Задания к папке слушателя по речевому развитию детей в дошкольном образовательном учреждении




1. Определить, чем отличаются понятия «язык» и «речь» с помощью Толкового словаря живого великорусского языка В. И. Даля; Толкового словаря С.И.Ожегова, результат представить в таблице; подобрать пословицы, поговорки со словом «язык», «речь».

Название понятия Содержание понятия Пословицы Поговорки
«Язык» В.И. Даль: Язык - мясистый снаряд во рту, служащий для подкладки зубам пищи, для распознанья вкуса ее, а также для словесной речи, или, у животных, для отдельных звуков.    
С.И. Ожегова: Язык - подвижный мышечный орган в полости рта, воспринимающий вкусовые ощущения, у человекаучаствующий также в артикуляции.
«Речь»      
 

2. Составить картотеку дидактических игр по обогащению словаря детей дошкольного возраста в разных возрастных группах ДОО по выбранной теме («Мебель», «Одежда», «Транспорт», «Труд взрослых», «Школа») в форме таблицы с указанием возрастной группы и названием лексической темы по обогащению словаря детей дошкольного возраста (количество: 5-7).

- Название лексической темы;

- Название игры;

- Возрастная группа детей;

- Примерный словарь игры;

- Краткое описание игры.

Образец оформления картотеки в форме таблицы:

(Транспорт)

№ п/п Название игры Возрастная группа детей Примерный словарь игры Краткое описание игры
  «Что общего?»   «Что за чудо-грузовик?» «Небылица»     «Тише едешь — дальше будешь». «Угадай, что это?»     Первая младшая Колёса, мотор, бензобак, руль, штурвал, шасси.     Самосвал, грузовик-фургон, грузовик-бочка, бетономешалка,     Гудит, взлетает, приземляется, выпускает шасси, заправляется топливом…     Цель: выделение общего и различного в предметах транспорта. Материал: предметные картинки транспортных средств. Ход игры. Воспитатель показывает картинки с транспортом. Уточняет из чего состоит тот или иной вид. Дети находят общее. Цель:уточнять представления детей о разнообразии специальных транспортных средств; упражнять в практическом усвоении простейших приёмов словообразования; Материал:гараж (коробка) и предметные картинки разнообразных транспортных средств. Цель:учить сосредоточивать внимание детей на содержании небылицы, рассуждать, т.е. стимулировать переход к логическому мышлению. Взрослый. Послушайте стишок-небылицу и скажите, бывает ли так? Транспорт Сяду я на самолёт — У него мотор ревёт. Он помчится под землёй, Покатает нас с тобой. Самолёт летит легко Выше туч и облаков, Выше дач, деревьев выше, И садится он на крыши.     Цель: обогащать и активизировать глагольный словарь по теме «Транспорт». Материал:предметные картинки транспортных средств. Ход игры. Взрослый. Скажите,что умеет делать эта машина? Например: «Самолёт летит, громко разворачивается на взлётной полосе, разгоняется, набирает высоту, перевозит грузы и людей…» За каждое правильное слово-действие ребёнок делает шаг вперёд. Каждому ребёнку даётся своя картинка. Побеждает тот, кто больше сделал шагов, т.е. больше всех назвал действий предмета.   Цель: формировать умение ориентироваться на основные признаки описываемого объекта. Ход игры: Воспитатель описывает предмет, дети отгадывают. Второй вариант: дети описывают предмет, воспитатель отвечает.  
  «Восстанови предложение» «Один — много»(с мячом).   «Можно ездить или нет?» Речевой тренинг «Опровержения»   «Чудесная коробка».     Вторая младшая Легковая машина, ехать, дорога: «Легковая машина проехала по дороге!» Самолёт, небо, лететь, высоко. Большой, корабль, волны, плыть.   Лодка – лодки, Машина – машины и т.д.   Санки, самолёт, велосипед, самокат, троллейбус, автобус, сад, стул, стол, самосвал, светофор, пылесос, слон, собака, сапоги.     Предложения опровержения.     Цель: упражнять в практическом усвоении способов согласования слов в простом предложении. Материал: предметные картинки транспортных средств и символические изображения способов движения. Ход игры. Взрослый. Постовой дорожной автоинспекции говорит по рации о своих наблюдениях напарнику. Помогите ему правильно построить предложения. Трасса, по, гоночный автомобиль, мчаться. Магазин, около, мотоцикл, останавливаться. Ехать, тропинка, велосипедист. Цель: активизировать словарь по теме «Транспорт»; закреплять умения детей изменять слово и согласовывать слова. Ход игры. Взрослый называет объект или явление в единственном числе (лодка) и бросает мяч ребёнку. Он отвечает во множественном (лодки) и возвращает мяч педагогу.   Цель: автоматизировать правильное произношение с (сь) в словах; упражнять в составлении простого предложения с заданным словом или группой слов; уточнять представления о средствах передвижения. Материал: коробка и картинки с изображением средств передвижения, а также других предметов, имеющих в названии звук с (сь): санки, самолёт, велосипед, самокат, троллейбус, автобус, сад, стул, стол, самосвал, светофор, пылесос, слон, собака, сапоги. Вариант 1. Дети по очереди вынимают из «гаража» (коробки) картинки; каждый показывает свою, называет изображённый на ней предмет и говорит, можно на нём ездить или нет. Педагог следит за тем, чтобы дети правильно произносили звуки с (сь) в словах, отчётливо выговаривали слова с заданным звуком. Затем просит составить предложение по своей картинке. Вариант 2. Когда ребёнок берёт вторую картинку, называет её, то составляет предложение с двумя словами: «Новые Санки привезли на самолёте». Так продолжает добавлять слова в своё предложение, пока не сделает ошибку. На его место идёт второй игрок и начинает сначала, предварительно перемешав все картинки.   Цель: развивать логическое мышление детей, упражнять в установлении связей между явлениями; развивать связную речь. Ход занятия:Взрослый предлагает заведомо ложное высказывание. Дети придумывают как можно больше опровержений. Автомобили ездят только на бензине. У всех пассажиров есть руль. На лодке можно летать. Самолёт перевозит только людей. Троллейбус мчится по рельсам. Пар двигает электричку. Все летающие аппараты имеют двигатель. У автомобилей деревянные колеса. Трамвай перевозит строительные материалы.   Цель:Активизировать словарь. Дать представление о внешнем виде транспортных средств (машина, её части, поезд, самолёт, пароход). Учить составлять целое из частей. Материал:Коробка, красиво оформленная, машины грузовая и легковая, самолёт, поезд, пароход, картинки с изображением транспортных средств, разрезные картинки с изображением указанного транспорта. Ход игры: Взрослый по одной достаёт игрушки из коробки. Вместе с ребёнком рассматривает и описывает внешний вид игрушек, уточняет названия частей. Ребенок складывает изображения транспорта из двух частей. Для дальнейшего закрепления знаний, предлагается отгадывание загадок о транспорте.    
  «Узнай по описанию»     «Наоборот» «Автомобиль из геометрических фигур» «Так же, как и у машины!» «Станция технического обслуживания»   Средняя Низкий, высокий, маленький, большой, пассажирский, грузовой…   легкая – тяжелая пассажирская – грузовая двигающаяся – неподвижная вредная – полезная огромная – маленькая твердая – мягкая мирная – военная гладкая – шероховатая Квадрат, прямоугольник, круг, треугольник, синий, желтый, красный, зеленый, большой, маленький   Геометрические фигуры.     Крылья – лопасти, лакает – заглатывает, Плавает – летает и т.д.     Станция технического обслуживания, части машины. Цель: развивать воображение, речь (составление описательных рассказов). Материал: набор карточек с изображением разных видов транспорта. Ход игры. Взрослый вызывает одного ребенка, дает ему карточку и предлагает описать, какой автомобиль на ней изображен, но не называть его. Остальные дети угадывают по описанию и называют, какой это автомобиль. Первый из детей, кто правильно угадал, получает следующую карточку и игра продолжается. Цель:расширять словарный запас за счет прилагательных,учить называть противоположные по смыслу слова. Ход игры. Взрослый называет детям слова – признаки автомобиля, задача для детей называть противоположные по значению слова. Цель:развивать воображение,творческое мышление,комбинаторные способности детей. Ход игры: Детям предлагается набор геометрических фигур разного размера и цвета. Задание – используя эти фигуры, «построить» автомобиль (для детей младшего возраста возможно использование карточек с образцами). Цель: активизировать словарь по теме «Транспорт»; развивать мыслительные операции обобщения и классификации, умение систематизировать, классифицировать объекты рукотворного мира, аналитико-синтетические мыслительные операции. Материал: предметные картинки транспортных средств. Ход игры. Взрослый. Выбери подходящее слово(картинку): У самолёта — крылья, а у вертолёта — … (лопасти). Кошка лакает молоко, автомобиль … (заглатывает бензин). Корабль плавает, а самолёт … (летает). Цель: уточнять представления о целостном образе предмета и стимулировать развитие грамотной речи. Материал: предметные картинки транспортных средств. Взрослый. Дети, рассмотрите незаконченные рисунки транспортных средств. На станцию техобслуживания привезли поломанные автомобили, необходимо назвать отсутствующие части, детали и дорисовать их.    
  «Что лишнее?» «Хорошо – плохо»     «Противоречия»     «Едет, плавает, летает». «Дорожная азбука»     Старшая 1. автобус, легковой автомобиль, пожарная машина, велосипед 2. автомобильная дверь, колесо, руль, стол 3. грузовик, автобус, легковой автомобиль, самолет и т. д.   Перевозить тяжелые грузы, перевозить много пассажиров   Беззвучная машина, многоэтажная машина, передвигается по воздуху, заправлять бензином, солнечных батареях.   Наземный и подземный,пассажирский и грузовой, водный и воздушный. Автобус, троллейбус, грузовик, грузовой фургон, пассажирский поезд, самолёт, вертолёт, военный корабль, теплоход, мотоцикл, велосипед.     «Пешеходный переход», «Автобусная остановка», «Берегись автомобиля», «Проезд запрещён», «Остановка запрещена», «Стоянка автотранспорта», «Осторожно, дети!», «Велосипедная дорожка».     Цель:учить детей классифицировать предметы;находить предмет, которыйотличается от остальных по одному или ряду признаков. Материал:набор карточек,на каждой из которых нарисовано несколько предметов, один из которых отличается от остальных.   Цель:учить видеть«тайну двойного»в предметах и явлениях, познакомить детей с противоречивостью явлений через понятие «хорошо – плохо» Ход игры. 1. Когда есть автомобили – это «хорошо». Почему? Например, можно быстро передвигаться, перевозить тяжелые грузы, перевозить много пассажиров, машины красивые, крепкие и т.д. 2. Когда есть автомобили – это «плохо». Почему? Например, автомобиль шумный, тратит много бензина, нуждается в ремонте, нужно много умных людей, чтобы его построить, нужно учиться его водить, учить правила дорожного движения, засоряет атмосферу, можно попасть в аварию и т.д. Цель:учить детей разрешать противоречия,логически мыслить,развивать воображение Примеры возможных противоречий: Машина должна шуметь, чтобы ехать; и не должна, чтобы не мешать людям.     Цель:упражнять детей в классификации транспортных средств по способу,меступередвижения, по назначению; активизировать слова, обозначающие транспортные средства, профессии людей на транспорте, упражнять в практическом усвоении форм творительного падежа. Материал: гараж (коробка) и предметные картинки разнообразных транспортных средств; набор листов формата А4 цветной бумаги. Ход игры: Взрослый. Транспорт может быть наземный и подземный,пассажирский и грузовой, водный и воздушный. Посмотрите на картинки, назовите разные виды транспорта. А теперь разложите все картинки на «зоны», где они передвигаются: голубая — воздух; тёмно-синяя — вода; коричневая — земля. Цель: закреплять знания детей о дорожных знаках, о правилах поведения на дороге. Материал:предметные картинки «Дорожные знаки», атрибуты одежды постового регулировщика. Взрослый. Для того чтобы правильно передвигаться по дороге, нужно знать правила дорожного движения. Расскажите своим друзьям, что обозначают эти дорожные знаки и объясните, что надо делать, когда их увидишь? («П ешеходный переход», «Автобусная остановка», «Берегись автомобиля», «Проезд запрещён», «Остановка запрещена», «Стоянка автотранспорта», «Осторожно, дети!», «Велосипедная дорожка».)    
  «Перечислить способы использования автомобиля» «Кто кем будет? Кто кем был?» «Где чья машина?» «Авторынок» «Умозаключения» .     Подготовительная Передвижение по поверхности земли Перевозить грузы     Железо, запчасти, экологически безвредным, металлолом.     Автобус, автомобиль, пожарная машина, милицейская машина, такси, маршрутное такси, подъёмный кран. Мужчина с портфелем — Мерседес. Пожарные пожарная машина. Доктор и медсестра — скорая помощь. Тракторист (комбайнёр) — трактор, комбайн. Рабочие «дорожной службы» — снегоуборочная, мусороуборочная и т.д.     Рекламный агент, определения машины.   Транспорт, поручни, техника и т.д.   Цель:развивать воображение,логическое мышление. Взрослый предлагает детям перечислить, как можно использовать автомобиль. Цель:учить видеть, как могут меняться предметы и явления во времени. Ход игры. Детям задаются вопросы: 1. чем был раньше автомобиль (железом, запчасти на заводе, автомобиль, передвигаемый лошадьми и т.д.) 2. чем будет автомобиль в будущем (летающий автомобиль, экологически безвредным, металлоломом, будет передвигаться без колес и т.д.) Цель:закреплять знания детей о транспортных средствах;упражнять в соотнесении транспортного средства с его назначением. Материал:предметные и сюжетные картинки к теме«Транспорт». Ход игры. Взрослый. Назовите автомобильный транспорт,который движется по улице города (автобус, автомобиль, пожарная машина, скорая помощь, милицейская машина, такси, маршрутное такси). «Каждый из автомобилей предназначен для выполнения разной работы. Посмотрите на картинки и соедините пассажиров и тот автомобиль, в котором они поедут.» Воспитатель и дети — маршрутное такси, автобус, троллейбус.   Цель: активизировать качественный словарь по теме «Транспорт»; развивать ситуативно-деловую форму общения между сверстниками. Материал: предметные картинки транспортных средств. Дети делятся на 3—4 группы и выбирают по одной картинке транспортного средства на группу. Взрослый. Представьте себя рекламным агентом на авторынке. Попробуйте подобрать как можно больше определений к своей машине, рассказать о ней, чтобы её захотелось приобрести. Каждая команда по очереди называет слово — определение к выбранной ими машине. Повторять слова нельзя. Выигрывает та команда, которая назовёт большее количество слов-определений.     Цель: упражнять детей в установлении причинно-следственных связей; развивать связную речь детей при объяснении своих ответов. Взрослый. Закончите правильно предложение: В автобусе нельзя баловаться, потому что… В транспорте надо держаться за поручни, чтобы … Корабли строят, чтобы … Самолёт быстрее поезда, потому что… Колёса круглые, потому что… Автомобиль не едет под водой, потому что … На стройке много техники, потому что… В городе много разного транспорта, чтобы… Людям нужны специальные машины, чтобы … и т.д.    

 

3. Подобрать художественное слово (стихотворения, потешки, пословицы, поговорки, загадки), используемые при ознакомлении дошкольников с окружающим миром по одной из тем «Животные», «Птицы», «Растения». (Таблица с указанием возрастной группы и названием лексической темы).

Образец оформления таблицы:

(Животные)

№ п/п Возрастная группа детей Потешки Пословицы Поговорки Загадки Стихотворения  
  1 младшая   Ходит кот по лавочке, Водит кошку за лапочки: Топы, топы по лавочке! Цапы-цапы за лапочки! Котя, котенька-коток, котя – серенький хвосток! Приди, котик, ночевать, Мою деточку качать, Прибаюкивать. Божья коровка, Где твои детки: Во глубокой ли норе, На высокой ли горе?     Петушок, петушок, Золотой гребешок, Выгляни в окошко, Дам тебе горошка. У медведя во бору Грузди, рыжики беру. А медведь молчит, Не рычит и не урчит. Я и меду наберу. «Ррру!» А я убегу. Давно кошка умылась, а гостей нет.   Не успела кошка умыться, а гости наехали.   Будто корова языком слизнула.   Корова на дворе, а вода на столе.   И собака помнит, кто ее кормит.   Конь бежит, земля дрожит.   Это еж — его руками не возьмешь.   Голод и волка из леса выгонит.   Хитрая плутовка, рыжая головка, Хвост пушистый - краса! А зовут ее...(лиса) Комочек пуха, длинное ухо, Прыгает ловко, любит морковку. (заяц)   Он сидит послушный очень, Лаять он совсем не хочет, Шерстью он большой оброс, Ну конечно это - (пёс).   Каждый вечер, так легко, Она даёт нам молоко. Говорит она два слова, Как зовут её - (корова).   Хожу в пушистой шубе, Живу в густом лесу. В дупле на старом дубе Орешки я грызу. (белка)     Медведь Я медведь живу в лесу, Зимой в берлоге крепко сплю. А когда придёт весна, Просыпаюсь я от сна. И брожу в густом лесу. Друзей лесных своих ищу.   Лиса Я хитрая лисица. Живу в густом лесу. Мышей, птенцов и зайцев, Уж очень я люблю. А если до деревни, Тихонько доберусь, То берегитесь куры, И вкусный, жирный гусь. Заяц Заяц, он живёт в лесу, Боится встретить он лису. Быстро бегает по горкам, И грызёт кору у ёлки. Чтобы скрыться от лисы. Шубку он меняет. Зимой белая она, весной серая бывает.  
  2 младшая Плачет зайка на опушке Отморозил свои ушки. Как нам ушки отогреть? Нужно ушки растереть. Береги здоровье зайка. И смотри не замерзай-ка!   Скок, да поскок, Молодой дроздок По водичку пошел, Молодичку нашел. Молодиченька - Невеличенька: Сама с вершок, Голова с горшок. Гоп! Гоп! Конь живой, И с хвостом, и с гривой. Он качает головой, Вот какой красивый!   На дворе горка, Под горкой норка. В этой норке крот Норку стережет. Серенькая мышка Хвостиком виляла. Серенькая мышка В речку упала. Добрые детишки Помогите мышке Выбраться наружу Из воды на сушу! Заяц не трус, он себя бережет.   Два медведя в одной берлоге не уживутся.   Кошки грызутся — мышам раздолье.   Свинья в золотом ошейнике всё свинья.   Кусают и комары до поры.   Волка ноги кормят.   Не все коту масленица.   Кусают и комары до поры.   Лошадь человеку - крылья.   Кот из дома — мыши в пляс.     Рыжая плутовка, Хитрая да ловкая, К нам в сарай попала, Кур пересчитала. (лиса) Он кудрявый даже, очень, Шашлыком он стать не хочет, Средь овец он — великан, И зовут его … (баран)   Ночью он совсем не спит, Дом от мышек сторожит, Молоко из миски пьёт, Ну конечно это - (кот).   В холод он в берлоге спит Тихо в дырочки сопит Как проснется, ну реветь, И зовут его … (медведь) Всё время по лесу он рыщет, Он в кустах кого-то ищет. Он из кустов зубами щёлк, Кто скажите это - (волк). Ёж На спине моей иголки, Я живу под пнём у ёлки, Хоть я маленький зверёк, Но в иголках моих толк. Даже волка и лису, Обмануть могу в лесу. Волк Я сердитый, серый волк. Я в зайчатах знаю толк. На тропе моей лесной, Не ищи ты встреч со мной. Если только догоню. В раз тебя я проглочу.   Белка У меня пушистый хвост, Ну а глазки зорки. Я живу в дупле большом, На высокой ёлке. Быстро я сорву грибок, Съем его у ёлки, Но, а шишек наберу, И в дупло скорей несу.  
  Средняя Ходит конь по бережку, Вороной по зеленому, Он головушкой помахивает, Чёрной гривушкой потряхивает, Золотой уздой побрякивает. На воротах сорока, На заборе ворона, На дороге воробей – Клюет конопель. Привяжу я козлика К белой березке, Привяжу рогатого К белой березке: – Стой, мой козлик, Стой, не бодайся! Белая березка, Стой, не качайся!   По синю морю корабль бежит, Серый волк на носу стоит, А медведь паруса крепит. Без собаки зайца не поймать. Не ищи зайца в бору: на опушке сидит. Заяц трус - и тот охотиться любит.   Маленькая лошадь - маленький хомут. Пуганый заяц и пенька боится.   Волк коню не товарищ.   Знай, кошка, свое лукошко.     Зайца в поле не догонишь.   Лиса семерых волков проведет.   Медведь неуклюж, да дюж.   Пусть она - как есть, плутовка, От макушки до хвоста. Шубка, рыжая головка, Как зовут ее? (лиса)     На Дюймовочке решил жениться, Девочку спасла лишь птица, Зерном он набивает рот, Ну конечно это - (крот). Он серый, большой, На четырёх столбах, Посмотришь на него, И скажешь только, ах! Хобот кверху поднимает, Всех из фонтана поливает, Мне скажите, кто же он? Ну конечно это - (слон).   Серая шубка, мех серебристый, Очень красивая, хвостик пушистый, Если вам немного повезёт, Орешек из руки у вас возьмёт. А от вас летит как стрелка, Ну конечно это - (белка).   По тропинке в лесу, Я большое яблоко несу, На иголки я похож, Звать меня конечно - (ёж).   МЕДВЕЖОНОК Медведица ласково сына качает. Малыш веселится. Малыш не скyчает. Он дyмает, это смешная игpа, Hе зная, что спать медвежатам поpа.   ЁЖИК И ДОЖДИК Ёжик, ёжик, Видишь: дождик Так и льёт Как из ведра. Может, на небе дыра? Что сидеть без толку? Доставай иголку. По тропинке В горку Топай, Дырку на небе Заштопай.   БУРУНДУК — Бурундук, бурундук, Открывай свой сундук, Покажи, что для нас В сундуке ты припас? — Я бы рад, нет ключей, Уронил их в ручей, Не открыть сундука Без ключей мне никак.    
  Старшая
Козушка-белоногушка По лесу ходила, Волка дразнила: - А я волка не боюсь, Я серого не страшусь: Я от серого от волка Под берёзкой схоронюсь.

Медведь топтучий,
Разгони тучи.
Разгони тучи -
Дам овса кучу.
Разгони туман -
Дам пирог румян.

Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснется Васька-кот,
Разобьет весь хоровод.

Пошел котик на торжок,
Купил котик пирожок,
Пошел котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли есть,
Или Бореньке снесть?
Я и сам укушу
Да и Бореньке снесу.

 

 

Жил-был у бабушки серенький козлик,
Вот как, вот как, серенький козлик,
Бабушка козлика очень любила,
Вот как, вот как, очень любила.
Вздумалось козлику в лес погулять,
Вот как, вот как, в лес погулять,
Напали на козлика серые волки,
Вот как, вот как, серые волки.
Оставили бабушке рожки да ножки,
Вот как, вот как, рожки да ножки.

Заяц сед: уж навидался он бед. И заяц от толпы не удерет.   Лисичка всегда сытей волка бывает. За двумя зайцами гоняться – ни одного не поймать.   Всяк кулик свое болото хвалит.   Зайца на барабан не выманишь.     Всякая лиса свой хвост хвалит.   Два медведя в одной берлоге не живут.   Знаем, лиса, про твои чудеса.   По пустыне он идёт, Груз несёт, не ест, не пьёт. Передать бы два-три блюда Для несчастного (осла)   В сумке тёплой и большой Мама носит их с собой. Два чудесных малыша В сумке едут не спеша.(кенгуру)   Царь зверей он и не диво – Вон какая роскошь – грива! Хоть кошачий рык, но грозный, Лапы – мощь, и взгляд серьезный.(лев)   Надели коняшки Морские тельняшки.(зебра)   Сердитый недотрога Живёт в глуши лесной. Иголок очень много, А нитки ни одной. (ёж)     Стихи про лошадь Лошадка по кругу бежала рысцой Так радостно, быстро, цок-цок: Хороший денек, и на сердце покой, И дали с утра сахарок! Ей в гриву красивые ленты вплели И долго чесали бока; Лошадка, почти не касаясь земли, По кругу плыла в облаках…   ЕНОТ Енот построил новый дом, Так хорошо живётся в нём: Светло, тепло, опрятно — И на душе приятно. Стихи про барана Есть у каждого барашка Симпатичная рубашка. Шерстяная есть рубашка… Без единого кармашка! А куда кладут барашки Карамель в цветной бумажке, Телефон, свисток, платочек, Сладкий сахара кусочек, Интересную находку, А ещё густую щётку, Чтоб расчесывать колечки, И подарок для Овечки?  
  Подготовительная Ранним-рано поутру Пастушок ту-ру-ру-ру! А коровки в лад ему Затянули: «Му-му-му!» Ты, коровушка, ступай В чисто поле погуляй, А вернешься вечерком, Нас напоишь молочком. Села баба на клюку, Поехала к старику. Старик Корнил Поросят кормил. Поросята полосаты, Они на небо глядят. Они на небо глядят – С неба звездочки летят. С неба звездочки летят, Рассыпаются, Поросята полосаты Разбегаются! Заюшка кораблик за веревку ведет, Лисичка из-за кустика хитро глядит: Как бы зайку украсть, Как бы верёвку сорвать. Козонька рогатая, Козонька бодатая Убежала за плетень, Проплясала целый день. Ножками коза Топ-топ! Глазками коза Хлоп-хлоп! По дорожке, по дорожке Ходит маленькая кошка В маленькие лапки Спрятала царапки. Если вдруг захочет- Коготки поточет. Цап-царап! Мы купили кошке К празднику сапожки, Причесали ей усы, Сшили новые трусы. Только как их надевать? Хвостик некуда девать!   Заяц от лисы, а лягушка от зайца без оглядки улепётывает.   И медведь из запасу лапу сосет.   Сколько волка ни корми, а он все в лес смотрит. . У ребят, что у зайчат, - по два зуба.   Дареному коню в зубы не смотрят.   стережет. Пешком волка не догнать. Собака за зайцем, а заяц за волей. У Лисы Патрикеевны ушки на макушке.   Волка ноги кормят.   Любит, как волк овцу.   Белку ловить - ножки отбить.   Лиса сытее волка живет.   У волка всего одна песенка.   Хвост пушист, быстра сноровка, Золотисто-рыжий мех. Если голодно, плутовка Кур считает лучше всех.   На гору бегом, с горы кувырком. У косого нет берлоги, Не нужна ему нора. От врагов спасают ноги, А от голода – кора.   Огромная кошка по лесу скачет, В ушках серёжки она не прячет, Ей не скажешь слова - брысь, Потому, что это - (рысь).   Царь зверей раскатисто рычит, Всех зверей собрать спешит, На камень грациозно сев, Скажите, кто же это - (лев).   Стих о Лисёнок Хитрый, маленький Лисенок Только вылез из пеленок, Натворил немало дел: У енота рыбку съел, Барсуку набил он шишку, Мишке разорвал штанишки, Дернул зайчика за хвост И волчонку щелкнул нос. С хомяком затеял драку, Испугался лишь собаку. Невоспитанный ребенок Этот маленький Лисёнок.   Про зайца Заяц в лес бежал по лугу. Я из лесу шёл домой. Бедный заяц с перепугу Так и сел передо мной! Так и обмер, бестолковый, Но, конечно, в тот же миг Поскакал в лесок сосновый, Слыша мой весёлый крик. И ещё, наверно, долго С вечной дрожью в тишине Думал где-нибудь под ёлкой О себе и обо мне. Думал, горестно вздыхая, Что друзей-то у него После дедушки Мазая Не осталось никого. Рысь Рысь - хищница такая, Что только берегись! Сидит на ветках тихо, И караулит дичь. Хотя она похожа на кошку и кота, Но зайцу лучше не встречать. Рысь просто никогда.    


4. Подобрать игры для формирования грамматически правильной, интонационно-выразительной речи детей дошкольного возраста разных возрастных групп (на выбор) по одной из лексических тем («Мебель», «Одежда», «Транспорт», «Труд взрослых», «Школа»). (Таблица с указанием возрастной группы и названием лексической темы). (Количество: 3-5).

 

Образец оформления картотеки в виде таблицы:

(Одежда)

№ п/п Название игры Возрастная группа детей Краткое описание игры Комментарий
  «Уложим куклу спать»     «Кукла проснулась» «Какая бывает одежда»   Первая младшая Цель: познакомить с предметами одежды, ее деталями, рисунком, цветом. Оборудование: кукла с комплектом кукольной одежды, кукольная кроватка. Цель: уточнить названия кукольной одежды, ее деталей, рисунка, цвета. Оборудование: кукла на кроватке, комплект кукольной одежды.   Цель: Развитие правильной, грамотной речи, логического мышления. Взрослый предлагает ребенку уложить куклу спать. Ребенок раздевает куклу а взрослый комментирует его действия: «Сначала надо снять платье и повесить его на спинку стула. Чтобы снять платье, надо расстегнуть пуговицы» и т. д. По ходу игры взрослый должен активизировать речь ребенка, задавая наводящие вопросы: «Что надо расстегнуть на платье?» Если малыш затрудняется ответить, взрослый отвечает сам. Взрослый демонстрирует ребенку куклу, которая спит на кроватке. Затем он объясняет, что кукла проснулась, и ее нужно одеть. Ребенок одевает куклу, а взрослый сопровождает его действия речью: «Оденем кукле маечку, чистую белую маечку». Для активизации речи детей взрослый задает ребенку вопросы: «Что ты надеваешь кукле? Какого цвета маечка?»     Внести в группу куклы. Одна одета по летнему, Другая по зимнему. Составляем рассказ: «Кто как одет?»
  «Нарядим куклу»     «Один – много»     «Кто больше действий назовёт». Вторая младшая Цель: активизировать словарь по теме. Оборудование: картонная кукла, набор бумажной одежды.   Цель: Упражнять детей в образовании множественного числа существительных в именительном и родительном падежах. Научить умению слушать сверстника и отзываться вовремя, когда речь идет об одинаковых предметах. Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы. Оборудование: картинки: предметы одежды, Взрослый предлагаем ребенку одеть куклу для разных ситуаций (кататься па лыжах, на праздник, на пляж и т. д.). Ребенок одевает ее, например, на прогулку. Взрослый описывает одежду куклы; «Наденем кукле синее пальто. У пальто есть воротник, рукава, карманы. Застегивается оно на пуговицы». Активизируя речь ребенка, взрослый спрашивает: «Где у пальто рукава? Покажи. Что ты показал?».   Парные картинки с изображениями одежды, на одной из которых нарисован один предмет, а на другой — несколько таких же предметов. В начале воспитатель выкладывает предметные картинки с изображением одного предмета. Ребенок составляет простое предложение: «Одно платье»… и.т.д.. Затем воспитатель выкладывает картинки, где изображено много предметов. Ребенок составляет предложение.     Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках. Что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать;что можно делать с куклой? (играть, одевать, обувать) и т.д.
  «Подбери признаки» «Составь рассказ» «Репортер» Средняя Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.   Цель: Учить составлять небольшие рассказы об одежде.   Цель:Учить отвечать на вопросы, активизировать словарь по теме. Воспитатель называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое?), ребёнок отвечает. Куртка (какая?) – красная, теплая, зимняя… Сапоги (какие?) – коричневые, удобные, теплые… Шарф (какой?) – пушистый, вязанный… Перчатки (какие?) – кожаные, белые... Шляпа (какая?) – черная, большая… Туфли (какие?) – осенние, красивые… Платье (какое?) - новое, нарядное, зеленое… Рубашка (какая?) - белая, праздничная…. Шуба (какая?) - меховая, теплая… Дети учатся составлять рассказы об одежде. Воспитатель приводит пример: (Где можно купить, сшить, как одевать)     Ребёнку дают в руки игрушечный микрофон, и он отвечает на вопросы журналиста. В руках педагога тоже микрофон. План вопросов: Что это? (Головной убор …). Из каких частей состоит? Какого цвета? В какое время года носят? Кто одевает? (мужчины, женщины, дети).  
  «Кто во что одет?» «Распутай слова» «Подбери признаки»   Старшая Цель: сравнить одежду мальчика и девочки, активизировать словарь по теме. Оборудование: картинки с изображением мальчика и девочки.     Цель: учить составлять предложения, используя данные слова.     Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.   Взрослый сравнивает одежду детей: «У Насти -платье, и у Саши рубашка и брюки. У Папиного платья рукава короткие, а у Сашиной рубашки -длинные» и т.д. Ребенка взрослый активизирует вопросами: «Какая одежда у Насти? А у Саши? Какого цвета Настино платье?» Если ребенок затрудняется, взрослый сам отвечает на вопросы.   Слова в предложении перепутались. Попробуйте расставить их на свои места. Что получится? Воспитатель предлагает несколько наборов слов.     Воспитатель называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое?), ребёнок отвечает. Куртка (какая?) – красная, теплая, зимняя… Платье (какое?) - новое, нарядное, зеленое… Рубашка (какая?) - белая, праздничная…. Шуба (какая?) - меховая, теплая…
  «Какой? Какая? Какое?» «Где начало рассказа?» «Чей? Чья? Чьё?» «Исправь ошибку»   Подготовительная Цель: закрепить умение соотносить предмет и его признак. Закрепить согласование прил. с сущ. в роде, числе.     Цель: учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.     Цель:формировать умение образовывать притяжательные прилагательные.   Цель: учить понимать значение притяжательных местоимений.     .     Воспитатель показывает картинки с изображением одежды. Детям предлагается найти предметы, к которым можно задать вопрос «какой?» и ответить на вопрос, подбирая символы качеств.     Ребенку предлагается составить рассказ опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.     Воспитатель называет слово и задаёт вопрос (чей? чья? чьё?), ребёнок отвечает. Шарф (чей?) — мамин, Шляпка (чья?) — бабушкина, Поднос (чей?) - дедушкин, Книга (чья?) – бабушкина, Тапочек (чей?) – дедушкин.   Взрослый заведомо говорит неправильно, а ребенок, если слышит ошибку, исправляет ее. Произнести несколько предложений правильно, пусть ребенок поразмышляет. Необхо


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: