1) Почаще задумывайтесь над точностью оценки способностей и склонностей ваших работников. Соответствия этим качествам объема и сложности поручаемых заданий- важное условие профилактики стрессов среди подчиненных.
2) Не пренебрегайте «бюрократией», то есть четким определениям функций, полномочий и пределов ответственности работников. Этим вы предотвратите массу мелких конфликтов и взаимных обид.
3) Не раздражайтесь, если работник отказывается от полученного задания, лучше обсудите с ним основательность отказа.
4) Как можно чаще демонстрируйте свое доверие и поддержку подчиненным. (По данным одного из американских исследователей, сотрудники, испытывавшие значительный стресс, но чувствовавшие поддержку начальника, в два раза меньше болели в течение года, чем те, кто такой поддержки не замечал.)
5) Используйте стиль руководства, соответствующий конкретной производственной ситуации и особенностям состава сотрудников.
6) При неудачах сотрудников оценивайте в первую очередь обстоятельства, в которых действовал человек, а не его личные качества.
7) Не исключайте из арсенала средств общения с подчиненными компромиссы, уступки, извинения.
8) Запретите себе использовать сарказм, иронию, юмор, направление на подчиненного
9) Если возникла необходимость кого-то покритиковать, не упускайте из виду правил конструктивной и этичной критики
10) Периодически задумывайтесь о способа снятия уже накопленных подчиненными стрессов. Держите в поле зрения проблемы отдыха сотрудников, возможности их эмоциональной разрядки, развлечений и т.д.
Антистрессовое подчинение
1) Если вас не устраивают условия и содержание труда, заработная плата, возможности продвижения по службе и прочна организационные факторы, постарайтесь тщательно проанализировать, насколько реальны возможности вашей организация по улучшению этих параметров (то есть для начала выясните, есть ли за что бороться).
2) Обсудите ваши проблемы с коллегами, с руководством. Позаботьтесь при этом, чтобы не выглядеть обвинителем или жалующимся - вы просто хотите решить рабочую проблему, которая, возможно, касается не только вас.
3) Постарайтесь наладить эффективные деловые отношения с вашим руководителем. Оцените масштаб его проблем и помогите ему разобраться в ваших. Руководители, как правило, нуждаются в «обратной связи», но не всегда з состоянии ее наладить.
4) Если вы чувствуете, что объем поручаемой вам работы явно превышает заши возможности, найдите в себе силы сказать «нет». Позаботьтесь при этом о взвешенном и тщательном обосновании своего отказа. Но не «захлопывайте двери»: объясните, что вы совсем не против новых заданий... если только вам позволят освободиться от части старых.
5) Не стесняйтесь требовать от руководства и коллег полной ясности и определенности в суш поручаемых вам заданий
6) Если возникает производственный «конфликт ролей», то есть заведомая противоречивши, предъявляемых требований (вам, к примеру, поручили составить важный отчет, но не сними обязанности отвечать на беспрестанные телефонные звонки клиентов), не доводите дело до печального финала, когда придется оправдываться в невыполнении того или другого задании. Ставьте на обсуждение проблему несовместимости порученных вам дел сразу, фокусируя пин мание руководства на том, что в итоге пострадает дело, а не вы лично.
7) При напряженной работе ищите возможность для кратковременного отключения и отдых.1 Опыт свидетельствует, что двух 10-15 минутных периодов расслабления в день вполне достаточно, чтобы сохранить высокую степень работоспособности.
8) Полезно также помнить о том, что неудачи в работе редко бывают фатальными. При анализе их причин лучше сравнивать себя не с канатоходцем, не имеющим права на ошибку, в, допустим, с футбольным форвардом, у которого из десятков попыток обыграть защитником удачными оказываются от силы одна-две, но и такого их числа порой бывает достаточно Набираться опыта на собственных ошибках - ваше естественное право (хоть и не записанной в Конституции).
9) Обязательно разряжайте свои отрицательные эмоции, но в общественно-приемлемых фор мах. Социально одобряемое управление своими эмоциями заключается не в подавлении их, а в умении находить подходящие каналы для их отвода или выпуска. Находясь в сильном раздражении, не хлопайте дверью и не кричите на коллег, а найдите способы выплеснуть свой гнев ни что-нибудь нейтральное: сломайте пару карандашей или начните рвать старые бумаги, имеющиеся, как правило, в любой организации в немалом количестве. Дождитесь, наконец, вечера или выходных и дайте себе любую физическую нагрузку - лучше такую, где надо почему-нибудь бить (футбол, волейбол, теннис, на худой конец и выбивание ковров подойдет).
10) Старайтесь не смешивать личные и служебные отношения и т.д.