Арамео-сирийские алфавиты




Варианты арамейского письменности, зафиксированные начиная с первых его памятников (IX в до н. э.) и до эпохи расцвета Сасанидской империи (224 г. н. э.) называют старым (древним) арамейским. Ключевой фазой развития староарамейского стало его принятие в качестве официального в империи Ахеменидов (500—330 гг. до н. э.). Данные типы письма использовались и на территории Башкортостана богословами несторианской и манихейских религий. Так как графика письма этих алфавитов общеизвестны, то я даю их иллюстраций в соответствии с данными интернет-ресурса https://yandex.ru/images/search?text= …

Письмо брахми

Время возникновения брахми точно неизвестно; наиболее вероятная дата — VIII или VII в. до н. э. Известно использование письма брахми в XI веке в Хазарском каганате. Все найденные в нашей республике тексты письмом брахми читаются справа налево.

Таласско-сирийское письмо

Точное время использования этой письменности трудно определить. Письмо возникло в I веке нашей эры; памятник, найденный в нашей республике (эпоху находки датировали, опираясь только на нотное письмо, обнаруженное вместе с текстами данного письма), относится к 350–639 годам нашей эры. Встречается и перстнях-печатках курганов Башкортостана.

Хазарское письмо иврит

Евре́йский алфави́т — алфавит, используемый в иврите, а также в идише, ладино и других еврейских языках диаспоры. Поскольку в иврите используется консонантное письмо, алфавит состоит из согласных букв; однако некоторые из них используются также для записи гласных в иврите и в особенности в других языках диаспоры. Также использовался в караимском, крымчакском и как оказалось на языке предков башкир. Встречается на эпитафиях, на сулпы и кумбазах, на скалах, перстнях-печатках и.т.д..Читается справа налево. Числа, написанные буквами этого алфавита читаются слева направо. Во время вавилонского плена евреи постепенно прекращают пользоваться старой письменностью и к 535 г. до н. э. переходят на вавилонское арамейское письмо (в свою очередь также произошедшее от финикийского), так называемое еврейское квадратное письмо. Первые библейские тексты были написаны квадратным еврейским письмом, что, несомненно, помогло сохранить эту письменность. Несмотря на то, что в средние века в каждом регионе появлялись свои стилизации, написание букв этого алфавита дошло до наших времен практически не изменившись. При возникновении еврейских языков диаспоры квадратный еврейский шрифт адаптировался для записи этих языков. Квадратные буквы часто использовались как украшения в архитектуре. Огромное развитие получило искусство каллиграфии и микрографии. Разъяснения взяты из интернет-ресурса https://ru.wikipedia.org/wiki...

Уйгурские письменности

Староуйгурское письмо (или «уйгурское письмо», поскольку оно отличается национальной самобытностью, и будучи создано уйгурами, именно от них перешло к монголам, использующим форму его знаков по сей день) — алфавит, который уйгуры использовали для записи древнеуйгурского языка с VIII по XVI век н. э. Староуйгурское письмо разновидность согдийского письма. Старомонгольское письмо, созданное на основе уйгурского в конце XII века, а также произошедшее от него маньчжурское письмо, относятся к этому же типу письма и используются до настоящего времени. В Башкортостане встречается на текстах монет, сулпы и кумбазов, эпитафий, на наскальных текстах, печатях и перстнях-печатках.

Латинские письменности

В документах (граффити) Башкортостана встречаются латинские письменности, начиная с III века нашей эры. Ими в основном выполнены тексты наградных монет и медалей. Башкирский алфавит XX века созданный на базе латиницы используется за пределами республики и поныне. История развития этого письма и его разновидности даны на фотографиях.

Юнанское письмо

К сегодняшнему дню наличие документов с юнанским письмом на нынешних территориях Башкортостана неизвестно. Они найдены только в исторических местах проживания предков башкир из племени бурзянь на Дунае – в «Ард аль бурджан\\Земля бурзян» в документах VIII-IX веков нашей эры.

Письмо нагари

Единственный нагариписьменный памятник, найденный к настоящему времени на землях исторического Башкортостана, находится на древнем кладбище села Ахмар Ток-Соранского междуречья Оренбургской области. Эпитафия принадлежить Тузаку, герою башкирского эпоса «Узак менэн Тузак балабэшнэк ярсыгы\\Узак и Тузак осколок племени малых печенегов». По этим фактам письмом, как мы думаем пользовались представители башкирского рода «бала бэшнэк».По описуемым в эпосе событиям, а именно вторжение кипчаков (1016 годы после миляда Гайсы), надпись четко датируется. По описанию о том, что Тузак был похоронен в Ток-Соранском междуречье, я убеждаюсь в правильности прочтения текста. Вкратце вот очень короткая информация об этой малоизвестной письменности «нагари»

Манихейское письмо

Создатель этого письма был искусный каллиграф, художник и основатель манихейства Мани (216-277). Мусульманская традиция считает его основателем персидской живописи. Его имя – Мани Хайя – в переводе с сирийского означает «живой Мани». В Башкортостане найдены три серебряных браслета с текстами выполненными данным письмом.

Арабские письменности

Первые арабописьменные тексты башкир четко датированы 689 годом после рождества Христова. Это куфический текст на эпитафии села Калкаман (Нижнее Кунакбаево) из Ток-Соранского междуречья Оренбургской области.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: