для создания позитивного социального имиджа. Пример ряд центральных районных больниц в силу географического положения в определенное время года.

4. По степени управляемости различают стихийный и регулируемый рынок. Говоря об управлении рыночными процессами на рынке услуг здравоохранения, следует еще раз особо отметить, что здравоохранение - это отрасль изначально подверженная регулированию. Как это происходит? Через активную деятельность разнообразных общественных организаций, через деятельность государства. Для осуществления этой функции государство имеет в своем распоряжении достаточно разнообразный набор экономических и административно - правовых методов воздействия на хозяйственные процессы в здравоохранении.

К первой группе методов относиться регулирование здравоохранения через формирование и использование бюджетных средств, предназначенных для покрытия нужд всей системы охраны и укрепления здоровья, включая затраты, связанные с подготовкой медицинских кадров. Кроме того, к экономическим методам регулирования относится создание и функционирование государственных вневедомственных служб здравоохранения, а также субсидирование отдельных самостоятельных структур с целью ориентации и поощрения общественно-полезной тактики рыночного поведения (низкие цены на медикаменты, формирования ассортимента не приносящего сверхприбыли).

К правовым методам регулирования относится разработка, принятие и реализация законов, др. нормативных документов, устанавливающих порядок и регламентирующих экономическую деятельность в здравоохранении. К административно - правовым методам регулирования относятся также борьба с экономической преступностью в здравоохранении. Только государство может установить через свои судебные органы степень вины и наложить наказание лиц, замешанных в имущественных преступления (кражи, хищения), нелегальных видах мед. деятельности, нарушениях профессионального долга, коррупции и т.д.

Кроме структуры, в экономической системе выделяют такое понятие как инфраструктура рынка. Это система организаций, форм, методов обеспечения слаженного и бесперебойного функционирования всех элементов рыночных отношений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: