Атомизм Демокрита как одна из первых форм материализма.




Исходное положение атомистической системы Демокрита— тезис о существовании пустоты и атомов, обра­зующих своими бесконечно многообразными соединениями все сложные тела. В отличие от элеатов Демокрит не только не отрицает чувственно наблюдаемой картины Явственного многообразия действительности, а, напротив, стремится ее объяснить, исходя из сформулированного им принципа. Для такого объяснения Демокрит допускает, что атомы отличаются друг от друга по фор­ме, порядку и положению. Эти первоначальные различия и лежат в основе всех наблюдаемых различий. Ни одна из них, следовательно, не бывает беспричинным. Таким образом, признание универсальной причинности непо­средственно вытекает из атомистики. Поэтому Демокрит одновременно и отрицает случайность, и признает ее: отрицает в смысле беспричинности — никакое событие не может возникнуть без причины; признает в смысле противоположности целесообразности — никакое собы­тие б природе не возникает и не происходит ради осу­ществления какой-либо цели. В этом смысле всякое со­бытие случайно. Атомистическое воззрение Демокрит распространил на учение о жизни и душе. Подобно предшествующим ему материалистам Демокрит объясняет происхождение организмов из различных физических условий, целесо­образность при этом отвергается. Жизнь и смерть орга­низмов сводятся к соединению и, разложению атомов, причем основой жизненных отправлений считаются ато­мы особой формы — круглые, гладкие и весьма малые. Тот же принцип положен в основу психологии: душа со­стоит из огненных атомов и есть их временное соедине­ние. Бессмертие души Демокрит отвергает. Учение Де­мокрита о душе подрывало устои обычных религиозных представлений. Из смертности души следовало отрица­ние загробного мира. Греческие боги лишались сверхъестественных свойств и превращались в образы, правда безмерно превосходящие человека величиной, силой, красотой и долголетием, но не сверхъестественные и не вечные. Материалистическому учению Демокрита о бытии соответствует ма­териалистическое учение о познании. Исходным началом и основанием познания Демо­крит признавал ощущения. В них он видит не только образы материальных вещей, порождаемые действием вещей на чувства, но как бы перенесенные из самих ве­щей их копии, проникающие в тело человека через ор­ганы внешних чувств. Эти копии тоже материальны. Они отделяются от самих вещей, несутся во все стороны в пустом пространстве и, достигая наших органов, прони­кают в них через поры.

7. Философия Сократа (метод, нравственная философия). Значение философии Сократа: Уже вскоре после своей смерти – в сочинениях Платона – Сократ фигурирует как великий мыслитель. Слава реформатора философии (как теоретической, так и практической), составившего эпоху в её развитии, навсегда осталась за Сократом, так что весь предыдущей период её истории называют «досократовским». Аристотельставит Сократу в заслугу то, что он положил начало научной методологии в форме индуктивных рассуждений и общих определений, а Цицерон в «Тускуланских беседах» прославляет Сократа за то, что он первый свел философию с неба на землю, ввел ее в дома и человеческое общество, – был создателем нравственной и общественной философии. По-видимому, правы те исследователи, которые ближайшую цель философствования Сократа видят в его стремлениях положить конец моральной анархии и политическому разложению родных Афин и вообще Греции, а реформу теоретической философии считают необходимым средством для достижения нравственно-общественных задач. Сократический метод: Главную задачу своей философии Сократ видел в познании самого себя и других; начертанное в дельфийском храме изречение «познай самого себя» было его девизом. Против софистов Сократ выставлял общеобязательность разума и образуемых им понятий. Понятия (особенно нравственные и общественные) Сократотвлекал от ряда частных, конкретных житейских случаев, проводя их один за другим (отсюда – επαγογή – в переводе, приведение; латинский перевод – inductio, отсюда «наведение) и вырабатывая на их основании твердые определения. Сократ вел свои исследования в форме разговоров, выработав свой особый метод «сократической» диалектики. Сократ не излагал своей философии систематически (в «акроаматической» форме), а выспрашивал собеседника и заставлял и его самого производить некоторую работу. При этом Сократ часто вначале прикидывался незнающим («ирония» Сократа: «я знаю только то, что я ничего не знаю»), а затем, доведя умелыми вопросами собеседника до нелепых выводов (reductio ad absurdum), убеждал его в том, что тот ничего не понимает, и показывал, как надо философски решить вопрос. Такой метод в необыкновенной степени возбуждал в собеседнике и слушателях интерес и активную работу мысли. Свой метод Сократ сравнивал с ремеслом своей матери и говорил, что он помогает людям рождать мысли (майевтика). Развитие Сократом мыслей в форме диалогов – с положениями и возражениями – было зародышем платоновской «диалектики», а логический метод определения (установления содержания) понятий Платон положил в основу своей гносеолого-метафизической теории идей. Истинные понятия, согласно философии Сократа, общезначимы и общеобязательны в силу общности ума во всех людях; поэтому они выше случайных и противоречивых показаний чувств; на них основана наука, тогда как чувственные данные могут дать начало лишь «мнению».

8. Платон — основатель объективного идеализма. Учение об идеальном государстве. Объективный идеализм провозглашает независимость идеи, Бога, духа – вообще идеального начала, не только от материи, но и от сознания человека. Одной из основных мыслей Платона является известное утверждение о том, что видимое не есть реальное: если мы что-то видим, то это вовсе не значит, что оно существует именно так, как нами воспринимается. Эта идея является одной из веч­ных в философии. Душа человека состоит, говорит Платон, из трех частей: разумной, аффективной, или эмоциональной и вожделеющей. Это сочетание в каждом случае неравномерное. Если преобла­дает разумная часть души, то человек — философ, если эмо­циональная, он — воин, а если вожделеющая, то — земледе­лец или ремесленник Пер­вый принцип, на котором должно строиться идеальное государ­ство, — это разделение труда между сословиями, из которого вытекает полное отрицание демократии. Ведь она — это вы­борность руководящих государством людей. Как можно выби­рать руководителя, недоумевает Платон. Ведь управлять дол­жен тот, кто умеет это делать, а не тот, кто симпатичен нам и которого мы поэтому выбираем, чтобы он управлял нами. Вторым принципом идеального общественного устройства должно быть отсутствие частной собственности, так как она — источник всех бедствий. Если все равны, то кому придет в голо­ву позавидовать ближнему оттого, что у него чего-то больше, и кому надо будет бояться соседа, который может что-либо от­нять. Равенство исключает и зависть, и страх, и вражду. Из-за чего людям ссориться и обижаться друг на друга, если все оди­наковые по своему имущественному положению? Общество и государство, построенные на естественном разделении труда и отсутствии частной собственности, будут процветающи­ми и счастливыми. Так должно быть, но в действительности все иначе: каждый делает не свое дело; руководители не умеют управлять, ввергая народ в пучину страданий, воины скверно защищают его, а земледельцы не трудятся; любой преследует личный интерес, раскалывая общественное единство; все враж­дуют со всеми, а в результате на земле множатся бедствия и несчастья. Нарисованная Платоном картина — идеал, к кото­рому следует стремиться и по которому должно преобразовы­вать нашу жизнь. Но поскольку — это всего лишь образец и мечта, то его учение о совершенном обществе называется уто­пией.

9. Аристотель и его система философских взглядов. Непосредственным предшественником философии Аристотеля было учение Платона, однако их сразу разделило важнейшее теоретическое отличие. По системе Платона, общие понятия нашего сознания (идеи) имеют самостоятельно существование вне призрачного мира материальных вещей. По Аристотелю же, идеи неотделимы от вещей и имеют свое бытие в них. Аристотель полагает, что идея и реальное явление существуют не отдельно друг от друга, а в неразрывном сочетании. Идея – только форма, дающая материи смыслю Согласно философии Платона, источник истинного знания – в воспоминаниях о мире идей, который душа созерцала до своего «телесного рождения». Но Аристотель считает, что никакого особого мира идей нет, и в начале жизни душа подобна чистой вощёной дощечке для письма (tabula rasa), на которой ещё ничего не начертано. Затем она постепенно заполняется «отпечатками», приобретаемыми из опыта. Аристотель, в отличие от Платона, убеждён, что мир явлений не есть «ложный призрак», а обладает подлинной реальностью и содержит в себе истину. Получая от него простые чувственные впечатления, душа при помощи индукции переходит к более сложным общим понятиям.

10. Эллинистическая философия: основные направления и представители. Эллинизм охватывающий период от завоевания Александра Македонского и до падения Западной Римской империи, характеризует собой последующую античную философию. Сохранив многое из античной классики, эллинизм, по существу, завершил ее. Философия сосредоточивалась на субъективном мире человека. В философии эллинизма, когда жизнь общества подвергалась всевозможным социальным потрясениям, отмечается своеобразие школ и направлений. Примерно во времена Александра Македонского были основаны четыре философские школы: киников, скептиков, стоиков и эпикурейцев. Наиболее видные представители школы киников — ученик Сократа Антисфен (ок. 450 — ок. 360 до н.э.) и Диоген (ок. 400 — ок.-325 до н.э.). Антисфен проповедовал опрощение жизни, отказ от каких-либо потребностей. Он общался с простыми людьми, говорил и одевался, как они; проповедовал на улицах и площадях, считая утонченную философию никчемной. Он призывал к тому, чтобы быть ближе к природе. По Антисфену, не должно быть ни правительства, ни частной собственности, ни брака. Его последователи резко осуждали рабство. Не будучи полным аскетом, Антисфен презирал роскошь и стремление к наслаждению. Славу Антисфена превзошел его ученик Диоген. Он упорно искал добродетели, считал, что моральная свобода заключается в освобождении от желания. Будьте безразличными к благам, которыми одарила вас фортуна, и вы освободитесь от страха, говорил Диоген. Он утверждал, что боги поступили справедливо, так жестоко наказав легендарного Прометея: он принес человеку искусства, породившие запутанность и искусственность человеческого бытия. Стоицизм как специфическое направление философской мысли просуществовало с III в. до н.э. до III в. Стоицизм — это наименее «греческая» из всех философских школ. Ранние стоики, в большинстве своем сирийцы: Зенон Китионский с Кипра, Клеанф, Хрисипп. К поздним стоикам (I и II вв.) относятся Плутарх, Цицерон, Сенека, Марк Аврелий — это в основном римляне. Их труды дошли до нас в виде полных книг. Стоики в своих воззрениях, безусловно, выдвигали на первый план понятие спокойного и всегда уравновешенного, даже «бесчувственного» мудреца. В этом проявлялся идеал внутренней свободы, свободы от страстей, который лелеяли почти все стоики. Неоплатонизм — направление античной философии позднего эллинизма (III—IV вв.), систематизировавшее основные идеи Платона с учетом идей Аристотеля. Личностной спецификой неоплатонизма является учение о сохранении внутреннего покоя личности и ее защите от различного рода потрясений, характерных для данного периода истории Римской империи и связанных с ее дряхлением и распадом. Философской сердцевиной неоплатонизма является разработка диалектики платоновской триады единое — ум — душа и доведение ее до космического масштаба. Так, развивалось учение Аристотеля об «уме-перводвигателе» и о его самосознании, в силу которого он выступал одновременно и субъектом, и объектом, содержа в себе свою собственную «умственную материю». Основатель школы неоплатонизма — Плотин (ок. 205 — ок. 270). Согласно Плотину, центральная выдающаяся фигура всего неоплатонизма — душа не есть тело, но зато душа осуществляется в теле и тело есть предел ее существования. Ум тоже не есть тело. Но без ума вообще не существовало бы никакого организованного тела. Материя находится также в самом уме, поскольку ум есть всегда некоего рода организация, а всякая организация требует для себя материал, без которого нечего было бы организовывать, потому что всякая организация потеряла бы смысл. Поэтому не удивительно, что кроме чувственной материи существует, по Плотину, еще и «умопостигаемая материя», а ум тоже есть известного рода тело, а именно смысловое тело. Плотин развивал идею действия «мировой души» по всему Космосу.

11. Основные идеи стоиков. Стоицизм (III в. до н. э. — III в. н. э.) просуществовал много веков, не оставаясь однородным течением, его философская проблематика претерпевала серьезные изменения. Она была обширна, но основные моменты были связаны с исследованием логики, физики и этики. Стоики образно представляли свою философию в виде фруктового сада, в котором логика — его ограда, физика — деревья, а этика — плоды. Таким образом, целью и высшим предназначением философии, согласно стоикам, должно стать обоснование нравственных представлений. Философия и философствование являются искусством практической жизни и руководством к таковой. Огромное значение стоики придают проблеме смысловой значимости слова. Смысл слова изначален. Это особое состояние (лектон), присущее только слову, некое осмысление существующего. Звук голоса превращается в осмысленный язык только благодаря участию разума. Основой познания, согласно стоикам, является восприятие, получаемое от воздействия предмета на органы чувств; оно меняет состояние нашей материальной души (Хрисипп) или даже «вдавливается» в нее, как в воск (Зенон). Согласно учению стоиков о природе, существуют два тесно связанных друг с другом основания бытия: пассивное — материя и деятельное — форма, понимаемая как Логос, божественный разум. Этика стоиков основана на признании счастья главной целью жизни человека, и в этом она сходна с этикой эпикурейцев. Но на этом сходство заканчивается. Счастье, согласно стоикам, есть следование природе, внутренне разумное спокойствие, рациональное приспособление к окружающим условиям ради самосохранения. Благо — то, что направлено на сохранение человеческого существа, зло — то, что направлено на его уничтожение. Но не всякое благо в одинаковой степени ценно. Благо, направленное на сохранении физической жизни, по своей сути является нейтральным, а благо, направленное на сохранение и развитие логоса, разума, является подлинной добродетелью и может быть оценено как моральное качество — добро (противоположное ему — порок). Все то, что способствует самосохранению двуединой сущности человека, является ценным. Средний стоицизм представлен такими фигурами, как Панеций (180—110 гг. до н. э.) и Посидоний (135—51 гг. до н. э.), которые «переносят» стоическое мышление на римскую почву, смягчая его изначальную этическую жесткость. Они активно разрабатывают проблемы теологии. Бог, согласно их трактовке, — это Логос, являющийся первопричиной всего и носящий в себе разумные зародыши всех вещей. Именно этим объясняется целенаправленность хода вещей и событий. В среднем стоицизме получает дальнейшее развитие платоновская мысль о мире идей, и Космос перестает трактоваться только как нечто вещественное, а понимается как отражение мира идей (Посидоний), как организм вещественно-смысловой, в котором большое значение имеют внеразумные факторы, например судьба. Поздний стоицизм связан с именами Сенеки (4—65), Эпиктета (50—138) и Марка Аврелия (121—180). В центре философских исследований здесь стоят моральные вопросы и проблема жизненной ориентации человека. Изменяется представление о личности. До этого человек рассматривался как высшее произведение природы. Последний римский стоик Марк Аврелий доводит мрачную картину человеческого ничтожества до последних пределов: полный упадок, скепсис, разочарование, апатия, отсутствие каких-либо положительных идеалов — главный мотив его сочинений. Однако при этом он считает, что есть средство возвысить человека над бренностью случайного бытия. Это благоразумие и общеполезная деятельность. Изменить жизнь нельзя, как нельзя изменить того, что дано свыше, но жить, совершая и подвиги, и все бренные дела в этом мире, следует так, как будто сегодняшний день — последний.

12. Философия скептиков. Скептицизм (от греческого скептикос, буквально — рассматривающий, исследующий) возникает как направление в философии, очевидно, в связи с крушением у некоторой части образованных людей надежд на прежние претензии философии. В основе скептицизма лежит позиция, основанная на сомнении в существовании какого-либо надежного критерия истины.Акцентируя внимание на относительности человеческого познания, скептицизм сыграл положительную роль в борьбе с различными формами догматизма. В рамках скептицизма был поставлен ряд проблем диалектики познания. Однако скептицизм имел и другие последствия, так как безудержное сомнение в возможностях познания мира вело к плюрализму в понимании социальных норм, к беспринципному приспособленчеству, угодливости, с одной стороны, и пренебрежению человеческими установлениями, с другой.Скептицизм противоречив по своей природе, одних он побуждал к углубленному поиску истины, а других — к воинствующему невежеству и аморализму.Основателем скептицизма был Пиррон из Элиды (ок. 360 — 270 гг. до н. э.). Философия скептиков дошла до нас благодаря трудам Секста Эмпирика. Его труды дают нам представление об идеях скептиков Пиррона, Тимона, Карнеада, Клитомаха, Энесидема.Согласно учению Пиррона, философ — человек, который стремится к счастью. Оно, по его мнению, заключается только в невозмутимом спокойствии, сочетающемся с отсутствием страдания.Тот, кто желает достичь счастья, должен ответить на три вопроса:

из чего состоят вещи;

как следует к ним относиться;

какую выгоду мы в состоянии получить из нашего отношения к ним.

Пиррон полагал, что на первый вопрос нельзя дать никакого ответа, как нельзя и утверждать, что нечто определенное существует. Более того, всякому утверждению о любом предмете может быть с равным правом противопоставлено противоречащее ему утверждение.Из признания невозможности однозначных утверждений о вещах Пиррон вывел ответ на второй вопрос: философское отношение к вещам состоит в воздержании от любых суждений. Это объясняется тем, что наши чувственные восприятия хотя и являются достоверными, но не могут быть адекватно выражены в суждениях. Этот ответ предопределяет и ответ на третий вопрос: польза и выгода, вытекающая из воздержания от всякого рода суждений, состоит в невозмутимости или безмятежности. Такое состояние, называемое атараксией, базирующейся на отказе от знаний, рассматривается скептиками как высшая ступень блаженства.Усилия скептиков Пиррона, Энесидема и Агриппины, направленные на то, чтобы сковать человеческую любознательность сомнением и затормозить движение по пути прогрессивного развития знаний, были тщетными. Будущее, которое представлялось скептикам как ужасное наказание за веру во всесилие знания, все же пришло и остановить его никаким их предостережениям не удалось.

13. Основные проблемы и особенности средневековой философии. Особенности: 1) Тесная связь и зависимость от религии. Философию считали служанкой богословия, авторитетом по вопросам о мире и человеке было Священное Писание; 2) В основе философии лежат слово и текст, поэтому большую роль играет искусство толкования (Герменевтика); 3) Догматизм, консерватизм, назедательность, недопустимость скептицизма; 4) Дуализм божественного и человеческого, небесного и земного; 5) Символизм, т.е. религиозный образ выступает, как многозначный символ священной и человеческой истории. Термин "Средние века" ввели в оборот в 15 веке деятели эпохи возрождения, для того, чтобы обозначить период, который отделял их от лучших образцов античного искусства и наук. Патристика - учение, которое заложило основы Священного Предания. (этапы: 1) 1-2 сер. века - Апостольский период; 2) 2- нач. 4 века - эпоха апологетов.(Апологестика - отрасль христианского богословия, хащищала христианское учение (Ориген и Тертуллиан)). 3)4-6 век - зрелая патристика. Проблемы патристики: Монотеизм - учение о едином персонифицированном боге (Иудаизм, Христианство, Ислам); Теоцентризм - принцип провозглашения бога центром мироздания; Трансцендентность бога - утверждение, что бог нематериален и надмирен; Тринитарная проблема - о соотношении 3-х ипостасей бога (отец, дух, сын); Креационизм - учение о творении мира богом из ничего; Теодисцея - учение оправдывает бога за существование в мире зла. Эсхатология - учение о конце мира и человека.

14. Патристика и схоластика — основные направления средневековой философии (Августин Аврелий, Фома Аквинский). Патристика - учение, которое заложило основы Священного Предания. (этапы: 1) 1-2 сер. века - Апостольский период; 2) 2- нач. 4 века - эпоха апологетов.(Апологестика - отрасль христианского богословия, хащищала христианское учение (Ориген и Тертуллиан)). 3)4-6 век - зрелая патристика. Проблемы патристики: Монотеизм - учение о едином персонифицированном боге (Иудаизм, Христианство, Ислам); Теоцентризм - принцип провозглашения бога центром мироздания; Трансцендентность бога - утверждение, что бог нематериален и надмирен; Тринитарная проблема - о соотношении 3-х ипостасей бога (отец, дух, сын); Креационизм - учение о творении мира богом из ничего; Теодисцея - учение оправдывает бога за существование в мире зла. Эсхатология - учение о конце мира и человека. Схола́стика — систематическая европейская средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля. Проблемы схоластики: 1) То же, что и у патристики, но шире. 2) Провиденциализм - толкование истории, как проявление воли внешних по отношению к ней сил; 3) Борьба с пантеизмом - философско-религиозное цчение о боге и мире, объединенных в единое целове (Бог разлит в природе); 4) Проблема универсалий - ставит вопрос о том, обладают ли понятия бытием или они только название вещей?

15. Основные особенности философии Возрождения. Черты: 1) Антропоцентризм - в центре; 2) Гуманизм; 3) Пантеизм - бог везде; 4) деизм - учение о том, что бог создал мир, наделил его законами, а затем "сам устранился"; 5) Атеизм- учение, отрицающее существование бога. (Пантеизм, деизм и атеизм - 3 формы духовной секуляризации, мышления и сознания о мышлении и церкви.)

16. Основные идеи философии Возрождения. Известные философы эпохи Возрождения.

Философия эпохи Возрождения – феномен, характерный для Западной Европы XIV–XVII вв. Термин «Возрождение» (употребляется также итальянский вариант – Ренессанс) связан с обращением мыслителей к идеалам античности, своеобразным возрождением древнегреческой и римской философии. Но понимание того, что такое античность, у людей XIV–XV вв. было несколько искаженным. Это неудивительно: целое тысячелетие отделяло их от момента падения Рима, и почти два – от времени расцвета древнегреческой демократии. Все же сущность философии эпохи Возрождения – антропоцентризм – была почерпнута из античных источников и отчетливо противопоставлялась средневековому аскетизму и отвлеченной от всего мирского схоластике.

17. Философские взгляды Н. Кузанского и Д. Бруно. Натурфилософия. Теолог Николай Кузанский крайне четко показывал познаваемую силу человека, цитирую: «человек есть его мозг». Широко распространял свои представления о гелиоцентрической системе вселенной, после чего эти знания повлияли на Джордано Бруно, Галилея и Коперника.Джордано Бруно – один из известнейших философов эпохи Возрождения. Был приверженцем пантеизма, согласно с которым Бог – это и есть мир. Бог кроется в вещах, по мнению Джордано Бруно, поэтому его не следует искать за границей реального, ведь Бог находиться в природе, он в ней растворен. Впервые в философии именно Джордано Бруно появляется идея монад, которая потом будет развита таким философом, как Ляйбниц. Монада, по мнению Джордано Бруно, это единица сущности, которая объединяет в себе телесное и духовное, то есть является центром для объекта и субъекта. Монада имеет диалектический характер у философа Джордано Бруно. Поскольку монада – это естество всего сущего, то Бог является самой главной монадой, или как называл его Джордано Бруно, Монада монад. Кроме того, этот философ разделял взгляды, как было сказано выше, Николая Кузанского о гелиоцентрической системе небесного устройства, за эти взгляды философ был привселюдно сожжен. Последнее изречение Джордано Бруно было посвящено именно его взглядам: «А все-таки она вертится». К прочим деятелям и философам, которые оставили значительный философский след в истории становления Возрождения, относятся Франческо Петрарка, Лоренцо Валла, Леонардо да Винчи, Джироламо Савонарола, Пьетро Помпонацци, Джовани Пико делла Мирандола, Эразм Ротердамский, Николо Макиавелли, Николай Коперник, Томас Мор, Мартин Лютер, Ульрих Цвингли, Парацельс, Франсуа Рабле, Бернардино Телесио, Франсиско Суарес, Галилео Галилей, Томазо Кампанелла, Иоганн Кеплер, Гуго Гроций и прочие.

18. Социальная утопия Т. Мора. Из-под пера именно такого человека (гуманиста, но не революционера!) появилась легендарная книга «Утопия». Томас Мор адресовал ее монархам и ученым, специально для этого написав ее на латыни как роман-размышление, роман-призыв к гуманистическому переустройству общества, основанному на социальной справедливости. 150 лет спустя «Утопия» была переведена на все европейские языки. Гуманист убежден: частная собственность – зло. Такое убеждение пришло к Томасу Мору посредством его богатой юридической практики. Он не в общем, а по конкретным делам мог судить, что именно частная собственность на землю определила возможность геноцида крестьян из-за выгоды овцеводства («овцы съели людей»). Чтобы исключить такую несправедливость, автор романа предположил, что средства производства должны принадлежать обществу. Соответственно, мерилом распределения национального богатства в новом обществе должна стать не частная собственность, а затраченный труд семейно-ремесленных хозяйств. Можем ли мы утверждать, что первую в истории формулировку принципов социалистического общества дал Томас Мор («Утопия»)? Краткое содержание книги свидетельствует, что она, конечно же, не идеальна, но прогнозно освещает аспекты организации будущего демократического общества. Многое из основ будущего социализма «недопридумано», что и неудивительно, ведь роман писался полтысячи лет назад! Например, в обществе будущего практически отсутствует личная жизнь граждан. Поездки из города в город обязательно должны сопровождаться «снятием гражданина с учета» и «регистрацией». Выглядит как-то неубедительно. Яндекс.Директ Гарри Поттер и проклятое дитя Новинка уже в продаже. Самиздат фанатов (перевод в стиле Росмэн) potterman.ruАдрес и телефон Персональная книга вашего ребенка Малыш отправится на поиски своего имени.Каждая буква – отдельная история 0+ vk.comАдрес и телефон Однако зададимся вопросом: «Ушли ли в небытие (согласно утверждениям большевиков) идеи утопистов?» Отвечая на него, обратимся к современности: шведы, например, считают, что их государство - социалистическое. Конечно, там присутствует и частная собственность, но вместе с этим Швеция декларирует создание коллективного капитала, бездискриминационного рынка труда, социальную защищенность, всеобщую занятость. Но ведь все это присутствует в «Утопии» Мора! Загадка от Томаса Мора – наименование книги. Какой подтекст зашифрован в названии придуманного государства (дословно - «страна, которой нет»)? Мог ли быть пассивным человек, жизнь которого – вера и горение? Скорее всего, название книги скрывает надежду: «Страны такой нет, но со временем будет!» Четыреста лет спустя идеи Мора, обогащенные механизмом социалистической кооперации, предложил профессор Чаянов применительно к российской крестьянской христианской общине. Он доказывал, что сельскохозяйственная кооперация крестьян выгоднее государству, чем крупные капиталистические фермы. В России тогда выбрали альтернативный путь – реформы Столыпина. Однако существует реальное, зримое осуществление данного проекта. На рубеже текущего и прошлого веков страны Латинской Америки, во многом благодаря кооперации Чаянова, подняли свое сельское хозяйство на уровень мировых стандартов.

19. Ф. Бэкон как основатель эмпиризма. Индуктивный метод познания. Основные идеи: 1. Наука делает человека существом, равноценным богу, поэтому, имеет значение практическое полезное знание; 2. Чтобы знание нашло истинный характер, надо использовать верный метод - индукцию; 3. Размышления о методе "Мы не должны уподобляться ни паукам, которые ткут нить из самих себя, ни муравьям, которые просто собирают, а быть подобно пчелам, которые собирают и упорядычивают"; 4. В процессе познания неизбежны ошибки - идолы человеческого разума. Идалы: 1) Идол рода - скрыт в самой природе человека, не совершенстве нашего разума; 2) Идолы пещеры - связаны с индивидуальными особенностями восприятия, мышления, воспитания, чьением книг и т.д.; 3) Идолы площади - связаны с разным пониманием смысла слов; 4) Идолы театра - это теории концепции, которые вымышлены, это слепая вера в авторитет. 5. К истинному знанию следует входить с чистым сознанием, которое "Основано на науках и опыте". Вывод: Бэкон вошел ы историю, как выразитель прагматического отношения к миру. "Я гипотез не измышляю".

20. Р. Декарт как основатель рационализма. 4 правила дедукции. Идеи: 1. В основе мира 2 онтологических начала: материальная и идеальная; 2. Исход и принцип познания - сомнение; 3. Подлинный бог Декарта - разум; 4. Откуда берутся первые понятия, без которых мышление невозможно? Следует допустить существование определенного числа вражденных идей в сознание человека (понятия понятия математики и геометрии). Развитие понятий и есть мышление; 5. В познании важно соблюдать принцип очевидности и отказаться от принципа авторитета; 6. Путь к истине лежит через верный метод - дедукцию (от общего к частному); 7. Сформулировал провила логики. а) Не принимать за истину то, что не представляется явным, б) Делить каждую из трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы решить их, в) Располагать мысли в определенном порядке, г) Всегда составлять полные отчеты, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущенно. Значение Декарта: 1. Создатель аналитической геометрии и математического анализа, 2. Создатель науки классического типа, который имеет признаки: а) Опора, познание, разум, б) Причинно-следственное объяснение явлениями факта и событий.

21. И. Кант — основатель немецкой классической философии. Особенность докритического периода Канта в том, что он занимался естественнонаучными проблемами. "Дайте мне материю в газопылевом состаянии и я покажу, как из нее могут возникать миры". Суть теории: 1. Бог творит газ и пыль, из которых возникает мир; 2) Все планеты населены живыми существами, уровень их интеллекта зависит от того, насколько планета удалена от солнца(чем дальше, тем выше); 3) Он не может объяснить, как из неживого возникло живое, по его мнению это тайна бога. Критический период связан с переворотом в науке, впервые Кант подвергнулся критике способности чел. разума в познании мира. Идеи: 1. Главный вопрос "Что такое человек?" Для решения вопроса есть вспомогательные вопрос "Что я могу знать?", "Что я должен делать?", "На что я могу надеяться?"; 2. В процессе познания существует 3 формы: Чувства, рассудок, разум. Также сущ. способность сверхчувственному познанию; 3. Трансценденталии - это доопытное сверхчувств. понятия, которые познаются интуицией; 4. Вводит понятие оприорные формы понятиярассудка: пространство, время. количество, качество, отношение, модальность; 5. Все, что существует в мире - феномен (вещь для нас), которая доступна разуму в процессе изучения Ноумен (вещь в себе) есть сущность вещи, не доступная разуму. Этика: 1. Человек свободное существо. Он - цель, а не средство ее достижения; 2. Человек - субъект самосовершенствования и самостоятельного поведения; 3. Поведение человека ограничивается нравственным законом внутри него; 4. Кант формулирует категорический императив - объективный, практический, общезначимый принцип поведения.

22. Объективный идеализм Г. Гегеля. Понятие об “абсолютной идее”. Диалектика Г. Гегеля. Философия Георга Вильгельма Фридриха Гегеля считается вершиной немецкой классической философии, поскольку он пошел значительно дальше своих знаменитых предшественников.Основной заслугой Гегеля является разработанные им:-теория объективного идеализма;- всœеобщий философский метод – диалектика. К важнейшим философским трудам Г. Гегеля относятся: ʼʼФеноменология духаʼʼ, ʼʼЭнциклопедия философских наукʼʼ, ʼʼНаука логикиʼʼ, ʼʼФилософия природыʼʼ, ʼʼФилософия духаʼʼ. ʼʼФилософия праваʼʼ. В учении о бытии Г. Гегель отождествляет бытие и мышление. Разум, сознание, идея обладают бытием, а бытие – сознанием: всœе разумное действительно, а всœе действительное разумно. Г. Гегель выводит особое философское понятие – ʼʼабсолютную идеюʼʼ(мировой дух). Абсолютная идея является первопричиной всœего окружающего мира, его предметов и явлений, обладает самосознанием и способно­стью творить. Человек в онтологии Г. Гегеля играет особую роль. Он носитель абсолютной идеи. Сознание каждого человека – частица мирового духа. Именно в человеке аб­страктный и безличный мировой дух приобретает волю, личность, характер, ин­дивидуальность. Через человека мировой дух проявляет себя в виде слов, речи, языка, жестов; познает себя через познавательную деятельность; творит – в виде ре­зультатов материальной и духовной культуры, созданной человеком. Дух, по Гегелю, имеет три разновидности:· субъективный дух – душа, сознание отдельного человека;· объективный дух – следующая ступень духа, ʼʼдух общества в целомʼʼ. Выражением объективного духа является право, нравственность, гражданское обще­ство, государство;· абсолютный дух – высшее проявление духа, вечно действительная истина. Выражением абсолютного духа являются: искусство, религия, философия.Абсолютная идея в качестве термина представляется основополагающей для всей философии Гегеля, выражая собой всю полноту материального, сущего мира, одновременно будучи этим подлинно сущим миром. Она также и предмет философии Гегеля. Будучи центральным понятием гегелевской теории, абсолютная идея делится на три грани: субстанциональный (раскрывается в первом этапе); деятельный (раскрывается во втором этапе); «самосознание» (раскрывается в третьем этапе). Будучи рационализированным строем, обладающим лишь истинным логическим бытием, абсолютная идея обязана также быть "для-себя-сущим единством", проявиться в области природы и духа. Триада (логическая идея – природа – дух) является глубинным параметром именно абсолютной идеи, обретающей себя путем конфронтации «иного» и "себя" и следующего «снятия» этой оппозиции путем достижения единства с собой. Следовательно, абсолютная идея по Гегелю – это концепция существования, объясненного не только логикой, но и бытием, обусловленным онтологической позицией реальности. Гегель говорил, что наш мир находится в постоянном процессе становления и обновления (если что-то уничтожается, то что-то новое возникает, развитие идет по спирали и все возвращается, но движется вперед по спирали. Он сформулировал 3 закона диалектики



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: