Метафизика – наука о бытие (букв. с греч. – после физики)




Онтологические основы философского учения.

Философия является теоретической формой мировоззрения, которая изучает различные проблемы. Но проблема сущего (бытия) образует ядро всякой философии, т.к. содержит в себе вопрос о первоначалах мира.

 

Метафизика – наука о бытие (букв. с греч. – после физики)

Бытие само по себе Божественное бытие

(онтология) (философская теология)

 

Такое разделение метафизики на разделы было введено еще Аристотелем.

Иными словами: метафизика «рассматривает бытие независимо от конкретного соединения материи и формы», - сказал Аристотель.

 

Однако есть точки зрения, согласно которым Иногда онтология отождествляется с метафизикой, но чаще всего рассматривается как ее основополагающая часть, как метафизика бытия. Впервые термин "онтология" стал употребляться Вольфом.

 

Раздел философии, изучающий фундаментальные принципы мироздания и наиболее общие категории сущего, называется онтологией (от греч. ontos – сущее и logos - учение).

 

Содержание того или иного онтологического учения раскрывается через взаимосвязь категории существования, реальности, бытия, субстанции, мышления (сознания), а также объективного и субъективного, среди которых особое место занимает категория бытия (поэтому онтологию еще определяют как учение о бытие). Совокупность перечисленных категорий дает возможность человеку мыслить о предельных основаниях бытия, которые обнаруживаются в двух фактах:

1) в фундаментальной дихотомии мира – деление на материальное и идеальное;

2) в единстве материального и идеального в существовании самого человека.

 

Онтология — раздел философии, философское учение о Бытии, о сущем как таковом в его наиболее общих характеристиках, независимо от его частных форм и в отвлечении от вопросов, связанных с его постижением (познанием).
Классическая онтология оперирует с такими категориями как субстанция (основа всего), сущность, всеобщность, целостность и пр. она подразумевает, как правило, построение целостной онтологической системы построенной по принципу «от общего к частному».
Современная онтология подразумевает наличие «региональных» частных онтологий, которые воспринимаются не как концепция, а как событие, как «онтология настоящего» (Делез). Здесь на первое место могут выходить категории жизни, творчества, свободы, либо, в других случаях, категория «симулякра» — как средства замены прежних понятий, как подделка, имитация, сохраняющая прежнюю форму, но совершенно потерявшая содержание (примеры действий — симулякров — слова, потерявшие прежний смысл; обеды, заменившие прежние ритуальные действия, реклама, производство одноразовых предметов быта и пр.)

В философии со времен античности различают бытие и сущее.

Сущее - совокупность окружающих вещей. Но среди многообразия вещей можно найти то, что является общим им всем, такой "нейтральный" признак всего мира (сущего вообще), заключающийся в том, что он - мир вообще - существует. Это выражено в понятии бытия.

 

 

Исходным пунктом размышлений о сущем является проблема существования. Дать строго логическое определение этому понятию нельзя, т.к. среди многообразных понятий, созданных человеком, невозможно найти более или общее родовое понятие, под которое можно было бы подвести категорию существования. Можно только дать ряд аналогов, например, «наличие», «данность», «обнаруживаемость». Другими словами. Эта категория дана субъекту через его опыт и является результатом эмпирического обобщения. С ее помощью человек способен мыслить все, с чем сталкивался, сталкивается и будет сталкиваться, т.к. все это существует в каком-то смысле. Содержание этой категории есть результат предельного абстрагирования от того, как (способа), где и когда (форма) существует некоторое нечто. В настоящее время проблема существования приобрела особую актуальность в связи с углублением познания в микро- и макромиры, структура которых определяет такие виды существования, которые никогда не смогут оказаться в поле нашего непосредственного макроскопического опыта. Например, параллельные миры, пределы галактики – мы не можем утверждать, что этого нет исходя из нашего незнания о них.

 

Итак, Онтология - учение о бытии как таковом.

 

Следующий шаг размышлений о началах связан с категорией бытия – это единство форм и способов существования.

Бытие — основной предмет онтологии.

Оно представляет собой особенное, специфическое существования, которое характеризуется свойствами: в категории бытия существование предмета мыслится более конкретно, т.к. в ней фиксируются признаки существования, обусловленные формой и способом обнаружения предмета в бесконечном многообразии мироздания. Например, живой организм являет собой органическую форму бытия, подчиняющуюся биологическим законам.

Бытиеглавная философская категория, фиксирующая основу существования в философском осмыслении мира. С помощью нее определяется, что есть сущее как таковое. В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании мира и самого человека с его сознанием. Причем, признается, что отдельные вещи, процессы, явления могут возникать и исчезать, а мир в целом существует и сохраняется.
Не следует путать понятия быт и Бытие (примеры их «Петербурга» А. Белого.

 

Понятие Бытия ввел в философию Парменид (VI-V вв. до н. э.), выделив его следующие основные характеристики: целостность, истинность, благость, красота. Он провозглашал единство мысли и Бытия и противопоставлял Бытие — небытию.
Затем у Платона единый мир Бытия был разделен надвое: мир идей (мир истины) и действительность (мир подобий).

В религиозной философии это деление сохраняется, истинное бытие Бог, а остальной мир — зависит от него. В материалистической философии мир разделили обратным образом: на мир материального и на зависимый от него мир идеального (связанного с сознанием человека).
В настоящее время чаще принято представлять Бытие как целостность, как Единое, в котором всегда взаимодействуют идеальные и материальные процессы и явления.
В экзистенциализме, например, под Бытием подразумевается человеческое бытие Dasein — Вот-Бытие (Хайдеггер) — именно в человеке бытие обретает свой язык и форму выражения. Великое предназначение человека — «сказать Бытие», и человек делает это с помощью языка, так как «язык- дом бытия». Неправомерно приравнивать Бытие к понятиям реальность, действительность, существование, так как понятие Бытия отвлекается от всех конкретных различий вещей, предметов и процессов и связано с ними только одной чертой — существованием. Это придает миру целостность и делает его предметом философского размышления.

В целом, можно выделить следующий диапазон трактовок Бытия:

Бытие — то, что существует вне сознания человека Бытие — все, что существует во взаимосвязи Бытие - как человеческое бытие

 

 

Фундаментальная структура мира определяет формы бытия и соответствующие им способы существования. Формы бытия:

  1. Материальное бытие (например, Солнечная система). Любой вид материального бытия обладает объективным существованием (т.е. существует на самом деле. Это мы можем увидеть).

Уровни материального бытия:

1) природные неорганические (звезды, планеты, горы…)

2) природные органические (биологические виды);

3) социальные формы бытия (общественное бытие, индивидуальное бытие человека);

4) искусственные (технические системы, инженерные сооружения, искусственные материалы и т.д.: артефакт – искусственно созданная человеком природа).

 

  1. Идеальное бытие (идея возникновения Солнечной системы)

Уровни идеального бытия:

1) объективно-идеальное (например, законы мышления);

2) субъективно-идеальное (мечта о счастье данного человека).

 

1 Объективное бытие – это то, что существует вне и независимо от сознания человека (например, потребности, инстинкты, мир в целом).

2 Субъективное бытие – то, что существует внутри и благодаря сознанию человека.

3 В последние два десятилетия ХХ в. благодаря развитию информационных технологий появилась новая форма бытия - Виртуальная реальность – это вид синтезирует в себе свойства многих других. ЕЕ существование возможно только благодаря компьютерным системам и воле, желанию самого субъекта.

 

В философии наряду с понятием бытия существует также и понятие небытия. Под небытием понимается все, что имеет ту или иную степень возможного существования. Так, например, у Демокрита атомы – бытие, а пустота – небытие. Если бытие является общей характеристикой мира, то небытие характеризует возможное состояние его реальных явлений и процессов. Многообразные формы бытия и небытия взаимосвязаны таким образом, что образуют единую предельно общую структуру и выражаются в категории мир. Мир (мироздание, универсум) есть единая целостная совокупность всевозможных форм и уровней бытия.

Особенности категории мир:

1) отвлечение от всех качественных различий форм бытия;

2) отвлечение от пространственно-временных отношений, в пределах которого существуют формы бытия;

3) отвлечение от гносеологического статуса (познано оно или нет)

 

В понятии мир мы мыслим и то, что нами познано и то, чего мы еще не знаем. В этом смысле мир является объектом исключительно философского познания (тезис о его единственности и единстве).

 

Основоположниками изучения проблемы бытия являются античные философы. Впервые категории бытия и небытия появились в философской системе представителей элейской школы: Парменид, Гераклит, Зенон. Парменид представлял бытие как вечное, неизменное, всегда равное самому себе. Небытия полагал нет вообще, т.к. нельзя мыслить то, чего нет => его назвали метафизиком. Гераклит полагал, что мир – это движение => его назвали диалектиком. Их современник Демокрит считал, что в качестве бытия выступает бесконечная совокупность атомов. Несколько позже Платон объявил истинным бытием – совершенные идеи. Последующее развитие философии породило различные варианты трактовок бытия, все многообразие которых сводится к трем главным концепциям:

1. Материалистическая концепция состоит в том, что под бытием понимается объективная реальность, способная воздействовать на наши органы чувств. Эта реальность существует вне и независимо от нашего сознания. Т. обр., в материалистической философии бытие понимается как совокупность движущейся материи.

2. В объективно-идеалистическом понимании бытие предстает в виде объективно существующей идеи. Так, согласно Гегелю, бытие – это понятие, которое является предельно простым и потому абсолютно бессодержательным => бытие=небытию.

3. Субъективно-идеалистическая концепция – бытие связывается с чувствами и представлениями субъекта. Быть или существовать – это значит быть воспринимаемым.

 

Дальнейшее развитие проблемы первоначала мира порождает категорию субстанции. Бытие предполагает не только его существование, но и его причину, т.е. бытие есть единство существования и сущности. В понятии субстанции выражается сущностная сторона бытия. В качестве базовой предпосылки построения онтологии выступала некоторая искусственно сконструированная идея сущности бытия. Философы исходили из того, что такая идея позволяет мысленно объединить самые различные предметы и явления мира по признаку их существования. Но наряду с этим возникал вопрос о том, что лежит в основе мира, нет такого образования, которое или содержится во всех предметах и явлениях мира, или из него все можно выделить => появилось понятие субстанция (от лат. Substantia, т.е. первооснова, сущность) – обозначает некоторую реальную основу конкретного мира, проявляющуюся в самых различных формах существования предметов и явлений.

 

Понимание субстанции исходит из разных подходов:

1) качественная интерпретация субстанции определяется:

а) материалистическим или идеалистическим решением основного вопроса философии: что первично – сознание или материя?

б) метафизическим пониманием субстанции как неизменного начала и диалектическим пониманием субстанции как изменчивой, саморазвивающейся сущности.

 

2) Количественная интерпретация субстанции возможна в трех формах:

монисты дуалисты плюралисты
Это те философы, которые считают, что в основе мира лежит одна е единственная субстанция. Например, Спиноза создал монистическое учение о субстанции, которая у него являлась причиной самой себя: «Под субстанцией я разумею то, что существует само в себе и не нуждается в представлении другой вещи, из которой оно должно было бы образоваться». Монистическое понимание единства мира в истории философии реализовывалось в двух основных направлениях: 1. Материалистическое (исходит из того, что в основе мира лежит некое материальное начало): Фалес, Гераклит, Анаксагор, представители диалектического материализма и мн.др. 2. Идеалистическое (исходит из того, что в основе мира лежит дух, идеальное начало (Бог, идея, Абсолютный разум): Платон, Гегель и др.   Но! Следует отметить, что в обоих случаях речь шла о мыслимом материальном начале. Материю нельзя потрогать, точно также как и идею. На ранних этапах развития философии, когда происходило становление проблематики, идеалистическая и материалистическая позиция могли пересекаться. Для философии характерно взаимопроникновение школ и концепций, поэтому любые классификации в ней достаточно условны. Это те философы, кто считают, что в основе единства мира лежит два исходных начала – дух и материя. Например, Декарт, у которого понимание субстанции близко к спинозовскому: «Разумея субстанцию, мы можем разуметь лишь вещь, которая существует так, что не нуждается для своего существования ни в чем, кроме самой себя». Мир состоит из двух видов субстанций: 1) духовная субстанция – неделима, вечна. Фактически это мышление, от которого производны его модусы – чувства, воображение и т.д. Мышлению присущи врожденные идеи, которые не могут быть приобретены в опыте. К ним относят идеи Бога, числа. 2) Материальная субстанция – бесконечна, делима и от нее производны модусы протяжения – геометрические и физические свойства мира. Соответственно, все знания о мире, развивающимся по естественным законам, могут быть приобретены в результате опытного знания. Это те философы, кто считают, что в основе единства мира лежит множество начал (Демокрит – атомистическая концепция; Лейбниц развивает плюралистическое учение о множествен развивает плюралистическое учение о множественности субстанций, лежащих в основе мира. Это особые духовные единицы, или точки, они просты, лишены частей, непространственны. Лейбниц называет их «монадами», а свою метафизику монадологией).

 

В зависимости от ответа на вопрос: «Обладает ли мир в своем существовании единством?» — выделяют следующие философские позиции:
— монизм
— дуализм
— плюрализм
В монистических теориях ищется и утверждается одно сущностное свойство Бытия, его основание и центр всех его изменений, который называется субстанцией.
Дуалистическая позиция допускает существование двух равноправных субстанций.
Плюралистическая позиция либо вообще снимает вопрос о субстанции, либо допускает смену субстанциальной основы и ее множественность.
На основе мировоззрения, философских взглядов человека — формируется картина мира. Картина мира — целостное представление человека о Бытии, о мире, о его строении, законах и закономерностях, действующих в нем, о месте человека в этом мире и в обществе. Если человек представляет мир неизменным в своих основных характеристиках, то его картина мира статична, в противном случае — постоянно формируется динамичная картина мира.
Уже древние греки формировали свои представления о Бытии и об объединяющем начале мироздания. Для обозначения такой основы в философии выработаны две категории: субстрат и субстанция. Субстрат — это то, «из чего все сделано». Древние греки, в зависимости от принадлежности к той или иной философской школе, под субстратом или первоначалом мира понимали:
— воду: Фалес утверждал, что все вещи возникают из воды и, разрушаясь, вновь превращаются в воду. Испарения воды питают небесные светила, а затем. во время дождя вода опять переходит в землю.
— воздух: Анаксимен, выбирая эту стихию, утверждал, что воздух, сгущаясь может образовывать жидкость и твердую среду.
— апейрон («бесконечное»): Анаксимандр считал первоначалом неопределенное, вечное и бесконечное, постоянно, находящееся в движении;
— огонь: Гераклит Эфесский в качестве субстратно-генетического начала Вселенной рассматривал огонь. Ведь огонь всегда пребывает равным самому себе, неизменным во всех превращениях, а вечный и бесконечный мир всегда был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно потухающим. Все предметы и явления природы рождаются из огня и. исчезая, вновь обращаются в огонь.
Как видим, большая часть воззрений соответствует натуралистическому пониманию основы Бытия.
На более высоком обобщающем уровне под основой Бытия понимают уже не субстрат, а субстанцию (от лат substatia — сущность, то. что лежит в основе), что означает не просто первооснову всего существующего, но и внутреннее единство многообразия конкретных вещей, событий, явлений. Так, например, Гераклит, рассматривающий Вселенную как состоящую из огня в его превращениях (субстрат), в то же время говорил, что все эти превращения подчиняются судьбе, то есть необходимости, всеобщему закону — Логосу (λογος — греч. — слово, разум, закон, судьба, учение….). По Гераклиту Логос и является сущностью Бытия, то есть его субстанцией. Это логическая структура Космоса, Мира, данная живому созерцанию.
Вопрос о субстанции наиболее важен для монистических учений (направлений), среди которых в истории философии особенно выделяются два: идеалистический монизм (объективный идеализм — субстанция — Абсолютный Дух; субъективный идеализм — субстанция — субъективный Дух), материалистический монизм. В случае, если под субстанцией понимается Воля (А. Шопенгауэр. Мир как воля и представление), то такое направление называется волюнтаризм; и пр.

В идеалистическом понимании субстанцией выступает Бог.

В материалистическом понимании субстанциональной основой мира является материя (субстанция – это то, из чего изначально состоит наш мир, материя – это вещество, из которой сделана субстанция согласно материалистической трактовке).

Материя есть объективная реальность, отражаемая человеком в его чувствах и мыслях (это форма объективного бытия).

Материя – это форма нашего мира. Познание происходит при помощи науки и в других формах. Поэтому в естествознании всякое познание – это познание материи, поскольку наука дает не только внешнее описание, но и раскрывает внутреннюю основу (причину их существования и те свойства, которыми они обладают). Вплоть до второй половины ХХ века вещество и энергия рассматривались как две основные формы реальности. Однако с возникновением квантовой физики, кибернетики и теории информации выяснилось, что материя обладает большей сложностью. Представление о веществе были дополнены представлениями о поле (Вернадский, Циолковский), которое подобно веществу, также обладает массой и энергией. Именно поэтому Н. Винер предложил рассматривать основу всего существующего как единство вещества и поля,

с др. ст., информации,

и третьей – энергии.

В современной науке содержание материи понимается как единство вещества, поля и плазмы + информационный аспект.

Следующий шаг в понимании содержания понятия материи был сделан с разработкой синергетики (синергетика – теория самоорганизации. Синергетика получила широкое распространение в современной философии науки и методологии. Сам термин древнегреч. происхождения, означает содействие, соучастие, или содействующий, помогающий. Синергетика оказалась продуктивной научной концепцией, предметом которой выступили процессы самоорганизации – спонтанного структурогенеза. Она включила в себя новые приоритеты современной картины мира: концепцию нестабильного неравновесного мира, феномен неопределенности и многоальтернативности развития, идею возникновения порядка из хаоса).

Если классическая физика утверждала, что мир – это хаос и описывали свои законы для изолированных систем, которых нет в действительности, тогда как синергетика утверждает, что развитие мира происходит от хаоса к порядку как у древнегреческих философов (например, Эмпедокл).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: