Приложение 1
Задание 1.
Разместите шарик в верхней точке наклонной плоскости. У основания наклонной плоскости разместите деревянный брусок. Отпустите шарик с наклонной плоскости.
- Что вы наблюдаете?
- Какая физическая величина изменилась у бруска после столкновения с шариком?
- Какое из тел, используемых в данном опыте, действует на другое, а какое испытывает на себе действие другого тела?
Увеличьте угол наклона наклонной плоскости и проделайте то же самое.
- Как изменились результаты наблюдений? Почему?
Сформулируйте вывод.
Задание 2.
Поднесите магнит к гвоздику, висящему на нити.
- Что вы наблюдаете?
- Какая физическая величина изменилась у гвоздика после поднесения магнита?
- Какое из тел, используемых в данном опыте, действует на другое, а какое испытывает на себе действие другого тела?
Поднесите к гвоздику два магнита, сложенных вместе одинаковыми полюсами.
- Как изменились результаты наблюдений? Почему?
Сформулируйте вывод.
Задание 3.
Подвесьте к пружине один груз?
- Что вы наблюдаете? (напоминание: «Явление изменения формы или объема тела называется деформацией »)
- Какое из тел, используемых в данном опыте, действует на другое, а какое испытывает на себе действие другого тела?
Подвесьте к пружине еще один груз. Затем еще один.
- Как изменились результаты наблюдений? Почему?
Сформулируйте вывод.
Задание 4.
Сконструируйте скамейку из двух брусков и пластиковой линейки. Поставьте на линейку один груз.
- Что вы наблюдаете? (напоминание: «Явление изменения формы или объема тела называется деформацией »)
- Какое из тел, используемых в данном опыте, действует на другое, а какое испытывает на себе действие другого тела?
Поставьте на линейку еще один груз.
- Как изменились результаты наблюдений? Почему?
Сформулируйте вывод.
Задание 5.
Расположите перед собой линейку как показано на рисунке. Попробуйте подействовать на линейку пальцем, дотрагиваясь до нее поочередно в тех точках, которые обозначены на рисунке.
Расположите перед собой деревянный брусок и попробуйте на него подействовать своей рукой, прикладывая силу в тех точках, которые обозначены на рисунке.
- Что вы наблюдали?
Какой можно сформулировать вывод?
Приложение 2
Силы в природе и технике
Объекты взаимодействия | Численное значение силы, Н |
Сила притяжения между Землей и Солнцем | 35 000 000 000 000 000 000 000 |
Сила притяжения между Землей и Луной | 200 000 000 000 000 000 000 |
Сила давления при изготовлении искусственных алмазов | 1 000 000 |
Сила тяги тепловоза | 600 000 |
Сила удара футболиста по мячу | 10 000 |
Сила удара боксера | 5 000 |
Сила звукового давления у порога слышимости | 0,000 000 001 |
Сила, развиваемая работающим сердцем в начальной фазе сокращения | |
Сила, развиваемая работающим сердцем в конечной фазе сокращения |
Вопросы:
- Для каких из приведенного списка объектов значение силы максимально?
- Для какого из приведенного в таблице объекта значение силы минимально?
- Какой из этих примеров вызвал у вас удивление? Почему?
- Сколько грузов массой по 100 г каждый нам нужно взять в руку, чтобы ощутить на себе силу тяги электровоза? силу, развиваемую работающим сердцем?
- Выразите силу тяги тепловоза в килоньютонах и меганьютонах.
- В каких кратных единицах (килоньютонах или меганьютонах) удобнее представить значение для силы удара боксера?
Приложение 3
Кроссворд
Тема «Сила»
Вопросы:
1.Явление изменения формы или объема тела.
2.Исаак Ньютон – не только известный физик, но и знаменитый - ….
3.Какая приставка для образования кратных единиц измерения означает 1000?
4.Физическая величина, которая является мерой действия одного тела на другое.
5.Процесс изготовления монет.
6.Единица измерения силы.
7.Какая физическая величина изменяется у тела, на которое подействовала сила?
Приложение 4
Краткая биография Исаака Ньютона
Исаак Ньютон – английский ученый, родился 25 декабря 1642 в деревне Вулсторп в семье фермера. Чтению, письму и несложным арифметическим действиям Исаак научился, посещая две местные школы. Ни с кем из сверстников он не дружил. Играть с ним не любили, так как он предпочитал игры, требующие сообразительности, и при этом всегда выигрывал.
В 1655 г Исаак покидает родную деревню и поступает учиться в Королевскую школу в Грэнтэме. Несмотря на свои природные способности, учился он поначалу плохо, занимая в списке успеваемости предпоследнее место. Однако после случившейся как-то драки с одноклассником он решает доказать, что может обойти того в списке успеваемости, и, увлекшись учебой, начинает обгонять одного за другим всех остальных учеников класса. Вскоре Исаак становится самым лучшим учеником школы.
В детстве Ньютон был склонен к мечтательности и задумчивости. Он увлекался стихами, рисовал и много мастерил: им были сконструированы ветряная мельница, солнечные и водяные часы, бумажные змеи и т.д.
В 1661 г Ньютон поступает в колледж при Кембриджском университете. Начав учебу в качестве сабсайзера (так назывались бедные студенты, выполнявшие для заработка обязанности слуг в колледже), он через четыре года становится бакалавром искусств.
В 1665 г в Англии распространилась эпидемия чумы, спасаясь о т которой жители городов начали уезжать в малонаселенные деревни. Ньютон также покидает Кембридж и возвращается домой. Два года, проведенные в деревне, вдали от городской суеты, оказались для него очень плодотворными. Им было сделано множество открытий, которые очень известны сегодня в области математики.
В 1667 г Ньютон, успешно сдав экзамены, становится младшим членом колледжа, а через полгода – страшим членом. В этом же году он получает звание магистра искусств. Тогда же он изобретает телескоп-рефлектор.
После опубликования работ по математике о Ньютоне начинают говорить как о великом математике. После усовершенствования телескопа ученый вызвал огромный интерес среди научного общества. Ньютон становится академиком.
С 1684 г Ньютон работает над главным трудом своей жизни -«Математические начала натуральной философии». В предисловии к своей книге он пишет: «Сочинение это нами предлагается как математические основы физики. Вся трудность физики, как будет видно, состоит в том, чтобы по явлениям движения распознать силы природы, а затем по этим силам объяснить остальные явления». В этой книге Ньютон вначале определяет основные физические понятия: массу, силу, количество движения … Много места в книге занимает теория движения тел в жидкостях и газах. В виде каких-либо математических формул Ньютон свои законы никогда не записывал, он всегда их формулировал словами. Своим трактатом «Математические начала натуральной философии» Ньютон создал научную картину мира, которая долгое время господствовала в науке.
В 1696 г Ньютона назначают смотрителем Монетного двора, а через два года – его директором. Находясь на этом посту, он проделал большую работу по перечеканке монет и разоблачению фальшивомонетчиков.
В 1703 г Ньютон избирается президентом Лондонского королевского общества, а спустя два года королева Анна возводит его в рыцарское достоинство.
Умер Ньютон в Кенсингтоне 31 марта 1727 г в возрасте 84 лет.
Ньютону принадлежат слова: «Не знаю, каким представляет себе меня мир, но самому себе я кажусь просто ребенком, который играет на морском берегу и забавляется, отыскивая лучше обкатанные камешки или более красивые, чем обычно, ракушки, в то время, как великий океан истины лежит передо мной совершенно неразгаданный».
Отдавая дань трудам великих предшественников, Ньютон говорил, что если он и «видел дальше, чем другие, то лишь потому, что стоял на плечах гигантов».
Ответьте, пожалуйста, на вопрос после ознакомления с биографией Исаака Ньютона:
Так ли «велик» Ньютон, что в его честь даже назвали единицу измерения силы? Аргументируйте свой ответ.
Ответьте, пожалуйста, на вопрос после ознакомления с биографией Исаака Ньютона:
Чем вас удивила биография Ньютона?
Ответьте, пожалуйста, на вопрос после ознакомления с биографией Исаака Ньютона:
О каких личностных качествах Ньютона можно говорить на основании информации, представленной в данном тексте?
Ответьте, пожалуйста, на вопрос после ознакомления с биографией Исаака Ньютона:
Что имел в виду ученый, говоря о наличии «неразгаданного океана истины»?
Ответьте, пожалуйста, на вопрос после ознакомления с биографией Исаака Ньютона:
Какое у вас сложилось впечатление об отношении Ньютона к другим ученым – его предшественникам?