Самостоятельная работа во внеурочное время.




Повторить:

· Принципы классификации способов размножения растений и его виды;

· Способы вегетативного (бесполого) размножения растений, их классификацию;

· Половое размножение, биологическая сущность, значение. Классификация типов половой процесса;

· Размножение и воспроизведение;

· Понятия: жизненные формы организмов. Жизненный цикл организма, смена ядерных фаз, чередование поколений. Типы жизненных циклов. Этапы жизненного цикла.

· Основы спорогенеза и гаметогенеза у растений. Их место и значение в жизненном цикле;

·; Гаметофит, спорофит, их роль и значение в жизненном цикле растений; Эволюция гаметофита и спорофита в жизненном цикле растений

· Особенности чередования полового и бесполого поколения у растений.

 

Изучить:

· Принципы классификации и таксономии. Латинские названия таксонов.

· Классификацию и общую характеристику Царства «Растения»; таллофиты – низшие растения – Thallophyta; группа отделов Водоросли – Algae: сине-зеленые Cyanophyta, зеленые Chlorophyta, бурые Phaeophyta, красные Rhodophyta.

· Морфологические характеристики, особенности размножения и жизненные циклы конкретных представителей отделов: осциллятория Oscillatoria sp., спирулина Spirulina sp., хламидомонада Chlamidomonas sp., хлорелла Chlorella sp., вольвокс Volvox sp., спирогира Spirogira sp., Ламинария – Laminaria sp., Фукус – Fucus sp., Анфельция Anfeltia sp., Порфира Porphyra sp..

· Значение водорослей и их отдельных представителей в фармации, медицине, пищевой промышленности.

На занятии:

1. Работа с микропрепаратами:

· Вольвокс – пост. м.п. (постоянный микропрепарат);

· Спирогира – пост. м.п.;

· Конъюгация спирогиры – пост. м.п.;

2. Гербарными образцами: зеленые, бурые, красные водоросли.

3. Фиксированным и живым материалом, таблицами и схемами, учебно-методической литературой.

4. Просмотр учебных видеофильмов по теме занятия.

 

Литература:

1. Введение в систематику. Систематика низших растений: учебное пособие по ботанике для студентов 1-2 курсов фармацевтических вузов (факультетов)/В.А. Куркин, Л.В. Тарасенко, О.Е. Правдивцева, А.В. Куркина. – Самара: ООО «Офорт», 2006. -91 с.

2. Яковлев Г.П., Челомбитько В.А. Ботаника: учебник для вузов. – СПб.: Спецлит, изд-во СПХФА, 2001.

3. Хржановский В.Г. Курс общей ботаники (систематика растений): учебник для сельхозвузов. – М.: Высшая школа, 1982

4. Хржановский В.Г., Пономаренко С.Ф. Практикум по курсу общей ботаники: учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1979.

Дополнительная литература:

1. Жизнь растений: в 6 т. гл. ред. Ал. А. Федоров. - М.: Просвещение, 1977, т.3.

2. Водоросли, лишайники и мохообразные СССР. Под ред. М.В. Горленко. – М.: Мысль, 1978, 365 с.

3. Рейвн П., Эверт Р., Айкхорн С. Современная ботаника: в 2-х т., т. 1.: Пер. с англ. – М.: Мир, 1990.

 

 

Вопросы и задания для самоконтроля усвоенного материала:

Общие вопросы 1. Дайте определение понятиям размножение, воспроизведение. 2. Какие формы размножения существуют в природе? 3. Что такое вегетативное размножение, и каково его биологическое значение? Его виды? 4? Какие способы естественного вегетативного размножения вам известны? 5. Какой способ деления клетки лежит в основе вегетативного размножения? 6. Что такое бесполое размножение, каково его биологическое значение? Приведите примеры бесполого размножения у растений. 7. Дайте определение понятию спора.. 8. Спорогенез у растений, какое деление лежит в его основе? Почему? 9. Как называется процесс образования половых клеток? 10. Перечислите типы полового процесса растений, приведите примеры. 11. Дайте определение следующим понятиям: гаметофит, спорофит, жизненный цикл, чередование поколений, смена ядерных фаз. 12. Какие типы жизненных циклов вам известны? На чем основана их классификация? 13. Что такое жизненная форма организма?

Вопросы по теме 1. Дайте определение понятию водоросли. Какие признаки лежат в основе классификации этой группы организмов. 2. Какое место в эволюции низших растений занимают сине-зеленые водоросли? 3. Каково строение тела (таллома) сине-зеленых водорослей. Каковы особенности ядерного и фотосинтезирующенго аппаратов сине-зеленых водорослей? 4. Наличие каких пигментов обусловливает окраску сине-зеленых водорослей? 5. Как размножаются сине-зеленые водоросли. В какой среде обитают и каковы способы их питания? Назовите представителей этого отдела. 6. Какие признаки лежат в основе классификации зеленых водорослей. Каковы направления эволюции зеленых водорослей? 7. Что характерно для строения клеток представителей этого отдела? Что такое хроматофор? В чем отличие хроматофора от хлоропласта? Каковы функции пиреноидов? 8. Назовите способы размножения и типы полового процесса у зеленых водорослей, приведите примеры. 9. Каковы признаки примитивности и эволюционной продвинутости отдельных представителей зеленых водорослей? 10. В чем особенности морфологии и биологии бурых, и красных водорослей? Приведите примеры. 11. Как можно охарактеризовать жизненный цикл ламинарии, почему?

Задания. Используя приложение, охарактеризуйте конкретных представителей изученных отделов.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ.

 

План общей характеристики таксона (или представителя)

1. Классификация таксона, систематическое положение представителя. (Разнообразие представителей, количество видов.)

2. Среда обитания и распространение.

3. Особенности анатомо-морфологического строения (строение таллома), биологии (способы питания и размножения).

4. Схема жизненного цикла.

5. Значение в жизнедеятельности человека, экологическая роль в природе.

6. Другие представители.

 

Составлено: асс. Тарасенко. Л.В.

Стар. преп., к. фарм.н. Рыжов В.М.

 

январь 2013 года



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: