Теоретико-методологическая часть




Программа социологического исследования

 

 

Автор: Раковская Елизавета Андреевна, 2 курс, 4 группа

 

Научный руководитель: Виталий Григорьев

 

 

Теоретико-методологическая часть

 

Название.

 

«Брачные стратегии старшеклассников »

 

Актуальность:

 

В нашей стране демографическая проблема поставлена на федеральном уровне. Многодетные семьи получают всё больше социальных льгот, родители получают вознаграждение за второго, третьего, и последующего ребенка. Государство изо всех сил старается поднять престиж данного типа семьи и это неудивительно, ведь в нашей стране на каждую семью в среднем приходится по одному ребенку, что грозит нам депопуляцией населения в стране.

Что нас ждет в будущем? Наше будущее – молодежь, от того, какие брачные стратегии будут популярны и будет зависеть рост или же спад рождаемости.

По данным статистики за январь-октябрь 2011 года в Российской федерации было заключено более 1млн браков, а расторгнуто более 500 тысяч. И это при том, что не учитываются так называемые гражданские браки. Наибольшее количество разводов происходит в первые 5-9 лет (28%), то есть на первые 4 года совместной жизни припадает 37% разводов. Продолжительность приблизительно 15 процентов семейных союзов в 2010 году составила около года.

Вывод из вышеизложенных данных следует неутешительный – в настоящий момент институт семьи находится в глубоком кризисе, и наша задача – выяснить глубинные причины данного явления.

 

Описание проблемы:

 

На мой взгляд, для глубокого понимания ситуации, необходимо фиксировать ценностные ориентации старшеклассников, их отношение к браку и семье в целом. Через несколько лет ребята вступят во взрослую жизнь и сами будут строить свои семьи. Какими они будут, нам не известно, но какими они их видят – вот, что интересует.

 

Носитель данной социальной проблемы, то есть объект – старшеклассники. Предмет - изначальное воспитание, стратегическое мышление молодежи, а также отношение к браку и семье в целом.

 

Целью моего исследования является выяснение отношения старшеклассников к семье, браку и семейным ценностям.

 

Задачи исследования:

· определение основных мотивов вступления в брак нынешней молодежи;

· выявление того, какие браки, по мнению старшеклассников, считаются наиболее прочными и долговечными;

· выявление отношения молодежи к семейной жизни и семейным ценностям;

· определение того, что, по мнению школьников, является главной причиной расторжения брака.

 

Системный анализ объекта:

 

Генеральная совокупность - молодежь от 15 до 17 лет, не имеющие работы, собственного достатка и жилья.

Элементами моего объекта исследования являются факторы, детерминирующие отношение браку и семье.

Общие факторы (постоянные) – содержание брачной стратегии.

Специфические факторы - условия пребывания в семье, взаимоотношение в семье, общее состояние ребенка в семье.

Прямые факторы (фиксируются и поддаются контролю) - организация деятельности молодежи.

Косвенные факторы (прямой регистрации не поддаются) - семейное воспитание, обучение, воздействие средств массовой информации.

Объективные факторы (условия и обстоятельства, образующие независимые от субъекта предпосылки его деятельности) - стимулами, внешними побуждениями к деятельности.

Субъективные факторы (связанные с переработкой внешних условий в сознании и психике индивида) - мотивами, внутренними побуждениями.

*Все, что я нашла по этой теме в интернете, это - проект по молодежной политике Миралиева К.А. – кандидата политических наук, начальника отделом социальной политики Комитет по делам молодёжи, спорта и туризма при Правительстве Республики Таджикистан. Надо ли это освещать?*

 

Гипотезы:

 

Основная гипотеза - воспитание в семье отражается в дальнейшем на мышлении ребенка, что потом приводит к выбору брачной стратегии.

 

Операционализация понятий:

 

Молодежь - это особая социально-возрастная группа в возрасте от 13 - 36 лет (в данном исследовании, считается правильным взять молодежь от 18 до 36 лет)

Воспитание - целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. Включает в себя условия проживания и взаимоотношения с родителями.

Брачный контракт – письменное соглашение супругов о режиме их имущества после вступления в брак.

Брачный возраст – установленный законом минимальный возраст вступления в брак (в России – 18 лет). В некоторых случаях допускается снижение брачного возраста на 1-2 года, однако в любом случае брачный возраст не может быть ниже 16 лет.

Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью.

Расторжение брака (или развод) – прекращение брака при жизни супругов. В России осуществляется по заявлению одного или обоих супругов в судебном порядке, а при взаимном согласии супругов, не имеющих несовершеннолетних детей, в органах загса.

 

Для получения достоверных выводов, стоит рассмотреть несколько гипотез:

 

1. Старшеклассники легкомысленно относится к браку и семейной жизни.

2. Старшеклассники серьезно озабочены созданием семьи.

 

В качестве вспомогательных гипотез выдвигаются следующие предположения:

· большинство старшеклассников относятся к браку положительно;

· подходящим для вступления в брак считается возраст от 20 до 30 лет;

· практически все старшеклассники отрицательно относятся к браку в раннем возрасте;

· главная причина расторжения брака – измена;

· неполные и неблагополучные семьи негативно (или положительно) влияют на усвоение семейных ценностей (и в результате дети из таких семей относятся к браку более легкомысленно, а может, наоборот, ответственно?);

· в результате легкомысленного отношения молодежи к браку увеличивается количество разводов;

Методологический раздел

Тип исследования:

Прикладное эмпирическое исследование. Данное исследование направлено на получение знания, которое будет использовано при решении практических задач, а точнее конкретную проблему. В данном исследовании мы рассматриваем актуальный практический вопрос общественной жизни, поэтому его можно назвать эмпирическим.

Выборка:

20 старшеклассников от 15 до 17 лет

20 человек - это оптимальный вариант для отображения реальной ситуации в обществе.

Метод:

Для данного исследования самым приемлемым методом будет опрос. Опрос – это метод сбора данных, при котором исследователь получает информацию непосредственно от представителей населения, отобранных таким образом, чтобы на основании их ответов можно было с достаточной надежностью делать выводы обо всем населении или о какой-то его части. Также опрос предоставляет исследователю информацию пяти типов: факты, знания, мнения, отношения и поведенческие отчеты респондентов, то что нам необходимо для отражения полной картины происходящего.

Этапы опроса:

1. Концептуализация – определение цели исследования, выдвижение гипотез, уточнение понятий и нахождение их операциональных соответствий в данном опросе (операционализация).

2. Схематизация – установление процедур, которые должны быть применены во время опроса, и принятие решения о характере требуемой выборки.

3. Подготовка инструментария – составление анкеты или бланка интервью, определение числа и порядка вопросов, подготовка необходимых наглядных пособий или любых других подсобных средств.

Построение выборки – отбор предполагаемых респондентов

1. Предварительное тестирование (pretesting) – опробование выбранного инструментария на выборке малых размеров с целью проверки правильности понимания респондентами инструкций и вопросов, а также проверки соответствия их ответов ожидаемому типу ответов.

2. Опрос – почтовый, телефонный или очный опрос участников выборки с применением пилотажного инструментария.

3. Наблюдение за ходом опроса (мониторинг) – проверка корректности применения методики опрашивающими, а также контроль за тем, чтобы опрашивались строго только участники выборки (проверка записей интервьюеров, случаев отказа респондентов от опроса; прослушивание телефонных интервью).

 

Обработка – подготовка данных для анализа.

1. Анализ – переработка данных с помощью статистических и других средств с целью получения содержательных выводов.

2. Составление отчета – изложение результатов анализа в форме исследовательского отчета.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: