Реализация эффективных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы




Современная школа заставляет всегда быть в поиске новых приемов и методов, заставляет меняться, совершенствоваться. Развитие творческих способностей учащихся и воспитание активной личности - первостепенная задача каждого учителя.

Выпускники средних школ должны не только овладевать материалом школьных программ, но и уметь творчески применять его, находить решение любой проблемы.

Русский язык и литература являются частью общенациональной культуры русского народа. Да и образовательные стандарты требуют достаточно высокого уровня овладения знаниями, умениями и навыками по данному предмету.

Я работаю в классах, где учатся дети, имеющие разные интеллектуальные, мотивационные и поведенческие особенности, поэтому осознаю, что первоначальной моей задачей, как учителя, должен быть поиск таких средств обучения, которые привлекут учащихся к процессу получения знаний, то есть повысят познавательный интерес учеников, дадут им возможность проявить свою индивидуальность, позволят реализовать главный принцип учителя-единство обучения и нравственно-эстетического воспитания. Как утверждал Ф.Буслаев: «Родной язык так сросся с личностью, что учить оному- значит вместе и развивать духовные способности».

Учитель русского языка и литературы находится в постоянном поиске, поиске новых, интересных примеров и методов обучения. Но, применяя современные технологии, нельзя забывать и об эффективных традиционных методах и формах, сформированных всей педагогической практикой.

В своей работе использую технологию проблемного обучения

Технология отвечает на вопрос: как учить? и позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком открытия знаний. На уроке должны быть проработаны два звена: постановка проблемы и поиск решения. Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопросы для исследования. Поиск решения – это этап формулирования нового знания. Технологию проблемного обучения применяю чаще всего при изучении нового материала.

Решение проблемных ситуаций тесно связано с исследовательской деятельностью учащихся на уроке, так как поиск их решения предполагает самостоятельный мыслительный процесс ученика, в результате которого он получает необходимые знания. Поэтому организация исследовательской деятельности также является активным средством обучения. Исследовательская деятельность - это творческий процесс совместной деятельности субъектов (ученика и учителя) по поиску решения неизвестного, в ходе которого происходит трансляция культурных ценностей и формируется научное мировоззрение. Усилия по организации исследовательской деятельности должны быть направлены не на абстрактную подготовку ученика к взрослой жизни, а на формирование научного мышления, на искреннюю заинтересованность к самостоятельному познанию окружающей действительности.

Начинаю заниматься с учениками исследовательской деятельностью уже с 5 класса, так как полноценная исследовательская деятельность требует накопления знаний и умений. На уроке все начинается с возникновения исследовательской задачи, соединяющей учебный и научный смысл.

На мой взгляд, одной из важнейших задач является пробуждение у учеников исследовательского интереса при работе с текстом на уроке и дома.

Даю домашние задания творческого характера: отыскать в знакомом произведении русской литературы ту пунктограмму, которая изучалась на уроке. Учащиеся проводили настоящие исследования, а успешно выполненные задания сразу становились материалом для индивидуальной и групповой работы на уроке. Изученная тема наполняется особым смыслом, школьникам становится очевидно, для чего нужны им полученные знания и умения, и понятно, как речь обычная превращается в образную.

Домашнее задание – всегда выбор для ученика: можешь подготовить упражнение к уроку, а можешь провести собственное исследование, на которое отводится больше времени: два – три дня. Некоторые ребята выбирают самостоятельные исследования.

Таким образом, даже небольшие исследовательские работы становятся естественным выражением мысли учащихся. В результате развивается интеллект, речь, пробуждается талант, который заложен в каждом.

Кроме того, ученики приобретают важные исследовательские умения: ставить исследовательские вопросы, формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, составлять план работы, вести наблюдения, планировать, проводить простейшие опыты-исследования.

Ко всему перечисленному следует добавить и то, что на протяжении всего обучения в школе дети постепенно осваивают различные способы представления результатов своей работы: рисунок, коллаж, схема, диаграмма, график, таблица, макет, модель, сценарий, рассказ, доклад, презентация и т.д.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо тесно связана с понятием личностно-ориентированного обучения. Она ориентирована на формирование у детей речевой и мыслительной деятельности, на развитие коммуникативных компетенций учащихся, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании.

В своей педагогической деятельности я использую элементы технологии критического мышления.

Убеждена, что творческая самореализация личности будет успешной только лишь в результате продуктивной деятельности, на основе собственного опыта учащихся и их возможностей. Стратегия технологии критического мышления помогает учащимся анализировать, применять полученные знания и их результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам; развивает способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы.

Сущность применения элементов технологии критического мышления заключается в создании условий для творческой самореализации учащихся.

Положительная мотивация использования технологии заключается, на мой взгляд, в том, что она позволяет соединить обучение и воспитание в один целостный процесс развития творческой личности. Использую элементы данной технологии чаще всего на уроках литературы, а также на уроках русского языка при изучении теории. На таких уроках учащимся предлагается работать с информационными (научными, публицистическими) текстами.

Технология критического мышления успешна и на уроках развития речи.

Навыки письменной речи играют важнейшую роль для развития критического мышления, так как позволяют зафиксировать неформальные мысли или образ, рассмотреть их со всех сторон и «разбудить сознание.

Интересна технология педагогических мастерских

В мастерской создаются условия для самостоятельного выдвижения учащимися идеи, дальнейшее развитие которой происходит как в индивидуальной, так и в групповой и коллективной работе. В процессе совместного обдумывания проблемы возможен переход обучения на новый качественный уровень, что ведет к новому видению проблемы.

Официальное оценивание работы ученика (не хвалят, не ругают, не выставляют отметок в журнал) исключается, но социализация, представление работы всему классу дает возможность самому ученику оценить ее достоинства, изменить или исправить.

Одной из особенностей работы мастерской является то, что учитель как оратор, рассказчик, нужен ученикам лишь тогда, когда самостоятельный поиск не завершается открытием. Однако открытия непременно ждут ученика в мастерской. Сверяя свои старые знания по какой-то проблеме с новым знанием, которое он «добыл» сам, ребенок раскрывается, начинает верить в свои возможности. И это главное.

Ученики анализируют материал, выдвигая различные, в том числе и фантастические, идеи, гипотезы («самоконструкция»). В работе мастерской не бывает неудачных, «плохих» идей. На этом этапе детям можно подсказывать какие-то приемы творчества, например, что было, если бы…

Каждый работает самостоятельно.

Мешать друг другу нельзя.

При индивидуальной работе у каждого есть возможность сосредоточиться, поискать собственное решение, не испытывать влияние других.

Но иногда в мастерской работа сразу начинается в группе. Если материал предназначен для работы в малой группе, тогда сразу идет коллективный поиск.

В малой группе происходит обсуждение (если до этого была индивидуальная работа), т.е. представление промежуточного результата. В это время работа корректируется, дополняется, т.е. улучшается. Очень важным является требование обучать ребят умению видеть в чужих работах положительные, оригинальные моменты.

Очень важный момент работы, когда ученики говорят о своих чувствах, возникающих в процессе работы. Поэтому мастерские можно называть не только педагогическими, но и психологическими. На этом этапе ученики также могут сообщить о том, чему они сегодня научились.

Игра-путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить. Средством творческой активности учащихся на уроках русского языка является использование игровой технологии.

«Игра – едва ли не единственный вид деятельности, направленный на развитие не отдельных способностей (к искусству или технике), а способности к творчеству в целом». (О.Газман)

Всем входящим в класс хорошо известно, что на предложение: «А сейчас давайте поиграем!» - дети реагируют немедленно. Внимание и запоминание у учащихся слабые, если учение не захватывает. Поэтому стала вводить в урок такие игры и игровые ситуации, как «кто больше», «слово рассыпалось», «подберите пару», «аукцион», «слоговое лото», «слова-невидимки» и т.д.

Приоритетным на уроке должен стать деятельностно-компетентностный подход к изучению предмета, который строится на понимании того, что будущее зависит не столько от количества знаний учащихся, сколько от сформированности способов познания, мышления, практической деятельности, поэтому необходимо внедрять в практику преподавания различные формы работы.

Думаю, что только системное использование современных и традиционных технологий и методов обучения сможет дать стабильный высокий результат, будет способствовать всестороннему развитию эрудированной, духовно богатой личности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: