Пути (способы) введения грамм. материала




Билет 15. Методика формирования грамматических навыков в обучении языку, комплекс упражнений.

 

Грамматика – действующая в языке система правил словоизменения, строения слов, соединения слов в словосочетания и предложения различных типов.


Языковые грамм. навыки – автоматизированное оперирование грамматическими явлениями изолированно, вне условий общения.

 

Рецептивные/перцептивные грамм. навыки (чтение, аудирование)

Морфологический грамм. навык – навык интуитивно правильного распознавания и употребления морфем.

 

Речевые грамм. навыки – автономное использование грамматического материала во всех ВРД (соотнесение с комм. задачей и ситуацией общения)

 

Экспрессивные/продуктивные/репродуктивные грамм. навыки (письмо, говорение)

Синтаксический грамм. навык – навык интуитивно правильного распознавания и употребления синтаксических конструкций.


Основная сложность овладения грамматикой иностр. языка – ограниченное учебными часами время изучения.

Главное требование к отбору грамм. материала – минимум должен быть достаточным для реализации комм. целей.

 

Базовый минимум грамматических средств:

· Ср-ва описания понятий, явлений, предметов

· Ср-ва выражения кол-ва

· Ср-ва сравнения

· Ср-ва выражения определенных отношений внутри предложения: временных, причинно-следственных, логических, уступки, условия, пространства

· Ср-ва выражения действий повествования при создании текста

· Ср-ва выражения модальности

· Ср-ва выражения образа действия

· Ср-ва выражения логико-смысловой связи

· Ср-ва выражения комм. намерений: просьба, предложение, совет, возражение, согласие и тд

· Ср-ва выражения цели действия


Активный – представлен явлениями, которые предназначены для употребления в устной и письменной речи.

Принципы отбора:

  1. распространенности в устной речи
  2. образцовости (образование форм по аналогии)
  3. исключения синонимов

Пассивный - представлен явлениями, которые учащиеся могут понять в звучащем или письменном тексте.

Принципы отбора:

  1. распространенности в письменной/книжной речи
  2. многозначности

Этапы формирования грамм. навыка

  1. Ориентировочно-подготовительный (15-20 мин)

Цель: показать, как новый материал функционирует в речи и обеспечить первичное закрепление.

  1. Стереотипизирующе-ситуативный
    Цель: формирование сознательности и автоматизированности навыка.
  2. Варьирующе-ситуативный
    Цель: формирование гибкости навыка во всех видах РД.

Пути (способы) введения грамм. материала

Имитативный (имплицитный) Индуктивный (эксплицитный) Дедуктивный (эксплицитный
Подражание Ранее обучение, овладение простых речевых образцов, разноуровневые группы 1. Ориентировочно-подготовительный -Предъявление образца в типичной ситуации общения -Освоение звуковой формы и практически заучивание в имитативных упр. 2. Стеретипизирующе-ситуативный -Выполнение упр. (подст., вопросно-ответные) 3. Варьирующе-ситуативный -Выполнение реч. упр. с опорой на наглядность в смоделированных ситуациях общения + Подсознательное овладение грамм. явл. - неэкономичность во времени, неосознанное владение грамм. материалом, ограниченные возможности использования, сложность организации из-за выбора большого количества речевых стимулов и ситуаций. 1. Ориентировочно-подготовительный этап -Предъявление грамматического материала в коммуникативной ситуации через ряд примеров (не длинных, не сложных). -Наблюдение, анализ и самостоятельное выведение правила учащимися -Формулирование правила совместно с учителем (помощь) -Имитативные и рецептивные упражнения; 2. Стеретипизирующе-ситуативный -большое количество условно-речевых упражнений на расширение и варьирование речевого образца -постепенно расширяется лексическое наполнение в упражнениях – для гибкости навыка; 3. Варьирующе-ситуативный -речевые упражнения во всех видах РД. + Комм. напр., сознательность, деятельный подход, развитие мышления - Неэкономичность во времени, демотивация (не подходит для низкого уровня обучаемости) 1. Ориентировочно-подготовительный этап -Предъявление материала в речевом образце. -Теоретическое пояснение (и возможно сопоставление с родным языком) -Изучение правила. (предъявляются все формы явления) -Иллюстрация правила примерами. -Контроль понимания правила (обычно фронтальная беседа) -Имитативные и рецептивные упражнения 2. Стеретипизирующе-ситуативный -подготовительные, предречевые упражнения (языковые и условно-речевые) -постепенно расширяется лексическое наполнение в упражнениях – для гибкости навыка; 3. Варьирующе-ситуативный -речевые упражнения во всех видах РД. + Экономичность во времени, уверенность, что правило объяснено верно, сознательность - Пассивность учащихся, исп. грамм. терминологии непонятной учащимся

Типы упражнений:

  • Имитативные (прослушайте и повторите, прочитайте вслух)
  • Рецептивные (найдите в тексте, поднимите руку, выпишите из текста)
  • Языковые (подстановочные, трансформационные, на раскрытие скобок, на множественный выбор, на расширение)
  • Условно-речевые (переспросите, ответьте на вопр. по образцу, опишите картинку, используя данное грамм. явл.)

Речевые (Опросите одноклассников и представьте полученные данные; расскажите о выходном дне, планах на завтра (отработка времен); сравните 2 фото, скажите, какая нравится больше и почему (прилагательные); сформулируйте советы другу (модальные глаголы)

  • Упр. в игровой форме (кубики, квесты, крестики-нолики, кто больше, кто длиннее, ролевые игры, проекты)

Интерференция – отрицательное влияние одной языковой системы на другую.

Напр.: 是, сч. сл.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: