Тема: «Расчёт потребности в автотранспорте для вывозки дорожно-строительных материалов на строящуюся дорогу»




Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

БРЯНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

 

 

 

КАФЕДРА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ УКАЗАНИЕ

К практическим занятиям и самостоятельной работе

Для студентов IV курса очной формы обучения

Инженерно-экологического факультета по специальности

Инженерная защита окружающей среды»

«Предприятия дорожной отрасли»

 

 

Брянск 2012

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

БРЯНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

 

 

 

КАФЕДРА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

 

 

Утверждено

Научно-методическим

советом академии

протокол №

от “___” _____ 2012

 

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ УКАЗАНИЕ

К практическим занятиям и самостоятельной работе

Для студентов IV курса очной формы обучения

Инженерно-экологического факультета по специальности

Инженерная защита окружающей среды»

«Предприятия дорожной отрасли»

 

Брянск 2012

Предприятия дорожной отрасли: Методические указания к практическим занятиям и самостоятельной работе для студентов IV курса очной формы обучения инженерно-экологического факультета по специальности 280202 – «Инженерная защита окружающей среды» / Брянск. гос. инж.-технол. акад. Сост. С.А. Гузненок, Т.И. Левкович – Брянск: БГИТА, 2012.- 51 с.

 

Приводятся требования к выполнению практических работ и самостоятельной работе студентов по дисциплине «Предприятия дорожной отрасли».

 

 

Рецензент:

к.т.н., профессор кафедры ПСК Грибанов В.Н.

 

Рекомендованы редакционно-издательской и методической комиссиями строительного факультета БГИТА.

Протокол №__ от ______________ 2012 года

 

© Гузненок С.А.

© Левкович Т.И.

© Брянская государственная

инженерно-технологическая

академия

Содержание

Введение…………………………………………………………………………  
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1 Тема: «Расчёт потребности в автотранспорте для вывозки дорожно-строительных материалов на строящуюся дорогу»…………….……………  
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №2 Тема: «Проектирование горно-подготовительных и вскрышных работ на притрассовом карьере»…………………………………………………………  
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №3 Тема: «Выбор оборудования для переработки горных пород»...……………  
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №4 Тема: «Проектирование генерального плана и производственного процесса предприятия дорожного строительства»…………………………..  
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №5 Тема: «Инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух»………………………………………………………….  
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №6 Тема: «Методика проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от АБЗ (расчётным методом)»………………………..  
Список рекомендуемой литературы…………………………………………..  
Приложения……………………………………………………………………..  

 


Введение

 

Изучение дисциплины «Предприятия дорожной отрасли» (ПДО) - важная часть подготовки дипломированных специалистов по специальности 280202 – «Инженерная защита окружающей среды».

Цель изучения дисциплины – получение знаний по вопросам связанным с проектированием и функционированием предприятий и объектов инфраструктуры, обслуживающих дорожно-строительный комплекс, а также экологическими проблемами изготовления дорожно-строительных материалов и создания безотходных технологий и рационального использования природных, сырьевых материалов и промышленных отходов для строительного производства.

Совершенствование производственной и организационной структуры строительства является одним из наиболее действенных факторов ускорения научно-технического прогресса. Применительно к дорожному строительству актуальность вопросов совершенствования производственных структур дорожно-строительных организаций определяется следующими обстоятельствами. Дорожное строительство представляет собой высокомеханизированное производство с мощной материально-технической базой, для которого в настоящее время характерно значительное углубление процессов концентрации и специализации производства, вызванных оснащением дорожно-строительных организаций высокопроизводительными машинами и оборудованием, обладающими совершенно другими количественными и качественными возможностями по сравнению с использовавшимися ранее, изменением технологии производства работ, их объемов и структуры. Несмотря на это существующая производственная структура дорожно-строительных организаций и их организационные формы продолжают оставаться неизменными на протяжении последних 15 - 20 лет.

Поэтому одним из основных вопросов повышения эффективности дорожного строительства является совершенствование производственных структур дорожно-строительных организаций, приведение их в соответствие с достигнутым уровнем научно-технического прогресса в строительстве.

Цель выполнения практических работ – закрепление теоретических знаний и приобретение практических навыков проектирования предприятий транспортного строительства и соблюдения при этом требований охраны окружающей среды.

Для выполнения основной цели необходимо решить следующие задачи:

- приобрести навыки по выбору оптимального плана размещения производственных предприятий при строительстве транспортных сооружений;

- рассмотреть вопросы проектирования генеральных планов предприятий дорожной отрасли;

- изучить технологические процессы и оборудование предприятий дорожной отрасли;

- подобрать состав необходимых машин для транспортировки дорожно-строительных материалов;

- запроектировать горно-подготовительные и вскрышные работы на притрассовом карьере и дать им экологическую оценку;

- составить технологические карты на приготовление дорожно-строительных материалов;

- произвести инвентаризацию вредных (загрязняющих) веществ и составить карту-схему выбросов;

- рассмотреть вопросы охраны труда и окружающей среды;

- развить навыки работы с информационно-справочной и нормативно-технической литературой.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1

Тема: «Расчёт потребности в автотранспорте для вывозки дорожно-строительных материалов на строящуюся дорогу»

 

В соответствии с требованиями СНиП 2.05.02 – 85 необходимо указать основные параметры автомобильной дороги.

Таблица 1 - Основные параметры автомобильной дороги IV технической категории

Параметры элементов дороги Значения
Расчётная интенсивность движения, прив. ед./сут Св. 200 до 2000
Расчётная скорость движения, км/ч  
Число полос движения, шт  
Ширина полосы движения, м 3,0
Ширина проезжей части, м 6,00
Ширина обочины, м 2,0
Наименьшая ширина укреплённой полосы обочин, м 0,5
Ширина земляного полотна, м 10,0
Наибольший продольный уклон, 0/00  
Наименьший радиус кривой в плане, м  
Наименьший радиус кривой в продольном профиле, м - выпуклого - вогнутого  

 

Далее необходимо привести схему поперечного профиля конструкции земляного полотна и дорожной одежды (Приложение 1). На схеме должны быть представлены следующие элементы:

- ось проектируемой автомобильной дороги;

- линию фактической поверхности земли (условно);

- контур земляного полотна с указанием крутизны откосов;

- ширину земляного полотна и его элементов;

- ширину проезжей части, разделительной полосы, обочин и укрепительных полос;

- направление и величину уклонов верха земляного полотна и поверхности дорожной одежды;

- конструкцию дорожной одежды (схематично);

- элементы укрепления обочин, откосов (схематично);

- контур и величину срезки плодородного слоя;

- границу полосы отвода земель (при необходимости).

Подсчёт объёмов дорожно-строительных материалов выполняется в процессе проектирования и при производстве работ.

Схему поперечного профиля конструкции земляного полотна и дорожной одежды можно представить в виде геометрического тела, объём которого подсчитывается по известным правилам геометрии. При обсчёте объёма поперечного профиля сложной конфигурации прибегают к его членению на простые геометрические фигуры и суммированию их объёмов, либо пользуются приближёнными методами подсчётов.

Полученные результаты сводят в таблицу 2.

Таблица 2 – Ведомость подсчёта объёмов работ

Наименование работ Ед. изм. Методика подсчёта Объём работ, ед. изм.
На всю дорогу На оптим. захватку
1. Строительство песчаного дренирующего (подстилающего) слоя, толщиной h м 1000 м2     1м3      
2 Строительство слоя из отсева, толщиной h м 1000 м2     1м3      
3 Строительство слоя основания из белого щебня, уложенного по способу заклинки, толщиной h м 1000 м2     1м3      
4 Устройство асфальтобетонного покрытия из пористой горячей к/з смеси, толщиной h м 1000 м2        
5 Устройство асфальтобетонного покрытия из плотной горячей м/з смеси, толщиной h м 1000 м2        

Примечания: необходимо указывать средние линии слоёв, м.

 

Дорожное строительство - большой потребитель различных материалов, полуфабрикатов и готовых изделий. В общей технологии строительного процесса транспорт является связующим звеном между заготовительными и строительно-монтажными работами. От его эффективной работы существенно зависят продолжительность и себестоимость строительства автомобильной дороги.

Для доставки грузов используют различные виды транспорта: автомобильный, железнодорожный, конвейерный, трубопроводный, пневматический и т.д. Каждый из них имеет свои преимущества, которые проявляются в определенных условиях производства.

Вид транспорта выбирают на основе сравнения технико-экономических показателей различных вариантов перевозки грузов. При этом учитывают: стоимость транспортирования, скорость перемещения и маневрирования транспортных средств, зависимость перевозок от климатических условий и т.д.

Организация работы строительного транспорта должна предусматривать:

- использование ближайших к строительному объекту источников получения строительных материалов и конструкций. В отдельных случаях, при согласовании с организациями-поставщиками и генеральной проектной организацией, допускается изменять предусмотренные проектом источники получения материалов или конструкций, если это способствует улучшению транспортной схемы обеспечения строительства, приводит к удешевлению перевозок и получаемые материалы и конструкции по номенклатуре и качеству также будут удовлетворять всем требованиям проекта и нормативных документов;

- удобство размещения разгрузочных баз для доставки привозных строительных материалов и конструкций к местам работы автомобильным транспортом при экономически оптимальных дальностях их транспортировки; стоимость организации каждой дополнительной разгрузочной базы должна компенсироваться соответствующим уменьшением общей стоимости транспортных перевозок материалов и конструкций. В отдельных случаях, при недостаточном обеспечении строительства автомобильным транспортом, при соответствующем технико-экономическом обосновании допускается организация дополнительных разгрузочных баз в целях сокращения дальности транспортировки материалов и потребности в транспортных средствах, если эта мера обеспечивает нормальные условия работы высокопроизводительного комплекта машин с заданной производительностью и не приводит к значительному удорожанию строительства.

Для производства транспортных работ, прежде всего, необходимо выбрать тип автомобилей и их грузоподъёмность. Грузоподъёмность автомобилей должна быть увязана с производительностью погрузочных средств и производительностью производственного предприятия.

После выбора автомобилей переходят к проектированию транспортных работ. При этом необходимо учесть возможность сочетания различных видов транспортных работ по срокам, чтобы обеспечить равномерную загрузку автотранспорта. С этой целью необходимо исходить из постоянной занятости определенного минимального количества машин, обеспечивающего выполнение работ в установленные сроки с учетом бесперебойного вывоза на трассу таких материалов, как асфальтобетонная смесь и др.

Условия назначения работающих машин по вывозке материалов:

- количество машин должно быть не меньше требуемого для перевоза таких материалов, как асфальтобетонная смесь, при наибольшей дальности возки этих материалов;

- количество машин должно быть не более такого, какое требуется для равномерного выполнения всех транспортных работ за принятый срок строительства.

Расчёт ведётся следующим образом.

На основании сведений об объёме перевозки по каждому виду грузов и по средней для него дальности возки определяется средневзвешенная дальность возки для суммарного объёма перевозок и объём суммарных перевозок. По средневзвешенной дальности возки определяется производительность машин – потребность автотранспорта в машино-сменах. Зная продолжительность периода строительства и потребность в автотранспорте в машино-сменах, можно определить необходимое количество машин.

Необходимо произвести расчёт потребности в автотранспорте для вывозки дорожно-строительных материалов на строящуюся дорогу для следующих материалов: песок, щебень и другие материалы.

Потребное количество машино-смен для перевозки материалов определяется по формуле (1)

, (1)

где Q – сменный расход (потребность в материале, т), берётся из ведомости потребности материалов на сменную захватку;

Па/с – сменная производительность автосамосвала, т/смену.

 

Сменная производительность автосамосвала определяется по формуле (2)

, (2)

где 8 – продолжительность смены, ч (по России), при пятидневной рабочей неделе продолжительность смены равна 8,2 ч;

qn – паспортная грузоподъёмность, т (для КАМАЗ 5511, qn=10 т);

Кн.потр – коэффициент неравномерности потребления материалов, 1,1;

Кн.пост – коэффициент неравномерности поступления материалов на автомобильную дорогу, учитывает потери материала при транспортировке, 1,03…1,05;

Кгр – коэффициент использования автосамосвала по грузоподъёмности, зависит от вида перевозимого материала:

для песка – 0,7…0,8; для щебня – 0,7…0,8; для а/б смеси – 0,7…0,9.

tрейса – время рейса автосамосвала, ч;

Кв - коэффициент использования рабочего времени, 0,7…0,9.

Время рейса автосамосвала определяется по формуле (3)

, (3)

где L – дальность возки, км;

Vср – средняя скорость автосамосвала (30-50 км/ч);

tпогр – время погрузки (определяется по ЕНиР №1, в учебных целях принимается значение для песка - 0,20, для щебня - 0,25), ч;

tразгр – время разгрузки (0,07…0,12), ч;

tманевр – время маневрирования (0,07…0,12), ч.

 

Форма контроля: Устный опрос, проверка расчёта.

1. Основные параметры автомобильной дороги.

2. Укажите основные элементы поперечного профиля конструкции земляного полотна и дорожной одежды?

3. Перечислите виды транспорта и укажите их преимущества и недостатки?

4. Что необходимо учитывать при сравнения технико-экономических показателей различных вариантов перевозки грузов?

5. Что должна предусматривать организация работы строительного транспорта?

6. Что прежде всего выбирают при производства транспортных работ?

7. С чем необходимо увязывать грузоподъёмность автомобилей?

8. Условия назначения работающих машин по вывозке материалов?

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: