Тема: 1.1. Объект, предмет, цели и задачи логопедии раннего возраста.




Лекция 1.

1.История становления превентивной логопедии.

3 слайд. Проблема ранней помощи детям с особыми потребностями, в настоящее время является чрезвычайно актуальной, так как доля здоровых новорожденных в период с 1991 по 1998 г. снизилась с 48,3 до 36,5%. Сегодня до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми, около 70% имеют перинатальную патологию (Волосовец Т.В.).

4 слайд. Имеющийся отечественный опыт ранней помощи основан на данных многолетней исследовательской и практической деятельности психолого-медико-педагогического консультирования детей дошкольного возраста в ИКП РАО. Они убедительно доказывают, что грамотно организованная ранняя коррекция способна предупредить появление вторичных отклонений в развитии, обеспечить максимальную реализацию реабилитационного потенциала, а для значительной части детей открывает возможности включения их в общий образовательный поток (интегрированное обучение) и снимает необходимость дорогостоящего специального образования.

5 слайд. Авторский коллектив Института коррекционной педагогами РАО предлагает модель системы раннего выявления и коррекции отклонений в развитии, включающую 4 блока:

1-й блок - скрининговое обследование детей первого года жизни, которое проводится уже в роддоме, и в выписке отмечается фактор риска. Основная цель - выявление всех детей группы риска.

2-й блок - дифференциальная диагностика, проводимая в поликлиниках, центрах, больницах. Основная цель - определение структуры дефекта, видов специальной коррекционной помощи.

3-й блок - медико-психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии.

4-й блок - подготовка и переподготовка специалистов для системы раннего выявления и коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии.

Таким образом, поставлена задача в государственном масштабе осуществить программу ранней помощи детям. Своевременная помощь и коррекция дают исключительную возможность сгладить имеющиеся недостатки в развитии, а в ряде случаев даже устранить их, обеспечив тем самым полноценное развитие ребенка.

В результате коррекции в раннем возрасте до 20% детей к 18 месяцам достигают показателей нормы, у 90% детей наблюдается стойкий положительный эффект (Волосовец Т.В.).

6 слайд. Сегодня помощь детям раннего возраста с ограниченными возможностями находится в ведении двух министерств: Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, в связи с чем наряду с позитивными процессами в этой сфере отмечаются и некоторые негативные тенденции:

- недостаточность взаимодействия этих структур;

- нехватка квалифицированных педагогических кадров, подготовленных к работе с детьми раннего и дошкольного возраста;

- отсутствие нормативно-правовой базы интеграции.

- недостаточность обеспечения методической и нормативной литературой;

- недостаточное развитие информационной базы для населения в социальных институтах, оказывающих помощь детям с ограниченными возможностями;

- отсутствие связующего звена в системе взаимодействия семьи и различных ведомств (образования, здравоохранения, культуры и социальной защиты) (Волосовец Т.В.).

7 слайд. Авторами государственной концепции раннего вмешательства разрабатывается и апробируется система специального образования нового типа. Соответственно определены и задачи реализации этой системы (Малофеев Н.Н.).

1. Максимально раннее выявление особых образовательных потребностей ребенка.

2. Максимальное сокращение разрыва между моментом определения первичного нарушения и началом целенаправленного обучения ребенка, включающего как неспецифические, так и специфические компоненты.

3. Обязательное включение родителей в процесс обучения начиная с первых лет жизни ребенка.

4. Расширение временных границ специального образования: нижняя граница - первые месяцы жизни.

5. Наличие специализированного стандарта образования, определяющего наряду с академическими достижениями уровень жизненной компетенции ребенка.

6. Более дифференцированное, «пошаговое» обучение, которого в большинстве случаев не требуется в образовании нормально развивающегося ребенка.

7. Значительно более глубокая, чем в массовом образовании, дифференциация и индивидуализация обучения, особая организация образовательной среды и др.

Для реализации поставленных задач необходима реконструкция отечественной системы специального образования и создание нового структурного элемента - службы ранней помощи детям с различными отклонениями в развитии (Малофеев Н.Н.). Служба ранней помощи должна предусматривать оказание помощи всей семье, воспитывающей проблемного ребенка.

8 слайд. В России, в Санкт-Петербурге, был создан Институт раннего вмешательства (ИРАВ), в котором разрабатывается программа «Абилитации младенцев».

Программа «Абилитация младенцев» (Кожевникова Е.В., Чистокович Л.А., 1993) включает три раздела: первый - организация скрининга младенцев; второй - определение уровня развития; третий - создание (в рамках города) условий для стимуляции и развития детей с отставанием или риском отставания в развитии.

9 слайд. В последнее десятилетие в системе образования сложились условия для обеспечения психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с особыми потребностями и их семьям (Волосовец Т.В.).

Получила развитие сеть психолого-медико-педагогических комиссий (консультаций) (ПМПК), осуществляющих комплексное, целостное и системное изучение ребенка, у которого родителями, врачами, психологами выявлены заметные отклонения в развитии. Комиссии определяют для него пути получения образования, консультируют родителей и педагогов.

Однако дети младенческого возраста (до одного года жизни) находятся вне поля зрения ПМПК, так как преимущественно наблюдаются в детских поликлиниках, где в настоящее время не предусмотрена психолого-педагогическая диагностика, и, следовательно, упускается самый важный сензитивный период в формировании психомоторных функций.

10 слайд. По данным специальных исследований, доля здоровых новорожденных в течение последних лет снизилась с 48,3% до 26,5-36,55%. Сегодня до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми, около 70% имеют диагностированную родовую энцефалопатию, отсутствие своевременной коррекции которой приводит к развитию стойких нарушений в будущем (Урядницкая Н.А., Баранов А.А.).

Увеличение удельного веса ослабленных новорожденных среди общего числа родившихся обусловлено целым рядом причин. Одной из них является снижение смертности младенцев, следствием чего стало увеличение числа детей с врожденными пороками развития, недоношенных и перинатально пострадавших детей (Вернадская М.Э.).

Обследования детей раннего возраста показали, что наиболее частыми являются речевые расстройства - 50,5%, расстройства эмоционально-волевой сферы - 29,2%. Все чаще встречается диагноз «ранний детский аутизм» - 12,3%; нарушения поведения и внимания - 7,7%; повышенная утомляемость и истощаемость нервных процессов - 9,2% (Дунаева З.М., Растягайлова Л.И., Урядницкая Н.А.).

11 слайд. В нозологической структуре детской инвалидности первое место принадлежит болезням нервной системы и органов чувств - 52,5 случая заболевания на 10 тысяч детей в возрасте до 15 лет включительно; причем в эту группу болезней входят: детский церебральный паралич, распространенность которого составляет 19,4 случая на 10 тыс. детей, заболевания глаза - 9,67, заболевания уха - 8,5, наследственные и дегенеративные заболевания нервной системы - 3,3.

Второе место принадлежит психическим расстройствам - 31,0 случая на 10 тысяч детей, среди которых 21,9 составляет умственная отсталость.

Третье - врожденным аномалиям развития: 28,2 случая заболевания на 10 тысяч детского населения (Урядницкая Н.А.).

12 слайд. Ученые Института коррекционной педагогики РАО (Малофеев Н.Н., Стребелева Е.А., Разенкова Ю.А. и др.), разрабатывая концепцию раннего вмешательства, выдвинули следующую стратегию комплексного подхода к проблеме диагностики и ранней коррекционной помощи:

• скрининговое обследование всех новорожденных в родильных домах с указанием фактора риска в карте развития ребенка;

• расширение деятельности кабинетов здорового ребенка в детских поликлиниках;

• целенаправленное наблюдение за темпом психофизического развития ребенка группы риска по месту его жительства со стороны педиатра, логопеда, психолога;

• создание «команды» специалистов для выявления характера отклонений;

• организация «центров детства» в целях ранней диагностики и ранней коррекции отклоняющегося развития с опорой на медико-психолого-педагогическую работу с проблемным ребенком показание психолого-педагогической поддержки родителям;

• раннее начало систематической коррекционной работы, в том числе и в группах кратковременного пребывания при специализированных дошкольных учреждениях;

• целенаправленная подготовка и переподготовка специалистов разных профилей для комплексной коррекционной работы с детьми раннего возраста.

В настоящее время разрабатывается федеральная система ранней помощи (Разенкова Ю.А.).

Выводы (Проговорить). Анализ специальной литературы показывает, что назревшая проблема диагностики и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста (с 0 до 3 лет) решается в настоящее время на государственном уровне.Авторами государственной концепции раннего вмешательства разрабатывается система специального образования нового типа. Изучается, анализируется опыт как зарубежных, так и отечественных специалистов, работающих в этом направлении.Многие авторы поднимают вопрос не только о необходимости ранней диагностики тяжелых нарушений, но и о своевременном выявлении и психолого-педагогическом сопровождении детей группы риска.До настоящего времени дети младенческого возраста находятся вне поля зрения ПМПК, так как наблюдаются в детских поликлиниках, где не предусмотрена психолого-педагогическая диагностика, а, следовательно, и коррекционная помощь.Возрастает процент рождения детей с ПЭП, что является в дальнейшем причиной многих речевых проблем (ОНР, ФФН, стертая дизартрия). Эта категория детей, получая медицинскую помощь, лишена коррекционно-педагогической поддержки, так как ПЭП как диагноз к концу первого года жизни снимается, и дети остаются без коррекционной помощи.Одной из актуальных проблем является разработка и апробация скрининговых методик обследования, организация и определение содержания коррекционных мероприятий в ранний период

В настоящее время особое значение в логопедии и в целом в специальной педагогике приобрела проблема раннего выявления отклонений психоречевого развития и раннего воздействия. Предупредительное воздействие на начальной стадии дизонтогенеза может ограничить проявление нарушения, исключить или уменьшить его нежелательные, вторично обусловленные последствия.

Отклонения в развитии речи затрудняют, прежде всего, общение с близкими взрослыми, а значит, препятствуют развитию познавательных процессов, отрицательно влияют на формирование самосознания, сокращают период практического самостоятельного накопления языковых закономерностей (Роза Евгеньевна Левина).

3.Объект, предмет, цель и задачи логопедии раннего возраста.

13 слайд. Логопедия раннего возраста как наука об изучении, выявлении, компенсации и предупреждении отклонений в овладении речью у детей с 1 до 3 лет.

В последние годы определилось особое направление в логопедии - превентивное логопедическое воздействие, что отвечает положениям разрабатываемой концепции раннего логопедического вмешательства.

Логопедическая работа с детьми раннего возраста - это специальная работа с 2-3 летними детьми, включающая раннюю диагностику и комплексную коррекцию с первых месяцев жизни, что позволяет не только скорректировать уже имеющиеся отклонения в развитии, но и предупредить появление дальнейших, достичь более высокого уровня общего развития детей.

14 слайд. В современной логопедии речевые отклонения в раннем возрасте обозначаются как «задержка речевого развития» (Н.С. Жукова, Е.М. Масткжова).

Задержка речевого развития Временное обратимое состояние. Диагностические признаки ЗРР: выраженная дефицитарность экспрессивного словаря; позднее появление фразы, которые и определяют в настоящее время основные направления дифференциальной диагностики и коррекционного воздействия (Ю.Ф. Гаркуша, О.Е. Грибова, О.Е. Громова, Н.С. Жукова, Е.М Масткжова и др.).

15 слайд. Объект изучения логопедии раннего возраста - отклоняющиеся варианты речевого развития.

Дети преддошкольного возраста, состояние речи которых квалифицируется неврологами и логопедами учреждений здравоохранения как задержка речевого развития, представляют собой неоднородную группу. У части детей задержка речевого развития успешно компенсируется без постороннего вмешательства и может рассматриваться как временное, обратимое состояние. У другой группы детей сходные отклонения речевого онтогенеза проявляются мозаично в языковых и когнитивных процессах, которые в дошкольном возрасте провоцируют расстройства речи различной степени выраженности. Проблемы определения прогностически значимых признаков отклонений в формировании речи детей раннего возраста и отграничения их от задержки темпа речевого развития с целью своевременного коррекционного воздействия до сих пор остаются недостаточно изученными в теории и практике логопедии.

Отклонения речевого развития (ОРР) – это недоразвитие вербальных, интонационно-ритмических процессов в пределах языковой системы определенной стадии речестановления, обусловленное незрелостью фонематического восприятия и/или двигательных основ артикуляции и/или неадекватностью требований близких взрослых.

16 слайд. Анализ результатов исследования позволил выявить и описать признаки отклонений речевого развития.

В когнитивном компоненте:

− в игровой деятельности – наличие лишь одноактных игровых действий и манипуляций с предметами, отсутствие речевой активности в процессе игры;

− в эмоциональном реагировании – отсутствие реакции на похвалу/порицание взрослого, неспособность к мимическому выражению эмоционального состояния, быстрая истощаемость. Наличие самоуспокаивающих действий;

− в стимуляции близкими взрослыми речевого развития – дефицит вербального общения в повседневной жизни или общение с использованием сложных для понимания ребенка конструкций.

В языковом компоненте: слабый по интенсивности, глухой по тембру голос; отсутствие подражания меняющемуся тону взрослого и самостоятельных голосовых модуляций; акцентуация только первого слога в двусложных лепетных словах экспрессивной речи.

В психофизиологическом компоненте:

− недоразвитие слухового речевого гнозиса;

− недостаточность моторных предпосылок артикуляции, снижение кожно-кинестетической чувствительности в области периферического артикуляционного аппарата.

Наличие совокупности признаков и закономерностей их проявлений свидетельствует об отклонениях речевого развития, в то время как наличие единичных признаков, проявляющихся мозаично, свидетельствует о темповых вариантах задержанного речевого развития

В отечественной логопедии раннего возраста впервые дифференцировала состояния речестановления внутри аморфной группы детей с ЗРР Ю.А. Разенкова. Юлия Анатольевна предложила соотносить актуальный уровень овладения речью ребенком с описанными нормами речевого развития в соответствии с эпикризными возрастами. Автор предложила дифференцировать детей с ЗРР по группам в зависимости от того, какому эпикризному периоду соответствует актуальное развитие речи ребенка раннего возраста: (Эпикризный срок – это период в жизни ребенка, за который он приобретает новые навыки. На первом году жизни один эпикризный срок составляет 1 месяц. На втором году жизни – 3 месяца. С2-х до 3-х лет — 6 месяцев. И с четырехлетнего возраста эпикризный срок соответствует одному году)

- при отставании на один эпикризный период - незначительное отставание в развитии речи ребенка (указывается клинический диагноз ребенка);

- при отставании на два эпикризных периода - отставание в развитии речи ребенка (указывается клинический диагноз ребенка);

- при отставании на три и более эпикризных периода - выраженное отставание в развитии речи ребенка (указывается клинический диагноз ребенка)

17 слайд. Предмет логопедии раннего возраста - коррекционно-предупредительное воздействие. 18 слайд. Комплексное коррекционно-предупредительное воздействие включает 3 блока: музыкально-логопедический, социально-педагогический: задача насыщение речи, обращенной к ребенку, эмоционально утрированными интонацией и ритмом; клинико-логопедический: медикаментозное лечение, дифференциация гласных, свистящих, шипящих звуков, твердых и мягких, уточнение артикуляции гласных звуков, согласных, доступных артикуляционным возможностям ребенка, создание базовых двигательных умений для постановки артикуляторно более сложных звуков

19 слайд. Максимально возможная компенсация отклонений в овладении речью как цель логопедии раннего возраста. Основная цель коррекционно-предупредительного воздействия –«включить» ребенка раннего возраста с отклонениями речевого развития в коммуникативное взаимодействие с близкими взрослыми, педагогами группы и ровесниками, уже владеющими вербальными средствами коммуникации. Такое «включение» - комплексный коррекционно-предупредительный процесс для детей и дидактический процесс для родителей и воспитателей. Основные задачи логопедии раннего возраста.

20 слайд. 4.Принципы превентивной логопедии. В УЧЕБНИКЕ КСЕРОКОПИЯ.

В основу превентивного воздействия в раннем возрасте положен ряд специфических коррекционных принципов.

14 слайд. 5.Методы логопедии раннего возраста.

В обследовании детей раннего возраста очень важно правильно выбрать значимые критерии оценки уровня их общего и речевого развития, чтобы избежать гипердиагностики и в то же время не пропустить явные отклонения от нормы. Таким образом, одним из важнейших принципов организации логопедического обследования детей раннего возраста является учет закономерностей становления и развития детской речи в норме.

Одно из существенных мест в организации логопедического обследования детей раннего возраста занимает поиск адекватных методов и приемов обследования.

Ученые и педагоги-практики рекомендуют использовать следующие методы обследования:

- анкетирование (анкета для родителей (матери), опросники);

- беседа с родителями;

- наблюдение за поведением и деятельностью ребенка в естественных условиях (движение, игра, еда, одевание-раздевание и т.п.) и в ходе выполнения специальных заданий;

- изучение медицинской документации;

- беседа с воспитателем, музыкальным работником, педагогом по физическому воспитанию;

- ознакомление с педагогической характеристикой, если ребенок посещает ясли или детский сад;

- собственно логопедическое обследование ребенка. Оно включает в себя:

I. Обследование импрессивной стороны речи (т.е. сформированности понимания речи).

II. Обследование экспрессивной стороны речи, которое направлено на изучение:

- активного лексикона,

- состояния словообразования,

- грамматического оформления речи, объема и типов предложения,

- состояние звукопроизношения,

- слоговой структуры слова, - общего звучания речи, состояния голоса.

III. Обследование строения и функционирования основных органов артикуляции.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: