Роль и значение ТЛК Санкт-Петербурга, зона его влияния
ТЛК Санкт-Петербурга объединяет различные виды транспорта и дорожное хозяйство, транспортную и терминально-складскую инфраструктуру, участников транспортно-логистической деятельности, находящихся в зависимости и взаимодействии при оказании транспортных, логистических, складских, дистрибутивных и вспомогательных услуг как в интересах экономики и жителей Санкт-Петербурга, так и в интересах экономик и жителей иных регионов России и иностранных государств.
Санкт-Петербург - единственный мегаполис в России, в котором транспортно-логистический комплекс представлен всеми основными видами городского, пригородного и внешнего транспорта.
Структура ТЛК Санкт-Петербурга включает 4 основных компонента:
1. Внутригородской транспорт, обеспечивающий грузовые и пассажирские перевозки на территории Санкт-Петербурга;
2. Внешний транспорт, обеспечивающий межрегиональные и международные перевозки грузов и пассажиров, транспортировку продукции топливной промышленности;
3. Транспортную и терминально-складскую инфраструктуру;
4. Систему управления движением, объединяющую информационное обеспечение и технические средства управления движением.
Эффективное функционирование и развитие ТЛК Санкт-Петербурга с такой сложной структурой может быть обеспечено только при условии организации четкого взаимодействия всех его компонентов. [6, c. 39]
Роль ТЛК в градостроительном развитии Санкт-Петербурга
ТЛК Санкт-Петербурга относится к числу важнейших отраслей жизнеобеспечения Санкт-Петербурга, от функционирования которой зависят качество жизни населения, эффективность работы других отраслей экономики Санкт-Петербурга и возможности использования его градостроительного и социально-экономического потенциала. [7, c. 130] К пользователям услуг ТЛК Санкт-Петербурга относятся около 6 млн. жителей региона и свыше 500 тыс. предприятий всех отраслей экономики, многие из которых занимают лидирующие позиции в стране. Сегодня транспорт - одна из основных наиболее динамично развивающихся отраслей экономики Санкт-Петербурга:
В структуре валового регионального продукта доля транспорта и дорожного хозяйства Санкт-Петербурга составляет 9,4%; в отрасли работает 13,5 тыс. предприятий, на которых трудится свыше 230 тыс. чел. (около 10% от общего числа занятых в экономике Санкт-Петербурга); общий объем инвестиций в развитие ТЛК Санкт-Петербурга превысил в 2005 г. 31,3 млрд.руб. (25% от общего объема инвестиций в экономику Санкт-Петербурга); суммарный объем экспорта и импорта транспортных услуг достиг в Санкт-Петербурге в 2005 г. 1143,4 млн. долларов США (66% от общего объема экспорта и импорта услуг отраслей экономики Санкт-Петербурга).
Эффективное развитие ТЛК является важным фактором повышения привлекательности Санкт-Петербурга для жизни и работы людей, роста экономической активности, расширения производства, сферы обслуживания и туризма, повышения конкурентоспособности, общественной и инвестиционной привлекательности Санкт-Петербурга.
Развитие Санкт-Петербурга и ТЛК взаимно обусловлено. С одной стороны, расположение и объемы работы предприятий и транспортных терминалов, размещение жилых районов и мест приложения труда формируют объемы и направления грузо- и пассажиропотоков и определяют нагрузку на транспортную систему. С другой стороны, развитие ТЛК способствует росту производительности труда, размещению и развитию новых производств, расширению торговых и деловых связей. [8, c. 99]
Транспорт обеспечивает перевозки грузов от производителей к потребителям, обслуживает хозяйственные связи предприятий Санкт-Петербурга, Северо-Западного федерального округа и других регионов России. Снижение транспортных издержек и ускорение доставки грузов непосредственно отражаются на конкурентоспособности отечественных производителей, способствуют снижению стоимости товаров и услуг, стимулируют расширение транспортно-экономических связей.
ТЛК Санкт-Петербурга не только обеспечивает потребности экономики Санкт-Петербурга, но и является градообразующей отраслью, создающей значительный вклад в формирование валового регионального продукта, пополнение доходной части бюджета, влияющей на занятость и денежные доходы населения.
В отличие от других базовых отраслей ТЛК Санкт-Петербурга выполняет системообразующую функцию, создающую саму возможность развития в Санкт-Петербурге целого ряда отраслей экономики. Именно этот факт является одним из основных конкурентных преимуществ ТЛК Санкт-Петербурга по отношению к другим базовым отраслям экономики Санкт-Петербурга.
ТЛК Санкт-Петербурга является одним из важнейших элементов инвестиционной привлекательности Санкт-Петербурга. [8, c. 115]
Решения о размещении в Санкт-Петербурге многих производств принимаются в немалой степени с учетом уровня транспортно-логистического сервиса, который может быть оказан в Санкт-Петербурге.
Целый ряд новых предприятий был расположен на территории Санкт-Петербурга во многом за счет близости к Большому порту Санкт-Петербург, что позволило им снизить затраты на доставку сырья и комплектующих.
К ним относятся:
· предприятия автомобильной промышленности, на которые поставляются импортные комплектующие и с которых вывозятся готовые автомобили
· предприятия по производству бытовой техники и товаров народного потребления, ориентированные на импортные комплектующие и продажу готовой продукции в регионах России;
· предприятия пищевой промышленности, работающие на импортном сырье (мясоперерабатывающие, производящие напитки, консервы и
· продукты питания с использованием импортных компонентов);
· табачные фабрики, на которые через терминалы порта поставляется табак и т.д.
ТЛК выступает в настоящее время катализатором многих социально-экономических процессов в Санкт-Петербурге, в том числе в значительной степени - развития промышленности Санкт-Петербурга.
Необходимость оптимизации транспортно-логистической деятельности, связанной с перевалкой, хранением, обработкой и дистрибуцией значительного количества грузов, стимулирует развитие научной, проектной и инновационной деятельности в Санкт-Петербурге. В Санкт-Петербурге расположены ведущие высшие учебные заведения страны, в которых готовят специалистов для всех видов транспорта и логистики, а также многие научные и проектные организации, выполняющие перспективные разработки для транспортного комплекса Российской Федерации. [9, c. 48]
ТЛК Санкт-Петербурга обеспечивает потребности всех отраслей экономики второго по значимости города страны - развитого промышленного, туристического и торгового центра, играет важную роль в градостроительном развитии агломерации, создании необходимых условий для привлечения инвестиций и повышения привлекательности территории для развития бизнеса. Именно транспортная доступность Санкт-Петербурга, скоростные характеристики, провозные и пропускные возможности ТЛК во многом определяют качество и интенсивность обмена товарами, ресурсами, технологиями и информацией, а следовательно, и перспективы Санкт-Петербурга в международном и внутрироссийском разделении труда.
транспортный логистический экономический градостроительный
Глава II. Основные особенности и проблемы развития ТЛК Санкт-Петербурга