Эклектика в архитектуре Западной Европы второй половины XIX в.




В европейском зодчестве сер. XIX столетия восторжествовал эклектизм – архитектурная практика, основанная на воспроизведении конструктивных и декоративных форм различных стилей. В Европе наиболее часто появляются приемы и формы ренессанса, барокко и классицизма при проектировании оперных театров, дворцов «нуворишей» - новых богатых торговых фирм.Таковы Гранд-Опера в Париже ( автором проекта был архитектор Шарль Гарнье), оперные театры в Вене и Будапеште, Праге и Дрездене. На фасадах эклектичных зданий – крупная рустовка, окна-порталы, элементы ордерного декора: полуколонны, пилястры. Обилие скульптуры тоже становится характерно для эклектичных зданий данной эпохи. Церковь Сакре Кер в Париже была построена по проекту архитектора Абади в римско-византийском стиле. Вестминстерский дворец в Лондоне. После пожара, уничтожившего старое здание Парламента, новое здание решено было строить в духе средневековья. Так архитекторы пришли к идее использовать готические формы в совершенно новом здании. Автором архитектурного проекта был Чарльз Бэрри, известный своими постройками в духе итальянского Возрождения. Самой любопытной постройкой в этом стиле, является Королевский павильон в Брайтоне, в котором архитектор Джон Нэш виртуозно играет восточными мотивами. Здесь встречаются арки и купола, напоминающие мавританские, индийские или мусульманские формы, башенки похожи на минареты, а окна на нижнем этаже — типичные «французские», открывающиеся в сад на уровне земли. Парламент в Будапеште. В его архитектуре сплелись элементы неоготики по образцу Вестминстерского дворца и влияние парижской эклектики, в частности высокие скаты трапециевидных крыш.

 

8. Изоискусство Франции середины- 2/2 XIX в. Домье, Милле, Курбе, Коро и развитие французского пейзажа. Барбизонская школа. Реалистические тенд. В скульптуре Далу. Во фр живописи реализм заявил о себе в пейзаже. Реализм в пейзаже начинается с - барбизонской школы. Это была группа молодых живописцев — Теодор Руссо, Диаз делла Пенья, Жюль Дюпре, Констан Тройон и др.—которые приехали в Барбизон писать этюды с натуры. В произведениях Теодора Руссо в изображении деревьев, лугов, равнин мы видим вещественность мира, объемность. Но в картинах Руссо («Дубы») есть чрезмерная детализация, несколько однообразный колорит в отличие от Жюля Дюпре, кот писал широко и смело, любил светотеневые контрасты. Констан Тройон в свои изобр природы любил вводить мотив животных («Отправление на рынок»). Из более молодых худ барбиз школы особого внимания заслуживает Шарль Франсуа Добиньи. («Деревня на берегу Уазы»). Некоторое время работал в Барбизоне Жан Франсуа Милле. Крестьянский мир — основной жанр Милле («Веятель» и «Сеятель»). Он показал сельский труд как естественное состояние человека, как форму его бытия. Этой идеей также пронизаны картины («Собирательницы колосьев»; «Анжелюс», «Человек с мотыгой»). Камиль Коро пишет этюды и становится создателем интимного пейзажа («Воз сена»). Люди в пейзажах Коро – это люди живущие и делающие свою извечную, как жизнь, работу («Семья жнеца»). Гюстав Курбе. В Салоне 1842 он дебютирует «Автопортретом с черной собакой», в 1846 г. пишет «Автопортрет с трубкой». Художник обращается к темам труда и нищеты («Дробильщики камней»). Самое знаменитое творение Курбе — «Похороны в Орнане». Оноре Домье славу ему принесла литография «Гаргантюа » — карикатура на Луи Филиппа. Иногда Домье становится поистине трагичен - литографии «Улица Транснойен». Часть работ составляет серию «Карикатюрана ». В ней художник борется против всего буржуазного миропорядка. В 40-е Домье создает серии «Прекрасные дни жизни», «Синие чулки», «Представители правосудия».

 

9. Импрессионизм: новая теория и практика живописи. История импрессионизма (далее И) охватывает всего 12 лет: с 1ой выставки в 1874 г. по последнюю, 8-ю, в 1886 г. Импрессионисты (далее ИЫ) стремились передать в своих произв впечатление от окр среды, впечатление от совр города с его подвижной, импульсивной, разнообразной жизнью. Главой импресс школы - Клод Моне. В его творчестве воплотилась проблема И - проблема света и воздуха. Мир Моне с его предметами лишается материальности и превращается в гармонию цветовых пятен («Стога», «Руанский собор»). Он первый изгнал из своей палитры черный цвет, считая, что такого нет в природе. В жанре пейзажа - Камиль Писсарро(«Бульвар Монмартр»). Еще более лиричны и тонки пейзажи Иль де Франса в творчестве Альфреда Сислея («Маленькая площадь в Аржантейе »). Огюст Ренуар. Его произв производят впечатление сделанных необычайно легко, быстро, шутя. Его композиции всегда тщательно обдуманы, в них чаще всего нет элемента случайности («Мулен де ла Галетт»; «Зонтики»). Его образы построены на гармонии чистых, радостных, красочных сочетаний («Качели», «Молодой солдат»; «Бал в Буживале»). В них нет психол глубины, человек воспринимается худ как часть природы («Мадам Моне»; «Девушка с веером»). Эдгар Дега. Тематика картин Дега типична для импрессионистов и довольно ограничена, изображение будней театра, в основном балета, перемежается с изображением женщины за туалетом и сцен труда - прачек, гладильщиц, модисток. Дега никогда не обращался к пейзажу. («Урок танцев», «У фотографа», «Танцовщицы на репетиции» «Прачки», «Абсент» и др). Анри Тулуз-Лотрек работал в графике и оставил острые, иногда даже трагические по мироощущению работы. Он делает плакаты с изображением знаменитых танцовщиц, певиц кабаре, циркачек («Танец в Мулен Руж», «В кафе»). Тулуз-Лотрек проявил себя портретист (портреты Аристида Бриана, Оскара Уайльда; Поля Леклерка).

9а. Импрессионизм в скульптуре: творчество О. Родена. Имя великого французского скульптора Огюста Родена впервые получило известность в 1877 году, когда он послал на выставку статую «Бронзовый век». В течение своей долгой творческой деятельности Роден создал огромное количество произведений в самых разных жанрах — от монументальных памятников до портрета («Врат ада», навеянный «Божественной комедией» Данте). С 1880 года до конца дней работал над ними мастер, но так и не смог завершить этот сложнейший комплекс, включавший статуи и рельефы. Одна из скульптур, входивших в этот ансамбль, получила право на самостоятельное существование и стала одной из самых важных в творчестве Родена — это «Мыслитель». Продолжая и разрабатывая пластические приемы, найденные в «Бронзовом веке», Роден и в «Мыслителе» подчеркивает резкие провалы глаз, напряженные мускулы ног и спины, нервно сведенные пальцы. Родена всегда интересовал характер, настроение и переживания человека, в каком бы виде и жанре скульптуры он ни работал. Поэтому таких поразительных результатов он достиг в портретах. Среди них наиболее известны портреты скульптора Далу, критика Рошфора, художника П. Пювие де Шаванка, писателя Виктора Гюго. Но работа над портретами не стала основной для Родена. Его влекли значительные драматические темы и большое монументальное искусство. В 1885 году была создана группа «Граждане города Кале» — величайшее творческое достижение Родена. Скульптору была заказана лишь одна статуя, а он создал группу из шести фигур. У каждого из них свой характер и свое особое состояние в последние минуты жизни. И выражено это не только мимикой лица, но и позой и жестом. Спустя 10-летие после создания «Граждан города Кале» Роден закончил свой последний большой монумент — памятник Бальзаку.

 

9б. Импрессионизм за пределами Франции: Германия (А. Цорн), США (Ф. Хэссем), Бельгия (Я. Йонгкинд) и др. Творчество Дж. Уистлера и Д. Сарджента. Андерс Цорн - живописец, график и скульптор. Цорн работал в свободной и виртуозной, почти эскизной манере, сочно и смело лепя формы широким мазком (" Танец в Иванову ночь ", "Тост", "Девушки в бане"). Индивидуальность модели, своеобразие мимики, жеста, мимолетного выражения лица остро схвачены в портретах Цорна (Портрет Мамонтова), богатой игрой света и тени отличаются его многочисленные офорты (" Омнибус", "Мадонна "). Мягкие пластические формы свойственны созданным Цорном бронзовым статуэткам. Чайлд Хэссем начинал как гравер по дереву и иллюстратор, а позже — в Париж для изучения живописи, испытал сильное влияние Клода Моне. Для своих произв он выбирал время суток или погоду, трудные для воспроизведения («Июльская ночь », «Закат», «Сумерки», «Летний вечер в Париже», «Золотые рыбки», «нарциссы»). Знаменитое произв - «Комната с цветами ». Я. Йокинд вплоть до 1855 пишет виды парижских набережных («Эстакада»; «Набережная Орсэ») и портов Нормандии. В 1860-е фактура его картин смягчается («Эффект лунного света на речной воде »). Он создает и акварельные работы («Гавр, пляж Сент-Андресс», Париж, музей Орсэ). Джеймс Уистлер в 1858 г. создает серию офортов («Двенадцать офортов с натуры»). Худ продолжает заниматься гравюрой; 1858 – 1863 создал порядка 80 листов. На выставке Королевской академии искусств было показано его полотно «За роялем ». В 1862 г. была представлена картина «Симфония в белом №1. Девушка в белом». Уистлер — мастер пейзажной живописи. В Лондоне Уистлер создал целый ряд этюдов с изображ Темзы («Ноктюрн в синем и серебряном. Огни Креморна»). В 1870-е Уистлер создает ряд велик портретов («Портрет матери»). В 1876—77 выполнил роспись скандально известной «Комнаты павлинов» в лондонском особняке Лиланда. Джон Сарджмент мастер светского портрета, написанного крупным мазком и великолепно оттеняющего «кастовые» черты модели (Р.Л.Стивенсон; Миссис Дайер; Миссис Суинтон). Тонкое декорное чутье вносили в его творчество черты модерна, которые особенно ярко проявились в жанрово-типажных вещах мастера («Халео»), среди которых наиболее известна картина Гвоздика, лилия, лилия, роза – с двумя девочками, зажигающими китайские фонарики в саду. Выступал и как живописец-монументалист (настенные композиции в Публичной библиотеке).

10. Неоимпрессионизм: Ж. Сера, П. Синьяк. Неоимпр -течение в живописи, возникшее во Фр около 1885 г. Его основн представ были Ж. Сёра и П. Синьяк. Пуантилизм - техника неоимпрессионистов. Чистые цвета наносятся отдельными маленькими мазками, похожими на точки. Поль Синьяк. После посещения нескольких выставок импрессионистов Синьяк начинает подражать манере Клода Моне. В 1884 г. Синьяк выступил одним из инициаторов созд Общ-ва незав худ -«Салон Независимых». Суть нового худ метода заключалась в том, что художник не смешивает краски друг с другом на палитре, а накладывает на холст мелкие мазки чистых цветов, которые, оптически сливаясь в глазу зрителя, и дают требуемый тон («Резервуары для газа в Клиши»). Работал мастер в различных жанрах («Натюрморт с книгой и апельсинами»; «Завтрак»). Его работами явл морские пейзажи («Мыс Ломбар»; «Дорога в Сен-Тропезе »). Синьяк писал также виды Парижа и др городов, при этом неизменно старался ввести в свои картины воду с зыбкими, многоцветными, искрящимися отражениями («Дома в Сен-Тропезе»). Одна из лучших картин этой серии - «Большая сосна в Сен-Тропезе». Жорж Сёра в 1884 1ое большое полотно «Купание в Аньере », сюжетом послужила сцена отдыха рабочих на берегу Сены. Художник стремился к идеальной красоте, гармонии линий и тонов. В течение след года Сера работал над полотном «Воскресная прогулка на острове Гранд-Жатт ». В посл 6 лет Сера создал одну за другой несколько картин («Натурщицы», «Парад», «Канкан», «Пудрящаяся женщина»).Значительную часть наследия Сёра составляют небольшие по размеру пейзажи («Мост в Курбевуа», «Порт-ан-Бессен», «Сена в Гранд-Жатт»). Последняя картина Сера «Цирк » (1891) была выставлена в «Салоне независимых» в 1891 г.

10а. Постимпрессионизм: П. Сезанн, В. Ван Гог, П. Гоген, А. Тулуз-Лотрек. Сезанн, Ван Гог и Гоген начали работать параллельно с импрессионистами и испытали их влияние. П. Сезанна нет картин сложного содержания: портреты близких людей, друзей и множество автопортретов, пейзажи («Берега Марны»), натюрморты («Натюрморт с корзиной фруктов»), портреты-типы («Курильщик»), редко сюжетные изображения («Игроки в карты»). Наиболее сильная сторона таланта Сезанна — колорит. Сезанн утратил конкретность формы, чувство ее фактуры. На натюрмортах Сезанна трудно определить, какие фрукты изображены, на портретах-в какие ткани облачены фигуры. В портретах, в изобр людей есть бездушность. Винсента Ван Гога. Под влиянием импрессионистов техника Ван Гога становится более свободной, смелой, палитра высветляется («Пейзаж в Овере после дождя»). В невиданном творческом подъеме Ван Гог начинает лихорадочно работать и создает работу («Красные виноградники в Арле»). Под его кистью изображение простых домов или комнат («Хижины»; «Спальня»). Ван Гог достигает внутр экспрессии при помощи особых приемов наложения краски резкими, зигзагообразными, параллельными мазками. Он в большинстве случаев писал с натуры, но даже его этюды имеют х-р законченной картины. («Прогулка заключенных»; «Автопортрет с перевязанным ухом»).
С необычайной обостренностью восприятия он пишет природу, арх-ру, людей («Овер после дождя«, «Церковь в Овере», «Портрет доктора Гаше»). Гогена пользуется упрощенным рисунком, формы изображаемых им предметов нарочито плоскостны, краски чистые и яркие, композиции носят орнаментальный х-р. «Женщина, держащая плод». Многие полотна напоминают вост декорат ткани («А, ты ревнуешь?»). Он вносит в свои произв элементы символики («Таитянская пастораль», «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?»). Тулуз_Лотрек. Одним из первых всерьёз занялся рисованием афиш (литографией). Его моделями были танцовщицы «Мулен Руж» Луиза Вебер и Жанна Авриль, клоунесса Ша-У-Као.

 

 

11. Искусство Англии середины-второй половины XIX в.(«Прерафаэлиты» и искусство Англии викторианской эпохи.). Творчество Ф. Медокса Брауна связывают с объединением «Прерафаэлитское братство», хотя он сам не входил в него. Прерафаэлиты, однако, объявляли его своим главой, и он был близок с ними. Он писал в основном истор и религ картины («Чосер при дворе Эдуарда III», «Лир и Корделия»), но настоящим откровением для современников стали 2 его произв-я жанрового х-ра: «Прощание с Англией» и «Труд». Братство прерафаэлитов возникло в 1848. Художников-прерафаэлитов объединяло преклонение перед искусством художников раннего Возр: Б. Гоццоли, Ф. Липпи, Фра Беато Анджелико, С. Боттичелли, то есть до Рафаэля (отсюда и название). Многое их роднило и с романтиками: любовь к старине, легендам, сказаниям. Каждый из худ братства прерафаэлитов был индивидуальностью. Данте Габриэль Россетти («Детство Марии»; «Благовещение») и Э. К. Берн-Джонс («Золотая лестница»; «Любовь среди развалин») тяготели к символизму, к декоративному изыску. Холман Хант («Светоч мира», «Пробуждение совести») и Д. Э. Миллес («Лоренцо и Изабелла», «Христос в доме родителей»). Прерафаэлиты отказались от академических принципов работы и считали, что всё необходимо писать с натуры. Они выбирали в качестве моделей друзей или родственников. Так, например, на картине «Юность Девы Марии» Россетти изобразил своих мать и сестру Кристину. Уильям Хольмен Хант. Наиболее известны его 2 полотна: «Пробуждающаяся совесть» и «Свет миру». В 1854 начинает самую потрясающую картину, «Козел отпущения». Данте Габриел Россетти. Россетти любил Данте и сам был поэтом, поэтому многие свои картины снабжал стихотворными подписями или писал как иллюстрации к собственным произведениям. Поначалу его интересовали религиозные сюжеты (" Детство Марии "), потом он продолжил эту тему, написав несколько картин на сюжет Благовещения. Самая известная, без сомнения, это «Се, раба Господня».

 

12. Искусство Германии, Австрии и др. стран середины-второй половины XIX в. (Реализм в искусстве Германии: А. Менцель, В. Лейбль. Реалистические тенденции в творчестве бельгийца К. Менье.) Адольф Менцел, живописцу и графику, мастеру истор и жанровых композиций, пейз живописи. В творчестве Менцеля сказались лучшие традиции романтиков, «назарейцев», с их любовью к нем истории, к отечеств прошлому, к легендам и сказкам, и «бидермайера» с его любовью к точной бытовой детали. Все это прекрасно выражено в огромном труде Менцеля, посвященном Фридриху II: в 400 иллюстр к «Истории Фридриха Великого» Ф. Куглера, 200 иллюстр к сочинениям самого короля и 600 литографиях «Обмундирование армии Фридриха Великого». В живописи Менцель посвятил целую серию картин Фридриху II - изображает быт, интимную жизнь короля («Концерт в Сан-Суси»). В 1860—1870-е он все чаще обращается к темам: городская и дерев жизнь, парижские улицы, гуляющая толпа, придворные празднества и труд обыкновенных людей. Среди картин последней темы особое место занимает «Железопрокатный завод »-одно из 1ых изображ труда пролетариев в иск-ве XIX в. В русле реалист иск-ва работает и Вильгельм Лейбль, художник мюнхенской школы, испытавший сначала влияние реализма Курбе («Неравная пара»; «Деревенские политики »), а затем фр импрессионистов с их проблемами световоздушной среды («Прядильщица »). Жизненность и большая пластическая сила в образах баварских крестьян, которых так любил изображать художник («Крестьяне»). В 1890-е вместе с худ Й. Шперлем Лейбль создал цикл полотен, живописующих сцены в интерьере («В кухне»; «Девушка у окна »). Константин Менье. Рисунки и картины Менье на индустриальную тему поражали всех особой человечностью. (" Плавка ", "Девочки с фабрики"). Мастер почти никогда не передает в своих скульптурах момент самой работы, он использует выразительные позы, предпочитая обычно стоящие во весь рост фигуры. Хотя истинное призвание Менье-скульптора, он выполнил на хорошем профессион уровне и немало портретных бюстов - К. Лемонье, Э. Верхарна, Э. Золя, Э. Пикара. В области скульптурной группы особенно интересна работа Менье над памятником «На водопое» (1899), установленного в сквере Амбьорис в Брюсселе.

 

12а. Архитектура Германии первой половины 19в. Развитие немецкой архитектурной школы этого периода во многом определило творчество двух мастеров — К. Ф. Шинкеля и Ф. К. Л. фон Кленце. Карл Фридрих Шинкель — виднейший немецкий архитектор первой половины XIX в. Он стремился возродить зодчество классической древности, преимущественно древнегреческое. «Новая караульня» в Берлине, возведённая по его проекту — суровое приземистое здание с глухими стенами.

Совсем по-другому выполнен фасад берлинского «Драматического театра»: его стены, прорезанные рядами больших окон, обрели лёгкость, созвучную стройным колоннам портика. Самая известная постройка Шинкеля — «Старый музей» в Берлине. Другой крупнейший представитель неоклассицизма — Франц Карл Лео фон Кленце — был придворным архитектором короля Баварии Людвига I. Его знаменитые работы — «ансамбль площади Кёнигсплац», спроектированной по античному образцу: «дорические» Пропилеи – сочетание лаконичных архитектурных объемов, акцент на 6-колонный портик, тонкие архитектурные детали; «ионическая» Глиптотека» – здание для музейного собрания, ионический 8-колонный портик, элементы римской архитектуры; «коринфское» Античное собрание. Пинакотека – лаконичная архитектурная структура, вытянутые фасады с арками. Валгалла близ Регенсбурга — своего рода Пантеон немецкого народа, выстроенный в форме античного храма по заказу Людвига I. Выполнял заказы иностранных государей. Для Николая I он исполнил в 1839 г. проект здания Нового Эрмитажа в Санкт-Петербурге.

 

13. Общая характеристика искусства России XIX века: периодизация и осн. стил. направления. Историю русского искусства XIX века принято делить на этапы. П. П. 19 века - называют Золотым веком русской культуры. Начало его совпало с эпохой классицизма в русской литературе и искусстве. Классицизм обогащается новыми чертами, его сильные стороны отчетливее всего проявились в архитектуре, исторической живописи, отчасти в скульптуре. Восприятие культуры античного мира стало более историчным и более демократичным. Наряду с классицизмом получает интенсивное развитие романтическое направление и начинает формироваться новый реалистический метод.

ВТ. П. 19 века - время окончательного утверждения и закрепления национальных форм и традиций в русском искусстве. Популярной в искусстве стала «русская тема». Русская культура не замыкалась в национальных рамках, не отделялась от культуры остального мира. Во ВТ. ТРЕТИ 19 века искусство во многом утратило те прогрессивные черты, которые были свойственны ему ранее. Классицизм к этому времени в сущности исчерпал себя. Архитектура этих лет вступила на путь эклектики - внешнего использования стилей разных эпох и народов. Скульптура утеряла значительность содержания. Перспективные поиски наметились лишь в скульптуре малых форм, здесь так же, как в живописи и графике, росли и укреплялись реалистические начала, утверждавшиеся вопреки активному сопротивлению представителей официального искусства. В 70-е годы прогрессивная демократическая живопись завоевывает общественное признание. У нее появляются собственные критики - И.Н.Крамской и В.В.Стасов и свой собиратель - П.М.Третьяков. Наступает пора расцвета русского демократического реализма вт. пол. XIX в. В это время в центре официальной школы - Петербургская Академия художеств.

В конце XIX - начале XX века еще работали крупнейшие представители Товарищества передвижных художественных выставок: И.Е.Репин, В.И.Суриков, В.М.Васнецов, В.В.Верещагин, В.Д.Поленов и другие. Тогда расцвел талант В.А.Серова - крупнейшего мастера-реалиста предреволюцион-ной эпохи. Эти годы были временем формирования молодых представителей передвижничества А.Е.Архипова, С.А.Коровина, С.В.Иванова, Н.А.Касаткина.

13а.Искусство России первой половины XIX века. В АРХИ-РЕ п.п. XIX в. господствовал классицизм. Центром строи-ва стан. С-ПБ. Работа по упорядочению центра новой столицы началась с возведения з дания Адмиралтейства по проекту А.Д.Захарова. Андрей Никифорович Воронихин. Главное творение Воронихина - Казанский собор. Принципиальное значение имело строительство в начале XIX в. здания Биржи (арх. Тома де Томон - придал зданию Биржи вид греческого храма). З дание Адмиралтейства, возведенное по проекту А.Д.Захарова. К. Росси. Он проектировал целыми ансамблями - Михайловский дворец (ныне Русский музей). Принял К.И.Росси участие в оформлении Дворцовой площади, прилегающей к Зимнему дворцу Растрелли. К.И.Росси были спроектированы здания Александринского театра, Публичной библиотеки, Сената и Синода. В.П.Стасов. Самыми известными его постройками стали два петербургских храма - Преображенский и Троицкий соборы. Им спроектированы Павловские казармы на Марсовом поле в Петербурге и Императорские конюшни. ФР. Арх. Огюст Монферран - Исаакиевский собор. О. Бове. Им было построено здание Большого театра, спроектирована Театральная площадь, возведены Триумфальные ворота. Лео Кленце - здание Нового Эрмитажа. К.А.Тон - большой Кремлевский дворец, храм Христа Спасителя. СКУЛЬПТУРА. И.П.Мартос - памятник Минину и Пожарскому. Много работ было создано скульпторами С.С.Пименовым и В.И.Демут-Малиновским (Колесница Славы на Триумфальной арке Росси, скульптурные группы у Горного института Воронихина и пр.). И.П.Витали (бюст Пушкина; ангелы у светильников на углах Исаакиевского собора ), П.К.Клодта («Укротители коней» на Аничковом мосту, конный памятник Николаю I, установленный на площади перед Исаакиевским собором). ЖИВОПИСЬ. Господств. Стиль п.п. 19 - стал романтизм. Мастер романтического портрета О. Кипренский (портреты В.А.Жуковского и А.С.Пушкина). Не менее прославленным портретистом был В. Тропинин - портрет сына Арсения. Создатель одного из прижизненных портретов А.С.Пушкина. Родоначальником бытового жанра явился А. Венецианов («Гумно», «На пашне. Весна», «Утро помещицы»). Традиции бытописательства нашли продолжение в творчестве П.А.Федотова. Его работы носят сатирический характер «Свежий кавалер», «Сватовство майора ». Мастер романтической живописи К. Брюллов - «Последний день Помпеи». Брюллов был выдающимся портретистом («Всадница»; портрет графини Ю.П.Самойловой; Автопортрет.). А. Иванов. Главн. Произведение - «Явление Христа народу». В жанре морского пейзажа работал И.К.Айвазовский. Известность приобрела картина «Девятый вал».

13б. Искусство России второй половины XIX века. Вт.п. XIX в. - время окончательного утверждения и закрепления национальных форм и традиций в русском искусстве. Формируется течение, в основе которого лежали идеи критического реализма. Мастер этого направления - В.Перов. Его жанровые произведения («Сельский крестный ход на Пасхе», «Проводы покойника», «Тройка») являют собой горестные истории жизни простого народа. Портреты (Ф.М.Достоевского, А.Н.Островского, И.С.Тургенева). Новое направление утверждалось в борьбе с официальным искусством, представленным руководством Академии художеств. Группа студентов-выпускников отказалась писать программные картины на сюжеты скандинавского эпоса, предложив вместо этого выбрать другие темы. В этом им было отказано. В знак протеста художники во главе с И.Н.Крамским покинули Академию, образовав «Петербургскую артель художников». В 1870 г., уже в Москве, И.Н.Крамской, В.Г.Перов, Н.Н.Ге, и Г.Г.Мясоедов организовали «Товарищество передвижных художественных выставок». Лидером этого объединения был И.Крамской. Крупнейшая работа - «Христос в пустыне ». Портреты (Л.Н.Толстого, М.Е.Салтыкова-Щедрина, И.И.Шишкина, П.М.Третьякова). Популярна- «Незнакомка». Батальный жанр был представлен работами В.В.Верещагина («Апофеоз войны», «Балканская серия»). Мастерами пейзажа были А.К.Саврасов («Грачи прилетели»), И.И.Шишкин («Сосновый бор», «Рожь), А.И.Куинжи («Березовая роща», «Лунная ночь на Днепре»), В.Д.Поленов («Московский дворик»), И.И.Левитан («Вечерний звон», «Весна. Большая вода»), К.А.Коровин («Зимой», «Париж. Бульвар капуцинок»). Репин - «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Портреты (В.В.Стасова, Л.Н.Толстого и др). Историческая живопись – В. Суриков. знаменитое - «Утро стрелецкой казни». К позднему периоду творчества относятся картины «Взятие снежного городка», «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы». На исторические темы писал и В.М.Васнецов. «После побоища Игоря Святославича с половцами», «Аленушка», «Богатыри». В.Серов - «Девочка с персиками». Портреты (К.А.Коровина, И.И.Левитана, А.П.Чехова, А.М.Горького, и др.). АРХИТЕКТУРА. В архитектуре - смешение разных стилей - эклектизмом. Сочетание классицизма и барокко стало основой архитектурной композиции Исаакиевского собора (фр. Арх. О.Г.Монферран). В псевдовизантийском стиле работал К.А.Тон – проект храма Христа Спасителя в Москве, Большого Кремлевского дворца, железнодорожных вокзалов петербургского и московского. Им были построены Верхние торговые ряды в Москве (арх А.Н.Померанцев). Псевдорусский стиль нашел выражение в работах А.А.Парланда (Храм Спаса на крови в Петербурге), А.А.Семенова и О.В.Шервуда (Исторический музей в Москве). СКУЛЬПТУРА. М.М.Антокольский - портреты («Иван Грозный», «Петр I», «Умирающий Сократ», «Спиноза»). П.П.Трубецкой - самая известная работа - бронзовый памятник Александру III.

 

14. Основные тенденции в развитии искусства XX в.: проблемы стилистики и периодизации. В XX в. «европ человечество» столкнулось с глобальностью катастроф, с утратой традиционных этических и эстетич ценностей. Все это породило трагический разлад в душах даже крупнейших самобытных художников, привело к девальвации образцов, к отсутствию авторитетов. Каждый оригинальный мастер XX в. стремится породить свой стиль, свою манеру, утвердить свой почерк. Прекрасное подменяется безобразным, духовное — бездуховным, подлинное искусство — подражанием или издевкой. Создается одержавшая к концу столетия победу массовая культура и китч как ее крайнее выражение. Многие мастера XX ст выказали разносторонность интересов, проявив себя в самых разных видах и жанрах искусства: станковом, монументальном, театрально-декорационном, в графике, искусстве витража, керамики, в скульптуре малых форм и пр. Искусство столетия делится: иск-во начала века, между двумя мир войнами, периода 2ой мир войны, послевоенное, на соврем этапе. Столетие дало жизнь множеству разных худ направлений: столкнуло авангард (модернизм) с искусством традиционным, верным реалист принципам предыдущих веков. Переходя к хар-ке арх-ры и изобр искусств XX ст с его трагедиями и противоречиями достаточно ярко выражено в творчестве таких мастеров, как Корбюзье, Райт, Пикассо, Шагал, Матисс. В этот период художники со всего мира, привлеченные славой французской школы живописи XIX в., собираются в Париже, который становится свидетелем рождения новых направлений в искусстве. Представителями набизма были П. Боннар, М. Дени, Ж. Вилар, П. Серюзье и др. Набизм явился связующим звеном нового искусства авангарда с символизмом культуры XIX ст. Фовизм - название живописи нескольких молодых художников: Матисс, Дюфи. Из всей группы (Фламинк, Руо, Ван Донген, Марке, Матисс, Дюфи) самым талантливым оказался Анри Матисс олицетворявший европ живопись XX ст. Матисс пришел к плоскости форм, но он открыл небывалую концентрацию света, яркого и звучного, не существующего в видимости. И благодаря этому создал свою поэтику, свой поэтический мир. Художник восхищается пленительными аксессуарами, растениями, цветами, птицами, он создал свой счастливый, снимающий напряжение гуманизм. Кубизм (Сезанн, Пикассо, Леже) - на их полотнах появл кубы, цилиндры, конусы как попытка углубить живопись. Художники отказываются детально воспроизводить действительность. Кубизм является одной из разновидностей абстракционизма. Пикассо стилизует, символизирует, созерцает. В его работах ("Семья акробатов с обезьяной", "Семья жонглеров", "Мать и сын", "Актер" и др.), исчезает боль жизни, остаются только фигуры этой боли. Дадаизм возник в Швейцарии в 1916 г. Автором термина "дадаизм" - Тзара, а 1ыми дадаистами - Бретон, Дюшан, Тзара, Миро, Пикабия. Свое искусство дадаисты считали средством высвобождения подсознательного в целях преобразования мира. Дадаизм просуществовал до 1922 г. а затем на его почве возник сюрреализм. Наибольшее распростр сюрреализм приобрел в живописи (Дали, Арп, Миро, Танги, Эрнст). Художник-сюрреалист выбирает образы внешнего мира. Для Дали х-но фотографическая точность полотен. Примитивные и рудиментарные формы привлекательного цвета, которые X. Миро запускает в воображаемое пространство, это волнующие зародыши жизни, гибкие и волнообразные, плавающие в ирреальном молочном цвете полотен Ива Танги; это круглые и прочные рельефы одного из основоположников дадаизма Арпа; это "элементарные", трагические сражения А. Массона.

Абстракционизм и экспрессионизм. Абстракционизм явился завершением экспериментального демарша. Это до конца исчерпало изучение реального, на смену кот пришли чертежи голландца П. Мондриана, одного из первых абстракционистов, полагавшего, что чистые геометрические формы - это и есть подлинная красота. Кандинский создал в 1910 г. первую абстрактную акварель. Специалисты называют живопись абстракционизма "метафизической", "сбивающей с толку", "непостижимой". Экспрессионизм. Это крупнейшее течение евр жив первых трех десят XX в. Свойственная ему эмоц острота проявилась в творчестве таких фр экспрессионистов, как Руо, Громер, Маршан, Бюффе. Экспрессионисты стремятся исказить или преувеличить естественную внешность с целью отражения внутреннего мира (яркий пример - картина норвежского художника Э. Мунка "Крики").

15. Искусство рубежа XIX-XX вв. Символизм (особенности художественного мировоззрения) и модерн (историко-культурные основания стиля, особенности художественного мировоззрения, регионы распространения, хронология). Символизм (знак, символ) – направление в лит-ре и изобр иск-ве Европы к 19 века – н 20. Символизм возник как альтернатива исчерпавших себя и художественной практики реализма и натурализма, обратившись к антиматериалистическому, антирационалистскому образу мышления и подхода к искусству. В основе его мировоззренческой концепции лежала идея существования за миром видимых, реальных вещей другой, настоящей действительности, смутным отражением которой и является наш мир. Символизм в изобразительном искусстве – явление сложное и неоднородное, не сформировавшееся в единую систему и не выработавшее своего художественного языка. Вслед за поэтами-символистами художники искали вдохновения в тех же образах и сюжетах: темы смерти, любви, порока, греха, болезни и страданий, эротика привлекали их. Характерной чертой движения было сильное мистико-религиозное чувство. Художники-символисты часто обращались к аллегории, мифологическим и библейским сюжетам. Черты символизма отчетливо прослеживаются в творчестве самых разных мастеров – от Пюви де Шаванна, Г.Моро, О.Редона и прерафаэлитов до постимпрессионистов (П.Гогена, Ван Гога, «набидов» и др.), работавших во Франции (родине символизма), Бельгии, Германии, Норвегии и России. Во Франции изобразительное искусство рубежа XIX— XX вв. было теснейшим образом связано с символизмом, у истоков которого стоит французский живописец Пюви де Шаванн (1824—98). Пре



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: