IV. Этап изучение нового материала




ИЗО 6 класс

ТЕМА «САТИРИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫЧЕЛОВЕКА».

Тип урока: Комбинированный.

Цель урока: Создание условий для духовно-нравственного развития личности, формирование умений планировать свою творческую деятельность, содействие эстетическому воспитанию учащихся.

Задачи урока:

Образовательные: познакомить обучающихся с понятием «сатирический образ» человека в искусстве: поговорить о понятии «карикатура», об истории создания карикатуры и шарже; повторение и закрепление знаний по жанру портрета;

Развивающие: развитие искусствоведческих знаний и творческих способностей, развитие познавательных потребностей, интересов и склонностей; совершенствование умений последовательного ведения работы;

Воспитательные: воспитывать интерес к произведениям изобразительного искусства, к собственному творчеству, самовыражению средствами изобразительного искусства; воспитывать самостоятельность в учебной работе, усидчивость, аккуратность.

Тип урока – комбинированный.

Материалы и принадлежности к уроку: бумага, простой карандаш, фломастеры, краски, учебник.

Новые понятия: «карикатура», «шарж», «лубок», «гротеск».

 

Ход урока

I. Этап организации урока

II. Этап сообщение темы и целей урока

Вначале урока мы посетим нашу картинную галерею, вспомним:

- Какие виды, жанры ИЗО существуют?

- Какой жанр изобразительного искусства мы изучаем в этой четверти? (Портрет

- Что такое портрет? (Изображение конкретного человека).

- Какие виды портрета ты знаешь?

Все вышеперечисленные виды портрета представляют реалистическое изображение, в котором художник, достаточно точно, передает сходство с внешним обликом человека.

Попытайтесь сформулировать цель нашего урока.

Существуют и другие формы изображения, где сходство, как внешнее, так и внутреннее, передается более остро, и тогда возникают новые образы – сатирические. Тема урока «Сатирические образы человека» тесно связана с жанром портрета, поскольку речь идёт об изображении человека. Остаётся только выяснить, о каком именно изображении идёт речь. Вам предстоит узнать о новых формах изображения человека, существующих в изобразительном искусстве.

Сегодня будем знакомиться с сатирическим жанром, его видами, возможностями и своеобразием.

IV. Этап изучение нового материала

Из истории сатирического жанра.

Карикатура - изображение, намеренно подчеркивающее и комически преувеличивающее отрицательные черты отдельного человека или какой-нибудь группы людей с целью их разоблачения и осмеяния.

Элементы карикатуры существовали уже в античном искусстве, отчасти в Средневековье, а также в искусстве Возрождения (рисунки АннибалеКараччи и Леонардо да Винчи), но в то время они были сравнительно редки.

Как особый сатирический жанр карикатура сложилась в конце XVIII - начале XIX в. во Франции.

Жанр получил развитие в графике и стал острейшим орудием политической борьбы и агитации. В периоды революций и общественных потрясений всегда расцветало искусство карикатуры. Язык художников – карикатуристов был понятен народу: ведь они боролись против зла и насилия. Это политическая карикатура.

Н аибольший подъём и расцвет политической карикатуры наблюдался во Франции в период революционного подъёма – Великой французской революции 1789 г. и революции 1848 г.

Блестящим мастером политической карикатуры был французский художник второй половины XIX в. Оноре Домье. В своих произведениях он обличал алчность и духовную пустоту правительства.

Карикатура — один из древнейших видов рисунка. Она отображает проблемы общества и с ранних времен служила определенным методом самоутверждения над обидчиком. Так насмехались над врагами, так народ насмехался над своими властителями или поработителями. Обычно это был рисунок с грубыми искажениями черт обидчиков или пририсованными рогами, хвостом и т. д. Зарождение карикатуры в России произошло в XVII в. с народных лубочных картинок. Известно, что император Наполеон очень остро реагировал на карикатуры про себя. В России в 1812 году во время Отечественной войны разгорелась целая полномасштабная карикатурная кампания против французского императора, а главнокомандующий русской армией Михаил Кутузов для распространения даже образовал при своем штабе особую типографию[2]. Во время войн и военных конфликтов всегда широко используется так называемая плакатная карикатура, поднимающая патриотизм и боевой дух и оскорбляющая противоположную сторону.)

В России после 1917 г. карикатура становится одним из ведущих жанров политической наглядной агитации. Исключительная роль принадлежала карикатуре в годы Великой Отечественной войны: в плакатах, листовках, фронтовых газетах художники – карикатуристы бичевали и жестоко высмеивали врага.

В едущими мастерами этого жанра были знаменитые художники, работавшие под псевдонимом Кукрынисты.

Сложную обстановку во внешней и внутренней политике они отражали в карикатурах. Их произведения, в карикатурной манере изображавшие фашистов, вызывали не только справедливый гнев и ненависть, но и презрение к врагу, укрепляли веру в победу.

Б.Е.Ефимов - советский художник-график, мастер политической карикатуры. Последний год жизни (в возрасте 107—108 лет) был главным художником газеты «Известия». Имя Бориса Ефимова занесено в Книгу рекордов Гиннесса.

В Ростове-на-Дону 4 марта 1902 года родился Константин Павлович Ротов. Констанстин родился в многодетной казачьей семье. В популярном сатирическом журнале «Крокодил» регулярно появляются с 1923 года рисунки К.Ротова. Его замечательные рисунки к книгам К.Чуковского, Ильфа и Петрова, С.Михалкова знают многие поколения читателей. Умер в 1959 году.

Виды карикатуры: политическая, сатирическая, юмористическая.

Другая форма сатирического жанра – шарж.

Шарж – карикатурный портрет, где остро и резко преувеличены такие черты внешности человека, в которых особенно чувствуется его характер. Обычно это портретное изображение. Внешнее сходство соблюдается, но наиболее характерные черты специально подчёркиваются и выделяются.

В шарже не позволяется никакое подчёркивание физических недостатков, ничего задевающего личное достоинство. Шаржи и карикатура не должна слишком отличаться от оригинала, он должен оставаться узнаваемым. За любым преувеличением должен угадываться подразумеваемый персонаж.

В шарже:

· Должно сочетаться полное портретное сходство, точная и меткая характеристика с остроумным и комическим преувеличением характерного.

· Необходимо соблюдать чувство меры, а главное - чувство правды.

Гротеск – это художественный образ, стиль или жанр, основанный на фантастике, смехе, причудливом сочетании и контрасте фантастического и реального. Он появился в культуре Древней Греции и широко используется в различных видах искусства по настоящее время.

 

Л убок - это народная (фольклорная) картинка. С середины 17в. на Руси впервые появились печатные картинки, называемые «фряжскими» (иностранными). Затем эти картинки называли «потешными листами», во второй половине 19 в. их стали называть лубками. В лубке никогда не было горя или плача. Он только радовал и веселил, да иногда обличал, но это делал с большим юмором и достоинством. Лубок вселял в людей веру в себя, в свои силы. В лубке никогда не было горя или плача. Он только радовал и веселил, да иногда обличал, но это делал с большим юмором и достоинством. Лубок вселял в людей веру в себя, в свои силы.

VI. Этап закрепления материала (викторина, слайд 24 – 35 «угадай разновидности сатирического жанра»)

1. Что общего между карикатурой и шаржем?

2. Какова цель карикатуры?

3. Чем отличается шарж от карикатуры?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: