МГУ имени М.В.Ломоносова




План-программа

Летней Психологической Школы

МГУ имени М.В.Ломоносова

“Мозг, разум, культура: гибридная психология”

(программа дополнительного образования МГУ)


30 июня
18:00 Заезд и расселение
19:00 Ужин
20:00 Открытие школы.Торжественное приветствие Юрия Петровича Зинченко, декана факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова. Анонс программы. Распределение по научным группам.
21:00 Квест "Сигнальные огни". В процессе игры участники должны будут не только познакомиться между собой, но и разгадать головоломки, выполнить командные задания и символично дать начало Летней Школе.
22:00 Работа в научных группах - знакомство, обсуждение
23:00 Вечер фильмов. Вечерний показ короткометражек на психологические темы с комментариями преподавателей Школы. * Мероприятие проводится в параллели с другими мероприятиями
23:00 Игра “Мафия”. Посоревнуемся в рамках культурно-исторической теории и предотвратим разгул мафии на ночных улицах нашего тихого города N. * Мероприятие проводится в параллели с другими мероприятиями
23:00 Ролевая игра “Ночь Триффидов”. Как и в романе Джона Уиндема "День Триффидов", вы столкнетесь с необычными космическими явлениями и попадете вместе с другими игроками в необычную ситуацию, выход из которой вы сможете найти, только доверившись друг другу и взаимодействуя как единое целое. * Мероприятие проводится в параллели с другими мероприятиями
1 июля
9:00 Завтрак
10:00 Dr. Petko Kusev –когнитивный психолог, старший преподаватель Кингстонского университета в Лондоне. «Human judgements and decision-making: How risk, context and utilitarian content influence behavioural rationality» (лекция на английском языке) Вокруг явления принятия решений до сих пор ходят споры. Нормативные теоретики строят модели выбора на основе роботоподобной рациональности людей. В свою очередь, дескриптивные теоретики отмечают, что речь идёт всё-таки о людях, чьё поведение иррационально по сути своей. Сейчас появились данные о том, что устойчивым является не человеческое поведение, но влияние психологических параметров в его основе. К тому же, как оказалось, поведенческие эффекты независимы от контекста принятия решения, а ещё мы можем предсказывать, насколько поведение будет рационально или иррационально! Как именно мы можем это делать и какие возможности нам это даёт? Какие перспективы намечаются в этой области?
11:00 Стефаненко Татьяна Гавриловна– научный руководитель Школы,д.п.н., профессор, заведующий кафедрой социальной психологии факультета психологии МГУ. «От гибридных культур к гибридной психологии» О явлении глобализации сейчас слышал каждый. Более того, с высокой вероятностью само упоминание этого феномена сопровождается испуганными криками, предрекающими смерть сотен самобытных культур и тотальную вестернизацию. Однако обоснована ли паника по этому поводу? Появляется всё больше эмпирических данных, согласно которым культуры не уничтожают друг друга, а смешиваются, синтезируя наиболее характерные свои особенности и превращаясь в нечто совершенно иное — иными словами, речь скорее не о смерти, а о рождении. Такой процесс называется гибридизацией. И так как культура — это матрица психологии XXI века, то исследования этой области актуальны как ничто другое. Россия — это самый яркий пример страны, где происходит гибридизация культур. И о том, как культурная психология переходит от дискретных культур к гибридным, об исследованиях в этой области, а также о феномене "гибридной идентичности”
12:00 Работа в группах
14:00 Обед
15:00 Ярмарка спортивных игр. Соревнования от лапты до битвы подушками, победители которых получат небольшие, но приятные призы. * Мероприятие проводится в параллели с другими мероприятиями
15:00 Лекция “Даешь метро!”. Откуда есть пошло и куда едет Московский метрополитен. Почему в нем больше нет станций-призраков, но остались линии-призраки. Почему у станций одинаковые названия, а у самого метрополитена – разные. И что будет, если полностью отключить электричество. * Мероприятие проводится в параллели с другими мероприятиями
15:00 Мария Стоянова – ассистент по исследованиям в лаборатории социально-эмоциональной нейронауки Georgetown University, USA «Язык и мозг: нейронаука нетипичного мозга» Мы только начинаем понимать, как мозговые структуры участвуют в понимании и продукции речи. Большинство современных исследований стараются понять, как работает мозг человека, воспринимающего языковую информацию нетипично. Мы обсудим этот вопрос, рассматривая удивительную языковую пластичность мозга глухих и слепых людей, а также людей, переживших повреждение мозга. * Мероприятие проводится в параллели с другими мероприятиями
15:00 Дебаты. Какие ассоциации возникают у нас при слове «дебаты»? Спор, дискуссия, столкновение мнений, выборы президента… На нашей школе у вас есть уникальная возможность не просто понаблюдать за тем, как спорят другие умные люди, но и самому принять участие в обсуждении волнующих общество тем, получив тем самым бесценный опыт публичного выступления, которого, порой, так не хватает при подготовке к научной конференции * Мероприятие проводится в параллели с другими мероприятиями
16:00 Плужников Илья Валерьевич –к.п.н., доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ. "Социальный мозг в норме и патологии: нейропсихологический подход" И пусть согласно концепции Л.С.Выготского главным источником развития выступает социальная среда и общение, а головной мозг человека является для этого лишь необходимым, но не достаточным условием, изучать «неблагоприятные условия» нужно не только для практики, но и для теории. Парадоксально, но «социальный мозг» — трендовый термин современной нейронауки – пустое понятие для культурно-исторической психологии, ибо весь мозг человека работает на отражение социального контекста, он не может быть «несоциальным». Однако самые последние данные экспериментальной нейрофизиологии и клинической нейропсихологии убедительно доказывают, что существуют церебральные аппараты, специфически и направленно включенные в отражение почти исключительно социальных условностей. Что это за мозговые структуры? Что происходит при их очаговых поражениях? Как работает мозг людей с искаженной включенностью в общество – людей с аутизмом, шизотипическими и антисоциальными чертами? Это вообще лечится? И наконец, можно ли объяснить эмпирические факты, полученные современной социальной нейронаукой, с позиций культурно-деятельностной парадигмы Московской психологической школы, и как? * Мероприятие проводится в параллели с другими учебными мероприятиями
16:00 Дубровский Виктор Ефимович –научный сотрудник лаборатории психологии восприятия факультета психологии МГУ. «Естественнонаучные метафоры в психологии: пространство, поле, энергия, информация» * Мероприятие проводится в параллели с другими учебными мероприятиями
16:00 Меньшикова Галина Яковлевна –д.п.н, профессор, заведующая лабороторией психологии восприятия факультета психологии МГУ. «Восприятие лица: холистические и аналитические механизмы» В докладе обсуждаются современные представления о механизмах, опосредующих процессы восприятия лица человека; описываются два типа механизмов: холистические и аналитические, роль каждого в процессе опознания лица или лицевой экспрессии; рассматриваются методы изучения холистических процессов; разбираются экспериментальные исследования, подтверждающие холистическую модель опознания лица и лицевой экспрессии. * Мероприятие проводится в параллели с другими учебными мероприятиями
17:30 Работа в группах
19:00 Ужин
20:00 Федотова Светлана Владимировна–к.п.н.. инженер кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ. "Техника распознавания обмана" Рассуждая о своем взаимодействии с людьми, ни один психолог не может быть солидарен с фразой классика: «Я сам обманываться рад…». В психотерапии, на переговорах, в управлении персоналом, тренингах, юридической психологии и во многих других областях психологам сложно обойтись без навыка распознавания обмана.   За последнее десятилетие эта тема вновь приобрела популярность в научном мире, и ученые разных стран пытаются понять, можно или нет с высокой точностью распознавать обман, что для этого надо делать и как этому научиться.   На мастерклассе "Техника распознавания обмана" с Федотовой Светланой Владимировной мы попробуем ответить на эти и другие вопросы, в том числе, на занятии будут разобраны три основных подхода к исследованию лжи, пассивные и активные техники распознавания обмана, а также техники, предполагающие применение полиграфа. * Мероприятие проводится в параллели с другими учебными мероприятиями
20:00 Рикель Александр Маркович–к.п.н., доцент кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ. Винокуров Фёдор Никитич – к.п.н., старший научный сотрудник кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ. (мастер-класс) «Что такое IAT, или как разоблачить лжеца, имея под рукой только таблицы Excel?» Продолжая разговор о детекции лжи, мы хотим немного вернуться в прошлое и найти в нём три буквы: IAT. Это старый диагностический метод, который сочетает в себе социально-психологическую методологию, богатство ассоциативных тестов и простейшие психофизические методики для того, чтобы имплицитно протестировать личность и выявить ложь. Этот тест до сих пор широко используется в социальной психологии и в других областях психологической науки. Самое интересное: его можно легко сделать дома с использованием простейших компьютерных программ и применять в своих научно-исследовательских целях! Узнать содержание и особенности теста, а также научиться конструировать его вы сможете на мастер-классе «Что такое IAT, или как разоблачить лжеца, имея под рукой только таблицы Excel?». * Мероприятие проводится в параллели с другими учебными мероприятиями
20:00 Молчанов Сергей Владимирович – к.п.н., доцент кафедры возрастной психологии факультета психологии МГУ. «Особенности разрешения конфликтов в супружеских отношениях» * Мероприятие проводится в параллели с другими учебными мероприятиями
20:00 Соколова Елена Евгеньевна – к.п.н., доцент кафедры общей психологии факультета психологии МГУ. Федорович Елена Юрьевна – к.п.н., старший научный сотрудник кафедры общей психологии МГУ. «Чем думает человек, или Есть ли психика у нейрона?» (дискуссионный клуб) Выдвижение ведущими нижеуказанных вопросов и поиск ответов на них слушателями (в ходе дискуссии ведущие обозначают и свою позицию, развивающую положения культурно-деятельностной психологии): –Можно ли утверждать, что за человека принимает решения его мозг, или есть ли психика у мозга? –Есть ли психика у животных и где ее искать? –Есть ли разница между психикой животных и психикой человека? Тезисы ведущих дискуссию (позиция культурно-деятельностной психологии – КДП): 1. Психику нельзя искать в нейроне и даже в мозге как таковом (формулируем и обсуждаем варианты решения «старой» психофизической проблемы и ее возможное решение в КДП). 2. Психика – «между» человеком и его окружением – в его деятельности (психика — функция деятельности, а не мозга; деятельность человека как поиск и реализация общественно обусловленных смыслов). 3. Животное – не рефлекторный автомат, его психика – «между» животным и его окружением (Umwelt) – в его деятельности как поиске и реализации биологических смыслов. 4. Принципиальная разница между психикой животных и человека (обсуждаем «знакомые» слушателям проблемы происхождения психики и сознания как ее высшей формы у человека: особенности трудовой деятельности и культурно обусловленной психики человека; человек может регулировать свою деятельность в соответствии с социальными и личностными смыслами, у него есть выбор и он несет за него ответственность). Слушатели делятся на группы, в зависимости от занятой/разделяемой ими позиции в конце первого заседания. (Вторая часть дискуссионного клуба состоится 2 июля 2016 года) * Мероприятие проводится в параллели с другими учебными мероприятиями
21:30 “Что? Где? Когда?”. Эта игра помогает лучше раскрыть интеллектуальные интересы и способности каждого, учит в максимально короткие сроки находить оптимальное решение среди всех возможных, способствует эстетическому воспитанию и образованию. Даёт возможность творческой самореализации участникам игры, мотивацию для саморазвития.
23:30 Ролевая игра “Титаник”. В этой игре вы сможете переместиться в пространстве и времени и на два часа стать буквально другим человеком. Оказавшись на великом лайнере в день его крушения, вы попробуете найти ответ на вопрос, как преодолеть панику, оставаясь человеком, и выжить. * Мероприятие проводится в параллели с другими учебными мероприятиями
23:30 Ольга Владимировна Соловьева –к.п.н, доцент кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ «Летние психологические школы: субкультура неформального научного общения студентов и преподавателей» На вечерней клубной встрече для желающих – рассказ со стихами и фотографиями о корневой факультетской традиции студенческих психологических школ, о легендарном кураторе НСО и ПШ Е.Ю.Артемьевой, о знаковых участниках – Г.М.Андреевой, В.П.Зинченко, Ю.К.Стрелкове и других – от участницы ЛПШ, ЗПШ и ДПШ 1970-80-х годов О.В.Соловьевой. * Мероприятие проводится в параллели с другими учебными мероприятиями
23:30 Камерный вечер с Petko Kusev.Продолжение пленарной лекции в более локальном формате для наиболее заинтересованных слушателей. * Мероприятие проводится в параллели с другими учебными мероприятиями
2 июля
9:00 Завтрак
10:00 Безруких Марьям Моисеевна — д.б.н., профессор, академик РАО, Директор ФГНУ «Институт возрастной физиологии» РАО "Развивающийся мозг. Мифы, загадки, открытия"
11:00 Гришина Наталия Владимировна— д.п.н., профессор кафедры общей психологии СПБГУ “Человек в ситуации: новые вызовы” Поиск объяснительных моделей соотношения ситуационных и личностных переменных как детерминант поведения человека – вечная проблема психологии. Сегодня проблемы взаимодействия личности и ситуации опять становятся одним из основных трендов психологии, инициируя новые вопросы. Можно ли утверждать, что влияние контекста на поведение человека возрастает? Неопределенность контекста – это свобода или зависимость? Преодоление неопределенности – использование ресурсов или выбор отношения? Биологическое и социальное – вечная оппозиция или возможность интеграции?
12:00 Донцов Александр Иванович –д.п.н., профессор кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ, академик Российской академии образования. «Социальная психофизиология зависти» * Мероприятие проводится в параллели с другими учебными мероприятиями
12:00 Хорошилов Дмитрий Александрович –к.п.н., старший научный сотрудник кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ. "Социальное познание: между биологией и культурой" В докладе анализируется двойственный статус психологии социального познания (social cognition) между нейронаукой и культуральными исследованиями. Обсуждение идей социального мозга и смысловой автономии культуры, иллюстрируемое примерами от классических академических штудий Г.М. Андреевой и С. Фиск до концепции актерской игры Аллы Демидовой и опыта общения К.Г. Юнга с африканскими знахарями, позволяет рассмотреть «вечные вопросы» социальной психологии об отношениях индивида и общества и онтологии общественного сознания в новом теоретическом ключе, который будет раскрыт уже не в формате аннотации, а непосредственно в выступлении. * Мероприятие проводится в параллели с другими учебными мероприятиями
12:00 Тихонов Роман –аспирант факультета психологии СПБГУ “Одна голова хорошо, а две — лучше?” В каких ситуациях «мудрость толпы» превращается в коллективную глупость? Почему «один в поле не воин», а «у семи нянек дитя без глаза»? Что делать, если сомневаешься в реальности происходящего и как с помощью друзей избавиться от ложных воспоминаний? Существует ли «коллективный интеллект»? Эти многие другие вопросы мы будем обсуждать в интерактивном формате на примерах из реальной жизни. * Мероприятие проводится в параллели с другими учебными мероприятиями
13:00 Работа в группах
14:00 Обед
14:30 Фотосессия
15:30 Упражнение Джеффа. Дискуссия на различные морально-нравственные темы путём аргументации собственного мнения склонить оппонентов на свою сторону. * Мероприятие проводится в параллели с другими мероприятиями
15:30 Рюхи. Командная игра на творческое мышление, смекалку и умение блефовать: сумеете ли вы не оробеть при виде незнакомого заумного слова и придумать ему такое толкование, чтобы остальные команды поверили в то, что ваш вариант – правильный?
15:30 Городки – самая разрушительная русская народная игра * Мероприятие проводится в параллели с другими мероприятиями
15:30 Спортивные "Мастер- классы". Зумба и йога ждут вас! * Мероприятие проводится в параллели с другими мероприятиями
16:30 Тхостов Александр Шамилевич –д.п.н., профессор, заведующий кафедрой нейро- и патопсихологии МГУ. «Что такое гибридная психология, и есть ли она на самом деле» Обсуждение необходимости или избыточности термина "гибридная психология". Какой задаче отвечает данный термин, и является ли он эвристичным? "Гибридная психология" — красивый термин или решение проблемы? И зачем это нужно? * Мероприятие проводится в параллели с другими учебными мероприятиями
16:30 Бусыгина Наталья Петровна –к.п.н., доцент кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета консультативной и клинической психологии МГППУ. «Индустриализация сознания»: психология и нейронаука в перспективе социальной критики» Термин «индустриализация сознания» (industrialization of the mind) заимствован мною из одноименного эссе немецкого поэта Х.М. Энценсбергера. В этом эссе не только говорится о том, что сознание современного человека носит «индустриальный», «машинный» характер, но и высказывается мысль, что именно индустриализация сознания сделала возможным сам вопрос о том, как это сознание устроено. Идеи о «перформативном производстве» субъективности становятся краеугольными для современной критической мысли (М. Фуко, Ж. Делез, Ф. Гваттари, представители направления критической психологии – И. Паркер, В. Холлуэй и др.).   Я попытаюсь показать, как социальная критика способствует своеобразному повороту к метарефлексии не только в психологии и социальных науках, но и в нейронауке, когда фокусом внимания становятся не только привычные этим наукам реалии (когнитивные процессы, установки, личностные особенности и пр.), но и производящий их социокультурный аппарат, включая институт современной науки.   В лекции будут рассмотрены вопросы рождения «психологического субъекта» и «психологического общества» в контексте критической истории психологии (Н. Роуз, В. Холлуэй, В. Уокердайн и др.). Обратившись к концепту «расширенного сознания» (extended mind – Д. Чалмерс, А. Кларк) и идеям «критической нейронауки» о тесной связи исследований мозга с более широкой культурой, я покажу, как современная нейронаука проблематизирует методологическую позицию наивного объективизма и развивает тот же вектор мыслительного движения, который характерен и для наук об обществе. * Мероприятие проводится в параллели с другими учебными мероприятиями
16:30 Егорова Марина Сергеевна –д.п.н., профессор, заведующий кафедрой психогенетики факультета психологии МГУ Содержание лекции уточняется * Мероприятие проводится в параллели с другими учебными мероприятиями
17:30 Работа в группах
19:00 Ужин
20:00 Кричевец Анатолий Николаевич –д.ф.н, к.ф.м.н., профессор кафедры методологии факультета психологии МГУ. «Психофизическая проблема: современный взгляд» Проблема соотношения физического и психического в человеке будоражит умы учёных уже очень давно. Пути её решения складываются в остросюжетный роман: психическое и физическое разделяют друг от друга, иногда давая взаимодействовать, иногда нет, их объединяют в одно целое… Иногда психическое отправляется в опалу и чуть ли не запрещается, иногда понимается как нечто высшее, эмерджентное, а иногда считается, что оно – лишь второй лик одного явления. Так что же мы имеем на сегодняшний день? Как к психическому добираются психофизиологи? А философы аналитической традиции? Европейские континентальные философы? В попытках нарисовать облик психического мы упускаем важный момент – а чётко ли мы понимаем, что такое "физическое"? Наконец, есть ли какая-то надежда на то, что мы поставим точку в этом затянувшемся романе? * Мероприятие проводится в параллели с другими учебными мероприятиями
20:00 Латанов Александр Васильевич «Движения глаз в психолингвистике» * Мероприятие проводится в параллели с другими учебными мероприятиями
20:00 Соколова Елена Евгеньевна – - к.п.н., доцент кафедры общей психологии факультета психологии МГУ. Федорович Елена Юрьевна – к.п.н., старший научный сотрудник кафедры общей психологии МГУ. «Чем думает человек, или Есть ли психика у нейрона?» (продожение) Выдвижение и обсуждение всеми участниками дискуссии аргументов «за» и/или «против» высказанных в ходе дискуссий позиций. Ответы ведущих дискуссию на выступления «оппонентного круга». Подведение итогов обсуждения.
22:00 Творческий вечер "Ветер задувает свечу, но раздувает костер" с номерами от научных команд, организаторов и преподавателей. Подведение итогов конкурса "Спичка" и "Фотокросс".
3 июля
9:00 Завтрак
10:00 Презентация результатов научных проектов
14:00 Обед
15:00 Отъезд в Москву

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: