НАСЛАЖДЕНИЕ – ДОБРОДЕТЕЛЬ




И СТРАДАНИЕ – ПОРОК.

 

Ввиду обусловленности добродетелью или пороком они имеют своим результатом наслаждение или страдание.

Они-то есть рождение, продолжительность жизни и соответствующий опыт имеют своим результатом наслаждение, когда обусловлены добродетельной, т.е. благой кармой; если же обусловлены пороком, то результатом они имеют страдание.

СТРАДАНИЕ – есть то, что по самой своей сути неприемлемо для обычных существ, для йогина же даже в момент наслаждения чувственным объектом существует лишь страдание, то есть то, что неприемлемо по своей сути.

- Как это можно объяснить?

 

ВСЕ ЕСТЬ СТРАДАНИЕ.

 

Поистине, для мудрого все есть страдание – из-за подверженности непрерывному изменению, беспокойства, следов прошлых впечатлений, а также по причине противоречивого развертывания гун.

Опыт наслаждения у каждого индивида связан с влечением и опирается на одушевленные и неодушевленные средства его реализации. В этом случае всегда существует скрытая потенция, или предрасположенность к действию, порожденная влечением. Точно так же индивид испытывает враждебность по отношению к средствам, причиняющим страдание, или приходит в замешательство. Иначе говоря, есть также и предрасположенность к действию, порожденная враждебностью или тупостью твоею сугубой закоснелостью в невежестве.

В этой связи было сказано: "Наслаждение невозможно без причинения вреда живым существам". Следовательно, есть также и физическая предрасположенность к действию, созданная насилием, причинением вреда. Именно поэтому наслаждение чувственными объектами было названо неведением.

Удовлетворение потребности органов чувств в объектах наслаждение есть счастье. Неудовлетворенность страстного желания есть страдание. Отсюда следует, что нельзя достичь бесстрастия органов чувств повторяющейся практикой наслаждения.

- Почему?

- Потому что из-за повторяющейся практики наслаждения усиливаются влечения, а также искушенность органов чувств в наслаждении. Именно поэтому практика наслаждения не может быть средством обретения непреходящего счастья.

Поистине, тот, кто стремясь к счастью, привязывается к чувственным объектам и погружается в великую трясину страдания, подобен человеку, который боясь укуса скорпиона, оказывается ужаленным змеей. Это свойство страдания быть все время связанным с непрерывным изменением называется неудовлетворенностью, оно причиняет боль только йогину, даже пребывающему в состоянии счастья.

- Далее, что такое страдание, связанное с беспокойством?

- Ощущение беспокойства у всех живых существ связано с враждебностью и опирается на одушевленные и неодушевленные средства ее реализации. В этом случае тоже существует предрасположенность к действию, порожденная враждебностью. Индивид, стремящийся к обладанию средствами наслаждения, испытывает трепет в теле, речи и разуме. Поскольку он при этом творит благо или причиняет вред другому, то вследствие приносимых другим существам пользы или вреда он накапливает благую или неблагую карму. Такая предрасположенность к действию возникает по причине жадности или помраченности. Это называется страданием, вызываемым беспокойством.

- Что такое страдание, причиняемое следами прошлых впечатлений, то есть формирующими факторами?

- Из-за прошлого опыта наслаждения возникает предрасположенность к впечатлениям наслаждения, а из-за прошлого опыта страдания – предрасположенность к впечатлениям страдания. И таким образом, когда плод прошлых действий созревает – в виде наслаждения или страдания –

снова и снова происходит накопление предрасположенности к действию. Так, это не имеющий начала поток страдания, разливаясь все шире и шире, в силу своей неприемлемой сущности угнетает даже йогина.

- Почему?

- Мудрый подобен глазному яблоку. Как при попадании именно в глаз, а не на другую часть тела, мельчайшая шерстинка причиняет боль своим прикосновением, так и эти прошлые впечатления страдания причиняют боль только йогину, который своей чувствительностью подобен глазному яблоку, но не другим субъектам опыта. Другие же, кто время от времени отбрасывает страдание, вызываемое собственными действиями, которое тем не менее возникает вновь и вновь, кто обретает страдание, которое время от времени бывает отброшено, кто как бы полностью затоплен потоком сознания, расцвеченного следами прошлых впечатлений, не имеющих начала, кто вследствие неведения подпадает под власть ложных представлений о "Я" и "МОЕ", от которых следует избавиться, - те другие, рождающиеся вновь и вновь подвержены тройственным мукам, обусловленным причинами внешними, внутренними, либо теми и другими вместе. И так, видя самого себя и все многообразие живых существ вовлеченными подобным образом в безначальный поток страдания, йогин находит убежище в истинном знании-причине прекращения всякого страдания.

В сутре сказано та же: "Поистине, для мудрого все есть страдание... по причине противоречивого развертывания гун". Это означает, что свойства разума, имеющие природу ясности, деятельности и покоя, будучи взаимосвязанными вследствие "поддержки", оказываемой друг другу, формируют умиротворенное, яростное или тупое состояния, соответствующие именно этим трем качествам. Поскольку же развертывание гун, то есть фундаментальных качеств, весьма изменчиво, постольку сознание и получило название "быстро меняющегося".

Высшие формы и высшие степени функционирования гун взаимно противоположны, но обычные формы сосуществуют с высшими. Итак, эти гуны, поскольку они опираются друг на друга, представляют названные состояния – радостное, страдающее, тупое, и каждая из гун принимает форму любой из них.

Их различие обусловлено, однако, преобладанием одной из гун. Поэтому "для мудрого все есть страдание", и порождающим семенем этого великого многообразия страдания служит неведение. А причина устранения неведения – истинное знание.

Подобно тому как наука о лечении болезни включает четыре раздела: болезнь, причина болезни, исцеление и лекарства, эта шастра тоже состоит из четырех разделов, а именно: круговорот бытия, причина круговорота бытия, освобождение и средство освобождения. Из них круговорот бытия как многообразие страдания есть то, от чего следует избавиться. Причина от которой следует избавиться, - соединение прадханы и Пуруши – первосущности (прадхана в аспекте ее эволюции, т.е. как об объекте видения для Пуруши. Пуруша - сознание или сознающий, стоящий позади; тот, кто является властелином, свидетелем, знающим, наслаждающимся, держателем и источником природы.). Избавление – абсолютное прекращение этого соединения. Средство избавления – истинное знание. При этом собственная форма того, кто избавляется, не может быть ни обретена, ни оставлена, ибо в случае оставления принимается учение об его уничтожении, а в случае обретения собственной формы – учение о порождающей его причине. При отрицании обоих учений остается учение о вечности Пуруши. Это и есть истинное знание. Таким образом, данная шастра определяется как состоящая из четырех разделов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: