История и методология юридической науки
Методические рекомендации
для студентов-магисторов юридического факультета,
обучающихся по направлению подготовки Юриспруденция
Цикл дисциплин: блок 3 «Профессиональный цикл. Вариативная часть учебного плана». Профиль подготовки общий.
Квалификация (степень) выпускника – магистр.
Курс 1, семестр 2
Самара
УДК
ББК
Рецензент: к.ю.н., проф. кафедры теории и истории государства и права Самарского юрид. института ФСИН России Касаткин С.Н.
История и методология юридической науки: методические рекомендации/ сост. Пермяков Ю.Е. - Самара: Изд-во «Самарский университет», 2015. – 19 с.
Методические рекомендации и рабочая программа составлены на основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ (степень "магистр"), содержат планы лекций и семинарских занятий, основную и дополнительную литературу для изучения дисциплины и ее отдельных тем. Предназначены для студентов-магистров юридических факультетов вузов.
© Пермяков Ю.Е., составление, 2015
© Самарский государственный университет, 2015
© Оформление. Издательство «Самарский университет», 2015.
ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая цель преподавания этой дисциплины состоит в формировании у студентов научного стиля мышления, отвечающего уровню современных общественных запросов. Высококвалифицированный юрист должен иметь навык юридически правильной артикуляции конфликтных ситуаций, которые возникают в процессе законотворческой деятельности и правоприменения.
Задачи дисциплины:
· Углубленное изучение истории юридической науки, выявление ее специфики и методологических оснований; характеристика основных стандартов научности и выявление фундаментальных правил содержательной критики научных концепций.
· анализ природы феномена юридического, выявление сущности юриспруденции как единства права, юридической практики и юридической доктрины;
· ознакомление с типичными признаками псевдонауки и приемами имитации научной деятельности, усвоение студентами норм научной этики;
· ознакомление с современными зарубежными и отечественными концепциями, разрабатываемые в рамках феноменологии права, аналитического правоведения, правового реализма и других направлений юридической мысли;
В результате освоения дисциплины «История и методология юридической науки» обучающийся должен:
- иметь представление:
· об основных признаках научного знания, принципах построения научной концепции, основных исторических этапах развития российской и зарубежной юридической мысли, своеобразии современной ситуации в мировой юридической науке;
· об основных теоретических и практических трудностях формирования универсального языка юриспруденции; о специфических задачах фундаментальной науке о праве и прикладной юриспруденции;
· о стратегиях научного поиска, определяемых различными критериями и стандартами научности;
б) знать:
· ключевые понятия основных классических и постклассических концепций права, сформулированных в ХХ и ХХI веке;
· своеобразие аксиологических и методологических оснований европейской и российской научных традиций познания правовой действительности;
· основные приемы научной полемики;
в) уметь:
· правильно понимать научный текст и аргументацию оппонента в научном споре; правильно воспринимать положения законодательства и интерпретационных актов;
· критически оценивать собственные научные суждения и выбранную методологию научного исследования;
· извлекать опыт из состоявшеейся научной полемики, обобщать ее результаты и аргументировано излагать собственное мнение по спорным вопросам доктринального толкования и применения права;
- владеть навыками:
· обзора научных позиций по вопросам теории права;
· выявления и изложения методологических оснований и постулатов правовой доктрины;
· научной полемики;
- приобрести опыт:
· самостоятельного и коллективного анализа научного текста;
· участия в научных дискуссиях, проведения юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, административных и судебных решений;
· составления научного сообщения (доклада).
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСВОЕНИЮ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
История юридической науки и ее методологические основания довольно редко оказывались предметом серьезных размышлений, поэтому круг вопросов и сама проблематика этого учебного курса еще не имеют четких границ. Преподавателю, как и студентам, надо быть готовым к тому, что в публикациях на эту тему придется встречаться с отдельными мнениями, оценками и суждениями, которые в большей степени характеризуют убеждения и пристрастия самого автора, нежели объективное состояние науки. Особенно сложно доверять мнениям, высказанными учеными в советской научной литературе: здесь необходимо отделять неизбежные шаблоны мысли и идеологические клише (без которых не состоялась бы научная публикация) от того, что имеет научную ценность и сохранило свою значимость для современности. Сложность этой задачи усугубляется двумя крайностями, которые достаточно резко обозначены в отечественной науке к своему недавнему прошлому. С одной стороны, необходимо преодолеть предубеждение, будто вся советская юридическая наука утратила свою актуальность и методологическую ценность. С другой стороны, необходимо осознать методологическую ограниченность и догматизм достаточно большого числа научных публикаций в прошлом, боязнь постановки новых проблем, предельное отстранение от реальной правоприменительной практики, особенно в сфере политических и конституционных отношений.
Главная задача курса состоит в том, чтобы раскрыть исторические закономерности развития и методологические основания юридической науки, понять ее специфику и существенные отличия от философии права и социологии, которые также изучают и осмысливают явления правовой действительности. Поскольку курс рассчитан на познание истории науки, следует уделять внимание не только тем идеям и концепциям, которые выдержали испытание временем, но и заблуждениям, ошибкам юридической теории, особенно тем из них, которые имеют исключительно научную природу и не связаны с конкретной политической ситуацией в стране и преходящей идеологической конъюнктурой.
Тематика вопросов, вынесенных для обсуждения на практических занятиях, сформулирована достаточно широко. Студент может сам выбрать тему своего выступления на практическом занятии с учетом своих научных или практических интересов. Целесообразно на занятиях делать обзоры современных научных публикаций, выделять среди них особо важные и интересные.
Главная сложность, которая поджидает студентов в изучении этого курса, состоит в освоении языка научных дискуссий. Он постоянно меняется в зависимости от того, какой методологии придерживается автор и какие идеи и категории приобрели во время написания научной работы особую популярность.
Выступления на занятиях должны обсуждаться и оцениваться, в том числе самими студентами. Как это часто бывает, оценки и высказываемые мнения замещают собою научную позицию, что нежелательно: в науке лишь те оценки имеют ценность, которые опираются на систему аргументов и вписаны в концептуальную схему, без которой не обходится ни одно научное описание предмета. Необходимо развивать в себе способность к рефлексии и чувствительность к нарративной проблематике, т.е. осознанию того, как говорится о том или ином явлении и почему выбор пал на те или иные выразительные средства. Любое понятие в науке претендует на статус научной категории, т.е. оно указывает не только на то или иное явление, но и на систему представлений, в рамках которой это явление может быть изучено
ПРОГРАММА КУРСА