Система профессиональной подготовки педагогов




1. Модернизация педагогического образования.

2. Общая характеристика профессиональной подготовки педагогов.

3. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога.

 

Модернизация педагогического образования. Из истории педагогики известно, что профессиональная подготовка учителей претерпевала значительные изменения. Это было связано с экономическими, политическими, социальными и другими факторами развития любого общества. Изменение современной системы образования в России связано с идеей модернизации. Понятие «модернизация» в наиболее общем виде определяется как процесс изменения каких-либо объектов, придание им современных свойств, которые соответствуют требованиям времени.

Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования, обеспечения ее соответствия вызовам ХХI века, социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества и государства. Реализация намеченной цели предполагает активизацию всех субъектов образовательной политики и объединение усилий государства, его федеральных и региональных институтов, органов местного самоуправления, профессионально-педагогического сообщества, научных, культурных, коммерческих и общественных институтов, родительской общественности– всех, кто заинтересован в развитии образования.

В связи с модернизацией образования был принят ряд важнейших государственных проектов, таких как Национальная доктрина образования, Концепция модернизации российского образования, национальный проект «Образование»[1]. Согласно этим документам, система образования в Российской Федерации должна обеспечивать:

непрерывность образования в течение всей жизни человека;

доступность и качество образования;

формирование навыков самообразования и самореализации личности;

подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов.

Модернизация образования отражает обновление содержания образования, приведение характеристик и качеств системы образования в соответствие с современными требованиями, мировыми тенденциями экономического и общественного развития. При этом образовательная политика в России должна отражать, в первую очередь, национальные интересы нашей страны. Поэтому модернизация образования вообще, и педагогического образования в частности должна осуществляться не только, ориентируясь на изменения, происходящие в мире.Она должна сохранять преемственность лучших традиций российского образования.

Важнейшим законодательным актом, устанавливающим правовые, экономические и организационные основы образования является федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», принятый в 2012 году[2].

С принятием данного Закона произошли в существенные изменения структуре системы образования, которая теперьвключаетобщее, профессиональное и дополнительное образование. Она обеспечивает возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование) каждого гражданина страны. Общее образование охватывает четыре уровня – дошкольное, начальное, основное и среднее общее образование. Профессиональное образование реализуется на среднем и высшем уровнях.Еще одним компонентом данной системы является дополнительное образование, которое предусматривает образование детей и взрослых, как в общеобразовательных, так и профессиональных учебных заведениях, направленное на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования[3].Реализация основных положений закона закреплена принятием федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования; среднего профессионального образования (СПО) и высшего образования (ВО).Остановимся подробнее на характеристике стандартов профессионального образования, на основании которых осуществляется подготовка современных педагогов.

В результате модернизации педагогического образования значительные обновления претерпела система подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, в соответствии с изменением требований, предъявляемых обществом и государством к педагогическим кадрам.Важной особенностью современного педагогического образования является ориентация на подготовку педагогов, обладающих не только определенной системой знаний и умений, но и способных решать конкретные практические задачи. Поэтому в стандартах усиливается практическая направленность подготовки педагогических кадров. Это обеспечивается современным научным компетентностным подходом, реализация которого позволяет одновременно решать задачи как личностного развития обучающегося, так и совершенствования профессиональной деятельности педагога.

Компетентностный подход в профессиональной подготовке педагогов предполагает формирование и развитие у студентов определенного набора компетенций, которые в дальнейшем обеспечат их успешное вхождение в профессиональную педагогическую деятельность.

Проблемы компетентностного подхода и компетенций широко освещаются сегоднятакими учеными, какВ.И. Байденко, И.А. Зимняя, А.В. Хуторскойи другие[4]. Компетентностный подход устанавливает общие принципы определения цели и задач профессиональнойподготовки, отбора содержания образования, организации образовательногопроцесса и оценки его результатов. Компетенции являются определенными нормами, которые позволяют определить цели, содержание и результаты профессиональной подготовки педагога. Компетенции, которыми должен овладеть будущий педагог, определяются ФГОСВО.

Общая характеристика профессиональной подготовки педагогов. Понятие «профессиональная подготовка» определяется как процесс и результат формирования готовности к определенной деятельности, в ходе которой студент овладевает целесообразной совокупностью специальных знаний, умений и навыков.

Подготовка педагогических и научно-педагогических кадров для образовательных учреждений всех типов осуществляется в рамках педагогического образования. Педагогическое образование, являясь составной частью системы образования в целом, выполняет актуальную задачу кадрового обеспечения дошкольного, начального, основного, среднего, дополнительного и профессионального образования.

Основными задачами профессиональной подготовки педагогических кадров в современных условиях являются:

повышение качества подготовки студентов в средних и высших профессиональных учебных заведениях;

изменение содержания программ педагогической подготовки и технологий обучения для реализации нового профессионального стандарта педагога и новых стандартов школьного образования;

усиление практической направленности подготовки педагогических кадров;

обеспечение преемственности в подготовке педагогов среднего и высшего педагогического образования.

Современное педагогическое образование представляет собой процесс непрерывной профессиональной подготовки педагогов и включает: допрофессиональное обучение, профессиональное образование и дополнительное образование (рисунок 1).

Допрофессиональное обучение реализуется, в основном, в старших классах общеобразовательной школы в рамках профильного образования. Основные задачи данного этапа работы – выявить учащихся, предрасположенных к педагогической деятельности; создать условия для проявления их способностей; познакомить учащихся с особенностями профессиональной педагогической деятельности.

 

Рис. 1. Этапы профессиональной подготовки педагогов

 

Основной задачей данного этапа является профессиональная ориентация учащихся на педагогические профессии. Специально организованная в школе или учреждениях дополнительного образования профессиональная ориентация позволяет развивать у учащихся соответствующие интересы и склонности, ценностные ориентации, что в совокупности обеспечивает формирование осознанных мотивов выбора профессии педагога. Так, в ряде регионов нашей страны начинают возрождаться педагогические классы. Они создаются, как правило, при общеобразовательных учреждениях или вузах. Учащиеся педагогических классов изучают основы психологии и педагогики, проходят педагогическую практику в качестве вожатых. Все это помогает учащимся не только познакомиться с основами педагогической профессии, но и соотнести свои собственные способности и профессиональные ожидания с требованиями, предъявляемыми к современному педагогу.

Второй этап профессиональной подготовки– профессиональное образование, которое получают студенты в педагогических колледжах или вузах. В педагогических колледжах, помимо программ базовой подготовки, реализуются также программы углубленной подготовки. Сюда поступают школьники по окончании 9 или 11 классов. Студенты, поступившие в колледж на базе 9 классов, в первый год обучения осваивают программу среднего общего образования. Срок их обучения составляет 4 года, а после 11 класса – 3 года.

Студенты педагогических колледжей обучаются по таким специальностям, как:

дошкольное образование;

преподавание в начальных классах;

физическая культура;

музыкальное образование;

педагогика дополнительного образования. Выпускники колледжей могут работать воспитателями в дошкольных образовательных учреждениях, учителями начальных классов, музыки, физической культуры или педагогами дополнительного образования.

По окончании колледжа студенты могут продолжить образование в педагогическом вузе – институте, университете, академии. Институтами называются те вузы, которые ведут научную работу и осуществляют профессиональную подготовку кадров только в рамках одного направления, например, «Педагогическое образование» или «Специальное образование». Институты могут осуществлять образовательную деятельность самостоятельно либо входить в структуру университетов или академий.

Статус университета или академии присваивается тем вузам, которые проводят фундаментальные и прикладные исследования в различных научных областях. Однако статусы академии и университета отличаются по ряду показателей. Университет осуществляет профессиональную подготовку не менее чем по семи направлениям, относящимся к разным областям науки (педагогика, психология, экономика, социология и др.). В отличие от университетов, академии ориентированы на одну сферу деятельности, которая обозначается в названии организации (юридическая академия, медицинская академия и др.).

Все учреждения высшего образования реализуют образовательные программы трех уровней: бакалавриат, магистратура и аспирантура. Дадим их краткую характеристику.

В рамках бакалавриата студенты обучаются 4 года согласно ФГОС ВО по направлению «Педагогическое образование»[5]. Выпускнику присваивается квалификация «бакалавр», которая дает ему право занимать должности учителя, воспитателя, педагога дополнительного образования и др. Фактически, подготовка бакалавра направлена на освоение основных практических функций учителя и воспитателя.

Магистратура –второй уровень высшего образования (2 года). Образовательные программы магистратуры по сравнению с бакалавриатом отличаются углубленной подготовкой в рамках определенного профиля обучения, а также подготовкой к научно-исследовательской деятельности. По окончании магистратуры выпускнику присваивается квалификация и академическая степень «магистр», которая предполагает готовность проектировать образовательные программы позволяет ему занимать педагогические и управленческие должности.

Аспирантура обеспечивает подготовку кадров высшей квалификации в течение четырех лет. Выпускникам аспирантуры присваиваются квалификации «Исследователь. Педагог-исследователь». Они могут работать преподавателями в профессиональных средних и высших учебных заведениях, реализовывать функцию координации педагогической деятельности, а также заниматься научно-исследовательской деятельностью.

Важная роль в подготовке педагогических кадров отводится дополнительному образованию, которое можно получить в учреждениях дополнительного образования, в средних (профессиональных) и высших учебных заведениях. Система дополнительного образования включает в себя повышение квалификации и профессиональную переподготовку педагогов. Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники обязаны не реже одного раза в три года проходить курсы повышения квалификации. Оно проводится с целью обновления знаний, развития приобретенных ранее компетенций с учетом постоянно меняющихся требований системы образования, например, инклюзивное образование, работа в поликультурном коллективе школьников, тьютерство и др.

Если педагог хочет освоить новый для него вид деятельности, он должен пройти профессиональную переподготовку, которая способствует формированию у него компетенций, необходимых для овладения новым видом профессиональной деятельности, например педагог-психолог, преподаватель высшей школы, социальный педагог и др.

Профессиональная компетентность и профессионализм педагога. Как уже было сказано выше, одной из основных задач современного отечественного педагогического образования является усиление практической направленности подготовки педагогических кадров, что достигается в рамках компетентностного подхода. Рассмотрим, что же такое компетенции, компетентность, и как данные понятия соотносятся с хорошо знакомым нам понятием «профессионализм».

Как указывалось выше, компетенции – это интегративные качества личности. Профессиональные компетенции формируются в процессе обучения в колледже или вузе, они являются предпосылкой формирования компетентности. В свою очередь, компетентность – это результат овладения компетенциями и практическим опытом педагога. Компетентность позволяет педагогу эффективно решать личностные, социальные и профессиональные задачи и содействовать его профессиональному росту.

Формирование компетентности осуществляется в ходе освоения человеком определенных видов деятельности. Так, в процессе профессиональной подготовки у студента могут быть сформированы коммуникативная, исследовательская, информационно-технологическая компетенции, которые в процессе профессиональной деятельной формируются в профессиональную компетентность. Иначе говоря, профессиональная компетентность педагога формируется и развивается в ходе педагогической деятельности. В.А. Сластенин определял профессиональную компетентность как «единство теоретической и практической готовности и способности личности осуществлять профессиональную деятельность»[6].

Профессиональная компетентность представляет собой интеграцию профессиональных знаний, умений и профессионально-значимых качеств личности специалиста, позволяющих ему принимать ответственность за результаты труда и проектировать дальнейший профессиональный рост.

Процесс профессиональной подготовки педагога в образовательном учреждении можно рассматривать в качестве начального этапа формирования его профессиональной компетентности. Только в полной мере включившись в педагогическую деятельность и достигая в ней стабильно высоких результатов, педагог может считать себя профессионально компетентным.

Рис. 2. Развитие профессионализма педагога

 

Высокий уровень профессиональной компетентности и личной готовности педагога к продуктивному решению практических задач определяется как профессионализм педагога. Главным условием развития профессионализма является накопление опыта педагогической деятельности, что схематично представлено на рис. 2.

О достижении педагогом уровня профессионализма свидетельствуют следующие характеристики его профессиональной деятельности:

на высоком уровне владеет знаниями, умениями и навыками, необходимыми для профессиональной деятельности;

обладает не только профессиональными, но и общекультурными (универсальными) компетенциями;

имеет высокий уровень развития профессионально важных качеств;

обладает высокой мотивацией к педагогической деятельности;

самостоятельно формулирует цели, задачи деятельности и способы достижения результата;

осознает и принимает при необходимости ответственность за последствия реализации своей деятельности;

достигает высоких результатов в педагогической деятельности;

показывает стабильно высокие результаты при изменении характера деятельности;

разрабатывает и внедряет в образовательный процесс авторские методики и технологии.

Таким образом, процесс профессиональной подготовки педагогов является непрерывным и многоуровневым. Основой его построения является компетентностный подход.

В процессе профессиональной подготовки у будущих педагогов формируются определенные компетенции, которые обеспечивают их успешное вхождение в профессиональную деятельность.

Высокий уровень профессиональной компетентности и личной готовности педагога к продуктивному решению практических задач определяется как профессионализм педагога.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Охарактеризуйте этап допрофессиональной подготовки будущего педагога.

2. В чем заключаются основные различия бакалавриата, магистратуры и аспирантуры в подготовке педагогических кадров?

3. Что включает в себя система дополнительного образования?

4. Как соотносятся понятия "компетенция" и "компетентность"?

5. Какие характеристики свидетельствуют о достижении педагогом уровня профессионализма?

 


[1] Национальная доктрина образования; Концепция модернизации образования; Национальный проект «Образование»

[2] Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» [электронный ресурс]. Режим доступа: ttp://www.assessor.ru/zakon/273-fz-zakon-ob-obrazovanii-2013/3.

[3] Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»…

[4] Байденко, В. И. Компетентностный подход к проектированию образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): метод. пособие. – М., 2005; Зимняя, И. А. Компетентность и компетенции в контексте компетентностного подхода // Иностранные языки в школе. 2012. № 6. С. 2-10.

[5] Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»), 2009 г.

[6] Сластенин В.А. Психология и педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2008.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: