ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЯПОНИИ




Реферат

 

Бородич Елизаветы Ивановны

студентки 1 курса 8 группы

специальность «Правоведение»

очная форма обучения

___________________________

(подпись студента)

 

 

Научный руководитель:

Преподаватель

Тысевич Владислав Васильевич

 

Минск, 2020

В действующей геополитической реальности особую значимость имеет государственная структура, сложившаяся исторически. Так как корни любой государственности уходят в глубокую древность, её дальнейшее развитие на данном этапе имеет высокую детерминированность с тенденциями, заложенными ещё в ранний период, обуславливающийся потребностями той эпохи. Прогностическая функция истории как науки требует знаний о прошлом страны и его народа. В связи с этим изучение становления государств имеет высокую значимость в современной исторической науке.

Развитие государства и права средневековой Японии носило в значительной степени самобытный характер, хотя и испытало определенное влияние материкового Китая.

В Японии в конце II–III в. начинали возникать племенные союзы, усиливался процесс разложения первобытнообщинного строя. Внутри родов появилась родовая аристократия, развивалось имущественное и социальное неравенство. В III в. образовался крупный племенной союз Ямато, на базе которого и происходило складывание японского государства. В V в. вождь племенного союза Ямато объединил под своей властью большую часть страны.

В 645 г. в Японии произошел переворот, называемый по наименованию года, когда он случился, "переворотом Тайка". Реформы, последовавшие за переворотом Тайка, знаменовали утверждение раннефеодальной монархии в Японии. Во главе государства стоял император, власть которого передавалась по наследству. При императоре существовал Государственный совет, разрабатывавший общие направления государственной политики.

В окончательном виде в VII в. новый правительственный аппарат состоял из ряда ведомств, названия которых свидетельствуют об основных направлениях их деятельности. Это министерства церемоний, по делам знати и государственного церемониала, народных дел, военных дел, наказаний, казны,центральных дел. Нечеткость разграничения функций этих министерств потребовала созданию главного координирующего правительственного органа. С 686 г. им стал Большой государственный совет (дадзекан), в состав которого входили главный, «левый», и «правый» министры со своими помощниками.

Высшая государственная власть, принадлежала в Японии императору, который имел право принимать законы, назначать и продвигать по службе чиновников, ведал внешними отношениями, управлял войском. Ему подчинялись все высшие государственные учреждения, в том числе Большой государственный совет.

По примеру Китая создавалась и внутренняя структура Большого государственного совета, во главе которого стоял «старший министр», или канцлер, являвшийся наставником императора в делах управления, призванный в качестве этнического эталона обеспечивать в стране «мир, покой и гармонию».

В Японии к концу XI — началу XII в. стали складываться фактически три центра политического притяжения: императорский двор, домоуправление правящего клана (им на протяжении ряда веков оставался клан Фудзивара) и буддийские монастыри. Император по достижении совершеннолетия, как правило, принудительно постригался в монахи, на престол возводился его малолетний наследник, являющийся послушным орудием в руках правящего клана, буддийские же иерархи часто поддерживали оппозиционный ему клан.

Кардинальные перемены в стране наступают в XII в. когда к власти приходят сёгуны и создают свои правящие династии. Характерной чертой сёгуната было сохранение императора как номинального главы государства, обладающего некоторыми представительными функциями. Черты абсолютистского правления сёгунат приобретает лишь в XVII — XVIII вв., когда происходит ужесточение методов правления, создается его разветвленный полицейский аппарат. Изясу, правитель третьего токугавского сёгуната, военным путем объединил страну. Конфисковав владения многих феодалов и буддийских монастырей, он стал крупнейшим землевладельцем.

Ближайшим помощником сёгуна был его первый советник (тайро), выполнявший в случае необходимости обязанности регента. Кроме того, при сёгуне существовал круг старших советников (редзю), составлявших непосредственно правительство (бакуфу), исполнявших свои обязанности посменно в течение месяца. Несколько старших советников в последние годы токугавского сёгуната составили Государственный совет, нечто вроде узкого "кабинета министров".

С ростом частной феодальной собственности, с междоусобными войнами, крестьянскими восстаниями было связано формирование особого военно-феодального слоя самураев — профессиональных воинов, вассалов крупных феодалов. Особое мировоззрение японских самураев, особый "кодекс чести" строился на ярко выраженном презрении к крестьянскому труду, на конфуцианских принципах покорности и беспрекословного подчинения приказу. Нарушение кодекса чести влекло для самурая самоубийство — харакири.

Крестьянские ополченские формирования продолжали существовать вплоть до XVI в. В связи с массовыми крестьянскими восстаниями правящие круги поняли нежелательность дальнейшего сохранения оружия у крестьян. Еще в XV в. феодалы в отдельных княжествах разоружили крестьян, но в общенациональном масштабе это произошло в конце XVI в., когда сёгуном Моётоми Худэёси в 1588—1590 гг. по всей стране у крестьян было отнято оружие. Это мероприятие получило название "охоты за мечами".

В VII в. население Японии составляло примерно 6 млн. человек и подразделялось на две главные категории: рёомин («добрые люди)» и сэммин («подлые люди»).

В Японии, как и в Китае, в связи с выделением родовой аристократии, появлением рабов и других категорий зависимого населения складывается деление на два социальных слоя: "добрых" и "подлых" людей, каждый из которых состоял из нескольких социальных групп. Границы между ними были в достаточной мере подвижны. Среди "добрых" выделялся привилегированный слой приближенных к императору, членов царского двора, родовой аристократии, крупного чиновничества.

Основная масса "доброго люда" (рёмин), как и "государева люда" (камин), бывшего ранее в личной зависимости от глав могущественных кланов, после введения надельной системы была посажена на казенную землю. Они не были прикреплены к земле, к конкретному господину-землевладельцу, но не могли без разрешения уездного начальника или хозяина, на службе у которых находились, покинуть землю.

В Японии не признавалось разного подхода к людям в зависимости от этнической принадлежности и религии. Чиновничья служба считалась личной и пожизненной привилегией любых способных кандидатов на государственные посты. Получивший этот пост входил в ту или иную чиновничью категорию и получал тот или иной ранг. В зависимости от поста и ранга находились и размеры натуроплаты чиновника или его земельного надела.

Особое положение занимали первые четыре ранга высшей категории чиновников, представители сильнейших кланов, которые стояли во главе чиновничьего списка и были непосредственно связаны с императорским двором. Так, принц 1 категории получал за службу в кормление 80 те земли (около 5 тыс. га), 800 приписанных к ним крестьянских дворов для ее обработки и 100 слуг.

Рабы (нухи), по свидетельству источников, обладали некоторыми правами. Их можно было продавать и наследовать, но они могли вступать в брак и иметь собственность. Браки "подлых" и "добрых" людей считались незаконными. Только при браке "по незнанию" дети от таких союзов считались "добрыми", а дети от свободной женщины и раба передавались в казенные дворы.

Положение потомственных холопов (кэдин) отличалось местной спецификой, но в отличие от рабов они не могли продаваться. Государственный (казенный) "подлый люд" по достижении 60 лет освобождался от личной зависимости.

Сословно-классовая структура в последующие века приобретала все более четкое выражение, формируясь не только под воздействием развивающихся феодальных, вассально-ленных отношений, но и кардинальных политических изменений в стране.

Так, установление в XII в. первого сёгуната, правления военно-феодальной олигархии, явившееся следствием победы в очередной междоусобной борьбе могущественного феодального дома Минамото, привело к делению феодалов на высшую привилегированную группу, непосредственных вассалов сёгуна (гокенин), вассалов других феодальных владельцев, храмов и монастырей (хигокенин).

Важные социальные сдвиги в Японии начиная с XIII—XV вв. стали происходить под влиянием развития торгового оборота, расцвета городов. В городах складываются первые объединения ремесленников и торговцев (дзя), часть которых получает некоторую самостоятельность, выходя непосредственно на рынок. Происходят изменения и в среде феодалов. Самураи за долги теряют земельные владения, переводятся на полное обеспечение своих господ. Большая часть пахотной земли сосредоточивается в руках крупных владетельных князей "даймё" ("большое имя"). Владения даймё охватывают отдельные провинции и даже группы провинций.

В 1615 году сёгуном токугавской династии Иэясу были изданы "Восемнадцать законов", вводивших жесткую регламентацию поведения представителей всех четырех сословий. Каждый последующий сёгун должен был при своем вступлении в должность приносить присягу перед собранием феодальных князей, клятву верности законам Иэясу.

Господствующее сословие дворянства представляли прежде всего фактический правитель Японии — сёгун, семье которого в начале XVII в. принадлежало около трети территории страны, и около 300 семейств владетельных князей — даймё, располагавших также огромной земельной собственностью. Это сословие делилось на своеобразные кастовые группы. Феодальные князья (даймё) состояли из двух категорий — фудай-даймё и тодзама-даймё, или так называемые внешние князья.

Промежуточные городские средние слои составляли ремесленники и торговцы, жизнь и деятельность которых строго регламентировалась сёгуном. В XVIII в. феодальное сословие торговцев начинает играть все более важную роль. В это время в Японии зарождается мануфактурное производство, находящееся под контролем торгово-ростовщического Капитала. Следствием развития товарно-денежных отношений явилось, с одной стороны, неудержимое разложение господствующего класса феодалов, с другой — все углубляющиеся процессы дифференциации крестьян.

Развитие государства средневековой Японии носило в значительной степени самобытный характер. В Японии проявились черты, характерные для всего восточного мира, и одновременно особенности, присущие западной модели.

В условиях непрекращающейся клановой борьбы различных групп господствующего класса: придворных кругов, сильнейших кланов, духовенства, - в XII в. в Японии устанавливается новая форма правления - сегунат, своеобразная форма феодальной военной диктатуры, при которой власть как в центре, так и в определенной мере на местах сосредоточивалась в руках сегуна - «великого полководца». Начиная с 1603 г. фактическим управителем государства становится узурпатор - сегун («верховный главнокомандующий»), которым сделался глава феодального рода Токугава.

Сохранение императора как номинального главы государства, обладающего некоторыми представительными функциями, являлось характерной чертой сегуната.

Наиболее законченные формы приобрела сословно-классовая структура японского общества в период третьего сёгуната, когда она была скреплена законом и всемирно охранялась правительством. Японское феодальное общество делилось на четыре сословия. Это деление официально определялось формой “си-но-ко-сё”: самураи (си), крестьяне (но), ремесленники (ко), торковцы (сё).

Господствующее сословие дворянства представлял правитель Японии – сёгун. Основную массу господствующего класса составляло служилое дворянство – самураи, входившие в войско сёгуна и военные отряды даймё.

Самым большим классом-сословием, занимавшим официально второе место в сословной иерархии, были неоднородные в социальном и экономическом отношении крестьяне, составлявшие 80% населения страны. Промежуточные городские средние слои составляли ремесленники и торговцы.

 

 

Список использованных источников

 

1. Жидков, О.А, Крашенникова, Н.А. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов: В 2 т.-3-е изд., перераб. И доп. – Том 1: Древний мир и Средние века / Отв. ред. д. ю. н., проф. Н.А. Крашенникова и д. ю. н., проф. О.А. Жидков. – М.: Норма, 2005. – 720с.

2. Сажина, В.В., Тагунов, Д.Е., Мазарчук, Д.В., Яцкевич, И.Г. история государства и права зарубежных стран. Древний мир и Средние века: ответы на экзаменац. Вопр. / В.В. Сажина [и др.]. – 2-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2012. – 208с.

3. История государства и права зарубежных стран. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pravo/istrp/28.php – Дата доступа: 25.11.2019.

4. История государства и права зарубежных стран. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studme.org/71344/pravo/yaponiya – Дата доступа: 25.11.2019.

5. Государственный строй Средневековой Японии. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://be5.biz/pravo/i022/50.html – Дата доступа: 25.10.2018.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: