Как Франц научился читать




Кристине Нестлингер

Новые рассказы про Франца

 

Рассказы про Франца – 2

 

 

Кристине Нёстлингер

Новые рассказы про Франца

 

 

 

Как Франц научился читать

 

Францу шесть с половиной лет. Для своего возраста он несколько маловат. У него васильково‑синие глаза, ротик, похожий на вишенку, и розовые пухлые щёчки. А волос на голове нет совсем. Но он не лысый. Просто два раза в неделю папа бреет Францу голову. Раньше у Франца были светлые кудряшки, и многие принимали его за девочку. Франца это ужасно злило.

И не потому, что девчонок он терпеть не может. Вовсе нет.

 

Со своей соседкой Габи, например, он очень даже дружит. И иногда Францу с ней даже интереснее, чем со знакомыми мальчишками.

Маме Франца его кудряшек очень жаль. Она часто говорит:

– Ах, Франц, с кудряшками ты был просто красавчик!

Но красота Франца не заботит. Для него главное – быть похожим на мальчишку. Хотя Габи этого не понимает.

– А что тут такого? – говорит она. – Ну и пусть мороженщик принимает тебя за мою сестричку!

– А меня это бесит! Я прямо зверею! – говорит Франц.

– Если б мороженщик меня считал твоим братом, я бы обрадовалась, – говорит Габи. – Было бы смешно!

– Да я не про то, – говорит Франц.

– А про что? – спрашивает Габи.

Но Франц ей не отвечает. Ясное дело: мальчиком быть лучше! Если девочку принимают за мальчика, ей радоваться надо! А мальчишку спутать с девчонкой – хуже нет!

Но с этим Габи вряд ли согласится.

Она постучит пальцем по лбу и скажет: «Ты что, совсем с ума сошёл?»

Франц буркнет: «Сама такая». В ответ Габи его ущипнёт. Францу придётся ей наподдать. И получится самая настоящая ссора. А это нехорошо.

Франц и Габи и так уже ссорятся раза два в неделю точно. А больше может не выдержать даже самая крепкая дружба. Со ссорами надо обходиться как можно экономнее. Так думает Франц.

 

Однажды летом Габи и Франц пошли в парк прямо напротив их дома. Там есть детская площадка, где можно покачаться на качелях и покататься с горки.

Но с качелей кто‑то поснимал все сиденья, а горку они вообще не нашли. На заборе из металлической сетки вокруг футбольного поля висела белая табличка с чёрными буквами.

– Тут четыре буквы «О», – сказал Франц.

– И пять «Е», – добавила Габи.

– Первая буква – это «Г», – сказал Франц.

– А последняя – «А», – сказала Габи.

И добавила:

– К Рождеству мы уже сможем всё это прочитать!

Она начала загибать пальцы:

– Сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь. За четыре месяца в школе наверняка научимся!

Габи пошла к песочнице, а Франц остался у футбольного поля. Рядом с табличкой, прислонившись к сетке, стоял большой мальчик. Франц подошёл к нему и спросил:

– Скажи, пожалуйста, что тут написано?

Большой мальчик прочитал:

«ГОРКА и КАЧЕЛИ НА РЕМОНТЕ. ПРИНОСИМ ИЗВИНЕНИЯ ЗА НЕУДОБСТВА».

– Спасибо, – сказал Франц.

Он засунул руки в карманы и подошёл, насвистывая, к песочнице.

– Слушай, Габи, – похвастался он, – я уже умею читать!

– Не умеешь, – сказала Габи.

– Нет, умею, – сказал Франц. – Там написано, что нам приносят извинения. За то, что качели и горку забрали в ремонт.

– Ты не прочитал, а спросил, – сказала Габи.

– Неправда! Вот совсем и неправда! – крикнул Франц. – Я умею читать!

– Ты врун, и к тому же глупый! – сказала Габи.

Франц хотел сказать в ответ что‑нибудь злое, но испугался, что его голос станет писклявым. Это вечная проблема Франца: когда он очень волнуется, голос у него становится писклявым и пронзительным. И с этим ничего нельзя поделать.

Только ждать, пока волнение уляжется.

Франц повернулся к Габи спиной и стал смотреть на футбольную площадку. Большой мальчик по‑прежнему стоял, прислонившись к забору.

К нему подошёл ещё один мальчик, под мышкой он держал футбольный мяч. Из настоящей кожи. Франц подумал: «Эх, был бы я немножко выше ростом! Я бы им предложил сыграть втроём в футбол! Вышел бы суперматч! А потом купили бы в киоске мороженое и стали бы друзьями! И тогда Габи стало бы стыдно за „глупого вруна!“»

 

И ещё Франц подумал: «Может, эти мальчишки увидят, что я уже не маленький. Подумаешь, всего на голову ниже! А вдруг они добрые и не отказываются играть с младшими!»

Франц уже собрался встать и пойти к двум мальчишкам, но тут Габи положила руку ему на плечо.

– Эй, хвастунишка! – сказала она, а другой рукой сунула ему под нос листок бумаги. Мятый и грязный.

– Ну‑ка, прочти, что тут написано! – потребовала Габи. Рядом с ней стояла большая девочка.

Габи показала на девочку:

– Она уже отлично умеет читать!

Осенью пойдёт в третий класс!

– Мне сейчас неохота, – пискнул Франц.

Габи и большая девочка засмеялись. Очень вредным, противным смехом.

Франц не выдержал. Он вскочил и показал им язык:

– Бэ‑э‑э‑э!!!

И убежал домой.

Дома была только Лилли. Папа и мама Франца ушли на работу. А брат Франца Йозеф отправился к своему другу Отто.

Лилли – студентка. Каждое лето мама зовёт Лилли на помощь. Оставлять Франца дома одного нельзя, а детский сад летом закрыт. За Францем мог бы присмотреть старший брат, но он терпеть это не может.

– Лилли, Лилли! – торопливо пропищал Франц, едва Лилли открыла ему дверь. – Ты должна учиться меня читать, и как можно скорее!

– Это называется «учить читать», – сказала Лилли.

– Да, – пискнул Франц, – мне надо очень быстро учить читать!

– Это называется «учиться читать», – сказала Лилли. – Я учу, а ты учишься!

– Мне всё равно, – пискнул Франц.

Он побежал в свою комнату и взял стопку книжек с картинками. Потом вернулся на кухню, положил книжки на стол и пискнул:

– К обеду мне надо уже уметь читать!

– Это невозможно, коротыш, – сказала Лилли.

(Лилли всегда называет Франца «коротыш», но Франц на неё не обижается. Лилли и Йозефа часто называет «коротыш», а он для своих двенадцати лет вовсе не маленький.)

– Ну, тогда к вечеру, – пискнул Франц.

– Это невозможно, коротыш, – сказала Лилли. И добавила: – К тому же я понятия не имею, как мне учить тебя читать. Я же не учитель.

Возразить было нечего. Сначала Франц очень огорчился, но потом его осенило! Он так обрадовался, что даже перестал пищать. И взял из стопки книгу про животных. На каждой странице книги была картинка. А под ней – буквы. Две или три строчки.

На первой картинке была нарисована курица, а под ней написано:

 

Моя курочка весь день

не знает, что такое лень[1].

 

Стишок Франц помнил отлично. Мама читала ему эту книжку много‑много раз.

На второй картинке были пчёлы.

 

 

Кружат пчёлы друг за другом,

И над полем, и над лугом,

День за днём,

Вечером и днём[2].

 

Эти строчки Франц тоже знал наизусть.

Он пролистал книжку про животных с первой до последней страницы. И время от времени кивал. Потом сунул книгу в руки Лилли и сказал:

– Проверь меня! (Так всегда говорит Йозеф, когда даёт маме тетрадь с английскими словами.)

И Франц оттараторил один стишок за другим. С первой до последней страницы.

– Ни единой ошибки, коротыш, – похвалила Лилли.

– Но этого мало, – сказал Франц.

– Почему же мало? – спросила Лилли.

– Секрет, – ответил Франц.

Лилли села за кухонный стол и принялась резать морковку кружочками. Для супа Францу на обед.

Франц вынул из стопки книг ещё одну и пододвинул её Лилли.

– Прочти мне это сто раз, пожалуйста, – попросил он.

– Это ещё зачем? – удивилась Лилли.

– Ну, может, хватит и двадцати, – уступил Франц.

– Три раза – и то слишком много, – сказала Лилли.

Франц объяснил Лилли, что ему просто необходимо выучить книжку наизусть! И для этого мало прочесть её вслух один раз. Лилли с ним согласилась. Она взяла старый магнитофон Йозефа, вставила в него кассету и начитала на неё книгу. Потом показала Францу, где кнопка «старт» и где «перемотка».

 

Франц нажал на «старт». Он слушал и тихо бормотал текст вместе с кассетой. Потом нажал на «перемотку», подождал, опять нажал на «старт», и слушал, и бормотал. Потом опять нажал на «перемотку», подождал и нажал на «старт», и слушал, и бормотал…

Пока Лилли не крикнула ему:

– Коротыш, у меня уже нервный тик и уши в трубочку сворачиваются!

И Франц отправился с магнитофоном в свою комнату.

Когда пришло время пить кофе, он попросил Лилли его проверить.

– Коротыш, всё выучено прямо назубок! – похвалила его Лилли.

Франц попросил записать на кассету третью книгу. И опять ушёл к себе.

Когда мама и папа пришли с работы, а Йозеф вернулся от Отто, Франц был ещё в своей комнате, а на его двери висела табличка «Пожалуйста, не беспокоить!».

– Он учит книжки наизусть, – сказала Лилли.

– Зачем? – спросили папа с мамой. (Йозефа никогда не интересует, зачем Франц что‑то делает.)

– Секрет, – ответила Лилли.

К ужину Франц вышел с тремя книжками под мышкой.

На этот раз он попросил маму проверить его, потому что Лилли уже ушла домой.

Все стихи из книг с картинками прочно сидели у Франца в голове. Из книги про животных, из книги про десять негритят и из книги про день рождения мышки тоже.

– Хорошо поработал, мой милый Франц, – сказала мама.

– Я сейчас пойду к Габи, – объявил Франц.

– Уже слишком поздно, – сказал папа. – После ужина в гости не ходят.

– Но мне надо! – крикнул Франц.

– Что значит «надо»? – крикнул папа.

– То и значит, – крикнул в ответ Франц, – что до завтрашнего утра я наверняка забуду эти чёртовы стихи!

– Франц! – ещё громче крикнул папа. – Как ты разговариваешь? Как тебе не стыдно!

– Что он от тебя слышит, то и повторяет, – сказала мама.

– От меня он этого не слышит, – огрызнулся папа.

– Слышит‑слышит, – возразил Йозеф. – Вчера ты искал ключи от машины и тоже говорил «чёртовы ключи»! Три раза сказал!

– Точно! – подтвердила мама.

– А ты не вмешивайся, – зарычал папа на Йозефа.

– Я буду говорить, что думаю! – крикнул Йозеф.

– Правильно! – поддержала его мама.

Франц тихо слез со стула, взял три книжки и выскользнул из гостиной. Когда он открывал входную дверь, папа прорычал:

– Если у меня случайно и вырвалось какое‑то слово, это ещё не повод его за мной повторять!

А когда Франц тихонько закрывал за собой входную дверь, мама возмущённо воскликнула:

– Вот как! Тебе, значит, всё можно? А с кого же детям брать пример?

«Это всё от жары, – подумал Франц. – Как наступает такая жара, у нас за ужином начинаются ссоры».

Франц позвонил в дверь квартиры Габи. Дверь открыла Габина мама.

– Это важно, – сказал Франц, – только поэтому я пришёл так поздно!

– Габи в ванне, – сказала Габина мама. – Сидит в пене.

Франц пошёл в ванную. В ванне возвышалась огромная гора пены. Из пены выглядывала голова Габи.

– Вот ты мне не верила, – сказал Франц, – а я сейчас буду читать тебе вслух!

Он сел на корзину для грязного белья и открыл книжку про животных.

– Мама, иди сюда! – позвала Габи. – Он опять врёт!

Габина мама пришла в ванную и сказала:

– Давайте вы как‑нибудь управитесь без меня.

– Нет! – крикнула Габи. – Я же читать не умею. Ты должна смотреть, правда ли он умеет!

Мама Габи встала около Франца, и он начал читать. Но делал это очень хитро. Он не тараторил стихи. А притворялся, будто читать ему очень трудно.

– Мммм‑оооо‑яяяя кууууу‑рррроччччч‑ка вввве‑ееесь дееееень…

– Крууу‑жжжжжат пчёоо‑лллллы друууг за друуууу‑гоооомммм…

 

Когда Франц закрыл третью книжку, мама Габи сказала:

– Он не соврал. Читать он умеет. Правда.

– Вот так‑то! – сказал Франц. Он взял книжки под мышку и слез с корзины для белья.

Гора пены в ванне стала значительно меньше. Теперь Габи высовывалась из неё до пупка.

– Ты на меня сердишься? – спросила она. – Из‑за того, что я тебе не верила?

– И не думаю, – сказал Франц великодушно. – Но теперь мне пора домой.

– До завтра, Франц! – крикнула Габи ему вслед.

 

С тех пор Франц читал Габи каждый день. Вывески на улице и в парке, книжки с картинками и рекламные плакаты, надписи на коробках и банках. Даже объявления на доске объявлений в подъезде. И заголовки газет.

Читать Францу нравилось. Когда Габи показывала на какие‑нибудь буквы, он придумывал к ним подходящие слова. Это было вовсе не трудно. Главное, чтобы рядом не было никого, кто действительно умеет читать!

 

Только одного Франц побаивался: что будет осенью, когда настанет пора идти в школу?

Ведь он уже прочёл Габи всю «Книгу для чтения в первом классе». От начала до самого конца. Но был совсем не уверен, что в книжке напечатаны именно те истории, которые он выдумал.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: