Методики тестирования общей физической работоспособности




Билет 1.

Вопрос.

. Комплексный контроль - это измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня подготовленности спортсмена (используются педагогические, психологические, биологические, социометрические, спортивно-медицинские и другие методы и тесты).

Комплексность контроля реализуется только тогда, когда регистрируются три группы показателей:

1. показатели тренировочных и соревновательных воздействий;

2. показатели функционального состояния и подготовленности спортсмена, зарегистрированные в стандартных условиях;

3. показатели состояния внешней среды.

Вопрос.

Общая физическая подготовка предполагает разностороннее развитие физических качеств, функциональных возможностей и систем организма спортсмена, слаженность их проявления в процессе мышечной деятельности. В современной спортивной тренировке общая физическая подготовленность связывается не с разносторонним физическим совершенством вообще, а с уровнем развития качеств и способностей, оказывающих опосредованное влияние на спортивные достижения и эффективность тренировочного процесса в конкретном виде спорта. Средствами общей физической подготовки являются физические упражнения, оказывающие общее воздействие на организм и личность спортсмена. К их числу относятся различные передвижения - бег, ходьба на лыжах, плавание, подвижные и спортивные игры, упражнения с отягощениями и др.

Общая физическая подготовка должна проводиться в течение всего годичного цикла тренировки.

Вопрос.

Предстартовое состояние - это комплекс изменений физиологических и психических функций, возникающих до начала выступления спортсмена в соревнованиях.

Виды: 1. Боевая готовность обеспечивает наилучший психологиче­ский настрой и функциональную подготовку спортсменов к работе. Наблюдается оптимальный уровень физиологических сдвигов− повышен­ная возбудимость нервных центров и мышечных волокон, адекватная вели­чина поступления глюкозы в кровь из печени, благоприятное превышение концентрации норадреналина над адреналином, оптимальное усиление частоты и глубины дыхания и частоты сердцебиений, укорочение времени двигательных реакций.

2. Предстартовая лихорадка в случае ее возникновения возбу­димость мозга чрезмерно повышена, что вызывает нарушение тонких механизмов межмышечной координации, излишние энерготраты и преж­девременный до рабочий расход углеводов, избыточные кардиореспираторные реакции. При этом у спортсменов отмечена повышенная нервоз­ность, возникают фальстарты, а движения начинаются в неоправданно бы­стром темпе и вскоре приводят к истощению ресурсов организма.

3. Предстартовая апатия она харак­теризуется недостаточным уровнем возбудимости ЦНС, увеличением времени двигательной реакции, невысокими изменениями в состоянии скелетных мышц и вегетативных функций, по­давленностью и неуверенностью в своих силах спортсмена.

Чрезмерные предстартовые реакции снижаются у спортсменов по мере привыкания к соревновательным условиям.

На формы проявления предстартовых реакций оказывает влия­ние:

а) тип нервной системы: у спортсменов с сильными уравновешен­ными нервными процессами – сангвиников и флегматиков чаще наблюдается боевая готовность, у холериков – предстартовая лихо­радка; меланхолики в трудных ситуациях подвержены предстарто­вой апатии;

б) предстартовые установки− умение тренера провести необходимую беседу, переключить спортсмена на другой вид деятельности способствует оптимизации предстартовых состояний;

в) массаж;

г) правильно проведенная разминка− в случае предстартовой лихорадки необходимо проводить разминку в невысоком темпе, подключить глубокие рит­мичные дыхания (гипервентиляцию), так как дыхательный центр оказывает мощное нормализующее влияние на кору больших полу­шарий. При апатии, наоборот, требуется проведение разминки в бы­стром темпе для повышения возбудимости в нервной и мышечной системах.

Билет 2.

Вопрос.

Соревновательная деятельность является главным системообразующим и интегрирующим фактором, наиболее существенно влияющим на все остальные элементы спортивной деятельности.

В циклических видах спорта преобладают объективные критерии оценки соревновательной деятельности: время; дистанция; дальность прыжка и т.д.

Комплексный контроль — это измерение и оценка различных показателей с целью определения уровня подготовленности спортсмена (используются педагогические, пси­хологические, биологические, социометрические, спортивно-ме­дицинские и другие методы и тесты).

На основе комплексного контроля можно правильно оценить эффективность спортивной тренировки, выявить сильные и сла­бые стороны подготовленности спортсменов, внести соответству­ющие коррективы в программу их тренировки, оценить эффективность избранной направленности тренировочного процесса, того или иного принятого решения тренера.

Контроль за соревновательными воздействиями имеет два направ­ления: контроль за результатами соревнований в циклах подго­товки и измерение и оценка эффективности соревновательной деятельности.

Контроль за результатами соревнований заключается в оценке эффективности выступления в соревнованиях в определенном (чаще всего годичном) цикле подготовки. Динамика показателей соревновательной деятельности в цикле тренировки часто исполь­зуется как критерий, позволяющий оценить состояние спортив­ной формы спортсмена.

Измерение и оценка эффективности соревновательной деятельно­сти. Современная измерительная и вычислительная техника по­зволяет регистрировать десятки различных показателей соревнова­тельного упражнения и соревновательной деятельности. Так, на­пример, в таком простом упражнении, как бег на 100 м, можно измерить время реакции спринтера, время достижения им макси­мальной скорости, время ее удержания и падения, длину и частоту шагов на различных участках дистанции, время опоры и полета, горизонтальную и вертикальную составляющие усилий, колебания общего центра масс, углы в суставах в различных фазах опорного и полетного периодов и т.д. Зарегистрировать их все, а потом проана­лизировать, сопоставляя с критериями тренировочной деятельности и показателями, характеризующими подготовленность спортсме­нов, тренеру просто невозможно. Поэтому необходимо выбрать из множества показателей соревновательного упражнения только информативные, которые и должны измеряться в ходе контроля.

Оценка состояния подготовленности спортсмена проводится в ходе тестирования или в процессе соревнований и предусматривает:

· оценку специальной физической подготовленности;

· оценку технико-тактической подготовленности;

· оценку психологического состояния и поведения на соревнованиях.

Оценка состояния здоровья и основных функциональных сис­тем проводится, как правило, медико-биологическими методами.

Оценка специальной физической подготовленности складывается из отдельных оценок уровня основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости и гибкости. При этом основное внима­ние уделяется ведущим для данной спортивной дисциплины фи­зическим качествам или отдельным способностям, составляющим эти обобщенные понятия.

Оценка технической подготовленности. Контроль за техничес­кой подготовленностью заключается в оценке количественной и качественной сторон техники действий спортсмена при выполне­нии соревновательных и тренировочных упражнений.

Оценка тактической подготовленности. Контроль за тактичес­кой подготовленностью заключается в оценке целесообразности действий спортсмена (команды), направленных на достижение успеха в соревнованиях.

Обычно контроль тактической подготовленности совпадает с контролем соревновательной деятельности.

Вопрос.

Контроль за техничес­кой подготовленностью заключается в оценке количественной и качественной сторон техники действий спортсмена при выполне­нии соревновательных и тренировочных упражнений.

Контроль техники осуществляют визуально и инструменталь­но. Критериями технического мастерства спортсмена являются объем техники, разносторонность техники и эффективность.

Объем техники определяется общим числом действий, ко­торые выполняет спортсмен на тренировочных занятиях и сорев­нованиях. Его контролируют, подсчитывая эти действия.

Разносторонность техники определяется степенью раз­нообразия двигательных действий, которыми владеет спортсмен и использует их в соревновательной деятельности. Контролируют число разнообразных действий, соотношение приемов, выпол­ненных в правую и левую сторону (в играх), атакующих и оборо­нительных действий и др.

Эффективность техники определяется по степени ее близости к индивидуально оптимальному варианту. Эффективная техника — та, которая обеспечивает достижение максимально возможного результата в рамках данного движения.

Спортивный результат — важный, но не единственный критерий эффективности техники. Методы оценки эффективности техники основаны на реализации двигательного потенциала спортсмена.

В циклических видах спорта особенно важны показатели экономичности техники, так как отмечается вполне четкая зако­номерность — обратно пропорциональная зависимость между уров­нем технического мастерства и величиной усилий, физических затрат на единицу показателя спортивного результата (метра пути).

Оценка тактической подготовленности. Контроль за тактичес­кой подготовленностью заключается в оценке целесообразности действий спортсмена (команды), направленных на достижение успеха в соревнованиях. Он предусматривает контроль за такти­ческим мышлением, за тактическими действиями (объем такти­ческих приемов, их разносторонность и эффективность использо­вания).

Вопрос.

Комплексный контроль — это измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня подготовленности спортсмена (используются педагогические, пси­хологические, биологические, социометрические, спортивно-ме­дицинские и другие методы и тесты)

Целью контроля является оптимизация процесса подготовки и соревновательной деятельности спортсменов на основе объективной оценки различных сторон их подготовленности и функциональных возможностей важнейших систем организма. Эта цель реализуется путём решения многообразных частных задач, связанных с оценкой состояний спортсменов, уровня их подготовленности, выполнения планов подготовки, эффективности соревновательной деятельности и др.

Комплексность контроля реализуется только тогда, когда регист­рируются три группы показателей:

1) показатели тренировочных и соревновательных воздействий;

2) показатели функционального состояния и подготовленнос­ти спортсмена;

3) показатели состояния внешней среды.

Комплексный контроль в большинстве случаев реализуется в ходе тестирования или процедуры измерения результатов в тес­тах. Выделяют три группы тестов:

Первая группа тестов - тесты, проводимые в покое. К ним относят показатели физического развития. В покое измеряют функциональное состояние сердца, мышц, нервной и сосудистой систем. В эту же группу входят и психологические тесты. Информация, получаемая с помощью тестов первой груп­пы, является основой для оценки физического состояния спорт­смена.

Вторая группа тестов - это стандартные тесты, когда всем спортсменам предлагается выполнить одинаковое задание (напри­мер, в течение 1 мин подтянуться на перекладине 10 раз). Специ­фическая особенность этих тестов заключается в выполнении не­предельной нагрузки, и поэтому мотивация на достижение мак­симально возможного результата здесь не нужна.

Третья группа тестов - это тесты, при выполнении которых нужно показать максимально возможный двигательный результат. Измеряются значения биомеханических, физиологических, био­химических и других показателей (силы, проявляемые в тесте; ЧСС). Особенность таких тестов - необходимость высокого психологического настроя, мотивации на достижение предельных результатов.

Исходя из задач управления подготовкой спортсмена, разли­чают оперативный, текущий и этапный контроль.

Оперативный контроль - это контроль оперативного состоя­ния спортсмена, в частности готовности к выполнению оче­редной попытки, очередного упражнения, к проведению схват­ки, боя и т.д. Он направлен на оценку реакций организма спорт­смена на тренировочные или соревновательные нагрузки, каче­ство исполнения технических приемов и комбинаций в целом.

Текущий контроль - это оценка в микроциклах подготовки результатов контрольных соревнований, динамики нагрузок и их соотношений, регистрация и анализ повседневных изменений уровня подготовленности спортсмена, уровня развития его тех­ники и тактики.

Этапный контроль - это измерение и оценка в конце этапа (периода) подготовки различных показателей соревновательной и тренировочной деятельности спортсмена, динамики нагрузок и спортивных результатов на соревнованиях или в специально орга­низованных условиях. На основе комплексного контроля можно правильно оценить эффективность спортивной тренировки, выявить сильные и сла­бые стороны подготовленности спортсменов, внести соответству­ющие коррективы в программу их тренировки, оценить эффек­тивность избранной направленности тренировочного процесса, того или иного принятого решения тренера.

Оценка состояния подготовленности спортсмена проводится в ходе тестирования или в процессе соревнований и предусматривает: оценку специальной физической подготовленности; оценку технико-тактической подготовленности; оценку психологического состояния.

Основным направлением коррекции тренировочного процесса является периодическое сравнение фактических контролируе­мых показателей с планируемыми. Своевременно обнару­жив отклонения, оценив эффективность применяемых средств и методов, анализируя их влияние на организм спортсмена, вносят коррекцию либо в план тренировочных циклов, либо изменяют цель и задачи.

Билет 3

Вопрос.

В спортивной деятельности основным критерием оценки успешности спортсмена, общим для всех видов спорта, является спортивное достижение, как показатель мастерства и способностей спортсмена в условиях соревнований, отраженный в результате и его стабильности. Высшим спортивным достижением является победа в соревнованиях крупного масштаба, как показатель, отражающий максимальные возможности в данном виде спорта, на конкретном этапе его развития.

Внешнюю, объективную оценку составили девять показателей: спортивный разряд, звание; спортивный стаж; лучшее занятое место с учетом ранга соревнований; рейтинг в стране; перспективность (спортивный статус) — от не члена сборной команды до основного состава национальной команды; количество соревнований за год; наивысший ранг соревнований и занятое место.

Внутренняя, субъективная оценка успешности осуществляется с помощью выбора соответствующей оценки от 1 до 10 баллов между полярными характеристиками.

Латентную оценку успешности составляет интегральный показатель, также выраженный в 10-балльной шкале. Он рассчитывается с учетом оценок судей, коэффициента трудности, разрядного коэффициента, сбавок, результата Олимпийского чемпиона (или чемпиона мира), лучшего результата прошедшего сезона, ранга соревнований, занятого места в определенном виде программы. Измерение количественно-качественных характеристик успешности спортивной деятельности позволяет научно обоснованно подойти к разработке психоспортограммы вида спорта. Это позволяет совершенствовать психологическую подготовку спортсмена в целом, а также ее внешнего и внутреннего критериев. Внешний критерий психологической подготовки проявляется в реализации определенной системы психомоторных процессов, которые характеризуют специфику вида спорта, внутренний — в многоуровневой системе свойств личности, общих и специальных, обеспечивающих гармоничное развитие спортсмена и реализацию потенциальных возможностей.

Вопрос.

Соревновательный опыт в спорте - важнейший элемент надежности спортсмена. Но каждое соревнование - это и разрядка накопленного нервно-психического потенциала и нередко причина значительных физических и духовных травмСостояние психической готовности спортсмена формируется в процессе его психической подготовки, под которой понимают систему психолого-педагогических воздействий, применяемых с целью формирования и совершенствования у спортсменов свойств личности и психических качеств,

Оценка состояния подготовленности спортсмена включает в себя:

-оценку специальной физической подготовленности

-оценку технико-тактического подгтовленности

-оценку психологического состояния и поведения на соревнованиях

сихическое состояние, возникающее у спортсменов перед соревнованиями, обычно подразделяют на четыре основных вида (рис. 24.8):

1) оптимальное возбуждение — "боевая готовность". Это состояние характеризуется уверенностью спортсмена в своих силах, спокойствием, стремлением бороться за достижение высоких результатов;

2) перевозбуждение — "предстартовая лихорадка". В этом состоянии спортсмен испытывает волнение, панику, тревогу за благоприятный исход соревнования;

3) недостаточное возбуждение — "предстартовая апатия". В этом состоянии у спортсмена наблюдается вялость, сонливость, понижение технико-тактических возможностей и др.;

Для повышения уровня возбуждения с целью мобилизации перед предстоящими выступлениями, настройки на максимальную отдачу в соревнованиях используются те же методы, которые, однако, имеют противоположную (по результатам воздействия) направленность. Так, словесное воздействие тренера (убеждение, похвала, требование и пр.) должно способствовать повышению психического напряжения, концентрации внимания и т.д.

Вопрос.

Комплексное учебно-тренировочное занятие - это практическое занятие, направленное на повышение общей, в дальнейшем и специальной физической подготовленности. Основная цель комплексирования состоит в создании условий для увеличения моторной плотности занятия, эффективного воздействия физических нагрузок на организм обучающихся, интенсификацию учебно-педагогического процесса. в основу содержания и методики комплексных занятий представляется целесообразным включать следующие основные положения:

— подбор средств осуществлять, исходя из принципов преимущественной направленности на развитие физических, специальных качеств и общеприкладных навыков, их простоты и высокой эффективности независимо от принадлежности к различным разделам физической культуры или видам спорта;

— проводить занятие с преобладанием тренировочной направленности, что предполагает использование методов круговой тренировки, фронтального и поточного способов выполнения упражнений;

— внедрять в практику учебных занятий современные методы спортивной тренировки. Особое внимание на занятиях уделяется вопросам рационального распределения тренировочных нагрузок на протяжении каждого занятия. Известно, что суммарный объём и интенсивность тренировочной нагрузки, а следовательно, и получаемый эффект в значительной мере определяется тем, как чередуется на занятии упражнения различной интенсивности и направленности.

Билет 5.

Вопрос.

Применительно к различным группам видов спорта целесообразно ориентироваться на следующие важнейшие характеристики соревновательной деятельности.

Сложнокоординационные виды спорта (виды спорта связанные с кач-вом движений):

• количество элементов высшей сложности;

• количество сверхсложных элементов;

• коэффициент трудности;

• средняя оценка на главных соревнованиях.

В сложнокоординационных видах спорта отсутствуют количественные объективные измерения спортивного результата, а техника имеет самостоятельное значение и сама представляет предмет оценки,

Среди современных тенденций развития сложнокоординационных видов спорта следует выделить повышение требований к исполнению технических элементов, значительное увеличение их количества и разнообразия, появление новых элементов, комбинаций и построение оригинальных композиций наивысшей степени сложности. Все это выдвигает высокие требования как к уровню подготовленности спортсменов, так и к объективным критериям оценки соревновательного выступления.

Наряду с высокими современными требованиями, обусловленными высокой конкуренцией и усложнением соревновательных программ в ряде сложнокоординационных видов спорта, остается нерешенной проблема объективности оценки соревновательной деятельности спортсмена. Отсутствие объективных критериев оценки выступления спортсменов в таких видах спорта, как художественная гимнастика, синхронное плавание, прыжки в воду, прыжки на батуте и некоторых других, где нет метрически измеряемого результата спортивной деятельности, а выступление оценивается судьями в условных единицах (баллах), является одной из актуальных проблем олимпийского спорта.

В сложнокоординационных видах спорта ведущие элементы определяются спецификой конкретных видов: в гимнастике спортивной и художественной, фигурном катании и др. — количество элементов высшей сложности, количество сверхсложных элементов, коэффициент трудности, артистичность и др.

Например, оценка соревновательной деятельности в художественной гимнастике состоит из двух составляющих: трудность (трудность тела, комбинация танцевальных шагов, включение фундаментальных и других технических групп движений предметами, динамические элементы с вращением и броском, преакробатические элементы, мастерство владения предметом и оценка трудности исполнения) и исполнение (артистический компонент, оценка исполнения). Ведущими критериями оценки исполнительского мастерства выступают «трудность тела», «мастерство» и «трудность предмета», оценка которых осуществляется с помощью разработанного федерацией документа Code FIG.

Предпринята попытка создать классификацию элементов сложности по группам и оценочные шкалы для элементов сложности в черлидинге. Как наиболее значимые выделены следующие критерии: в пространственных характеристиках должна преобладать точность исполнения элемента, во временных - оптимальное время выполнения элемента, в динамических - легкость движений.

В акробатическом рок-н-ролле разработаны категории и коэффициенты сложности типовых акробатических элементов, а также критерии оценки их выполнения: безопасность, ритмичность, скорость выполнения элементов, вход и выход. На основе этих категорий оценивается качество выполненного элемента, а также акробатических связок.

Вопрос.

Предстартовое состояние - рефлекторная эмоциональная реакция, наступающая перед ответственными стартами. В физиологических условиях она характеризуется усилением и мобилизацией всех функций организма. Виды предстартовых состояний: боевая готовность, стартовая лихорадка, стартовая апатия и болезненные (патологические) состояния.

А.М. Ахатов и И.В. Работин указывают на две дополнительных разновидности предстартовых состояний, которые можно ошибочно спутать с некоторыми из предыдущих:

спокойная уверенность (стабильность всех психических процессов, спокойное состояние, уверенность, отсутствие тревоги);

самоуспокоенность (пассивность, уверенность в своих силах, недооценка сил противника).

Оптимальный уровень предстартового возбуждения называется состоянием боевой готовности. В этот период могут наблюдаться нарушение сна, некоторое учащение ЧСС, умеренное повышение артериального давления, основного обмена, содержания адреналина и сахара в крови, укорочение скрытого периода двигательной реакции и т. д. Стартовая лихорадка сопровождается преобладанием процессов возбуждения в ц. н. с. Обращают на себя внимание черты лица спортсмена: заостренный нос, бледные кожные покровы или, наоборот, пятнисто-красный румянец. Спортсмен становится раздражительным, капризным, упрямым и даже грубым. Ухудшается аппетит, появляется бессонница, резко учащается ЧСС и повышается АД. Отмечаются дрожание пальцев рук и повышенная влажность ладоней.

При выраженной стартовой лихорадке наблюдается недостаточное расслабление мышц при максимально скоростных усилиях, а при выполнении больших нагрузок раньше наступает утомление. Тоническое напряжение мышц-антагонистов снижает величину усилия при предельных силовых напряжениях. Перевозбуждение нервной системы может смениться тормозными процессами - стартовой апатией.

Стартовая апатия в большинстве случаев приводит к снижению спортивных результатов, но это не является основанием для обвинения спортсмена в трусости и слабости морально-волевой подготовки. Спортсмен жалуется на вялость, сонливость в дневные часы, ухудшается координация привычных технических действий, замедляется двигательная реакция и т. п. Для того чтобы спортсмен вышел на старт в состоянии боевой готовности, проводится широкий комплекс индивидуальных профилактических мероприятий.

Предстартовое состояние боевой готовности и спокойной уверенности является признаком состояния психической готовности и наиболее благоприятны для успешного участия в соревнованиях. Три других формы нередко оказывают неблагоприятное влияние на выступление спортсмена. В частности, стартовая лихорадка приводит к слишком быстрому темпу, потере плавности и ритмичности исполнения упражнений в начале соревнования, вызывает быстрый упадок сил, отрицательно сказывается на координации движений и дифференцировке усилий, дезорганизует поведение и приводит к потере самоконтроля. Предстартовая апатия наблюдаются аналогичные изменения в действиях спортсменов, но с другими, если можно так сказать, отрицательным знаком (вялость, пассивность) -потеря темпа в сторону замедления, сбои в ритме, отсутствие четкости. В этом состоянии спортсмен начинает соревнования на общем сниженном уровне активности, но не может мобилизовать все свои резервы. Предстартовые реакции можно регулировать. В процессе тренировки спортсмена следует обучать управлению эмоциями. Кроме того, необходима правильная организация отдыха в дни и часы, предшествующие спортивному соревнованию. Длительное пребывание перед стартом в обстановке соревнований (непосредственно в зале, на стадионе) может оказывать отрицательное воздействие. В этих случаях для поддержания высокой работоспособности следует переключить внимание спортсмена на иную деятельность. Одним из важных приемов, регулирующих предстартовые реакции, является разминка. При подборе упражнений, выполняемыхпри разминке, необходимо учитывать особенности предстартовых реакций. Эффект разминки обусловлен следующим. Если в предстартовом состоянии преобладают тормозные процессы, то разминка может уменьшить или совсем снять это торможение. При преобладании же возбудительных процессов разминка, усиливая возбуждение в двигательном анализаторе, способствует снижению его в других центрах, таким образом, благоприятное воздействие ее при всех формах предстартовых реакций связано с установлением оптимальных соотношений между возбудительными и тормозными процессами в ЦНС.Регуляция предстартовых реакций может осуществляться путем словесных воздействий на вторую сигнальную спортсмена. Анализ предстоящей борьбы, оценка своих возможностей и сил соперников способствуют оптимизации возбудительных процессов в предстартовом состоянии.Некоторое значение для регуляции предстартовых реакций имеет массаж незадолго до старта. Усиливая поток афферентных импульсов от двигательного аппарата и кожи, он действует аналогично разминке.Предстартовые состояния возникает у спортсменов в связи с предстоящими выступлениями на соревнованиях. Оно является эмоциональным состоянием и связано с особенностями переживания спортсменов своего будущего участия в соревнованиях. Предстоящее соревнование на основе прошлого опыта спортсменов может по-разному отражаться в его голове. В одних случаях он может опасаться за исход своего выступления, в других же радостно его ожидать. В том и другом случае это будет переживаться спортсменом по-разному.

Система способов и методик коррекции предстартового состояния, предложенная Е.П. Ильиным, включает следующие способы и приемы:

Психическая саморегуляция: разнообразные комплексы дыхательных и других упражнений на концентрацию или релаксацию;

Изменение направленности сознания: концентрация или, наоборот, отвлечение сознания от предстоящего соревнования;

Психическая разрядка, прежде всего, разминка, сочетающая физическое и психологическое воздействия на организм спортсмена;

Снижение уровня притязаний, то есть понижение «планки», требований, предъявляемых к спортсмену и самим спортсменом к себе;

Десенсибилизация: моделирование ситуаций, вызывающих психологический дискомфорт, напряжение или страх, и работа с ними с целью снятия эмоционального напряжения;

Моделирование соревновательных условий не следует путать с десенсибилизацией; оно предполагает работу с конкретными комплексными ситуациями соревнований и ставит целью адаптировать спортсмена к такой ситуации, прежде всего, психологически, повысить его уверенность, создав определенный отработанный алгоритм действий и реакций, сделав непривычную ситуацию привычной, «отработнной».

Вопрос.

Этапный контроль – позволяет оценивать этапное состояние спортсмена, которое является следствием долговременного тренировочного эффекта (кумулятивного тренировочного эффекта - КТЭ).

 

Такие состояния спортсмена являются результатом длительной подготовки спортсмена – в течение этапа, периода, макроцикла.

Основная задача этапного контроля – определение уровня подготовленности спортсмена (определение состояния его спортивной формы).

Место проведения – в этапе, в периоде подготовки.

Критерии контроля – регистрация достижении в тестах в начале и в конце определенного этапа подготовки. Анализ частных показателей тренировочной нагрузки (объем и интенсивность). Внесение коррекции в тренировочный процесс (в случае необходимости).

Педагогическое тестирование должно проводится в одних и тех же условиях (стандартность процедур и условий тестирования). Тестируются показатели, соответствующие специфике вида спорта и соревновательной деятельности. В основном применяются тесты, определяющие уровень развития отдельных физических качеств, функциональных возможностей различных органов и систем организма спортсмена, уровень технической и тактической подготовленности.

Этапный контроль спортсмены проходят в начале каждого этапа подготовки или после длительного тренировочного периода (мезоцикла, макроцикла). В него входит комплексное обследование, что позволяет определить основные направления тренировочного процесса, содержание и нормы тренировочных нагрузок на последующий этап подготовки.

Билет 6.

Вопрос.

Методика СД в циклических видах спорта основана на оценке одного элемента (шага, гребка, количественные значения которого будут различаться в зависимости отряда факторов (подготовленность и состояние спортсменов, утомление и т. п. В ациклических видах спорта структура СД намного сложнее например, прыжки включают в себя разбег (в высоту — по сложной траектории, отталкивание и действия в воздухе. В связи с этим эффективность выполнения разных элементов упражнения может оказаться неодинаковой. Наиболее целесообразно оценивать ее также по биомеханическим критериям.

Структура ациклических видов спорта различна, и поэтому для контроля соревновательной деятельности в них используются разные критерии. Оценка их информативности должна проводиться по величине коэффициентов корреляции между результатами в соревнованиях и значениями критериев.

 

Информативными показателями СД в спортивных играх являются прежде всего те, что характеризуют объем, разносторонность и эффективность командных и индивидуальных технико-тактических действий (ТТД). Так как они оцениваются входе визуальных наблюдений, то необходимо предварительно оговорить методику регистрации каждого из них.

Вопрос.

Медико-биологический либо врачебный контроль включает комплексную программу медицинского наблюдения за лицами, занимающимися физкультурой и спортом, с целью способствовать наиболее эффективному применению средств физического воспитания для укрепления здоровья, совершенствования физического развития и физической подготовки, а также достижению высоких спортивных результатов.

Врачебный контроль осуществляется врачебно-физкультурными диспансерами, а также кабинетами врачебного контроля в поликлиниках, медсанчастях предприятий и организаций, вузах и других учебных заведениях, при добровольных спортивных обществах, на стадионах и других спортивных сооружениях.

Врачебный контроль включает:

1) врачебное освидетельствование:

2) врачебно-педагогические наблюдения;

3) врачебно-спортивную консультацию;

4) санитарно-гигиенический надзор за местами и условиями проведения занятий физкультурой и спортом, а также соревнований;

5) гигиеническое воспитание физкультурников и спортсменов;

6) медико-санитарное обеспечение спортивных соревнований и массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Врачебное освидетельствование предусматривает обследование лиц, занимающихся физкультурой и спортом, а также приступающих к занятиям впервые.

Вопрос.

Микроцикл — это малый цикл тренировки, чаще всего с не­дельной или около недельной продолжительностью, включающий обычно от двух до нескольких занятий.

Установлено, что каждый тип микроцикла по-разному влияет на рабо­тоспособность спортсменов. Микроциклы с одной «малой» волной дина­мика нагрузки целесообразно использовать в подготовительном периоде (в микроциклах базового типа). Это позволит вызвать в организме спортсме­нов значительные функциональные изменения, определяющие в конеч­ном счете общую тенденцию роста спортивных достижений. В случае, когда необходимо проводить работу в плане стабилизации уровня функци­ональных изменений, обнаруживающихся в организме после значитель­ных тренировочных воздействий, рациональным вариантом построения спортивной тренировки будет введение микроцикла с «трехпиковым» рас­пределением нагрузки в течение недели.

Чередование тренировочных нагрузок и отдыха в микроциклах может привести к следующим основным типам реакции организма спортсменов: а) способствовать повышению максимального уровня тренированности; б) давать незначительный тренировочный эффект или не вызывать его вооб­ще; в) приводить спортсмена к переутомлению и перетренировке. Пост­роение режима нагрузок и отдыха в микроцикле, при котором происходит повышение функциональных возможностей, техники движений, силы, быстроты и других физических качеств, характерно для развивающих мик­роциклов. В них чаще всего возможны два варианта чередования занятий и отдыха: 1. Когда очередное занятие в микроцикле приходится на фазу суперкомпенсации, т.е. проходит на фоне повышенной работоспособнос­ти как отст



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: