Низкий дом с голубыми ставнями




Есенина «Топи да болота»

 

С.А. Есенин называл себя «последним поэтом деревни». Он любил русскую деревню, сельский труд, природу. Природа была для поэта стимулом творчества, поэтому большинство лирических произведений Сергея Александровича посвящены родному краю, прекрасным русским просторам.

 

Главная тема стихотворения С. Есенина «Топи да болота» — любовь к родному краю. Поэт называл своей малой родиной село Константиново, где он родился и вырос, где прошли юношеские годы, где произошло взросление и становление будущего поэта России. Ключевыми словами анализируемого лирического произведения являются последние строки, которые своего рода обобщили созданную Есениным художественную картину:

 

Край ты мой забытый,

Край ты мой родной!

 

Поэт описывает природу средней полосы России: топи да болота, синее небо, хвойный зелёный лес. Природа полна жизни, гармонична, и лирический герой упивается открывающимся перед ним пейзажем. Чтобы передать восторг лирического героя, автор использует метафоры, олицетворения: «синий плат небес», «хвойной позолотой», «меж лесных кудрей», «тёмным елям снится», «посвист ветряной». Стихотворение богато образными народными выражениями, которые делают лирическое произведение максимально понятным читателю: «плат небес», «тенькает синица», «гомон косарей», «слухают ракиты». Читатель слышит, как «хвойной позолотой взвенивает лес», «по лугу со скрипом тянется обоз», «посвист ветряной»; видит топи, болота, синее небо над головой, небольшой обоз; чувствует запах хвои, как «суховатой липой пахнет от колёс». Родная сторона прекрасна, и хотя нет здесь у поэта описания бескрайних просторов, огромных морей, непроходимых лесов, зато есть самое дорогое — приметы родного края.

 

Особую напевность данному поэтическому произведению придает используемый Сергеем Александровичем Есениным стихотворный размер: хорей, поэтому так и хочется пропеть отдельные строки и поделиться своей душевной радостью. Лирический герой счастлив от сознания своей принадлежности чудесному русскому краю.

 

- Определите основную тему стихотворения С.А. Есенина, (описание забытого, родного края)

 

- Какие неологизмы использует поэт в данном стихотворении? («взвенивает лес», «тенькает синица», «слухают ракиты», «посвист ветряной») Как они помогают передать переживания лирического героя?

 

- Какие художественно-выразительные средства используются С.А. Есениным в данном стихотворении? (эпитеты, метафоры, олицетворения и др.) Приведите конкретные примеры из текста стихотворения.

 

Низкий дом с голубыми ставнями

каждая строчка его наполнена невысказанной любовью к малой родине, к сельчанам, к близким. С нежностью он говорит о журавлях, ненавязчиво упоминая о бедности крестьян:

 

Потому что в просторах полей

Они сытую жизнь не видели…

 

Но именно святая бедность вызывает самые светлые чувства в душе поэта:

До сегодня еще мне снится

Наше поле, луга и лес,

Принакрытые сереньким ситцем…

 

Перед глазами встает образ сельской женщины с натруженными руками, одетой в скромные одежды. Кого описывает Есенин: бабушку, мать или многострадальную Россию? Кого он жалеет, о ком плачет? Автор настолько слился с сельской природой, так тонко передал свои чувства и переживания, что у читателя щемит сердце, и на глаза наворачивается слеза.

 

Уникальный талант Есенина высоко ценили и его современники, и последователи. Искренне преклоняясь перед гениальной простотой великого поэта, настоящего ценителя русской природы, ее простой невзрачной красоты, поэты, писатели и критики восхищались даром Есенина. А он до конца своих дней он помнил свое село и тосковал:

 

Потому так и днями недавними

Уж не юные веют года…

Низкий дом с голубыми ставнями,

Не забыть мне тебя никогда.

 

«Мелколесье. Степь и дали».

 

Это стихотворение – одно из многих у Есенина о родине, о возвращении странника после долгих скитаний на родину, что тоже является одним из любимых есенинских мотивов. К тому же в произведении явно выражена и тема дороги, традиционная для русских классиков (Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Блока и других).

 

Начинается оно описанием придорожного пейзажа, невзрачного, незатейливого:

 

Мелколесье. Степь и дали.

 

Свет луны во все концы.

 

Но этот простой русский пейзаж волнует сердце лирического героя, который отождествляется с самим автором:

 

Вот опять вдруг зарыдали

 

Разливные бубенцы.

 

(Одушевленность, олицетворение).

 

По такой дороге, «неприглядной, да любимой навек,.. ездил много всякий русский человек». Таким образом, этот пейзаж традиционен для средней полосы России, и показаны чувства каждого русского человека.

 

Поэт остро ощущает связь со своей малой родиной, со своими корнями:

 

У меня отец – крестьянин,

 

Ну, а я – крестьянский сын.

 

Вид «этой чахленькой местности» вызывает самые нежные, интимные чувства героя. Здесь проявляется еще один, довольно часто встречающийся мотив творчества поэта - одушевленность природы:

 

Тот, кто видел хоть однажды

 

Этот край и эту гладь,

 

Тот почти березке каждой

 

Ножку рад поцеловать.

 

Возвращение на Родину сразу же вызывает в памяти лирического героя звуки гармошки и частушечные напевы, в ритме которых и написано стихотворение. Использован 4-хстопный хорей – размер, характерный для частушек.

 

Это одно из последних стихотворений поэта, и в финальной части его – снова, как и в некоторых других предсмертных его стихах – сопряженность со своей судьбой: кабацким разгулом, может, даже предчувствие трагической гибели, опять-таки обычной для русского человека:

 

Эх, гармошка, смерть-отрава,

 

Знать, с того под этот вой

 

Не одна лихая слава

 

Пропадала трын-травой.

 

Композиция произведения основана на градации – постепенном нарастании чувства любви к родине.

 

Нужно обратить внимание на звуки, которые предлагает нам услышать поэт в этом стихотворении: рыдание разливных бубенцов, «звоны мерзлые осин», частушки под венку и, наконец, вой «гармошки, смерть-отравы».

 

Анализируя зто стихотворение, можно сделать вывод, что оно принадлежит к шедеврам есенинской лирики.

 

 

«Двенадцать» В январе 1918 года, через 2 месяца после октябрьской революции, Александр Блок создает произведение-поэму “Двенадцать”, в которой он передает музыку революции. По словам Маяковского: “Одни прочли в этой поэме сатиру на революцию, другие — славу ей”. Поэма построена на противопоставлении двух цветов-белого и чёрного. Напряженное противостояние двух миров (старого и нового) он изображает правдиво. Никакого романтизма, тайны не присутствует в поэме, но все же повествование завораживает. Читатель верит, что эти двенадцать солдат создадут мир, т.к. у каждого из них единая цель: они верят в праведность идеи, которой служат. Неожиданно впереди бойцов появляется Иисус. Появление Христа одни воспринимают, как попытку осветить дело, другие – как кощунство. Иисус с красным флагом олицетворяет не только веру Блока в святость задач революции, не только оправдание им злобы революционного народа, но и идею искупления Христом очередного кровавого греха людей, идею прощения и надежду на то, что приступившие через кровь все-таки придут к его заветам и вечным ценностям. Революция, по словам поэта, “… это не идиллия”. Своим быстрым движением она сметает на своем пути правых и виноватых. Случайной жертвой становится Катька, убитая своим любовником Петрухой. Несчастный убийца даже не мог погоревать. Его революционный товарищи ухмыляются… Ближе к финалу появляется символ старого мира -“шелудивый пес”.Он идет за революционным патрулем, возможно, пытаясь их остановить, но бойцы неотступно шагают вперед,”… за Иисусом, в незримую тьму”. Автор показал в поэме, как революция пробудила в человеке все самое светлое. Он изобразил каждого человека с сильными, живыми чувствами, готового бороться до конца. В итоге солдаты-неотступники все-таки приходят к своему светлому будущему…

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: