Так или иначе под огнём артиллерии случаются моменты, когда тебе не на что уже надеяться, кроме вмешательства каких-то высших сил.




Со стороны атеиста это будет звучать очень глупо, но… (Задумался.) Просто когда по тебе работает батарея 122-х или 152-х орудий, бывают моменты глубокого отчаяния. Что ничего не хочется, хочется просто жить, понимаешь? Ну да, в этот момент многие начинают молиться, многие — даже те, кто отрицал молитвы ранее.

В остальном же в армии ДНР я наблюдаю людей совершенно разных религиозных взглядов. От фанатичных ортодоксальных христиан до… Ну в общем, всех. Все молятся своим богам: кто-то молится Велесу, кто-то молится Солнцу, кто-то вспоминает Одина — не суть важно, здесь никто на это внимания не обращает. Человека спасает то, во что он верит: хочешь — обложись иконами, хочешь — зарисуйся рунами. Главное, чтобы это тебе действительно помогало.

— Ну, а вы, собственно говоря, к кому себя причисляете? На вас футболка Burzum. Варг Викернес — он язычник, когда-то сжёг церковь.

— (Смеётся.) Я отношу себя к сторонникам норвежских блэк-металлистов. (Ещё смеется.) А если серьёзно, мои религиозные взгляды — это мои религиозные взгляды. Я верю в силу древних знаков, верю в силу рун, я верю в то, что они, быть может, мне помогут. На моём, скажем так, боевом шлеме изображён скандинавский «шлем ужаса», на моём бронежилете нарисованы слова скандинавской же молитвы, которые меня, может быть, уберегут. А может быть, не уберегут… Ну, в общем, посмотрим.

— Я недавно у Захара Прилепина прочитал хорошую фразу, что война — это форма жизни. Что вы можете сказать об этой мысли? О соотношении мира и войны в сознании отдельно взятого человека, об этом соотношении в обществе, вообще в целом мире?

— Каждому поколению новому нужна своя война. К войне надо относиться философски. То есть вот так вот случилось. Война — это конфликт интересов, который невозможно решить дипломатическим способом, а таких конфликтов на самом деле очень много. И попытки недавних каких-то Минских соглашений, либо как в Сирии — какие там соглашения? Дамасские? Не суть важно. Если две нации что-то не поделили, то эти две нации должны подраться.

— И долг мужчины — участвовать в этой драке?

— Не люблю вообще это слово — «долг». Не долг, не обязанность… Я считаю, это необходимый элемент, как то: детский сад, извиняюсь, школа, работа на заводе, немножко повоевал — ну то есть это обязательная составляющая в формировании личности. Для того, чтобы у человека возникали правильные ценности, правильные жизненные ориентиры, он должен побывать там, где жизнь часто обнуляется… Не знаю, как ещё объяснить…

Современное поколение, которое я наблюдал, проживая в Москве, — на что они ориентированы? Найти хорошую работу, купить хороший, я извиняюсь, коммуникатор, то бишь смартфон. Ну это же всё глупости…

— Что нужно современному молодому поколению, которое ты наблюдал в Москве?

— Современному молодому поколению нужны некоторые факторы престижа, элемент… Подскажи слово.

— Ну… Пелевин в одной из своих книг назвал это «оранус».

— Господи боже мой… Звучит порнографично.

— Это теория о круговороте материальных благ и понтов в обществе.

— Во! Точно. Замечательное русское слово — «понты». На самом деле современному молодому поколению нужны понты: дорогой автомобиль, который доказывает твой престиж, дорогой смартфон, который доказывает… Не знаю, может, в чьих-то глазах ты становишься выше остальных, выше людей, у которых этого нет. На войне вся эта чушь отходит на второй план. Ну как, не полностью, и на войне есть свои модники, у которых есть самые крутые разгрузки, самая удобная форма, дорогая шапочка фирмы «5.11»…

— Но всё равно все понимают, что это… (Делаю рукой жест, чтобы он продолжил.)

— Понт. Именно понт. На войне никто на тебя косо не посмотрит, потому что у тебя не за 80 тысяч телефон, а за две тысячи, или, там, балалайка за 400 рублей, купленная на развале.

— Ну да… Время воинов прошло, сейчас время барыг…

— Да куда же оно прошло? Никуда оно не прошло. Я бы всю жизнь воевал. Только по-честному, как говорится, чтобы червонцами царскими платили или землёй… С людишками. (Смеется.)

— Цитата из фильма «Окраина»?

— Да. Цитата, которую я полностью разделяю. (Смеётся.) Шучу, конечно.

В общем, мирные жизненные ценности отходят на второй план. С другой стороны, такие понятия, как «друг» и «товарищ», приобретают на войне особенно глубокий смысл. В мирной жизни — что такое «друг»? Человек, с которым можно выпить, человек, который сидит в одном с тобой офисе, за соседним компьютером.

На войне друг и товарищ — это человек, который будет тебя прикрывать, возможно, вытаскивать тебя, искалеченного осколками, откуда бы то ни было. На войне люди учатся друг другу доверять. Я вообще считаю, что это самое большое достижение человека: научиться верить окружающим. Если верить не научишься, то здесь ты просто умрешь.

— То есть спасение современной цивилизации — в войне?

— Конечно. Спасение любой цивилизации — в войне, просто раньше воевали хорошо и долго, а сейчас, к сожалению, всякие дрянные гуманисты кричат о том, что надо жить в мире, и за этот мир они готовы платить собственной честью, гордостью, они готовы платить честью и гордостью собственной нации, собственного государства. Это неприемлемо.

(Тут уже я взял паузу, немного охренев от таких формулировок, задумался…)

— Ну… У Платонова в повести «Котлован» есть хорошая цитата, она мне очень нравится, я отчасти разделяю твои взгляды. Там один персонаж говорит о том, что мужик, который не воевал, всё равно что баба не рожавшая — идиотом живёт. И персонаж, который произнёс эту фразу, — он потерял ногу на Первой мировой. Как ты, согласен с этой цитатой?

— Да, полностью с ней согласен. То есть женщина должна родить восемь-десять детей, а мужик должен поучаствовать в восьми-десяти войнах. (Смеётся.)

А если серьёзно, то почему мы НЕ должны воевать? Ещё раз: почему мы не должны воевать? Потому что это сэкономит чьи-то мирные жизни? Да ни черта подобного! Сколько мирных жителей погибло за эти четыре — или сколько она, эта война, тут уже длится?

Сколько мирных жителей погибло за годы этого тлеющего конфликта от огня артиллерии, от каких-то диверсий и прочей тошноты? Не будем далеко заглядывать: буквально позавчера соседний от нас посёлок обстреляли, там семеро «трёхсотых», это из «мирняка». Вроде даже «двухсотые» были, я слышал. Была бы не урезанная «Минском» война, было бы всё намного быстрее и легче.

— Ну да, это ещё не учитывая демографические потери. Дети, которые не родились в результате этой войны.

— Вот именно. В 2014 и 2015 годах здесь население испытывало голод, сейчас здесь у мирного населения зарплата идёт от трёх тысяч. От трёх до десяти тысяч. И десять тысяч — это хорошая зарплата, ты хорошо устроился, ни в чём себе не отказывай.

Какие дети? О каких детях может идти речь, если на десять тысяч при нынешних ценах — извиняюсь за капиталистические такие подробности — о каких детях может идти речь, если тебе этой зарплаты хватит едва на то, чтобы содержать себя и платить за собственное жильё? И это всё — результат затянувшейся войны. Да и чёрт с ними, с демографическими потерями.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: