Общие представление о педагогики и образовании




КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «История педагогики и образования»

Тема «Предмет и задачи истории педагогики и образования»

 

Работу выполнил: Касаткина Мария Евгеньевна, студентка 4 курса группы заочного образования факультета педагогики и психологии направление 44.03.03.Психолого – педагогическое образование (профиль «Психология и социальная педагогика») Работу проверил:    

 

 

Шуя 2018

Содержание

 

  Введение  
1. Общие представление о педагогики и образовании  
2. Предмет и задачи педагогики  
3. Цели и задачи образования  
  Заключение  
  Список литературы  

 

Введение

Нужно отметить, что каждый человек опытным путем приобретает определенные знания в области воспитания, обучения и образования, устанавливает некоторые зависимости между различными педагогическими явлениями. Так, уже первобытные люди обладали знаниями по воспитанию детей, которые передавались от одного поколения к другому в виде обычаев, традиций, игр, житейских правил. Эти знания нашли отражение в поговорках и пословицах, мифах и легендах, сказках и анекдотах (например: "Повторение - мать учения", "Яблоко от яблоньки недалеко падает", "Век живи - век учись" и т.п.), составивших содержание народной педагогики. Их роль чрезвычайно велика как в жизни общества, отдельной семьи, так и конкретного человека. Они помогают ему вступать во взаимодействие с другими людьми, общаться с ними, заниматься самосовершенствованием, выполнять родительские функции.

Народная педагогика, возникнув как ответ на объективную социальную потребность в воспитании, обусловленную развитием трудовой деятельности людей, конечно, не может заменить книги, школу, учителей, науки. Но она старше педагогической науки, образования как социального института и первоначально существовала независимо от них.

Однако педагогическая наука в отличие от житейских знаний в области воспитания и обучения обобщает разрозненные факты, устанавливает причинные связи между явлениями. Она не столько описывает их, сколько объясняет, отвечает на вопросы, почему и какие происходят изменения в развитии человека под влиянием обучения и воспитания. Эти знания необходимы, чтобы предвидеть и управлять процессом развития личности. В свое время великий русский педагог К. Д. Ушинский предостерегал от эмпиризма в педагогике, педагогическую практику без теории он соотносил со знахарством в медицине.

Однако житейский педагогический опыт, несмотря на изустную форму своего существования, не исчезал, а передавался из века в век, выдерживал испытания, менял ориентиры и ценности, но в целом сохранялся в виде педагогической культуры народа, его педагогической ментальности и сегодня составляет основу научного педагогического знания. Именно поэтому К. Д. Ушинский, выступая против эмпиризма в обучении и воспитании, не отождествлял его с народной педагогикой, а, напротив, утверждал, что, обращаясь к народности, воспитание всегда найдет ответ и содействие в живом и сильном чувстве человека, которое действует гораздо сильнее убеждения. Если оно не хочет быть "бессильным, оно должно быть народным".

Для определения педагогики как науки важно установить границы ее предметной области или ответить на вопрос: что же она изучает? В свою очередь, ответ на этот вопрос предполагает осмысление ее объекта и предмета.

Общие представление о педагогики и образовании

Педагогика (от греч, мальчик и руководитель, понимается буквально как «взрослый, ведущий мальчика») – это учение о воспитании, искусство воспитания, наука о воспитании. Педагогика в широком смысле представляет собой совокупность явлений, относящихся к области воспитания и образования. Педагогика как наука исследует следующие основные проблемы: сущность и закономерности развития и формирования личности и их влияние на воспитание, определение целей воспитания; разработка содержания воспитания; исследование методов воспитания.

Основные категории педагогики: развитие, образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача.

Развитие человека – это процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.

Термин «воспитание» используется в литературе в двух смыслах – узком и широком – в зависимости от контекста. Под воспитанием в узком смысле традиционно понимается система целенаправленных воздействий на личность, развитие, формирование личности в заданном воспитателем направлении, что проявляется в изменении мировоззрения, системы ценностей, установок, действенных отношений человека к миру и т.п. Такое представление о воспитании является упрощенным и в настоящее время подвергается интенсивному переосмыслению.

Под воспитанием в широком смысле имеется в виду кроме воспитания в узком смысле также обучение, приобретение новых знаний, умений и навыков. Воспитание в широком смысле представляет собой целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности.

Обучение – это целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащихся по передаче и усвоению знаний. Обучение всегда является двусторонним процессом и состоит из преподавания и учения. Деятельность преподавателя при этом называется преподаванием, а деятельность учащихся – учением. Эти деятельности описывают активность каждого из участников педагогического процесса. Поэтому обучение можно определить и так: обучение – это преподавание и учение, взятые в единстве.

Образование – процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности.

Педагогическая технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено общественным прогрессом, гуманизацией и демократизацией общества.

Задачи педагогики:

1. Определение и изучение закономерностей в областях воспитания и обучения, управления образовательными и воспитательными системами.

2. Изучение и обобщение педагогического опыта.

3. Прогнозирование дальнейшего развития образовательных систем.

4. Разработка новых методов, средств и форм обучения и воспитания. Решение этой задачи во многом опирается на изучение новых открытий в смежных научных областях (психологии, физиологии, социологии и др.), а также определяется пониманием специфики современного социального заказа в области образования.

5. Внедрение результатов педагогических исследований в практику образования.

Функции педагогики:

1. Изучать структуру, функции, содержание педагогического процесса;

2. Находить закономерности, основные принципы, методы учебно-воспитательной работы;

3. Разрабатывать новые модели обучения и воспитания с учетом социально-политического и экономического развития общества.

4. Разрабатывать методику подготовки педагогов и воспитателей.

Методы педагогики.

Под ними понимают способы и приемы изучения педагогических процессов и явлений.

Делятся на 4 уровня:

1. Гносеологический, который дает возможность правильно формулировать общие научные подходы в анализе педагогических процессов и явлений;

2. Мировоззренческий. Включает положение о факторах формирования и развития личности ребенка;

3. Научно-содержательный. Позволяет правильно формулировать основные законы педагогической науки;

4. Логико-гносеологический. Позволяет правильно осмысливать предмет и объект педагогики, выявлять связь педагогики с другими науками.

Образование происходит в процессе обучения и воспитания с учетом интересов личности, общества, государства.

Результатом образования является новый уровень достижений конкретного человека, приобретенных им новых знаний, навыков и умений. Образование неразрывно связано с самообразованием.

Различают несколько видов образования:

1. Дошкольное – получение образования под руководством родителей (дом) и воспитателей дошкольных учреждений.

2. Общее. Включает три стадии (начальное, основное, среднее).

3. Дополнительное – образование, которое получают в специализированных учреждениях (музыкальное, художественное) и которое выходит за рамки общеобразовательных стандартов.

4. Среднее профессиональное – образование с приобретением дополнительных профессиональных навыков и умений и статуса в той или иной сфере профессиональной деятельности.

5. Высшее профессиональное – образование, которое имеет целью подготовить специалистов высокого уровня квалификации. Проводится в специальных высших учебных заведениях.

Принципы образования:

- Автономность, которая реализуется через возможность учебных заведений самостоятельно разрабатывать учебных план, систему оценок.

- Адаптивность, означает приспособленность системы образования к уровням и особенностям обучающихся.

- Демократизация, означает ликвидацию монополии государства на образование.

- Единство культурного и образовательного пространства, обеспечивает действие единого государственного стандарта на всей территории государства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: