Глава 1. Проблемы противодействия коррупции в России на современном этапе




 

На сегодняшний день тема коррупции в России в условиях современных рыночных отношений и построения правового государства, несомненно, является актуальной. И это не удивительно, ведь масштабы этого явления достаточно велики, чтобы, наконец, с полной серьезностью отнестись к возникшей проблеме.

В данной главе мы попытаемся осветить следующие вопросы:

история возникновения коррупции и противокоррупционных мер в России;

-причины и борьба с коррупцией, а так же её правовые аспекты в России на современном этапе;

антикоррупционные меры на современном этапе становления России;

-методы борьбы с коррупцией в сфере экономики.

Рассмотрим исторические аспекты коррупции. С явлением коррупции человечество столкнулось уже очень давно. Еще Аристотель говорил: "Самое главное при всяком государственном строе - это посредством законов и остального распорядка устроить дело так, чтобы должностным лицам невозможно было наживаться".Впервые цивилизованное. Еще в самые древнейшие времена человечество столкнулось с явлением коррупции. Например, одно из древнейших упоминаний о коррупции встречается еще в клинописях древнего Вавилона. Как следует из расшифрованных текстов, относящихся к середине третьего тысячелетия до нашей эры, уже тогда перед шумерским царем Урукагином весьма остро стояла проблема пресечения злоупотреблений судей и чиновников, вымогавших незаконные вознаграждения. Тема коррупции, что интересно, обнаруживается и в библейских текстах. Более того, о ее наличии и вреде с горечью говорят многие авторы. Например, в одной из книг библии Книге премудрости Иисуса сына Сирахова отец наставляет сына: "Не лицемерь перед устами других и будь внимателен к устам твоим. Да не будет рука твоя распростерта к принятию. Не делай зла, и тебя не постигнет зло; удаляйся от неправды и она уклонится от тебя. Не домогайся сделаться судьею, чтобы не оказаться бессильным сокрушить неправду, чтобы не убояться когда-либо лица сильного и не положить тени на правоту твою...". Нетрудно заметить, что сам характер наставлений свидетельствует, что библейскому обществу были достаточно знакомы факты подкупа судей и нечестного правосудия. Не избежала проявлений и расцвета коррупции и античная эпоха. Ее разрушительное влияние было одной из причин распада Римской империи.

Так что же такое это страшное явление - коррупция? Если следовать дословному толкованию латинского слова "коррупция" ("corruptio"), то в переводе это звучит как: "подкуп", "совращение" "порча", "упадок". С точки зрения лексики толкование этого слова закреплено в словаре русского языка Ожегова. "Коррупция - моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами". Правовое толкование так звучит в Российской юридической энциклопедии: "использование государственными служащими (чиновниками) и представителями органов государственной власти занимаемого ими положения, в силу своих служебных прав и властных полномочий для незаконного обогащения, получения и использования материальных преимуществ и иных благ, как в личных, так и в корыстных целях". Коррупция как сложное явление подвергается различным формам интерпретации и в экономической теории. Эти интерпретации (концепции) не следует считать альтернативными, а скорее дополняющими друг друга. Один из ведущих экономистов современности Бондаренко И.А. рассматривает коррупцию как форму рентоориентированного поведения. Экономическая рента может рассматриваться как плата за ресурсы сверх максимальной величины альтернативных издержек при немонопольном использовании этих ресурсов. Рентоориентированное поведение - это если упрощенно, многообразные усилия, направленные на осуществление государственного вмешательства в (рыночное) распределение ресурсов с целью присвоения искусственно создаваемых таким образом доходов в виде ренты. То есть коррупция это форма нелегального рентоориентированного поведения. Оценка коррупции как незаконного способа извлечения ренты в рамках теории рентоориентированного поведения (thеогу оf rent-seeking) приводится в статьях А. Крюгера и С. Роз-Аккерман. С точки зрения институционального подхода " Коррупция определяется как контрактное взаимодействие между экономическими агентами с целью злоупотребления позицией ради частных выгод (соrruption is a contractual relationship between economic agents for the abuse of position for private gains). Коррупция предполагает ех апtе и ех роst трансакционные издержки. К первым относятся издержки определения участников сделки, размер и тип взятки, правил и норм совершения сделки. Ко вторым - соблюдение соглашения, обеспечение доверия, адаптация к изменившимся обстоятельствам и механизм разрешения разногласий.

Таким образом, говоря о коррупции с позиций экономической теории, можно дать такое определение этому явлению: коррупция - это проявление такого поведения индивидов, целью которого является максимизация их полезности посредством извлечения непроизводительного дохода за счет использования и перераспределения ресурсов, не принадлежащих этим индивидам, но доступных им.На международном уровне свое нормативное закрепление термин коррупция получил в резолюции "Практические меры борьбы с коррупцией", подготовленной секретариатом 8-го Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушениями, проходившего в Гаване в августе-сентябре 1990 г. В резолюции речь идет о "нарушениях этического (нравственного), дисциплинарного, административного и уголовного характера, выражающихся в противозаконном использовании своего служебного положения субъектом коррупционной деятельности".В широком смысле коррупция - это моральное разложение общества, должностных лиц и политиков, выраженное в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами. Коррупция - это подчинение закона конкретному интересу конкретного лица или группы лиц, это прямое использование должностным лицом прав, связанных с его должностью в целях личного обогащения; продажность, подкуп должностных лиц, политических деятелей.Суммируя сказанное можно сделать вывод, что коррупция своими корнями уходит очень далеко, проблема была всегда, но сейчас она стала проявлять себя в более устрашающих формах, без промедления необходимо сосредоточить усилия на ограничении сферы приложения ее проявлений, снижении степени ее влияния, минимизации вредных последствий, чтобы в конечном итоге свести ее до приемлемого социально терпимого уровня. Различают несколько форм коррупции:

-низовая (мелкая, повседневная);

вершинная (крупная, элитарная). Наиболее распространена и наиболее опасна коррупция во властных структурах, коррупция, связанная с использованием административного ресурса (так называемая политическая коррупция, которая может выступать и в форме низовой коррупции - взятка за регистрацию предприятия, и в форме вершинной - использование административного ресурса для получения "нужного" результата выборов). Известно, что взаимодействие власти с гражданином возникает тогда, когда власть должна предоставить ему некоторые услуги (дать разрешение, предоставить справку). В подобных ситуациях коррупции способствует:

-сохранение широкой сферы государственных услуг, охваченных разрешительным принципом;

незнание гражданами своих прав на получение услуг и обязанностей чиновников на их предоставление;

-сокрытие чиновниками информации о своих обязанностях и правах граждан;

усложненность бюрократических процедур;-монополия ведомств на предоставление услуг; отсутствие конкуренции в данной сфере услуг;

структурные особенности органов власти, при которых одно ведомство обладает полномочиями принимать властные решения, и оказывать услуги.

Также коррупционная связь возникает тогда, когда власть, выполняя свою ограничивающую и регулирующую функцию, обязывает гражданина поделиться своими ресурсами с государством, взыскивая обязательные платежи или налагая штрафы за нарушения действующих норм. В этих ситуациях коррупции способствует отсутствие прозрачности проводимых процедур реализации гражданином своих обязательств. Никаких других законов, кроме законов административного права, чиновник вроде не нарушает,то есть взятка в этом случае чаще всего выступает как официальная оплата дополнительных услуг.

Любая форма коррупции предполагает наличие человека, имеющего возможность распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами, принимая или не принимая те или иные решения. В случае если этим человеком является чиновник, мы имеем дело с государственной коррупцией; если это сотрудник коммерческой или общественной организации, речь может идти о коррупции в негосударственном секторе экономики.

Формы коррупции в системе государственной службы весьма разнообразны. Они могут проявляться в виде:

вознаграждения за получение выгодных контрактов, установления непомерно высоких гонораров за публикации или лекции;

-служебного мошенничества;

-получения "комиссионных" за размещение государственных заказов;

оказания государственным служащим разного рода услуг и иных "знаков внимания";

-поездок в заграничные командировки, на отдых и лечение за счет заинтересованных лиц;

незаконных вознаграждений, за ускоренное решение вопросов, выдачу документов;

вымогательства взяток у водителей сотрудниками ГИБДД;

-устройства на работу родственников, друзей, знакомых;

получения руководителями от подчиненных доли взяток и др.В подавляющем числе государств борьба с коррупцией ведется в форме правового преследования за ее конкретные проявления. В этом отношении Россия не является исключением. В Уголовном кодексе имеется пять статей, предусматривающих уголовную ответственность за конкретные противоправные действия: легализация денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем, злоупотребление должностными полномочиями, получение взятки и служебный подлог. Но не следует забывать и такие случаи коррупционной деятельности, как: участие чиновников в коммерческой деятельности для извлечения личной прибыли; использование служебного положения для "перекачки" государственных средств в коммерческие структуры с целью получить личную выгоду и с задействованием для этого подставных лиц и родственников; предоставление должностными лицами льгот коммерческим структурам с целью извлечь личную прибыль; предоставление государственных финансовых и иных ресурсов в избирательные фонды. Этот список можно расширять практически до бесконечности.

 

Причины возникновения коррупции в России на современном этапе

 

Развитию коррупции способствует большое количество факторов и механизмов. Один из факторов распространенности коррупции - сложность структуры органов власти, наличие множества бюрократических проволочек, порождаемых самими чиновниками. Положение усложняется еще и тем, что практически отсутствует комплексный контроль над служебной деятельностью государственных служащих, имеет место дублирование и совмещение функциональных обязанностей, нет четкого разделения функций.

И как следствие этого - чрезмерная медлительность, волокита, низкая профессиональная компетентность персонала. Провести грань между организационной неразберихой и стимулированием коррупционного поведения граждан бывает подчас очень сложно. Коррупция процветает там, где неоправданно большое количество запретов, разрешительных процедур.

К так называемым организационным факторам коррупции следует отнести несбалансированность прав и ответственности чиновников за порученное им дело, нестабильность служебного положения, широкое распространение административного усмотрения, низкого денежного содержания государственных служащих.Есть много причин, объясняющих сложившуюся в России тревожную ситуацию с коррупцией, но среди них наиболее важные следующие:

слабость верховной государственной власти, сопряженная с постоянными противоречиями между исполнительной и законодательной властями, между федеральным центром и регионами (что ставило под угрозу процесс становления новой российской государственности);

отсутствие национальной стратегии экономического развития;

"раскрепощение" бюрократии. Изучая различные материалы, я пришла к выводу,что коррупцию породила сама власть, создав для этого материальную, экономическую и законодательную базу. Фундамент был заложен еще в 1992 году, когда проводились гайдаровские "реформы". Авторы реформ шли на прямые нарушения законов. Их рассуждения были простейшими: мы создадим класс крупных собственников скорейшим и прямейшим путём, и они уже всё пространство страны организуют по рыночному принципу. Поэтому, не важно даже, кому именно достанется крупнейшая собственность. Речь шла о реставрации капитализма через приватизацию, то есть передачу в частную собственность крупного государственного производства и природных ресурсов страны. Эта реставрация не могла быть естественной, закономерной: впервые в истории происходила смена общественных формаций в обратном порядке - от социализма к капитализму. После ликвидации Советской власти она осуществлялась путем криминальной приватизации зачастую посредством криминальных разборок. Это привело, по сути, к образованию криминального буржуазного государства. Криминал пропитал все структуры государственной власти. Представители олигархического, то есть криминального по природе своей, капитала стоят на страже его интересов в правительстве, Госдуме, в суде и прокуратуре, в МВД. Все эти годы власть, демонстративно нарушая законодательство, провоцировало своих граждан на такие же действия. Грубейшими подтасовками она в 1996 году обеспечила преемственность сама себе, в 2000-м это повторилось, повторилось это и в 2004-м и в 2008-м. Ибо класс крупных собственников готов пойти на все, чтобы сохранить себя. Параллельно нарастал вал коррупции, опускаясь от самого верха до самого низа. И это совершенно понятно, ибо общество устроено так, что поведение матрицируется, копируется сверху вниз, или, как гласит народная мудрость, рыба гниет и тухнет с головы,. И при нарушающих закон, ворующих верхах невозможен на уровне физического закона честный средний и нижний слой.

Известно, что коррупция была всегда. Люди, облеченные хоть какой мало-мальской властью, рассчитывающие на какие-то дивиденды, проталкивают своих партнеров на министерские и прочие ключевые посты. Для них это "бизнес". При назначениях на высшие должности нет никакой реальной процедуры оценки кадров. Одной из главных причин являются недостатки действующей правовой системы. Не секрет, что нет никакой персональной ответственности чиновника за выполнение порученных ему функций. А все потому, что существуют только две статьи Уголовного кодекса, по которым можно привлечь коррупционеров: халатность и превышение служебных полномочий. Многие говорят, что правовая система ответственности чиновников за выполнение своих функций создавалась в советское время, такой она и осталась. Но в, то время был партийный и народный контроль. И борьба с коррупцией жестко велась партийными органами. А сейчас фактически нет другого механизма контроля над чиновником, кроме президента. Однако даже он не может контролировать то, что делают руководители центральных министерств и ведомств, и тем более субъектов Российской Федерации. Это просто физически невозможно. Соответственно чиновника никто и ничто не контролирует. Вот и чувствуют себя эти так называемые "благодетели" всесильными и всемогущими, способными вершить людские судьбы, а самим оставаться безнаказанными. Ведь для того чтобы доказать корыстный умысел, нужно провести большое расследование. Но людей, которые оперируют десятками триллионов рублей или миллиардами долларов, трудно уличить в получении взяток. В результате у нас ловят простых учителей и врачей за взятку в 100 долларов, а виновные в расхищении государственного имущества на миллиарды долларов отделываются статьями УК за халатность или злоупотребление служебным положением. Эти статьи уникальны. Они предполагают ответственность от 50 минимальных зарплат и до 10 лет тюрьмы. И суд, который также ни перед кем не отвечает, сам решает, кого и как наказать. Ещё одна причина всесильности коррупции - это слабость гражданского общества, отрыв общества от власти. Между тем ни низовая, ни верхушечная коррупция не могут быть подавлены без усилий общественных организаций. Коррупция в России, да и не только в России, пронизывает все слои общества: органы власти, предпринимателей, общественные организации, тем самым неся негативные последствия, как для общества, так и для государства в целом. Наиболее ощутимые удары наносит она по экономической безопасности страны. В результате недобросовестного исполнения чиновниками служебного долга, их продажности теневая экономика дает почти 40 процентов всего валового внутреннего продукта. Также коррупция приводит к тому, что нарушаются конкурентные механизмы рынка, поскольку часто в выигрыше оказывается не тот, кто конкурентоспособен, а тот, кто смог получить преимущества за взятки. Коррупция породила и мощный рост организованной преступности. По оценкам МВД России, организованная преступность контролирует почти половину частных фирм, каждое третье государственное предприятие, от 50 до 85 процентов банков. Практически ни один сектор экономики не защищен от ее воздействия. Именно коррупция, пронизавшая все этажи российской власти, стала одним из главных препятствий в борьбе с организованной преступностью. Вот почему есть все основания говорить о серьезнейшем кризисе законности и правопорядка в стране. В нашей стране коррупция в сознании большинства людей понимается уже не как отклонение от нормы, а как сама норма. И это страшная действительность. Николай Розов в своей статье "Природа Российской коррупции" выделяет и рассматривает три основных этапа преодоления коррупции в России:

-первый, так называемый подготовительный этап; на этом этапе предусматривается формирование антикоррупционной коалиции и начало честной игры. Этот этап может начаться только при действительном стремлении властей к последовательной и долговременной работе по преодолению коррупции. Государство должно быть заинтересовано в разработке антикоррупционной политики,включая создание специального антикоррупционного комитета, подвластного президенту;- второй этап, основной; на этом этапе происходит планомерное вытеснение коррупции и расширение пространства честной игры. Этот этап включает разработку законов и прочих нормативных актов, на преодоление коррупции в органах. Главным и ключевым принципом является многосторонний контроль: как традиционный бюрократический "сверху", так и "сбоку" - со стороны СМИ, общественных объединений, и "снизу" - со стороны заинтересованной части населения. На этом этапе вполне возможны и полная ликвидация неэффективных служб, и полная замена их персонала. Показателем успеха служит независимая внешняя оценка уровня коррупции в России, степени привлекательности страны для жизни и бизнеса в сравнении с другими странами;

-третий этап, профилактический; этот этап должен быть направлен на устранение системных причин роста коррупции через создание и актуализацию институтов и практики обеспечения честности и ответственности политиков и чиновников перед обществом.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод: антикоррупционная политика должна рассчитывать не только и не столько на пропаганду, сколько на тесное сотрудничество государства и общественных институтов.

 

1.2 Особенности противодействия коррупции в современной России

 

С коррупцией в России боролись всегда <https://www.s-pravdoy.ru/library2/sit-korrupcia/1403-2009-02-27-15-33-45.html>. Или делали вид, что борются. Но добиться особых результатов не получалось. Складывается впечатление, что коррупция будто Змей Горыныч - отрубишь одну голову, вместо него вырастает две новых. Хотя примеры других стран говорят о том, что коррупцию вполне возможно победить. В Швеции этот путь растянулся на десятилетия, в Сингапуре совладали с коррупцией за несколько лет. Есть пример кардинальных мер Китая, где взяточников и воров принародно расстреливают, но такое у нас вряд ли это возможно. В отличие от западных стран, в России не было системной борьбы с коррупцией. Российский президент предложил свой план действий, который заключается в том, чтобы напасть на коррупцию со всех сторон: юридической, правоприменительной, экономической и нравственной. Однако победит ли новая система старую, коррупционную? Ведь за века коррупция настолько вросла в систему управления страной, что если ее резко уничтожить, то может развалиться все государство. Примечательно, что Президент Дмитрий Медведев по этому поводу правильно заметил: "Речь идет об атмосфере в обществе: мы должны создать антикоррупционный стандарт поведения. Без этого ничего не выйдет".Чиновник, имеющий зарплату меньше тысячи долларов, тем не менее, ездит на автомобиле представительского класса, ходит в костюме от Briony или Kitton, который не сможет купить и на годовую зарплату, живет в роскошном особняке, его дети учатся в престижных зарубежных вузах. Поразительно - но никто этому не удивляется и это считается нормальным, а самое страшное - к этому все давно привыкли. Конечно, сложно не согласиться с Президентом о том, что необходимо внедрить в общественное сознание неприятие к взяточничеству и коррупции вообще. Ведь есть же всеобщее презрение педофилии. У коррупции одна прописка: она живет в наших головах. Именно поэтому необходимо начинать бороться с коррупцией с сознания, с проведения мощной и комплексной информационной кампании, рассчитанной на несколько лет.

Коррупция в России является негативной системной характеристикой институтов государственного и муниципального управления, которая является существенным препятствием для обеспечения устойчивого экономического роста, повышения конкурентоспособности экономики и благосостояния граждан. Ведь борьба с коррупцией очень важный элемент в жизнеустройстве любого государства. Но чтобы с ней бороться, вначале нужно понять, что определяет ее живучесть, какие задачи решают граждане, поддерживая ее существование. На мой взгляд, коррупция это не разновидность преступной деятельности, а продукт политики высшей руководящей элиты государства. И политика эта обрекает граждан на отказ от нравственности и чести, при решении вопросов обеспечения существования. Согласно независимым социологическим исследованиям вырисовывается интересная картина относительно причин возникновения коррупции: тут мнения населения и чиновников расходятся. Население в целом одинаково акцентирует внимание как на моральные причины, так и на институциональные; представители бюрократии в первую очередь - на институциональные. Как видно из диаграммы 1 на вопрос "Что является главной причиной коррупции?" 33,3% населения указывают на неэффективность государства и несовершенство законов и почти столько же, 29,5%, - на алчность,жадность и аморальность отечественных чиновников. Реже россияне главной причиной коррупции считают сращивание интересов бюрократии и крупного бизнеса (23,8%) и еще менее - низкий уровень правовой культуры и слабое уважение к закону большинства своих сограждан (13,4%).Среди чиновников относительное большинство, 41,6%, делают акцент на неэффективности, несовершенстве самой системы - государства и законов. От 20,2% до 26,1% госслужащих в качестве основных причин коррупции отмечают общность интересов чиновничества и крупного бизнеса и слабо развитую правовую культуру большинства россиян. Реже всего эта группа опрошенных видит причины в жадности и аморальности отечественных чиновников (12,1%) (Приложение 1).

Сделаем вывод: среди населения на жадности и аморальности чиновников акцентируют внимание те, кто считает, что законы нужно соблюдать только в том случае, если это делают представители органов власти, а на низком уровне правовой культуры россиян - та доля опрошенных, которая убеждена, что законы нужно соблюдать в любом случае, даже если они устарели и не вполне адекватны сегодняшним условиям (Приложение 2).Элементы коррупции охватывают разнообразные факторы, одни из которых кроются в особенностях российской государственности, так называемом историческом наследии и национальных традициях; другие порождены несовершенством законодательства, правоприменительной практики, неэффективностью работы правоохранительных органов, контрольных и надзорных органов и т.д. Многие из них носят объективный характер, но некоторые - субъективный, искусственно создаются и поддерживаются государственными чиновниками-бюрократами в целях извлечения собственной выгоды. Коррупция в России процветает и будет процветать, так как серьезно развинчена вся система управления и полностью отсутствует контроль за исполнением принятых решений. Безответственность, расхлябанность стали обычным явлением практически во всех структурах власти. На низком уровне находится исполнительская дисциплина в самом правительстве. Ответы на простейшие обращения по разрабатываемым законам приходится ожидать от правительства по полгода и больше. С таким отношением к делу страну вряд ли можно вывести из кризиса, преодолеть преступность. В 2010 году граждане России высоко оценивают уровень коррумпированности органов государственной власти в стране. Отвечая на вопросы, как они оценивают уровень коррумпированности различных областей жизни в стране, граждане России ответили, что практически везде они видят значительный рост уровня коррупции. Все те области, в которых граждане должны искать защиты от противоправных действий (правоохранительные органы, суды), которые должны обеспечивать высокий уровень качества жизни граждан (исполнительная и законодательная власть, органы здравоохранения и образования), а так же бизнес, политические партии и армия, по мнению россиян, поражены коррупцией. Ответы даны в баллах, 1 - значит "совсем не подвержены" и 5 - значит "очень сильно подвержены".

 

Таблица 1. Уровень коррупции в различных областях жизнеустройства страны

СЕКТОРЫВЛАСТИ ОЦЕНКА
Политические партии 3,7
Государственная Дума, государственные органы 3,9
Бизнес/частный сектор 3,9
Средства массовой информации (СМИ) 3,7
Армия 3,8
Неправительственные, общественные организации 3,2
Церкви, религиозные организации 2,5
Система образование 3,9
Юридическая система (суды) 3,9
Медицинское обслуживание 3,9
Правоохранительные органы, милиция 4,1
Получение разрешений и регистрация граждан (регистрация брака, регистрация проживания и т.д.) 3,7
ЖКХ, Коммунальные услуги (телефон, электричество, водопровод, газоснабжение)  
Налоговая служба 3,4

 


 

Очень интересными оказались результаты общественного мнения респондентов, связанные с ожиданием граждан предположительных изменения в антикоррупционной политике государства, в сфере противодействия коррупции. Давайте рассмотрим, как распределились мнения наших граждан.

 

Таблица 2. "Как Вы считаете, в течение следующих 3-х лет изменится уровень коррупции в нашей стране?"

Вариант ответа Результат опроса
Значительно повысится 9%
Скорее повысится 35%
Останется на том же уровне 39%
Скорее понизится 13%
Значительно понизится 2%
Не знаю, нет ответа 2%

 

Таблица 3. Как бы Вы оценили действия нынешнего правительства, направленные на борьбу с коррупцией?

Вариант ответа Результат опроса
Правительство очень эффективно борется с коррупцией 1%
Правительство скорее эффективно борется с коррупцией 11%
Правительство как эффективно, так и не эффективно в борьбе с коррупцией 37%
Правительство скорее не эффективно борется с коррупцией 31%
Правительство совсем не эффективно борется с коррупцией 18%
Не знаю, нет ответа 2%

 

По оценкам исследовательского агентства "не слишком позитивно граждане смотрят и на усилия власти по противодействию коррупции. Лишь 12% опрошенных сочли в некоторой степени эти меры эффективными. В 2007 году ответивших положительно на вопрос об эффективности антикоррупционных усилий Правительства было 20%, а сейчас все 37%. Видимо, правительству, президенту России надо предпринять какие-то более заметные и понятные нам, простым гражданам, усилия, чтобы убедить нас: во-первых, в приверженности требованиям прозрачности и подотчётности, и, во-вторых, в системности и серьёзности своих планов, связанных с реализацией в России национальной стратегии по противодействию коррупции".Коррупция неизбежна еще и потому, что ныне действующая Конституция устранила всякий парламентский контроль за исполнительной и судебной властью. В Совете Федерации нет ни одной структуры, которая могла бы рассматривать жалобы и заявления на действия руководителей и судей, а также Генеральной прокуратуры. Не выработана четкая система не только отчетов, но даже предоставления информации о проделанной ими работе. Реальная борьба с коррупцией возможна лишь на основе осуществления комплекса согласованных мер. Эти согласованные, скоординированные меры должны быть направлены, главным образом, на устранение причин и условий возникновения коррупции и, кроме этого, на смягчение ее последствий. Одни из таких наиболее насущных мер - законодательное закрепление и систематизация представлений о коррупции, определение ключевых направлений борьбы с ней, выработка стратегии и тактики противодействия ей и организация профилактической деятельности, внесение соответствующих подсказанных практикой изменений в законодательство. В настоящее время в современной литературе описываются три стратегии противодействия коррупции:

-общественное осознание опасности коррупции и ее последствий;

-предупреждение и предотвращение коррупции;

-верховенство закона и защита прав граждан. В рамках данных стратегий деятельность всех 3-х секторов (власти, бизнеса и общественных организаций) осуществляется по определенным направлениям. Рассмотрим эти направления в рамках представленных стратегий.

В рамках первой стратегии это:- выработка антикоррупционной стратегии;

антикоррупционное гражданское образование;

-построение антикоррупционных коалиций;

-свободный доступ к информации и независимые СМИ;В рамках второй стратегии - это:

-прозрачная власть;

-общественное участие в процессах предотвращения коррупции;

-кодексы этики для политиков, чиновников, предпринимателей;

снижение административных барьеров для предпринимателей; В рамках третьей стратегии - это:

-сильная и независимая судебная власть;

неукоснительное исполнение законов всеми субъектами;

От органов власти здесь требуется законодательное обеспечение этих стратегий и направлений, готовность для того, чтобы стать прозрачными перед обществом. Предотвращать и предупреждать коррупцию гораздо эффективнее, чем бороться с ее последствиями. Действия властей в этом направлении на сегодняшний день представляются крайне неэффективными: отсутствует политическая воля, действия их случайны и непоследовательны.

Для предупреждения коррупции необходимы комплексные, согласованные, системные меры по двум главным направлениям: принимать такие законы, чтобы возможность возникновения коррупции при их исполнении была бы сведена к минимуму и создать условия для более активного общественного участия в процессах профилактики коррупции, развивать его и повышать его эффективность.

Но при всём этом существуют условия, без которых коррупцию победить невозможно. Первое: при отсутствии независимых средств массовой информации с ней бороться бессмысленно, потому что никакая коррумпированная власть без внешнего общественного контроля не сможет себя переделать. Если подавлять независимую прессу и одновременно провозглашать курс на чистоту своих рядов, то это прямой обман избирателей. А обман избирателей - это, по определению, тоже коррупция. Второе условие - это прозрачность всех ветвей власти. Если власть закрыта, если общество не знает о механизмах принятия решений, а ему сверху вещают о так называемых усилиях по ограничению произвола чиновников - это вранье. И третье непременное условие - это честная политическая конкуренция на выборах. Если власть корежит и уничтожает честную политическую конкуренцию, значит, она опять же подвержена коррупции. Без соблюдения этих условий все остальные меры это просто пустая трата времени и усилий. Итак, выделим основные причины возникновения коррупции:- слабые возможности по борьбе с коррупцией ввиду несовершенства российского законодательства и низкой эффективности правоохранительной системы (в российском законодательстве до недавнего времени отсутствовало даже определение понятия коррупции); -огромное количество все время изменяющихся, часто противоречащих один другому законов и постановлений;

-кризисная ситуация в экономике, где господствуют неопределенность прав собственности, рентоориентированное поведение, монополизм;

-особенности национального менталитета и состояния общественной морали.

И вот, наконец, Президентом РФ Дмитрием Анатольевичем Медведевым подписан Указ Российской Федерации от 13 апреля 2010 года №460 " О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы". Согласно этому Указу ежегодно глава кремлевской администрации, председатель президиума Совета при президенте по противодействию коррупции Сергей Нарышкин будет докладывать президенту о ходе выполнения этого плана. Согласно Указу руководство федеральных органов исполнительной власти и других госструктур должно принимать действенные меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов на госслужбе. Кроме того, они должны внести до 1 июня 2010 г. в планы федеральных органов исполнительной власти и других государственных органов по противодействию коррупции изменения, направленные на достижение конкретных результатов.

В обязанности чиновников вменяется контроль за антикоррупционными мероприятиями, содействие прессе в освещении антикоррупционных мер, обобщение практики рассмотрения обращений по фактам взяточничества. При организации переподготовки или стажировки госслужащих необходимо усилить антикоррупционную составляющую, говорится в документе.

В указе содержатся конкретные требования к Счетной, Общественной, Торгово-промышленной палатам, Ассоциации юристов России, партиям и некоммерческим организациям: "проводить работу по формированию в обществе нетерпимого отношения к коррупционному поведению".План противодействия коррупции был утвержден 31 июля 2008 года. Но практика показала, что нужны два отдельных документа - Национальная стратегия как программный документ и двухлетние Национальные планы, которые бы претворяли ее в жизнь и содержали в себе перечень конкретных мероприятий. Потребовалась новая редакция антикоррупционного плана.

В Национальном плане противодействия коррупции отражены только те мероприятия, ко<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: