Александра Егоровича Варламова (1801-1848)




Ноября 2021 года – 220 лет со дня рождения

Русского композитора, певца и музыкального критика, капельмейстера и дирижера

Александра Егоровича Варламова (1801-1848)

Его искусство, неразрывно связанное с народными истоками, с городской песенной культурой, выделяется как одна из вершин русского бытового романса. Романсы Варламова охватывают широкий по эмоциональному диапазону круг образов – от светлых до глубоко драматичных.

Романсы и песни А. Варламова – яркая страница русской вокальной музыки. Композитор замечательного мелодического дарования, он создал произведения большой художественной ценности, завоевавшие редкую популярность. Кому не известны мелодии песен «Красный сарафан», «Вдоль по улице метелица метет» или романсов «Белеет парус одинокий», «На заре ты ее не буди»? По справедливому замечанию современника, его песни «с чисто русскими мотивами сделались народными».

Знаменитый «Красный сарафан» пелся «всеми сословиями – ив гостиной вельможи, и в курной избе мужика», и даже был запечатлен в русском лубке. Музыка Варламова нашла отражение и в художественной литературе: романсы композитора, как характерный элемент быта, введены в произведения многих писателей – Н.Гоголя, И. Тургенева, Н. Некрасова, Н. Лескова, И. Бунина и даже английского автора Дж. Голсуорси (роман «Конец главы»).

Как оказалось, судьба композитора сложилась менее счастливо, чем судьба его песен.

Александр Егорович Варламов родился в Москве 27.11.1801 года в небогатой семье. Его музыкальная одаренность проявилась рано: он самоучкой научился играть на скрипке – подбирал по слуху народные песни. Красивый, звонкий голос мальчика определил его дальнейшую судьбу: в 9 лет он был принят в петербургскую Придворную певческую капеллу малолетним певчим.

В этом прославленном хоровом коллективе Варламов занимался под руководством директора капеллы выдающегося русского композитора Д. Бортнянского. Вскоре Варламов стал солистом хора, выучился игре на фортепиано, виолончели, гитаре.

В историю русской музыки Варламов вошёл как автор романсов и песен, создав около 200 произведений. Основными жанрами для композитора были «русская песня» и лирический романс. Свои песни он писал преимущественно в народном духе. В них преобладают два жанра: лирическая протяжная и скорая плясовая. На его творчестве сказалось влияние как русской народной, так и цыганской песни.

Романсы Александра Варламова моментально становились известными и пользовались огромной популярность у московской публики. Существует одна любопытная легенда, связанная с созданием одного из самых известных его лирических произведений.

Друг композитора, солист Большого театра Бантышев, долгое время просил композитора написать и для него романс. Варламов сказал приходить через неделю. Однако через неделю романс не был готов.

- Некогда было, - развёл руками Варламов. - Завтра приходи.

Но и на следующий день роман не был написан. Так певец стал приходить каждое утро, пока композитор спал.

- Экий ты, право, - вознегодовал однажды Варламов. - Человек спит, а ты являешься, можно сказать, на заре! Напишу я тебе романс. Сказал же, напишу, и напишу!

- Завтра? - язвительно спрашивает Бантышев.

- Завтра, завтра!

На следующее утро, как обычно, явившись к композитору, певец не надеялся получить готовое произведение. Однако слуга (композитор ещё спал) вручил романс, который стал известен всей России. Назывался он «На заре ты ее не буди».

Варламов – лирик, певец простых человеческих чувств, его искусство отражало думы и чаяния современников, было созвучно духовной атмосфере эпохи 1830-х гг. «Жажда бури» в романсе «Белеет парус одинокий» или состояние трагической обреченности в романсе «Тяжело, не стало силы» – характерныедля Варламова образы-настроения. Веяния времени сказались и в романтической устремленности, и в эмоциональной открытости варламовской лирики. Диапазон ее достаточно широк: от светлых, акварельных красок в пейзажном романсе «Я люблю смотреть в ясну ноченьку» до драматической элегии «Тебя уж нет».

Творчество Варламова неразрывно связано с традициями бытовой музыки, с народной песней. Глубоко почвенное, оно тонко отражает ее музыкальные особенности – вязыке, в тематике, в образном строе. Многие образы варламовских романсов устремлены в будущее, а умение композитора поднимать бытовую музыку на уровень подлинно профессионального искусства заслуживает внимания и в наши дни.

Содержание романсов Варламова не ограничивалось лирическими сюжетами. Здесь и патриотическая тематика («Парус»), и тема природы («Горные вершины», «Листья шумели уныло»), и тема искусства («Мечта об Италии», «Поэт», «Внутренняя музыка»). Романсы «Оседлаю коня», «Травушка», «Соловушко», «На заре ты её не буди», «Белеет парус одинокий» до сих пор исполняются в России.

В Москве он прославился и как вокальный педагог. В 1840 году выходит его «Полная школа пения» – первое в России руководство по вокальной педагогике.

Последние несколько лет жизни работал над вокальной серией песен «Русский певец», но окончить ее не успел.

Александр Егорович Варламов умер 27.10.1848 года в Санкт-Петербурге. Ему было всего 47 лет…

«Музыке нужна душа», - писал Варламов, - «а у русского она есть, доказательство - наши народные песни».

Выможете посмотреть запись Вечера романса «Певец человеческих чувств», посвященного 220-летию со дня рождения Александра Варламова и состоявшегося 14.02.2021 г. в Культурном центре Елены Образцовой в рамках III Международного музыкального фестиваля «Приношение Елене Образцовой» к 25-летию Культурного центра Елены Образцовой, пройдя по ссылке https://ok.ru/live/2040514289402

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: