Праздники в начальной школе
Вопросы:
1. Цель, задачи и значение школьного праздника
2. Классификация праздников в нач. школе.
3. Формы праздничных мероприятий
4. Функции праздничного мероприятия
5. Виды искусства на празднике
6. Этапы подготовки праздника
7. Методические рекомендации
Цель, задачи и значение школьного праздника.
Огромное значение для обучающихся начальной школы имеет общение со сверстниками. Поэтому одной из главных задач школы является создание благоприятного климата в коллективе, чтобы даже при недостаточной успешности в учебе ребёнок ощущал свою важность и необходимость, чтобы спустя годы, он вспоминал свою учебу как счастливое время. Этому способствуют различные формы внеурочной деятельности. Они формируют психику ребенка, развивают его личность, влияют на его чувства и эмоции. Одной из самых распространенных форм является праздник.
Праздник – это:
- яркое эмоциональное событие в жизни школьника
- часть духовного наследия народа (обряды, традиции, ритуалы)
- сфера творческого сотрудничества детей между собой и со взрослыми
- форма духовного самовыражения и обогащения ребенка
- «пространство роскоши человеческого общения» (Антуан де Сент-Экзюпери)
Цель праздника:
воспитание морально-нравственных качеств, художественного вкуса, формирование активной жизненной позиции.
Задачи праздника:
1. создать радостное настроение и положительный эмоциональный настрой,
2. сформировать представления о праздничной культуре,
3. познакомить с традициями праздников, их организацией,
4. приобщить к общечеловеческой культуре.
Классификация праздников
В настоящее время в начальной школе отмечаются:
· государственные и общенародные праздники: Новый год, Международный женский день 8 марта, День защитника Отечества, День Победы.
· календарные праздники, связанные с определенным временем года: Осенний праздник, Праздник весны.
· бытовые или тематические праздники: День учителя, Прощание с букварём, Дни рождения и т.д.
· православные (или иной культуры) праздники: Рождество Христово, Пасха, Троица, Благовещение
· народные или фольклорные праздники: Масленица, посиделки, ярмарка
· спортивные праздники: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Веселые старты», спартакиады, олимпиады
· праздники искусств: «В мире сказок», «Две звезды», «Голос», «Синяя птица», литературный, танцевальный и т.д.
· интеллектуальные: «Что? Где? Когда?» и т.д.
· экологические: «В мире животных», «Окно в природу», «День воды» и т.д.
Какими могут быть формы проведения праздников?
Формы проведения праздника выбираются в зависимости от его тематики и содержания, но чаще всего встречаются следующие:
· Конкурсы – соревнования с целью выделить наилучших из числа его участников. К этой группе относятся все виды состязаний между командами, в ходе которых выявляется победитель. Конкурсы могут быть на самые разные темы, а также могут объединять в себе несколько форм: викторину, спортивное и интеллектуальное соревнование и т. д.
· Викторина – игра в ответы на вопросы, объединенные какой либо одной темой.
· Спортивные праздники. К ним относятся спартакиада, спортландия, соревнования детских команд по подвижным играм.
· Карнавал или бал-маскарад. Карнавал в исконном смысле этого слова, как народное шествие с уличным маскарадом, в школах не используется. Здесь он совмещается по значению с балом-маскарадом – балом, на который являются в масках, характерных костюмах. Чаще всего бал маскарад проводят на Новый год.
· Миниатюра – небольшое представление в малой форме, используемые в театральных или спортивных праздниках
· Линейка – торжественное собрание участников праздника в строю, перед которым развертывается действие: вынос знамени школы (дружины), исполнение гимна школы, чтение стихов, звучание клятв и т.д.
· Литературно-музыкальная композиция – цельное представление в виде концерта, часто без ведущих, где перемежаются литературные и музыкальные выступления, следующие одно за другим без конферанса (без объявления номеров)
· Фестиваль – общественное празднество, сопровождающееся показом, просмотром каких либо видов искусства или научных достижений. Проводится в несколько этапов. Цель фестиваля – не столько выявить победителя, сколько дать возможность продемонстрировать свое мастерство в той или иной области.
· Клуб веселых и находчивых (КВН) – организация по интересам. В данном случае клуб объединяет несколько команд, которые соревнуются в остроумии.
· Познавательно - игровая программа – квесты, игра по станциям, 12 записок…
· Интерактивная сказка – зрители включены в сказочное действо и по ходу сказки исполняют заранее приготовленные художественные номера, органично вставленные в сюжет
· Выпускной вечер – особая форма со своими традициями
· Праздничный концерт – набор художественных номеров, объединяющихся поэтическими связками ведущих
· Кроме вышеперечисленных форм, настоящим праздником для ребят могут стать тематические вечера, чтения, акции и даже уроки.
Главное – подойти к подготовке мероприятия творчески и внести в каждое выполняемое дело свежую струю.
4. Праздничное мероприятие имеет свои функции:
· воспитательная – проявление личности в игровых моделях жизненных ситуаций;
· развивающая – гармоническое развитие личностных качеств ребёнка при подготовке выступления, расширение его кругозора, развитие интеллекта, создание условий для самоутверждения и самореализации;
· коммуникативная – объединение младших школьников в коллектив, общение между сверстниками в процессе подготовки праздника, установление эмоциональных контактов с применением упражнений по общению, организация творческого сотрудничества с другими детскими коллективами;
· эстетическая – развитие вкуса, умение видеть прекрасное в обыденном;
· просветительская (информационная) – развитие интереса к окружающей действительности, телевидению, кинофильмам, радиопередачам, чтению;
· развлекательная – создание благоприятной атмосферы на репетициях и во время игры, превращение занятия в увлекательное путешествие, проведение мини игр и экспромтов;
· обучающая – сочинение сценариев, сценическое движение, упражнения для дикции, вокальные, танцевальные занятия, работа над декорациями, пантомима, правильное использование жестов и мимики, искусство диалога, перевоплощения, экспромта;
· релаксационная – снятие напряжения, вызванного повышенной учебной нагрузкой, с помощью игровых приемов и самой игры