Декоративно-прикладное искусство




Живопись

Основоположниками башкирского профессионального изобразительного искусства являются художники Республики Башкортостан К.С. Девлеткильдеев, А.Э. Тюлькин, П.М. Лебедев, Ю.Ю. Блюменталь, А.П. Лежнев, И.И. Урядов, В.С. Сыромятников, М.Н. Елгаштина, Б.Д. Ежов, К.И. Герасимов, А.В. Храмов, В.П. Андреев – члены первого башкирского «отряда» Союза художников.

Славу самобытному башкирскому изобразительному искусству принесли корифеи, чье творчество традиционно ассоциируется с крупнейшими достижениями – А.Ф. Лутфуллин, Б.Ф. Домашников, Р.М. Нурмухаметов, Кузнецов А.А., Т.П. Нечаева, М.Н. Арсланов, А.Д. Бурзянцев, А.Х. Ситдикова, Б.Д. Фузеев, Э.М. Саитов, З.Р. Басыров, В.П. Пустарнаков, В.И. Плекунов, С.А. Литвинов, Н.А. Калинушкин, К.А. Головченко, А.И. Платонов, Ф.А. Кащеев, В.А. Позднов, П.П. Салмасов, М.А. Назаров, В.Н. Пегов и др.

Графика

В Башкортостане искусство графики получило развнтпе с середины 191О-х гг. 20 века и связано с именами Ю.Ю.Блюментоля, К. С. Девлеткильдеева, М. Н. Елгашиной, в творчесве которых традиции русской классической акварели получило новую трактовку. Лирические работы Елгаштиной посвящены природе Башкортостана (“Весенние сумерки”, 1826), произведения Девлеткильдеева обладают глубоко национальной образной системой (“Башкир-охотник на медведя”; оба — бум., акв.)‚ Блюменталь известен как мастер портрета (“ Старик-башкир", бум., карандаш; оба — 1928). В этот период были созданы рисунки Г.П.Черкашенинова‚ Лежнева, акварельные пейзажи и портреты П.М.Лебедева.

Примером уникальной графики вспомогательного характера являются зарисовки интерьера традиционного, предметов традиционного декоративно-прикладного искусства башкир (С.Сьромятников в 30-е гг., Г.И. Мухаметшин, М.Д. Кузнецов и др. во 2-й пол. 20 в). Самостоятельный характер уникальной графики проявился в работе М. Пискунова “Переход башкирских войск на сторону Красной Армии”, ставшей редким опытом исторической композиции, выполненной в технике акварели.

В 1974 и 1984 годах в Уфе состоялись выставки эстампа, в 1995 и 1998 годах - 1 и 2-я Уральская триеннале печатной графики. На выставках были представлены работы художников графиков Башкортостана Р.Р. Маглиева (Старая Уфа, литография, 1996), Саитова ("Домой", офорт), Королевского ("Салават Юлаев", линогравюра) и др. С конца ХХ века башкирские графики постоянно участвуют в международных выставках графики. С 2001 года в Уфе проводится международная выставка "URAL PRINT TRIENNIAL".

В 1980-е гг. в башкирском искусстве были заложены предпосылки для развития скульптуры, появления новых имён и творческих манер — это начало самостоятельной подготовки кадров в мастерской Н.А. Калинушкина на худграфе БГПИ, работа художников на творческой даче в Переславле-Залесском, где они испытывали сильное влияние мастеров московской школы. С перестроечными процессами в обществе и прекращением идеологического контроля художественной жизни, поиск новых средств пластической выразительности, отличных от традиционного реализма, развернулся в творчестве молодых скульпторов Явдата Ахметова, Владимира Лобанова, Владимира Антипина, Фирданта Нуриахметова. В большинстве своём «вырастая» из мастерской Н.А. Калинушкина, они продолжали тесно общаться с учителем, работать бок о бок с ним и мастерами страны и зарубежья на симпозиумах в Башкирии и в России.

Памятник Салавату Юлаеву (1967) скульптора Сосланбека Дафаевича Тавасиева, Монумент дружбы народов (1965) скульпторов М. Ф. Бабурина и Г. П. Левицкой в Уфе стали визитной карточкой Уфы, национальным достоянием.

Шесть метафорических фигур, вписанные в созданные для них арочные проемы в музее Салавата Юлаева в селе Малоязе созданы уфимским скульптором Хабибрахмановым Ханифом Мирзагитовичем

Декоративно-прикладное искусство

Дореволюционное декоративно-прикладное искусство башкир чаще всего ограничивалось потребностями семьи. Важным событием в жизни женщины было замужество. К свадьбе готовили большое количество тканых и вышитых вещей: узорный шаршау, свадебный костюм для девушки и жениха, полотенца, салфетки, скатерти, платки для приданого и для свадебных подарков. В период подготовки к свадьбе наиболее полно раскрывались творческие способности девушки и её мастерство вышивальщицы и ткачихи.

Среди разнообразных предметов художественного ремесла особое место у башкир занимают изделия, изготовленные из дерева и древесных материалов - ковши с ажурной ручкой или же на конские седла с красивыми луками. Высокая техника их отделки, разнообразие форм и сюжетов привлекали внимание русских и зарубежных исследователей еще в XVII и XVIII вв. Изделия из дерева изготавливались с использованием минимума инструментов - только топора и ножа.

Редкий дар резьбы становился занятием всей жизни некоторых мужчин. Резные ковши, чаши и кадки для кумыса, изготовленные их золотыми руками, пользовались широким спросом. Опытные резчики бережно хранили и передавали тайны и секреты прикладного творчества от поколения к поколению. Молодые мастера обогащали и усовершенствовали его. Декоративно-прикладное искусство башкир претерпело в своей истории периоды взлёта и упадка. Но все же и до сегодняшнего дня оно донесло замечательные образцы произведений культуры, созданные руками народных мастеров из башкир.

В народном искусстве башкир отсутствует изобразительность ввиду сильного влияния на духовную жизнь религии ислама, запрещавшего изображения всяких материальных предметов, но всё же само искусство сохранилось как «богатейшая кладовая орнаментов, материалов, приемов обработки и техники изготовления изделий, порождая многообразие комбинаторских методов и дальнейшей стилизации и схематизации сюжетной стороны искусства»

В народном искусстве башкир основным видом искусства является орнамент, представляющим своеобразный и важный слой художественной памяти народа. Орнамент составляет обязательный компонент художественного оформления вещей. У башкир - это узор, который образуется сочетанием геометрических, зооморфных и растительных фигур и элементов. В зависимости от назначения орнамент располагался бордюром, отдельными розетками или сплошной сеткой.

Для украшения одежды применялся преимущественно орнамент из геометрических и растительных элементов, расположенных бордюром, реже розетками. В башкирском орнаменте существуют следующие ярко выраженные группы мотивов: кускар - символ завитых бараньих рогов и символ трав - тематика кочевого скотоводческого народа и более поздние его модификации: спиралевидные и S –образные завитки, криволинейные узоры, спирали, сердцевидные и роговидные фигуры, волны.

В декоративноприкладном искусстве много работали художники: Ямалетдинов, Ильис Миниахметович, Березин Геннадий Николаевич (Белебей), Лебедев Станислав Александрович (Уфа) и др.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: