Житьи. Житьи – это новый термин, люди этой категории стояли между «меньшими» и «великими» боярами, но ближе к первому.




Реферат

«Новгородская и Псковская феодальные республики: социальный строй и народные движения XIV–XV веков»


Содержание

Введение

1. Социальный строй

2. Народные движения

3. Содержание ереси стригольников

4. Присоединение Новгорода Иваном III

Заключение

Список используемой литературы

 


Введение

 

Традиционно считают Псковскую землю частью Новгородской республики, из-под власти которого Псков долго высвобождался, этот процесс закончился лишь в XIV веке признанием независимости Пскова. «Со времен Н.М. Карамзина в литературе утвердилось мнение, что Псков приобрел гражданскую независимость в результате заключения так называемого «Болотовского» мира с Новгородом.»[1]

В 1348 году Новгород признал Псков «младшим братом», отказался от права суда над псковичами и назначать своих посадников.

XIV – XV века – время расцвета Пскова. За этот период город вырос в несколько раз.

Великий Новгород имел большое влияние на Псков, в связи с этим в данном реферате будут описываться события в Новгороде, подразумевая схожесть процессов Новгорода и Пскова.


Социальный строй

 

Бояре. Вершиной Новгородской социальной лестницей являлось боярство. Оно претерпело длительную эволюцию, прежде чем стало ярко выраженным сословием. «Путь боярства отражает процесс феодализации.»[2]

Со второй половины XIII века упоминаются «лучшие», «вятшие» бояре. Но уже в XIV веке исчезают всякие намеки на дифференциацию и речь идет просто о боярах.

«Под «меньшими» следует понимать ту часть феодалов-вотчинников, которые были лишены права участия в высшем республиканском управлении и противопоставлялись «вятшим» боярам, а в дальнейшем совеем развитии выделили из себя категорию житьих.»[3]

Также выделяют еще одну категорию – «земские бояре». Скорее всего они не имели дворов в Новгороде, сфера их деятельности ограничивалась рамками своей провинции. «Только в исключительных случаях земские бояре выступали на общеновгородской арене.»[4]

С XIII века упоминается особая группа – дети посадников и тысяцких, которые занимались выполнением военных, дипломатических и административных поручений.

Купцы. Купец был полноправным влиятельным гражданином, как правило выделялся из массы жителей Великого Новгорода. Купец мог пользоватьс япривилегиями в области суда и повинностей. Купечество участвовало в городском вече и добивалось права самостоятельно решать свои дела.

Купцы формировали свои общины. «Наиболее влиятельной из них была Ивановская купеческая община, так называемое «Ивановское сто».[5] Она обладала самоуправлением. Но существовали и другие купеческие объединения, которые формировались по предмету или месту торговли.

«Ивановское сто» было организацией купцов, которой управляли старосты. Вступление в сотню сопровождалось вкладом. Не обнаруживалось никаких сообщений о том, что лицам, не входившим в сотню, запрещалось торговать, но развитие сотенной системы делало их неспособными к серьезной конкуренции.

Ремесленники. Мастеровые люди составляли основную массу населении. Нет прямых указаний на объединения мастеровых людей. «Однако исследователи единодушны во мнении, что какие-то объединения по производственному принципу существовали.»[6] он о форме и характере таких объединений приходится только догадываться. Скорее всего они носили артельный характер и состояли из старосты или мастера и рядовых рабочих. Кончанская организация концентрировалась вокруг бояр и втягивала ремесленников в борьбу боярских кланов.

Ремесленники не были однородной группой. Верхушка новгородских мастеровых тяготела к богатым кругам, а основная масса составляла угнетаемое большинство населения. Привилегированную группу могли составлять мастера, старосты, владельцы мастерских.

Крестьяне. Феодалы с давних времен были управителями и судьями для своих крестьян, в силу дарованных им привилегий. С XIV века постепенно возникают такие же привилегии и у частных землевладельцев.

С течением времени не только земля, но и сами крестьяне становились владением феодала. На месте свободного крестьянина, подлежащего суду посадника и князя, теперь это «посадский человек», который судим посадским чиновником. Боярин и крупные землевладельцы становится приравненным в судных правах к монастырю.

Холопы. Незначительные в Новгородской земле запашки обрабатывались трудом холопов. Оседая на земле, постепенно они сближались с другими слоями населения. Холопы обслуживали домашнее хозяйство, а иногда работали на рынок. Холопы пополнялись из рядов пленных. К XV веку указанный источник иссякает в связи с чем происходит отпуск без откупа, взаимообмен пленными, а так же запрещается внешняя и внутренняя торговля.

Житьи. Житьи – это новый термин, люди этой категории стояли между «меньшими» и «великими» боярами, но ближе к первому.

«Житьи люди – социальное новообразование XIV – XV веков.»[7] Житьи связаны с концами в отличии от купцов, которые образовывали свое «сто». Житьи не занимали постов посадника и тысяцкого. Купец, который приобретал землю, приближался к житьим.

Народные движения



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: