Прочие стили тайцзицюань




 

В конце XIX-XX веке на базе основных пяти стилей тайцзицюань стали развиваться другие, менее распространенные направления. При создании этих направлений часто использовалось совмещение внешних и внутренних ветвей ушу. Этому способствовали поездки учителей тайцзицюань по Китаю, начало которым положил Ян Лучань.

С конца 50‑х годов XIX века ученик Ян лучаня заместитель начальника императорской канцелярии Ван Ланьтин преподавал уже сильно трансформированную старую ветвиь тайцзицюань – тайцзиусинчуй. Эта форма была

основана на пяти важнейших приемах стиля ян: «ударить под локоть, посмотрев на удар», ударе с разворотом тела, ударе в пах, отводящем ударе и «падающем ударе». Каждое движение в соответствии с традиционными атсрологическими воззрениями имело связь с одной из пяти священных планет – Меркурием, Венерой, Марсом, Юпитером и Сатурном, что и объясняет происхождение названия стиля.

Решающую роль в формировании нового стиля тайцзицюань сыграл Ли Юйдун, сумевший соединить внутренние принципы

со стремительными движениями стиля шаолиньцюань, воплотив даосский принцип полного совмещения всех стилей в их предельной форме реализации в движении. Целостность всеохватывающей единой воли стирает грань между внешним и внутренним, как бы пронзая ушу единым сущностным стержнем и объединяя прикладное значение боевых искусств и их эзотерическим истоком. Ли Юйдун чувствовал внутреннее единение двух направлений ушу. Также в стиль тайцзиусинчуй им были привнесены некоторые элементы из багуачжан и синъицюань.

Одним из немногих учеников Ян Чэнфу, не состоявших с ним в родстве, был Дун Иньцзе. Дун стал «учеником внутренних покоев», то есть наиболее приближенным к учителю, уже овладев способами боевого применения тайцзицюань и тайной методикой отработки внутреннего усилия пальцев, что позволяло делать крайне болезненные или даже смертельные надавливания на мышцы и болевые точки.

К концу жизни Дунь Иньцзе на основе комплекса в 13 форм, преподававшегося в Ян Чэнфу, и традиционной 81 формы стиля ян создал собственный стиль дун тайцзицюань. Кроме того, он разработал другое направление – тайцзикуайцюань, где все движения тайцзицюань выполнялись сначала медленно, а затем, после овладения основными принципами, чрезвычайно быстро, как во внешних стилях.

Другой последовательностью стиля ян стал тайцзичанцюань, созданный другим учеником Ян Чэнфу – Чэнь Вэймином. В 1926 году в Шанхае Чэнь Вэймин создал Общество «мягкого кулака», обобщив под этим названием все «мягкие» внутренние стили. Отклонившись от традиционной линии передачи стиля, Чэнь Вэймин реформировал старую последовательность в 58 форм: в старом комплексе Ян Чэнфу большинство форм выполнялись лишь в одну сторону, и Чэнь Вэймин счел, что это приносит ущерб тренировке. В результате количество левых и правых форм было уравнено. Кроме того, была добавлена форма «отгонять обезьяну» из стиля чэнь: шаг назад, обведение колена одной ладонью в качестве блока и толчок другой ладонью вперед. Принципиальная основа нового стиля осталась прежней: сохранилось сочетание восьми видов усилий, характерное не только для тайцзицюань, но и для чанцюань.

Во время выполнения туйшоу Чэнь добился того, чтобы противник не чувствовал его передвижений, а сам как бы приклеивался к нему, полностью контролируя действия соперника. Вследствие этого Чэнь мог выполнять туйшоу без малейшего усилия и вести поединки с огромной скоростью, что доступно далеко не всем адептам тайцзицюань. Чэнь извлек из медленных движений тайцзицюань их суть, заключенную в овладении циркуляцией ци и развитии умения контролировать противника до такой степени, что он как бы сам наносил себе поражение.

В основу тайцзицюань был положен комплекс в 108 форм, причем это количество точно соответствовало утерянному к тому времени самому раннему комплексу стиля чэнь. Но это таолу оказалось слишком сложным и неоправданно громоздким – не было смысла увеличивать количество форм свыше некоего оптимального числа, сохранявшего и передававшего динамику стиля. Поэтому тайцзичанцюань не прижился среди знатоков тайцзицюань и к настоящему времени почти не практикуется.

В местечке Чжаобаочжэнь уезда Вэньсянь провинции Хэнань, где в течение некоторого времени преподавал Чэнь Цинпин, возник стиль хэ тайцзицюань, вобравший в себя черты новой ветви стиля чэнь и местных систем ушу. Для стиля хэ характерны те же принципы внутренней работы, что и для других стилей тайцзицюань; все приемы строятся на превалировании мягкости и спокойствия, особое внимание уделяется тому, чтобы все движения конечностей были связаны с корпусом, называемым «срединным сочленением». Передвижения в хэ тайцзицюань более быстрые, чем в пяти основных стилях, стойки неглубокие, движения имеют большую амплитуду, чем в стиле ян. В бою предпочтение отдается контратаке, когда можно с помощью покоя контролировать движение, а с помощью податливости одолеть жесткость.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: