Буддийская скульптура периодов Корё и Чосон




Династия Корё провозгласила буддизм государственной религией, и, по мнению корейских исследователей, в период ее правления буддийская скульптура продолжала успешно развиваться; в это время было создано огромное количество скульптур[14]. По мнению же советской исследовательницы О. Н. Глухаревой, скульптура в Х—ХIV веках уже не имела большой художест­венной значимости периода Силла, и в буддийской пластике периода Коре можно проследить лишь отдельные изменения в самом характере статуй, в значительно большей идеализации образов и в мягкой пластичности их форм. В целом же скульпторы продолжали строго следовать традиционному канону[15].

 

О.Н. Глухарева также пишет, что со вторжениями киданей и монголов в Корею проникли иноземные влияния, воспринимавшиеся в той или иной мере корейскими ма­стерами. Сохранившиеся сведения указывают, что к тому же в кон­це XIII века многие скульпторы из Китая переехали в Корею и рабо­тали в Кэгёне - новой столице. (В Кэгён переехали и многие скульпторы из Кёнджу). «Но близкое знакомство с мастерами Китая не смогло внести в скульптуру что-либо принципиально новое, так как корейская храмовая пластика была под­чинена в этот период суровому контролю со стороны могущественного буддийского духовенства и мастера обязаны были строго придержи­ваться сложившегося канона»[16].

 

Не являясь специалистом по данному вопросу, позволю себе не согласиться с выводами О. Н. Глухаревой. Наличие в одно и то же время столь разных по стилю, но относящихся к единому направлению буддийской пластики скульптур, представленных на рис. 7, 8 и 9, свидетельствует, на мой взгляд, о большом разнообразии художественных традиций Кореи того времени.

 

В Х—ХI веках большое распространение получили литые же­лезные статуи, изготовление которых началось еще в государстве Силла. Этот новый для скульптуры материал и техника литья были хорошо освоены мастерами уже в ранний период государства Корё.

 

Интересна железная статуя Будды, сидящего в позе «лалит-асана» со скрещенными ногами. Эта большая статуя со­стоит из семи частей, отлитых отдельно и искусно соединенных между собой сваркой. Лицо Будды как бы освещено архаической улыбкой, а глаза с пре­увеличенно длинным горизонтальным разрезом, характерным для статуй Кореи, слегка полуоткрыты. Изысканная форма плотно сжатых губ и прямой короткий нос указывают на появление новых черт, вносящих некоторую идеализацию в сложившийся образ божества.

 

Памятником уникального значения является также статуя Будды Х—ХI веков, вылепленная из глины и покрытая густыми слоями золотого лака. Позади нее остроконечный ореол - мандала из рез­ного позолоченного дерева великолепной работы, в виде струящихся кверху языков пламени. Будда сидит в традиционной позе со скре­щенными ногами и со сложенными в условном жесте - бхумиспарша-мудра - руками. Его правая рука протянута к подножию, а левая ладонью вверх лежит на сложенных ногах, подобно рукам Будды из Соккурама. Лицо корейского типа, с мягким очертанием овала и круг­лым подбородком, лишено суровости и внутренней сдержанности, присущих ранним буддийским статуям Кореи. Блеск золотого ореола и игра света на складках одежды создают торжественность и праздничную приподнятость образа. В статуе отразилось характерное для того времени стремление к пышности и парадности.

 

В Х—ХII веках широкое распространение получили также неболь­шие бронзовые и глиняные статуи буддийских божеств для домаш­них алтарей. В это же время в Корее появляются многочисленные статуи наханов (архатов), для которых при монастырях сооружались особые павильоны, где размещали сотни статуй, различавшихся позами, атрибутами и выражением лиц.

 

По мнению О.Н. Глухаревой, в период Корё редко высекались монументальные каменные статуи и рельефы на скалах, они уже не имели прежнего значения. Однако именно в этот период были сделаны гигантские статуи стоящего Мирык-посаль (Майтрейи) – например, 10-метровое изображение, находящееся в районе Имчхомен уезда Пуегун («сокровище Т 217») (см. рис. 10) и 24.5-метровая статуя в монастыре Хванчокса в Нонсане (национальное сокровище № 218) (рис. 11).

 

В конце XIV в., с началом правления династии Чосон, буддийская скульптура стала быстро приходить в упадок, так как правящая аристократия проводила государственную политику подавления буддизма. Да и в целом искусство скульптуры в эпоху Чосон заметно сдало свои позиции, так как общество, проникнутое идеями конфуцианства, не слишком высоко его ценило.

 

 

Заключение

 

В истории корейской буддийской скульптуры четко прослеживаются периоды

- становления – это эпоха Трех государств;

- расцвета – это VII-X век, период объединенного Силла, время создания огромного количества замечательных памятников, в том числе и Соккурама. В этот период усиливается пластичность; строгие, порой нату­ралистические формы сменяются более мягкими и свободными, сильнее проявляется стремление к передаче внутреннего состояния образа;

- упадка, замирания развития искусства. Советские исследователи относят его к эпохе Корё (о чем говорилось выше), корейские – скорее к эпохе Чосон.

 

Буддийская скульптура в Корее сыграла огромную роль в становлении единых культурных традиций Дальнего Востока. Используя лучшие традиции китайского и индийского искусства, корейские мастера трактовали канон в своей, самобытной манере, и передавали его дальше, в те страны, где также распространялся буддизм – например, в Японию.

 

Многие памятники корейского искусства из-за войн и нашествий, охватывавших эту страну, не сохранились. Но работы по реставрации монастырей, археологические раскопки приносят новые находки, и сегодня мы продолжаем восхищаться замечательными творениями корейских мастеров средневековья.

 

Литература

1. О. Н. Глухарева. Искусство Кореи с древнейших времен до конца XIX в. М., 1982.

 

2. О. Н. Глухарева. Пещерный храм Соккурам. // Корейское классическое искусство. – М., 1972. – С. 38-48

 

3. Н. А. Каневская. Искусство Кореи. М., 1990.

 

4. История зарубежного искусства. / Под ред. М. Т. Кузьминой, Н. Л. Мальцевой. М., 1980.

 

5. Квон Бён Рин. Исторические уголки королевства Пэкче. // Сеул. – Зима 1994. – С. 4-13.

 

6. Квон Бён Рин. Соккурам: скульптурный шедевр в граните. // Сеул. – Лето 1996. – С. 44-50.

 

7. Ким Мин А. Выставка «Великое Корё». // Сеул. – Зима 1995. – С. 4-11.

 

8. Квон Бён Рин. Монастырь Мувиса и его древние буддийские росписи. // Сеул. – Зима 1995. – С. 33-37.

 

9. Квон Бён Рин. Бесценные находки в пагоде Камынса – свидетельства непревзойденного искусства мастеров Силла. // Сеул. – Зима 1996. – С. 18-21.

 

10. Город-музей Кенчжу. // Сеул. – Весна 1994. – С. 24-33.

 

11. https://www.infokorea.ru/sculpture.html

 

12. https://www.megakm.ru/bes_98/encyclop.asp?TopicNumber=913&search=

 

13. https://furuikeya.newmail.ru/scul.htm


Иллюстрации

 

 
 

Рис. 1. Чигукчхонван - повелитель восточной части буддийского мира.

 

 

 
 

 

Рис. 2. План храма Соккурам.

 

 

 
 

Рис.3. Храм Соккурам в разрезе.

 

 
 

Рис. 4. Статуя Кумган ёкса (Виджрапани), охраняющего вход в коридор Соккурама.

 
 

Рис. 5. Статуя Будды в храме Соккурам.

 
 

Рис. 6. Фигура Будды, высеченная в скале Синсонам на горе Намсан.

 

 
 

 
 

Рис. 7. Изображение Будды конца периода Корё. Павильон Мирыкчжон монастыря Мувиса пров. Чолла-Намдо.

 

 

Рис.8. Позолоченная бронзовая статуя сидящего Шакьямуни (период Корё).

 
 

Рис. 9. Позолоченная бронзовая статуя сидящего бодхисаттвы Махастханапрапты, в изображении которого чувствуется влияние ламаистского стиля (XIII-XIV в).

 

 
 

 

Рис. 10. Каменный Майтрейя из монастыря Тэчжоса, «сокровище Т 217.»

 
 

Рис. 11. 24.5-метровая статуя Матрейи из монастыря Хванчокса в Нонсане, национальное сокровище № 218.


[1] (1) (см. список литературы на стр. 13). С. 112.

[2] (4). С. 136.

[3] (12)

[4] (12)

[5] К сожалению, фотографии этой и многих других статуй я не могу здесь воспроизвести из-за низкого качества репродукций в книге (1).

[6] (1). С. 50.

[7] (14)

[8] (1). С. 48.

[9] (2). С. 39.

[10] (11). С. 30.

[11] (7). С. 46.

[12] (11). С.30.

[13] там же.

[14] (12)

[15] (1). С. 111.

[16] (1). С. 112.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: