Экзаменационный билет №4




1. Дать характеристику основным разделам бизнес-плана

Бизнес-план - это комплексный документ, содержащий все основные аспекты планирования деятельности предприятия и разрабатываемый как для обоснования конкретных инвестиционных проектов, так и для управления текущей и стратегической финансовой деятельностью. Бизнес-план может и должен быть разработан и для предприятий, выпускающих продукцию, и для тех, кто специализируется на оказании услуг, торговой деятельности и т.д. От этого будет зависеть как его структура, так и прогноз основных параметров деятельности.

В рамках бизнес-плана определяются цели, пути и средства их достижения. В итоге разработанный документ будут читать потенциальные кредиторы, инвесторы, что позволит обеспечить приток финансовых средств на предприятие. Именно это обстоятельство следует учитывать при разработке финансового раздела бизнес-плана.

Раздел I. РезюмеФактически резюме является предельно сокращенной версией бизнес-плана (3-4 страницы текста). Этот раздел находится вначале, хотя его написание осуществляется в конце всей работы. Цель резюме — изложение основных положений разработанного бизнес-плана, чтобы в сжатом виде дать представление о содержании этого документа.

Раздел II. Общее описание предприятия В этом разделе дается полное и сокращенное наименование предприятия, дата регистрации, описание основных видов деятельности предприятия (код ОКОНХ), его организационно-правовая форма, форма собственности (код СКФС), доля государства (субъекта Федерации) в капитале, подчиненность предприятия — вышестоящий орган.

Излагаются намерения по производству и сбыту продукции, указываются географические пределы развития бизнеса, сведения о том, какой стадии развития достигло предприятие, имеет ли полностью разработанный ассортимент продукции и т.д.

Раздел III. Товары и услуги Основной целью данного раздела является профессиональная характеристика привлекательных черт продукции и услуг, выпускаемых или оказываемых данным предприятием. Здесь дается описание физических характеристик продукции, направлений ее возможного использования и привлекательности для потребителя ее свойств. Это позволяет подчеркнуть уникальность продукта или услуги, выделить его из числа одноименной продукции конкурентов.

Раздел IV. Маркетинг-план

Это один из важнейших разделов бизнес-плана, так как многие кредиторы и инвесторы считают, что успех нового предприятия или выпуска новой продукции и услуг можно прогнозировать, лишь принимая во внимание факторы, определяющие спрос на товар или услугу. В результате разработки маркетинг-плана мы должны получить важнейший показатель для дальнейших финансовых проектировок — объем продаж производимой продукции по всему ассортименту и в целом по предприятию.

Раздел V. Производственный план Важнейшим показателем для финансовых проектировок является себестоимость производимой продукции. Именно поэтому производственная составляющая в стоимостном выражении должна быть разработана в данном разделе наиболее подробно, учитывая, что в нем всесторонне представлен процесс производства и все его составляющие.Собственно производство отражено описанием технологических процессов, производственных мощностей, особенностей задействованного оборудования, сырья, материалов.Серьезное внимание отводится определению поставщиков сырья и материалов, цен на них.

Раздел VI. Организация управления В данном разделе должна быть проведена оценка имеющихся кадров (численный состав), а также определена потребность в привлечении специалистов.

Раздел VII. Капитал и организационно-правовая форма предприятия В этом разделе дастся обоснование выбора организационно-правовой формы предприятия (акционерное общество, товарищество, общество с ограниченной ответственностью и т.д.). Здесь также необходимо указать, какие финансовые ресурсы потребуются для того, чтобы предприятие успешно развивалось в прогнозируемый период. Дав общие объемы потребностей в финансовых ресурсах, следует назвать источники средств, имеющиеся в данный момент и планируемые на перспективу (собственные средства, ссуды, кредиты и т.д.), а также дать направления использования финансовых средств.

Раздел VIII. Финансовый план Данный раздел является ключевым в бизнес-плане. В нем рассматриваются вопросы финансового обеспечения деятельности предприятия и наиболее эффективного использования имеющихся средств на основе текущей финансовой информации и прогноза объемов реализации товаров и услуг на рынках в последующие периоды. Именно этот раздел бизнес-плана дает ответы главным рецензентам относительно целесообразности сотрудничества в этом предприятии: инвесторы узнают об уровне прибыли, на который они могут рассчитывать, кредиторы — о способности возможного заемщика обслуживать долг в определенных объемах.

2.Функции предпринимательства

Общеэкономическая функция. Предпринимательская деятельность направлена на производство товаров, выполнение работ, оказание услуг и доведение их до конкретных потребителей: населения, других предпринимателей, государства. Состояние и уровень развития предпринимательства является одним из определяющих условий экономического роста, увеличения объемов валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода.

Ресурсная функция изначально связана с наиболее эффективной комбинацией факторов производства, экономических ресурсов. Что и отличает предпринимателя от обычного хозяйственника - это применение различных новых способов соединения факторов производства. Новаторство, сознательный риск и ответственность за принимаемые решения, и проекты, на которые идет предприниматель ради получения максимальной прибыли, предполагает рациональное использование воспроизводимых и невоспроизводимых ресурсов.

Организаторская функция проявляется в свободе выбора вида коммерческой деятельности, независимости и самостоятельности хозяйствующих субъектов, в умении сформировать и повести за собой коллектив.

Социальная функция. Удовлетворение личных потребностей предпринимателя - получение прибыли - связано с удовлетворением потребностей других людей. На свой страх и риск предприниматель всегда выполняет определенный социальный заказ (на новый товар, услуги, технологии), ориентируясь на достижение экономического успеха. Получение прибыли для предпринимателя одновременно выступает как цель и как стимул в его деятельности. Чем эффективнее функционируют предпринимательские структуры, тем больше средств поступает в бюджеты разных уровней, обеспечивается рост рабочих мест. Формируется и новый слой людей - людей предприимчивых и самодостаточных, способных добиваться поставленной цели.

Творческая функция изначально присуща предпринимательству, поскольку связана с реализацией оригинальных взглядов и подходов по принимаемым решениям, технологиям, инновациям. Предпринимательские способности - это особое проявление способностей человеческого капитала, затраты высококвалифицированного труда. Предпринимателем в его деятельности движет воля к победе, желание борьбы, не только материальное, но и моральное удовлетворение, самоутверждение.

Политическая функция. Отношения по поводу владения, пользования и распоряжения средствами производства и продуктами труда помимо имущественных и правовых аспектов всегда имели социальный, этический и политический оттенки отношений элементов внутренней и внешней предпринимательской среды.

3. Лизинг в предпринимательстве Ли́зинг (англ. leasing от англ. tolease — сдать в аренду) — вид финансовых услуг, форма кредитования при приобретении основных фондов предприятиями или очень дорогих товаров физическими лицами. Предметом лизинга являются любые непотребляемые вещи, в том числе предприятия, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество. Предметом лизинга не могут быть земельные участки и другие природные объекты, а также имущество, которое федеральными законами запрещено для свободного обращения или для которого установлен особый порядок обращения. Предмет лизинга, переданный во временное владение и пользование лизингополучателю, является собственностью лизингодателя. Предмет лизинга, переданный лизингополучателю по договору финансового лизинга, учитывается на балансе лизингодателя или лизингополучателя по соглашению сторон.

В зависимости от срока полезного использования объекта лизинга и экономической сущности договора лизинга различают: · Финансовый лизинг (финансовая аренда). Срок договора лизинга сравним со сроком полезного использования объекта лизинга. Как правило, по окончании договора лизинга остаточная стоимость объекта лизинга близка к нулю, и объект лизинга может без дополнительной оплаты перейти в собственность лизингополучателя. По сути является одним из способов привлечения лизингополучателем целевого финансирования (в целях приобретения объекта лизинга). · Оперативный лизинг (иногда «операционный лизинг» или «аренда»). Срок договора оперативного лизинга (аренды) существенно меньше срока полезного использования объекта. Обычно предметом оперативного лизинга (аренды) являются уже имеющиеся в распоряжении арендатора активы (может не быть третьей стороны — продавца). По окончании договора объект оперативного лизинга (аренды) либо (как правило) возвращается лизингодателю и может быть передан в лизинг (аренду) повторно, либо (как исключение) выкупается арендатором по остаточной рыночной стоимости. Арендная ставка может быть выше, чем по финансовому лизингу. Выделение и применение термина "операционный лизинг" является спорным.

Основными принятыми в практике графиками лизинговых платежей являются: ·регрессивный (ежемесячный платёж в течение срока лизинга уменьшается); · аннуитетный (ежемесячный платёж в течение срока лизинга остаётся одинаковым); · сезонный (график платежей привязывается к сезонности бизнеса лизингополучателя).

Приобретение основных средств в форме лизинга позволяет снизить налоговую нагрузку предприятия. В частности, платежи по лизинговым договорам уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль (являются затратами).

 

Экзаменационный билет №5

1. Внутренние источники финансирования предпринимательской деятельности - это совокупность форм и методов,.принципов и условий финансового обеспечения простого и расширенного воспроизводства. Для правильной организации финансирования предпринимательской деятельности следует классифицировать источники финансирования. / Внутренние источники собственных средств формируются в процессе хозяйственной деятельности и играют значительную роль в жизни любого предприятия, поскольку определяют его способность к самофинансированию. / Основными внутренними источниками финансирования любого коммерческого предприятия являются чистая прибыль, амортизационные отчисления, реализация или сдача в аренду неиспользуемых активов и др. / В современных условиях предприятия самостоятельно распределяют прибыль, остающуюся в их распоряжении. Рациональное использование прибыли предполагает учет таких факторов, как планы дальнейшего развития предприятия, а также соблюдение интересов собственников, инвесторов и работников. / В общем случае, чем больше прибыли направляется на расширение хозяйственной деятельности, тем меньше потребность в дополнительном финансировании. Величина нераспределенной прибыли зависит от рентабельности хозяйственных операций, а также от принятой на предприятии политики в отношении выплат собственникам (дивидендная политика). / Недостатками использования данного источника являются его ограниченная и изменяющаяся величина, сложность прогнозирования, а также зависимость от внешних, не поддающихся контролю со стороны менеджмента факторов (например, конъюнктура рынка, фаза экономического цикла, изменение спроса и цен и т. п.). / Еще одним важнейшим источником самофинансирования предприятий служат амортизационные отчисления. / Они относятся на затраты предприятия, отражая износ основных и нематериальных активов, и поступают в составе денежных средств за реализованные продукты и услуги. Их основное назначение — обеспечивать не только простое, но и расширенное воспроизводство. / Преимущество амортизационных отчислений как источника средств заключается в том, что он существует при любом финансовом положении предприятия и всегда остается в его распоряжении.

Величина амортизации как источника финансирования инвестиций во многом зависит от способа ее начисления, как правило, определяемого и регулируемого государством. / Выбранный способ начисления амортизации фиксируется в учетной политике предприятия и применяется в течение всего срока эксплуатации объекта основных средств. / В ряде случаев привлечь дополнительные финансовые ресурсы в хозяйственный оборот из внутренних источников можно за счёт продажи или сдачи в аренду неиспользуемых основных и оборотных активов. Вместе с тем такие операции носят разовый характер и не могут рассматриваться в качестве регулярного источника денежных средств. / Несмотря на преимущества внутренних источников финансирования, их объемы, как правило, недостаточны для расширения масштабов хозяйственной деятельности, реализации инвестиционных проектов, внедрения новых технологий и т. д. / В этой связи возникает необходимость дополнительного привлечения собственных средств из внешних источников.

2. Виды, формы предпринимательства и их классификация.

Предпринима́тельство, предпринимательская деятельность — рисковая экономическая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от производства и продажи товаров, оказания услуг, выполнения работ. Для этой цели используется имущество, нематериальные активы, труд как самого предпринимателя, так и привлечённые со стороны. Нет гарантий, что затраченные средства окупятся, что произведённое будет продано с прибылью. С этим связан риск потерь всего или части имуществ. / По виду или назначению предпринимательскую деятельность можно подразделить на производственную, коммерческую, финансовую..

Производственное предпринимательство. Здесь осуществляется производство конкретной продукции, товаров, работ, оказываются услуги, создаются определенные духовные интеллектуальные ценности. В зависимости от отрасли хозяйственной деятельности в сфере материального производства различают предпринимательство промышленное, строительное, сельскохозяйственное (фермерство) и др.

Под коммерческим предпринимательством понимают предпринимательскую деятельность, основанную на торговой и торгово-посреднической деятельности, участие в продаже или содействие продаже товаров и услуг. В настоящее время термин «коммерческая деятельность» толкуется расширительно и означает не только непосредственную торговлю, но и другие виды предпринимательской деятельности, связанные с осуществлением купли-продажи или посредничества в купле-продаже.

Финансовое предпринимательство осуществляется кредитными организациями, страховыми организациями, инвестиционными фондами. Формы предпринимательства в свою очередь можно подразделить на организационно-правовые и организационно -экономические.

В числе организационно-правовых форм — товарищества, общества, кооперативы. Товарищество представляет собой объединение лиц, созданное для осуществления предпринимательской деятельности. Товарищества создаются в том случае -когда в организации предприятия решают принять участие два или более партнера. Важным- преимуществом товарищества является возможность привлечения дополнительного капитала, Участники товарищества подразделяются на две группы: полные товарищи (товарищество с неограниченной ответственностью) и коммандитные товарищи (товарищество с ограниченной ответственностью). В коммандитных товариществах часть партнеров может обладать неограниченной, а часть — ограниченной ответственностью.

Общества создаются по соглашению не менее двух граждан либо юридических лиц путем объединения их вкладов (как в денежной, так и в натуральной форме) в целях осуществления хозяйственной деятельности. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам. Они несут ответственность только в пределах стоимости внесенных ими вкладов. В отличие от них участники общества с дополнительной ответственностью несут ответственность всем своим имуществом.

Наиболее распространенными являются акционерные общества, йх-отличие- состоит в том, что им предоставлено право привлекать необходимые средства путем выпуска ценных бумаг—акций. При этом участники акционерного общества несут ответственность за результаты его деятельности в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Предприятие, созданное группой лиц для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, называется кооперативным. Обязательным в кооперативе является личное трудовое и иное участие его членов в деятельности кооператива, а также объединение его участниками имущественных паевых взносов.

К основным организационно-экономическим формам предпринимательства можно отнести: концерны, ассоциации, консорциумы, синдикаты, картели, финансово-промышленные группы.

Концерн — это многоотраслевое акционерное общество, контролирующее предприятия через систему участия. Концерн приобретает контрольный пакет акций различных компаний, являющихся по отношению к нему дочерними. В свою очередь дочерние компании также могут владеть контрольными пакетами акций других акционерных компаний, нередко расположенных в других странах. Ассоциации — мягкая форма добровольного объединения экономически самостоятельных предприятий, организаций, которые одновременно могут входить в другие образования. В состав ассоциации, как правило, входят односпециализиро-ванные предприятия и организации, расположенные на определенной территории. Основная цель создания ассоциаций — совместные решения научно-технических, производственных, экономических, социальных и других задач. Консорциум — это объединение предпринимателей с целью совместного проведения крупной финансовой операции {например, осуществление значительных инвестиций в крупный промышленный проект). Такое объединение предпринимателей имеет возможность вложить средства в крупный проект, при этом значительно уменьшается риск, возникающий при крупных вложениях, так как ответственность раскладывается на множество участников. В условиях научно-технической революции консорциумы возникают в новых отраслях и на стыке различных отраслей и предусматривают проведение совместных научных исследований. Синдикат — объединение сбыта продукции предпринимателями одной отрасли с целью устранения излишней конкуренции между ними. Картель — это соглашение между предприятиями одной отрасли о ценах на продукцию, услуги, о разделе рынков сбыта, долях в общем объеме производства и др.

Новой организационно-экономической формой предпринимательства служат финансово-промышленные группы (ФПГ). Они представляют собой объединение промышленного, банковского, страхового и торгового капиталов, а также интеллектуального потенциала предприятий и организаций.

3.Охарактеризуйте сущность предпринимательского риска. В предпринимательской деятельности под риском принято понимать вероятность (угрозу) потери предприятием части своих ресурсов, недополучения доходов или появления дополнительных расходов в результате осуществления определенной производственной и финансовой деятельности. / Можно сказать, что риск — это деятельность, связанная с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность количественно и качественно оценить вероятность достижения предполагаемого результата, неудачи и отклонения от цели.

В понятии«риск» можно выделить следующие элементы, взаимосвязь которых и составляет его сущность: o возможность отклонения от предполагаемой цели, ради которой осуществлялась выбранная альтернатива; o вероятность достижения желаемого результата; o отсутствие уверенности в достижении поставленной цели; o возможность материальных, нравственных и других потерь, связанных с осуществлением выбранной в условиях неопределенности альтернативы.

При рассмотрении проблем предпринимательского риска следует обратить внимание на соотношение понятий «риск» и «неопределенность». Эти понятия следует разграничивать, так как риск характеризует ситуацию, когда наступление неизвестных событий достаточно вероятно и может быть оценено количественно. Типичный пример ситуации неопределенности — форс-мажорные обстоятельства, т.е. препятствия непреодолимой силы, наступление которых всегда неожиданно. Именно поэтому потери вследствие форс-мажорных обстоятельств не принимаются к страхованию. В рыночной экономике существуют три основные группы причин возникновения ситуации неопределенности: незнание, случайность, противодействие. Незнание - это недостаточность знаний о внешней предпринимательской среде. Случайность определяется тем, что будущие события очень сложно предвидеть, так как в некоторых случаях те или иные события даже в сходных условиях происходят неодинаково. Выход оборудования из строя, изменение спроса на продукцию или услуг}', неожиданный срыв сбыта продукции,. Противодействие - это ситуация, когда те или иные события затрудняют эффективную деятельность предпринимательской фирмы, например конфликты между подрядчиком и заказчиком, трудовые конфликты в коллективе и т.п.

Основная задача предпринимателя — «предугадать» возможные причины неопределенности, которые и являются источниками возникновения рисковых ситуаций, найти возможные пути преодоления случайностей и противодействовать их проявлению.

 

Экзаменационный билет №6

1.. Природные и земельные ресурсы в предпринимательстве.

Приро́дныересу́рсы — совокупность объектов и систем живой и неживой природы, компоненты природной среды, окружающие человека и используемые им в процессе общественного производства для удовлетворения материальных и культурных потребностей человека и общества.

Природные ресурсы непосредственно участвуют в материальной деятельности и к ним относят всё,что берет человек от природы. Первичным источником всех ресурсов является природная сфера. Природная сфера вместе с социальной сферой формирует окружающую среду. Каждый сельскохозяйственный проект должен проходить экологическую экспертизу на предмет его безопасности, эта экспертиза должна включать: 1.соблюдения действующих норм и стандартов допустимого влияния на организм человека,животных и растений,химических,физических и биологических факторов производства. 2.эколого-экономический ущерб от истощения и загрязнения ресурсов используемых в сельском хозяйстве. 3.возможность восстановления природных ресурсов.

Земельные ресурсы (далее где-то будет з/р). Основным фактором земельных ресурсов является –плодородие. В предпринимательстве нужно помнить о том, что все земли прошли гос. регистрацию и они занесены в гос. земельный кадастр. ГЗК пораздумает, что любой участок земли определен след. образом: 1.указание регистрации землепользования 2.учтено количество и качество земли 3.банитировка земли 4.экономическая оценка земли.

Бонитировка почвы- качественная оценка земельного участка, проводится по 100 бальной шкале и главным показателем выступает урожайность с/х культур на этом участке за ряд лет. Кроме бонитировке используется экономическая оценка земли, она также проводится 100 балльной шкале, но дополнительно кроме качества почвы учитывается и потенциальные затраты необходимые для возделывания этого участка почвы, чем больше потребуется затрат, тем меньше будет балл экономической оценке. Главным показателем эффективности использования з/р является показатель экономический эффект. Экономический эффект характеризуется выходом продукции с единицы площади и её себестоимости. Главнейшим фактором повышения экономического эффекта использования з/р-сов является земледелие система земледелия. Она включает в себя введение севооборота, рациональную обработку почвы и борьбу с эрозией, систему машин и удобрений,орошение,семеноводство,борьбу с сорняками, вредителями и болезнями растений,окультуривание природных пастбищ.

2.Внешние источники финансирования предпринимательской деятельности.

Финансирование предпринимательских организаций – это совокупность форм и методов, принципов и условий финансового обеспечения простого и расширенного воспроизводства. Под финансированием понимается процесс образования денежных средств или в более широком плане – процесс образования капитала организации во всех его формах. Понятие «финансирование» довольно тесно связано с понятием «инвестирование», если финансирование — это образование денежных средств, то инвестирование - это их использование. Оба понятия взаимосвязаны, однако первое предшествует второму: невозможно планировать какие-либо инвестиции, не имея источников финансирования. Вместе с тем образование финансовых средств происходит, как правило, с учетом плана их использования организацией.

При внешнем финансировании используются денежные средства, поступающие в организацию из внешнего мира. Источниками внешнего финансирования могут быть учредители, граждане, государство, финансово-кредитные организации, нефинансовые организации. / Для полноценного функционирования предприятия недостаточно собственных средств. На это есть несколько причин, например, сроки погашения задолженностей, как правило, отличаются от поступления средств от продаж. Кроме того, средства могут быть отправлены не своевременно, а так же случаются различные форс-мажоры. Сюда же относится инфляция рост самого предприятия, создание филиалов и/или дочерних предприятий. В таких ситуациях предприятие обращается к внешним источникам получения средств. / Одним из важнейших внешних источников финансирования считается кредит, выданный банковским учреждением. Ранее, высокие процентные ставки не давали возможности многим организациям использовать кредитование, как источник получения средств, так как им это было не по средствам. Однако, в настоящий момент, этот способ стал доступен компаниям. Иностранные банковские учреждения, в частности, предлагают более низкие проценты и варианты сроков погашения кредита. Следует иметь в виду, что кредиты могут быть выданы только лицензированными финансовыми учреждениями. / При получении кредита между получателем и банком устанавливаются договорные отношения. Договор, или банковский контракт, узаконивают процесс, закрепляет все нюансы и, как правило, имеет стандартную форму. /В противовес кредиту как внешнему источнику финансирования, в последнее время, выступает лизинг. Лизинг – это форма аренды практически любого оборудования или техники, в которой может быть предусмотрен и переход права собственности. Иногда, при заключении лизингового договора можно договориться о более выгодных условиях. С «лизиг-компанией» всегда можно обговорить удобные предприятию сроки гашения лизинга, лизинг требует меньше документов для оформления, а следовательно занимает меньше времени, чем кредит. / Кроме различных форм кредитных обязательств, следует упомянуть государственные программы спонсорства. Такие программы государство реализует в тех секторах, которые представляют для него интерес. Однако, у такого рода финансирования есть определенные сложности, например предприятие должно подходить под программу по указанным параметрам, что бывает затруднительно из-за их обширного перечня. / Ценные бумаги — так же своеобразный способ внешнего финансирования организации. Таким образом можно привлечь крупных капиталистов, а так же фирма получит, возможно небольшой, но гарантированный доход. Таким образом, рассчитывать на эмиссию акций, как на постоянный и основной источник дохода, не приходится, но он точно поможет установить отношения с компаниями, чьи инвестиции и опыт может быть полезен фирме.

3. Какое влияние оказывают риски на предпринимательскую деятельность? Риск — это вероятность возникновения потерь или снижения доходов по сравнению с допустимым вариантом.Основной предпосылкой возникновения предпринимательского риска является наличие конкуренции и альтернативных вариантов решения тех или иных вопросов развития предприятия, его активного функционирования.\

Риски подразделяются на следующие основные виды: производственный, коммерческий, финансовый (кредитный), инвестиционный и рыночный.

Производственный риск связан с производством продукции, товаров и услуг, осуществлением любых видов производственной деятельности. Среди причин возникновения такого риска — уменьшение размеров производства, несоответствие качества продукции спросу, рост материальных затрат, уплата повышенных процентов, отчислений, налогов и др.

Коммерческий риск возникает в процессе реализации закупленных предпринимателем товаров и оказания услуг. Истоки этого риска — снижение объема реализации вследствие негативного изменения конъюнктуры или управленческих ошибок, повышение закупочной цены товаров, непредвиденное снижение объема закупок, потери товара в процессе обращения, рост - издержек обращения.

Финансовые риски — это нередко спекулятивные риски, которые возникают в сфере отношений предприятия с банками и другим финансовыми институтами.

Финансовые риски подразделяются на два вида:

o риски, связанные с покупательной способностью денег (инфляционные, дефляционные, валютные риски, риски ликвидности)

o инвестиционные риски, связанные с вложением капитала (риск упущенной выгоды, риск снижения доходности, риск прямых финансовых потерь).

Инфляционный риск — это риск того, что при росте инфляции получаемые денежные доходы обесцениваются с точки зрения реальной покупательной способности быстрее, чем растут. В таких условиях предприниматель несет реальные потери.

Дефляционный риск — это риск того, что при росте дефляции происходит падение уровня цен, ухудшение экономических условий предпринимательства и снижение доходов.

Причиной инвестиционного риска может быть обесценивание инвестиционно-финансового портфеля, состоящего из собственных и приобретенных ценных бумаг.

Рыночный риск связан с возможным колебанием рыночных процентных ставок, национальной денежной единицы или зарубежных курсов валют, а возможно, тем и другим одновременно. Любой риск зависит от партнеров по сделке. Для принятия решения о целесообразности участия потенциальных партнеров в осуществлении проекта проводят анализ риска.

Потери от риска в предпринимательской деятельности подразделяют на материальные, трудовые,, потери времени, специальные виды потерь.

Материальные потери — это не предусмотренные проектом затраты или прямые потери материальных объектов в натуральном выражении (здания, сооружения, передаточные устройства, продукция, полуфабрикаты, материалы, сырье, комплектующие изделия).

Потери времени возникают в том случае, если процесс предпринимательской деятельности вдет медленнее предусмотренного проектом (измеряется часами, сутками, декадами, месяцами и т.д.)

К числу специальных видов потерь можно отнести: потери, связанные с нанесением ущерба здоровью и жизни людей, окружающей среде, престижу предпринимателя и с другими не-т благоприятными социальными и морально-психологическимин факторами.

Особая группа специальных видов потерь — потери от воздействия непредвиденных факторов политического характера. К типичным источникам политического фактора риска можно отнести: снижение деловой активности людей, снижение уровня трудовой и исполнительской дисциплины, неисполнение принятых законодательных актов, нарушение платежей и взаиморасчетов, неустойчивость налоговых ставок, принудительные отчисления и платежи, не имеющие здравого экономического смысла, отчуждение имущества или денежных средств и др.

Трудовые потери — потери рабочего времени, вызванные случайными или непредвиденными обстоятельствами, например использованием некалиброванного прутка и обработкой его на универсальном токарном станке вместо автомата; применение опытно-статистических норм времени вместо технически обоснованных (единица измерения — чел.-час. или чел.-дни рабочего времени).

 

Экзаменационный билет №7

1.Понятие предпринимательства. Субъекты и объекты предпринимательской деятельности.

Исходя из представлений современной экономической теории предпринимательская деятельность, или предпринимательство - это инициативная, самостоятельная деятельность, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая на свой риск и под свою имущественную ответственность. Предпринимательство - особый тип экономического поведения, это процесс создания нового, обладающего ценностью; процесс, предполагающий принятие на себя финансовой, моральной и социальной ответственности; процесс, приносящий в результате денежный доход и личное удовлетворение достигнутым. Предпринимательство возможно в любой отрасли хозяйственной деятельности: промышленности, сельском хозяйстве, торговле, бытовом обслуживании, юридической практике, банковской и коммерческой деятельности, в сфере операций с ценными бумагами и т.д. Предпринимательство может носить традиционный и инновационный характер. Инновация (нововведение) – обновление основного капитала (производственных фондов) или производимой продукции на основе внедрения достижений науки, техники, технологии. Цели предпринимательской деятельности – получение прибыли и финансовой устойчивости предприятия. Субъекты предпринимательской деятельности - физические лица, фирмы, государство. Основана предпринимательская деятельность может быть на той или иной форме собственности на факторы производства: индивидуальной, акционерной, государственной, кооперативной. Для предпринимательства характерны следующие признаки (условия): - наличие у субъекта определенной совокупности свобод и прав (по выбору вида хозяйственной деятельности, по ее планированию, по выбору источников финансирования, доступу к ресурсам, по организации и управлению, по сбыту продукции и т. д.), т.е. экономическая автономия; - наличие прав собственности на ресурсы, продукт и доход; - рыночно-конкурентный режим хозяйствования; - ответственность за принимаемые решения, их последствия и связанный с этим риск; - ориентация на достижения коммерческого успеха; - формирование соответствующей инфраструктуры (системы товарных и фондовых бирж, коммерческих банков и т. д.); - помощь со стороны государства. Объектами предпринимательства являются: производственная, инновационная, торгово-закупочная, посредническая деятельность, операции с ценными бумагами, недвижимостью и т. д.

2. Этапы разработки и структура бизнес плана. Резюме бизнес плана.

Бизнес-план — краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса. Он анализирует все проблемы, с которыми может столкнуться предприятие, а также определяет способы их решения. Правильно составленный бизнес-план в конечном счете отвечает на вопрос – стоит ли вообще вкладывать деньги в это дело и принесет ли оно прибыль. Бизнес-план – это не абстрактные мысли и не предположения. Это конкретный план действий, основанный на прогнозах, расчетах и экономических оценках. В нем отражена идея бизнеса, его модель. Он может быть по разному оформлен, но он должен быть планом, выполнение которого позволит получить прибыль, ради чего собственно и начинается любой бизнес. Разработку бизнес-плана проводят в несколько этапов:

Подготовительный этап. На этом этапе определяют цели создания документа, его назначение, сроки, ответственны



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: