ГРУППА ПРПИ-19
09.06.20
Русский язык
ТЕМА: Итоговое занятие. Анализ контрольной работы.
Рекомендации студентам в написании изложения с творческим заданием:
· Прослушайте текст 2-3 раза.
· Выясните значение непонятных слов в словаре.
· Обдумайте, о чём этот текст.
· Сформулируйте его тему и основную мысль.
· Озаглавьте текст.
· Составьте вопросный или тезисный план, включив в него ключевые по смыслу предложения каждого абзаца.
· Определите тип и стиль текста.
· Запишите словосочетания, в которых есть яркие языковые особенности, тропы. Постарайтесь сохранить их при изложении.
· Прочитайте текст снова.
· Не глядя на текст, по памяти напишите черновик изложения.
· После того как черновик написан, перечитайте его.
· Продумайте, раскрыты ли в изложении тема и основная мысль, всё ли изложено согласно плану. Сохранена ли вами композиция изложения? Есть ли начало, основная часть и заключение? Разделили ли вы текст на абзацы?
· Исправьте ошибки и недочёты.
· Теперь смело можете переписывать начисто.
Творческое задание формулируется в виде вопроса, связанного с проблематикой текста. Вопрос нацеливает на комментарий к поставленной проблеме и аргументацию собственной позиции. Необходимо создать текст в соответствии с заданной темой; интерпретировать информацию, заложенную в тексте; логично излагать мысли, выстраивая тезисно-доказательную часть рассуждения; подобрать убедительные аргументы, создать аргументированное высказывание; выявить отношение автора к поставленным проблемам, сопоставлять свою позицию с другой точкой зрения; осуществить выбор языковых средств в соответствии с заданием; оформить текст в соответствии с нормами русского литературного языка.
Алгоритм работы над творческим заданием
· Прочитайте задание.
· Продумайте свой ответ на задание.
· Аргументируйте свою позицию с опорой как на содержание художественных произведений, так и на свой жизненный опыт (личные впечатления, собственные размышления, знания и др.) или опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения.
· Продумайте композицию творческой работы.
· Напишите творческое задание в объёме не менее 150 слов.
· Пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
Предлагаем для анализа образец изложения с творческим заданием по тексту «О лесорубе, которому до всего было дело»(по Ф. Кривину), написанный учащимися одной из общеобразовательных организаций города Донецка.
В старину в одном городе люди потеряли улыбку. Никто не мог понять, откуда взялась эта странная болезнь. Местные лекари изо дня в день изучали причины её возникновения.
– Очевидно, это что-то желудочное, – говорил доктор Касторка.
– Да нет. Это больше похоже на простуду, – возражал ему доктор Стрептоцид.
– Чепуха! – категорически заявлял профессор Пенициллин.
Но болезнь все быстрее распространялась среди местных жителей. Люди перестали радоваться весне, солнцу, становились угрюмыми и неприветливыми. На улицах вместо приветливых и дружелюбных слов только и слышалось:
– Не твоё дело! Иди своей дорогой!
И вот однажды с гор спустился молодой Лесоруб. По дороге он увидел тонущего в реке человека.
– Тонешь? – спросил Лесоруб, готовый броситься на помощь.
– Не твоё дело, иди своей дорогой! – угрюмо ответил утопающий. Лесоруб, не обратив на это внимания, мгновенно бросился на помощь и спас утопающего.
– Ты зачем сопротивляешься, когда тебя хотят спасти? Ведь ты мог утонуть!
– Да я ж не ожидал от тебя этого, у нас так не принято.
Удивился Лесоруб и пошел в город. На дороге он увидел толпу людей, которая собралась вокруг опрокинутой телеги старика. Люди стояли, возмущались, но помогать старику никто не собирался.
– Давай я тебе помогу! – сказал Лесоруб.
– Не твоё дело, – промычал старик, не поднимая головы.
– Да чего ж ты такой упрямый, вдвоем-то легче, да и люди помогут!
Но толпа начала расходиться. А так как всем пройти быстро не получалось, то многие подходили и нехотя помогали старику.
Вскоре весь город только и говорил о Лесорубе. Рассказывали, что он всем помогает, о каждом хлопочет. Этот рассказ вызывал на их лицах удивленную улыбку, но это была первая улыбка после эпидемии. Многие даже захотели составить Лесорубу компанию, так как с ним было весело и интересно.
Как-то утром профессор Пенициллин, рассуждая о проблеме эпидемии, выглянул в окно, и его постоянный ответ «чепуха» застрял у него в горле: по улице шли сотни улыбающихся людей. Он открыл рот, чтобы сказать свою любимую фразу: «Не мое дело», но его остановил Лесоруб.
– Пожалуйста, профессор, не произносите этой фразы, ведь она и есть главная причина этого странного заболевания!
Так закончилась эпидемия. Именно после того, как жители перестали говорить фразу «Не твоё дело», к ним вернулась улыбка и они стали весёлыми и приветливыми. А Лесоруб ушёл в горы: у него было много дел.
Владислав К.
Творческое задание
Объясните, почему люди города потеряли улыбку.
Улыбка – внешнее проявление радости. А значит, утрата способности улыбаться – лишь клинический признак гораздо более серьезного заболевания, как утрата способности к движению – симптом тяжелого поражения нервной системы. Только в случае потери улыбки это симптом не физического недуга, как полагали медицинские светила в притче Феликса Кривина, а признак немощи души.
По своей природе человек – существо общественное, потребность общения заложена в его натуре, и именно оно является важнейшим источником радости в жизни любого из нас. Не зря ведь Антуан де Сент-Экзюпери утверждал, что «единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения». А в чем же состоит эта роскошь?
Конечно, не в пустопорожней болтовне, не в бездумном совместном времяпрепровождении. Истинная радость – в совместном проживании жизни, в соучастии в судьбе другого человека, в возможности ежедневной и естественной помощи ближнему, приносящей обоюдную радость.
Лесоруб, во время жизни в горах познавший истинное одиночество, хорошо знает цену человеческому общению и, конечно, не может смириться с «одиночеством в толпе», на которое обрекли себя жители города.
Причиной эпидемии стала глубоко безнравственная позиция «хаты с краю». Только в совместной жизни, в сострадании, милосердии, взаимовыручке осуществляется истинная радость человеческого бытия.