Формирование почерка как средство снижения ошибок на письме




 

Аннотация. В статье автор раскрывает особенности формирования почерка (каллиграфия) в игровой форме с вербализацией зрительного образа, что приводит к исправлению почерка и снижению ошибок на письме.

Ключевые слова: чистописание, навык письма, вербализация зрительного образа, написание графем (букв) с оречевлением их элементов, любуюсь красивым текстом без ошибок.

 

В начале прошлого века в дидактике большое место отводилось урокам чистописания, но с глобальной модернизацией образования отдельный предмет обучения – чистописание – ушел в прошлое. При этом личную подпись на документе отменить невозможно и подписание обычной поздравительной открытки по-прежнему актуально. Письмо – это сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, правильной координации движений всего тела, поэтому в начальной школе должно уделяться внимание чистописанию. Овладение навыком письма – длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко. Умение выполнять мелкие движения с предметами в норме развивается в старшем дошкольном возрасте. К 6 – 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга и развитие мелких мышц, отвечающих за работу кисти руки. Важно, чтобы ребенок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков. Изменение неправильно сформированного двигательного навыка потребует много сил и времени как от ребенка, так и от учителей и родителей. Это не только осложняет обучение письму, но и, что особенно нежелательно, создает дополнительную нагрузку на центральную нервную систему ребенка в первый год обучения в школе.

Формирование навыка письма и красивого почерка невозможно без планомерного и грамотного развития мелкой моторики и координации движений рук и всего тела. Нарушение согласованности движений рук, ног, связанное с проблемами деятельности центральной нервной системы, слабость пальчиковой моторики приводит к большим трудностям в обучении. Для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности как в школе, так и дома с родителями. Поэтому на начальном этапе очень важны для первоклассников творческие уроки по ИЗО и технологии: рисование, аппликация, лепка, выкладывание узоров из мозаики, конструирование из некрупных деталей.

Большое внимание к развитию мелкой моторики уделяется на логопедических занятиях, на первом этапе комплексной коррекционной работы. Занятия по коррекции почерка начинаются с развития тонких движений пальцев рук и формирования пространственных ориентировок. На логопедических занятиях по коррекции почерка (по методике Т.А. Трубниковой) у праворуких и леворуких обучающихся мы используем для этого специальные упражнения для массажа рук (с использованием кольца или шарика Су-Джок, различных видов бумаги (наждачной, рифленой и т. д.), счетных палочек и т. д., для развития мелкой моторики, для развития согласованных движений рук, пространственных представлений. Помощь в формировании навыка письма и красивого почерка могут оказать различные насадки на ручки: «Треугольные», «Рифленые резинки», «Рыбки», а так же крупные карандаши, имеющие три ребра для удобства захвата щепотью (три пальца). Для леворуких детей можно использовать специальные насадки «Рыбка-левша». Таким образом, параллельно с развитием мелкой моторики, осуществляется подбор физиологически удобных для ребенка письменных принадлежностей.

Следующим этапом работы является написание графем (букв) с оречевлением их элементов и направлением написания. На первом этапе проводится работа по развитию навыка ориентировки на листе тетради в узкую косую линейку. Используя навыки пространственных ориентировок, обучающиеся знакомятся с «полем деятельности» (листом тетради) и грамотным размещением графем – начинаем писать в левом верхнем углу, и пишем слева направо, соблюдая все правила оформления письменной речи. Для правильного написания графемы важно знать, где поставить «отправную точку» для грамотного движения кисти руки.

Затем мы работаем над графемами по методике Т.А. Трубниковой, в основе которой лежит вербализация (оречевление) зрительного поэлементного образа буквы в сочетании с движениями пишущей руки. Автор предлагает начинать работу по коррекции почерка со следующих графем: /С/, /А/, /Д/. Отправная точка ставится под верхней рабочей строкой. Первое прописывание – воздушное: вверх, влево, вниз и направо. Далее учитель-логопед показывает детям сушку (кондитерское изделие) и откусывает сбоку (детей угощать обязательно). Получился полукруг, похожий на букву /с/. Можно рассмотреть свое ухо и уши детей, сделать вывод, что ухо похоже на букву /с/. Можно придумать название буквы и «оречевить» ее: сушка – ушко. Вторая графема – строчная буква /а/. К отправной точке буквы /с/ ведем линию до верхней рабочей строки. Над отправной точкой появляется хвостик, который автор предложила назвать «зайка». Не отрывая руки от «зайки», опускаемся вниз (нижняя рабочая строка) с закруглением элемента вправо, который похож на «ножку балерины». Оречевление второй графемы будет следующее: сушка – ушко; зайка; ножка балерины. Для детей с несформированностью пространственных ориентировок на первых занятиях можно оречевлять и направление, например: сушка – ушко; вверх – зайка; вниз – ножка балерины; направо. Третья графема – строчная буква /д/. К знакомому оречевлению сушка – ушко; зайка; добавляем: вниз – ух; ускакал. Петля с поворотом вправо оречевляется как ускакал. Для слитного написания букв (в целое слово) мы используем три соединения: хвостик (нижнее), поводок (среднее), веревочка (верхнее). Уже к концу второго занятия обучающиеся легко запоминают шуточные названия элементов букв, озвучивают их и проговариванием помогают кисти руки красиво выписывать буквы, соединяя их в слова. Слово «сад» по вышеизложенной методике, в итоге, будет звучать так: сушка – ушко; поводок; сушка – ушко; зайка; ножка балерины; поводок; сушка – ушко; зайка; ух; ускакал.

Максимальная важность занятий по коррекции почерка заключается в следующем: пишу красиво, разбираю свой почерк, легко нахожу ошибку или просто любуюсь красивым текстом без ошибок. Помните: «Тебе никогда не дается желание без того, чтобы не давались силы осуществить его. Возможно, однако, для этого тебе придется потрудиться » (Р.Бах).

 

Список литературы

Трубникова Т.А. – Исправление почерка как профилактика и коррекция ошибок на письме у детей-дисграфиков (DVD), СПб, 2007.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: